Налоговый контроль за индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 01:18, курсовая работа

Описание

В работе рассмотрены сущность и значение налогового контроля, его основные функции и виды в Республике Беларусь. Также отражены и проанализированы основные проблемы и пути совершенствования налогового контроля в Республике Беларусь

Работа состоит из  1 файл

налоговый контроль РБ.docx

— 88.79 Кб (Скачать документ)

ВВЕДЕНИЕ

 

Бесперебойное финансирование предусмотренных бюджетами  мероприятий требует систематического пополнения финансовых ресурсов на республиканском и местных уровнях. Это достигается в основном за счет уплаты субъектами и физическими лицами налогов и других обязательных платежей. В соответствии с действующим налоговым законодательством и другими нормативными актами плательщики обязаны уплачивать указанные платежи в установленных размерах и в определенные сроки.

Однако в практике работы субъекты хозяйствования и физические лица допускают несвоевременную уплату налогов и других обязательных платежей в связи с рядом объективных и субъективных причин. В условиях развития рыночной экономики и государственной поддержки малого бизнеса появляется всё больше таких субъектов хозяйствования как индивидуальные предприниматели, осуществляющих свою финансово-хозяйственную деятельность в различных сферах экономики. Многие из них не имеют достаточной квалификации в области бухгалтерского учета, в результате ими часто допускаются ошибки в учете. Также нередки случаи сознательного искажения отчетных данных. Причем сегодня стало естественным уклонение от уплаты налогов как легальными, когда удается полностью или частично избежать налогообложения, не нарушая при этом действующего законодательства, так и нелегальными, т. е. запрещенными законом способами. Ошибки в исчислении и уплате налогов допускаются также из-за частых изменений в законодательстве.

Плательщик  всегда стремится защитить свой имущественный  интерес от налоговых изъятий. В  такой ситуации государство вынуждено  выработать особый механизм взаимодействия с плательщиками, призванный обеспечивать надлежащее исполнение ими налоговых обязательств. Этот механизм должен позволить государству проверять правильность, полноту и своевременность выполнения налоговых обязательств плательщиками, а при необходимости — принуждать их к выполнению таких обязательств.

Таким образом, намеренное и непреднамеренное нарушение законодательства о налогах и сборах приводит порой к существенному недопоступлению налоговых платежей в государственный бюджет и целевые бюджетные и внебюджетные фонды. В связи с этим перед государством стоит задача обеспечения соблюдения всеми налогоплательщиками налогового законодательства и, в конечном счете, полного и своевременного поступления налогов и сборов в бюджет. Решение этой задачи реализуется, прежде всего, посредством функционирования системы органов налогового контроля.

  Налоговый контроль непосредственно затрагивает интересы всех организаций и большинства физических лиц. Любая неопределённость в понятиях, пробелы в правовом регулировании контрольной работы создают условия для взаимных претензий, конфликтов между налоговыми органами и плательщиками, стимулируют злоупотребления, приводят к росту числа налоговых споров. В ряде случаев решение налоговыми органами задач налогового контроля и повышения его эффективности сдерживается недостаточной проработкой теоретических вопросов, касающихся, в частности, определения налогового контроля, перечня его форм и методов.

Таким образом, создание прочной финансовой основы существования государства и общества в целом, успешное осуществление реформ в сфере налогообложения, проводимых в настоящее время, своевременное и полное формирование бюджетов всех уровней невозможны без создания системы эффективного налогового контроля, призванного обеспечить финансовые интересы государства при одновременном соблюдении прав организаций и физических лиц. Поэтому вопросы, связанные с изучением организации налогового контроля в нашей республике, анализом эффективности работы контролирующих налоговых органов, а также определением путей совершенствования налогового контроля, представляются весьма актуальными.

Необходимо  отметить, что всё вышеперечисленное  характерно и для такого направления  налогового контроля как налоговый  контроль за поступлениями платежей в бюджет от индивидуальных предпринимателей,  потому в нашей работе многие вопросы будут рассмотрены с позиции налогового контроля в целом.

Цель курсовой работы – изучение теоретических  основ организации и осуществления налогового контроля; анализ практики налогового контроля за индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь и определение направлений его совершенствования в современных условиях.

