Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 16:43, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. Проблемам налогов и современной налоговой политики РФ сегодня уделяется довольно пристальное внимание, так как от того, насколько правильно построена система налогообложения, насколько продумана налоговая политика государства, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.
Введение 5
1 Теоретические основы формирования и реализации налоговой политики 8
1.1 Сущность, содержание и типы налоговой политики 8
1.2 Методы осуществления налоговой политики 15
1.3 Взаимосвязь налоговой политики и налогового механизма 21
2 Анализ основных направлений налоговой политики РФ 28
2.1 Анализ целей налоговой политики в области налогообложения 28
природных ресурсов
2.2 Исследование целей налогового стимулирования инновационной деятельности и развития человеческого капитала 34
2.3 Оценка результативности достижения фискальных задач налоговой политики 42
3 Пути совершенствования налоговой политики РФ 50
3.1 Направления реформирования налогообложения природных ресурсов 50
3.2 Разработка рекомендаций по усилению стимулирующей роли налогов в регулировании инновационной деятельности и развития человеческого капитала 56
3.3 Предложения по совершенствованию формирования доходов бюджетов разных уровней в условиях децентрализации налоговых полномочий 61
Заключение 68
Список использованных источников 72
Приложения
Ситуация в России характеризуется сегодня недостаточно эффективным использованием макроэкономических регуляторов, в том числе бюджетно-налоговых инструментов, в процессе капитализации финансовых ресурсов и стимулирования активности хозяйствующих субъектов. Сбалансированные бюджеты на 2009 и 2010 гг. являются не столько следствием продуманной бюджетно-налоговой политики и промышленного роста, сколько результатом действия экзогенных внешних факторов – повышения мировых цен на нефть и заниженного курса национальной валюты.
Размер доходной части бюджета, как известно, в значительной мере зависит от двух величин – совокупного объема и структуры налогового бремени, а также величины налоговой базы, которая в свою очередь определяется количеством, размерами и эффективностью функционирования платежеспособных экономических агентов. Поскольку налоговое бремя в период трансформационных преобразований превышало возможности хозяйствующих субъектов, лишая их стимулов к развитию и воспроизводству, границы налоговой базы оставались крайне узкими. Развитие, если и имело место, то только в рамках теневого сектора. Налоговая система поощряла утечку капиталов за рубеж, являясь существенным (хотя и не единственным) фактором формирования неблагоприятного инвестиционного климата.
В настоящее время экономика находится в удобной для налогово-бюджетного реформирования точке, поскольку благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура цен на энергоносители и еще не исчерпанный до конца потенциал заниженного валютного курса обеспечивают достаточную свободу маневра для необходимых изменений.
Фундаментом успешной бюджетной политики должно быть не просто формальное устранение бюджетного дефицита, а разрешение порождающих его проблем посредством формирования благоприятной инвестиционной и конкурентной среды, снятия препятствий для повышения экономической активности хозяйствующих субъектов. Необходимо осуществлять комплекс мероприятий, которые, с одной стороны, стимулировали бы приток денежных ресурсов в госбюджет, а с другой, создавали бы предпосылки для постепенного сокращения государственных расходов путем передачи рынку тех секторов национального хозяйства, которые могут функционировать более эффективно без государственного вмешательства.
Фискальная политика оказывает большое влияние на развитие государства и на складывающуюся ситуацию в стране. Поэтому очень важно анализировать существующую фискальную политику и прогнозировать последствия еще только планируемой фискальной политики. Таким образом, для выбора наиболее правильной и экономически целесообразной фискальной политики необходим ее системный анализ и прогнозирование последствий, так как фискальная политика играет большую роль в развитии государства, влияя на социальное положение граждан государства, на состояние государственного бюджета и на деловую активность предприятий.
По оперативным данным Федеральной налоговой службы, в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2009 г. поступило налогов, сборов и иных обязательных платежей, администрируемых ФНС России, (без учета единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет) на сумму 7948,9 млрд. р., что на 14,3 % больше, чем в 2008 г. В декабре 2009 г. поступления в консолидированный бюджет составили 528,5 млрд. р. и увеличились по сравнению с предыдущим месяцем на 36,6 %.
В 2008г. в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило федеральных налогов и сборов 7265,3 млрд. р. (91,5 % от общей суммы налоговых доходов), региональных – 403,5 млрд. р. (5,1 %), местных налогов и сборов – 90,7 млрд. р. (1,1 %), налогов со специальным налоговым режимом – 184,7 млрд. р. (2,3 %).
Основную часть налогов, сборов и иных обязательных платежей консолидированного бюджета в 2009 г. обеспечили поступления налога на прибыль организаций – 31,6 %, налога на добычу полезных ископаемых – 21,5 %, налога на доходы физических лиц – 21,0 %, налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации – 12,6 %.
Однако в России существуют проблемы, связанные с просроченной налоговой задолженностью. По оперативным данным Федеральной налоговой службы, задолженность по налогам и сборам, учитываемая с момента ее возникновения (без учета задолженности по уплате пеней и налоговых санкций), в бюджетную систему Российской Федерации на 1 января 2010 г. составила 559,1 млрд. р. По сравнению с 1 января 2009 г. она сократилась на 2,8 %, в том числе по налогу на добычу полезных ископаемых – на 18,1 %, на добавленную стоимость – на 2,7 %, акцизам в целом – на 3,3 %, из нее на вина – 65,0 %, дизельное топливо – на 60,1 %, табачную продукцию – на 33,2 %, легковые автомобили и мотоциклы – на 12,2 %, пиво – на 8,1 %, автомобильный бензин – на 3,7 %. Увеличилась задолженность по акцизам на спирт этиловый из всех видов сырья (в том числе этиловый спирт сырец из всех видов сырья) – на 41,5 %, алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25 % включительно (за исключением вин) – на 21,9 %, налогу на прибыль организаций – на 4,9 % .
Задолженность по уплате пеней и налоговых санкций (штрафов) на 1 января 2009 г. составила 407,8 млрд. р., что ниже задолженности по налогам и сборам на 27,1 %.
Рассмотрим теперь, какое место налоги занимают в формировании бюджета РФ.
Налоги составляют 73 % всех поступлений в бюджет. Остальную часть составляют доходы от внешнеторговой деятельности (22,4 %). Если рассматривать долю налоговых поступлений в ВВП, то тут их доля составляет 28,4 %.
Исходя из вышеприведенных значений, можно сказать, что Россия во многом зависит от проведения эффективной фискальной политики, поскольку фискальная политика является основным источником формирования доходной части бюджета РФ.
С учетом приведенных обстоятельств рассмотрение уровня и динамики налоговых доходов бюджетной системы является важным, прежде всего с точки зрения общей конструкции налоговой системы, поскольку позволяет показать, что с ее помощью следует сглаживать колебания доходов, обусловленные волатильностью внешнеторговой конъюнктуры, что, в свою очередь, требует настройки налоговой системы и различных подходов к налогообложению в различных секторах экономики.
В таблице 2.5 приведены данные о величине и структуре доходов расширенного правительства в Российской Федерации (куда входят доходы всех бюджетов и внебюджетных фондов бюджетной системы) в 2005 – 2010 гг. Из представленных данных видно, что величина налоговых доходов (рассчитываемая как сумма поступлений всех налогов, сборов, таможенных пошлин, страховых взносов на обязательное государственное социальное страхование и прочих платежей, имеющих квазиналоговый характер), на протяжении последних шести лет существенно снизилась – с 39,7% ВВП в 2005 г. до 35,3 % ВВП по итогам 2010 г. [35].
Таблица 2.3 – Динамика доходов бюджета расширенного правительства РФ, % ВВП
Поступления | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 1010 |
Доходы всего | 39,7% | 39,5% | 39,9% | 38,8% | 35,1% | 35,3% |
Налоговые доходы и платежи | 36,5% | 36,1% | 36,2% | 36,2% | 31,0% | 31,7% |
В том числе: |
|
|
|
|
|
|
Налог на прибыль организаций | 6,2% | 6,2% | 6,5% | 6,1% | 3,3% | 4,0% |
Налог на доходы физических лиц | 3,3% | 3,5% | 3,8% | 4,0% | 4,3% | 4,0% |
Налог на добавленную стоимость | 6,8% | 5,6% | 6,8% | 5,2% | 5,3% | 5,6% |
Продолжение таблицы 2.3 – Динамика доходов бюджета расширенного правительства РФ, % ВВП
Поступления | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 1010 |
Акцизы | 1,2% | 1,0% | 0,9% | 0,8% | 0,9% | 1,1% |
Таможенные пошлины | 7,5% | 8,3% | 7,0% | 8,4% | 6,5% | 6,4% |
Налог на добычу полезных ископаемых | 4,2% | 4,3% | 3,6% | 4,1% | 2,7% | 3,2% |
Прочие налоги и сборы | 1,9% | 1,9% | 2,0% | 1,9% | 2,2% | 2,2% |
При этом по-прежнему существенную долю доходов бюджета продолжают составлять доходы, получаемые от обложения налогами и пошлинами добычи и экспорта нефти и нефтепродуктов, таблица 2.6. [35].
Таблица 2.4 – Динамика доходов бюджета расширенного правительства от налогообложения нефти и экспорта нефти и нефтепродуктов, % ВВП
Поступления | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 |
Налоговые доходы и платежи | 36,5% | 36,1% | 36,2% | 36,2% | 31,0% | 31,7% |
Доходы от налогов и пошлин, связанных с обложением нефти и | 9,2% | 10,0% | 8,1% | 9,7% | 6,0% | 8,3% |
из них: |
|
|
|
|
|
|
НДПИ на нефть | 3,7% | 3,9% | 3,2% | 3,8% | 2,1% | 2,8% |
Акцизы на нефтепродукты | 0,6% | 0,5% | 0,4% | 0,3% | 0,3% | 0,4% |
Вывозные таможенные пошлины на нефть | 4,0% | 4,5% | 3,5% | 4,3% | 2,7% | 3,8% |
Вывозные таможенные пошлины на нефтепродукты | 0,9% | 1,2% | 1,0% | 1,3% | 0,9% | 1,4% |
Доходы от налогов и прочих платежей, не связанных с обложением нефти и нефтепродуктов | 27,2% | 26,2% | 28,1% | 26,5% | 25,0% | 23,4% |