Исходя их поставленной цели, можно сформулировать ряд задач, которые автор предполагает рассмотреть в настоящей работе:

  • определить роль и место налогового контроля в системе финансового контроля государства;
  • изучить сущность, действующие формы и методы налогового контроля;
  • проанализировать практику налогового контроля за поступлениями платежей в бюджет от индивидуальных предпринимателей на примере конкретной налоговой инспекции;
  • определить основные проблемы налогового контроля, в частности налогового контроля за поступлением платежей в бюджет от индивидуальных предпринимателей, в Республике Беларусь и направления его совершенствования на современном этапе.

  Объектом  данной работы является налоговый контроль в Республике Беларусь.

  Предмет исследования - налоговый контроль за поступлением платежей в бюджет от индивидуальных предпринимателей в Республике Беларусь.

 

1 Теоретические аспекты организации  и осуществления налогового контроля

 

1.1 Сущность и принципы налогового  контроля, его место в системе  финансового контроля

 

Современный уровень развития общественных отношений  в сфере налогообложения, а также постоянное совершенствование налогового регулирования предполагают необходимость научного анализа происходящих правовых преобразований и осмысления тех организационно-правовых механизмов, которые используются государством для реализации своих интересов при осуществлении налоговых изъятий. И в этом аспекте наиболее значимым является организация и функционирование налогового контроля, в большей степени в рамках которого изо дня в день происходит реализация государственных интересов в налоговой сфере. Естественно, это вызывает повышенный интерес к изучению функционирования механизма налогового контроля.

Прежде всего, следует сказать, что в целом, контроль, как неотъемлемая часть  любого процесса управления, призван  обеспечить надлежащее функционирование управляемого объекта.

Для того чтобы  дать характеристику налоговому контролю, необходимо выяснить сущность финансового  контроля, поскольку налоговый контроль является видом последнего. Необходимо отметить, что на всех стадиях своего существования государство теми или иными способами обеспечивало прежде всего финансовую основу своей жизнедеятельности, поэтому вынуждено было создавать адекватную систему финансового контроля.

Система государственного финансового контроля формируется  с целью реализации права государства  законными путями обеспечивать свои финансовые интересы и финансовые интересы своих граждан. При этом организация контроля является обязательным элементом управления общественными финансовыми средствами, так как такое управление влечет за собой ответственность перед обществом.

Современная теория финансов рассматривает финансовый контроль как форму реализации контрольной  функции финансов, определяя его  как совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации [31, с. 16].

В целом, в  финансовой науке существует масса  мнений по поводу сущности и сферы действия финансового контроля, однако здесь доминируют следующие положения:

1) финансовый  контроль осуществляется в сфере  отношений, складывающихся при образовании, распределении и использовании денежных средств государства и органов местного самоуправления;

2) финансовый  контроль реализуется посредством  деятельности государственных или иных органов, наделенных законом соответствующими контрольными полномочиями;

3) финансовый  контроль осуществляется в целях  обеспечения законности, охраны собственности, правильного, эффективного и экономного использования бюджетных, заемных и собственных средств, обнаружения нарушений финансовой дисциплины, выявления резервов ее повышения, увеличения доходных поступлений в бюджет [17, с. 16].

В рамках финансового  контроля выделяют такой его вид, как налоговый контроль. Его существование  обусловлено наличием объективной  категории налогов и налоговых  отношений, которые являются частью финансовых отношений. Налогом признаётся обязательный индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты [15]. Очевидно, что государство заинтересовано в обеспечении полного и своевременного поступления налогов в бюджет, а так как данные платежи носят принудительный характер, то совершенно естественным является желание плательщиков по возможности отдать государству меньше денежных средств, чем ему причитается. То есть интересы государства и налогоплательщиков в рамках налоговых отношений противоположны. Таким образом, чтобы обеспечить надлежащее исполнение плательщиками своих налоговых обязательств, государство создает систему налогового контроля.

Что касается непосредственно понятия налогового контроля, то в современной научной литературе существует множество его трактовок.

Е. В. Поролло  рассматривает сущность налогового контроля с двух позиций: во-первых, как функцию или элемент государственного управления экономикой, во-вторых, как особую деятельность по исполнению налогового законодательства [17, с. 33]. А. В. Брызгалин считает, что налоговый контроль – это специализированный (только в отношении налогов и сборов) надведомственный (вне рамок ведомств) государственный контроль [2, с. 308].

Некоторые авторы рассматривают налоговый контроль как установленную законодательством совокупность приемов и способов деятельности компетентных органов, обеспечивающую соблюдение субъектами налогового права налогового законодательства и правильность исчисления, полноту и своевременность внесения налога в бюджет или внебюджетный фонд [17, с. 33]. Другие авторы большее внимание уделяют рассмотрению деятельности самих налоговых органов. Так, по мнению Е. Ю. Грачева и Э. Д. Соколова, налоговый контроль относится к общегосударственному финансовому контролю и может быть определен как регламентированная нормами налогового права деятельность компетентных органов, обеспечивающих соблюдение налогового законодательства и правильность исчисления, полноту и своевременность внесения налогов и сборов в бюджет или внебюджетный фонд [17, с. 34]. Аналогичного мнения придерживается О. А. Макарова, понимая под налоговым контролем деятельность должностных лиц налоговых органов в пределах своей компетенции и формах, предусмотренных Налоговым кодексом, с целью проверки правильности исчисления и уплаты налогов и сборов, а также выявления и устранения налоговых правонарушений и причин, их порождающих, соблюдения законодательства о налогах и сборах.

Из вышеприведенных  определений налогового контроля можно  сделать вывод, что авторы, раскрывая  понятие данного феномена, сходятся в том, что налоговый контроль имеет целью обеспечить полноту, своевременность уплаты налогов  и сборов в бюджет, соблюдение налогового законодательства, применение мер ответственности за эти нарушения. Также следует обратить внимание на то, что все авторы отмечают юридический аспект данной контрольной деятельности, подчеркивая, что она регламентируется соответствующими правовыми нормами.

 В ст. 64 Налогового кодекса Республики  Беларусь налоговый контроль  определяется как «…система мер  по контролю за соблюдением  налогового законодательства, осуществляемая должностными лицами налоговых органов в пределах их полномочий…».

Таким образом, налоговый контроль – это элемент  финансового контроля и часть  налогового механизма. Налоговые контрольные  действия охватывают всю систему  налогообложения, а также осуществляются в разрезе отдельных налогов, налоговых групп, групп налогоплательщиков, территорий. Налоговый контроль пронизывает  всю экономику, обеспечивая соблюдение правил бухгалтерского учета и отчетности, законодательных основ налогообложения.

Появление налогового контроля вызвано объективными причинами. Налогоплательщик, обладая определенным имуществом на праве собственности или ином вещном праве, всегда стремится защитить свой частный имущественный интерес от налоговых изъятий. При этом желание налогоплательщика уменьшить размер налоговых платежей затрагивает имущественный интерес и другой стороны налоговых отношений — государства. В такой ситуации государство, защищая публичные интересы в налоговых отношениях, вынуждено выработать специальный механизм своего взаимодействия с каждым конкретным налогоплательщиком или обязанным лицом, который бы в конечном итоге обеспечил надлежащее поведение каждого лица по исполнению им обязанности по уплате налогов и сборов и иных обязательств, предусмотренных налоговым законодательством. Очевидно, что для охраны своих имущественных интересов в налоговой сфере государство должно, во-первых, создать специальный государственный орган или органы и наделить их соответствующими властными полномочиями по отношению к лицам, обязанным уплачивать налоги и сборы. Во-вторых, законодательным путем установить порядок, формы и методы осуществления деятельности созданных уполномоченных органов, а также виды воздействия данных органов на поведение обязанных лиц, обеспечивающие в совокупности не только надлежащее поведение налогоплательщиков, но и поступление налоговых платежей в соответствующий бюджет. При этом государство путем законодательного регулирования системы взаимоотношений уполномоченных органов и налогоплательщика (а также иных обязанных лиц) должно обеспечить определенный баланс публичного и частного интереса, учитывая конституционные ограничения на вмешательство в экономическую деятельность субъекта налоговых правоотношений в условиях рыночной экономики [17, с. 37]. Таким образом, из вышесказанного вытекает необходимость существования системы налогового контроля, а также в общем виде отражается юридическая основа ее построения.

Необходимость налогового контроля также определяется наличием весьма частого уклонения плательщиков от налогообложения. Это явление развивалось параллельно с самим налогообложением и приобрело форму устойчивой закономерности. Существует масса способов ухода от налогов посредством осуществления определенных операций на фондовом рынке, например, а также многие другие. В итоге государство недополучает порой весьма значительные суммы налоговых платежей.

Информация о работе Налоговый контроль за индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь