Налоговый контроль за индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 01:18, курсовая работа

Описание

В работе рассмотрены сущность и значение налогового контроля, его основные функции и виды в Республике Беларусь. Также отражены и проанализированы основные проблемы и пути совершенствования налогового контроля в Республике Беларусь

Работа состоит из  1 файл

налоговый контроль РБ.docx

— 88.79 Кб (Скачать документ)

Из таблицы 2.2 видно, что количество проверок, приходящееся на одного проверяемого ИП хоть и незначительно, но возрастает с каждым годом. Что  касается результативности по проверенным ИП, то следует отметить, что в 2009г. этот показатель составлял 100%, в 2010г. он снизился и составил 95,4%, однако уже в 1 полугодии 2011г. снова достиг 100%.

Следует отметить, что данный показатель неоднозначно трактует эффективность налогового контроля. Ведь снижение результативности с одной стороны может означать снижение качества проводимой налоговыми органами работы, а с другой – повышение налоговой культуры и законопослушания плательщиков.

Необходимо  также рассмотреть и структуру  проводимых инспекцией МНС по г. Жодино проверок ИП.

Доля отдельных  видов проверок в общем количестве проведённых проверок отражена в приложении ППРРР

Проанализировав диаграммы можно отметить, что  если в 2009 г. доля комплексных проверок в общем их количестве составляла всего 26%, то в 2010г. и 1 пол. 2011г. их доля составила 80% и 72% соответственно. Данное явление  может быть связано увеличением  количества ИП на закрытии, подлежащих обязательной комплексной проверке. Также необходимо отметить факт снижения рейдовых проверок, что свидетельствует о снижении предполагаемых нарушений. Так в 2009г. их количество составило 52%, а в 2010г. и 1 пол. 2011г.  – всего 12% и 17% соответственно.

Далее рассмотрим показатели, характеризующие суммы  платежей , подлежащие взысканию в результате проведённых в 2009-1 полугодии 2011гг. налоговых проверок ИП.

Таблица 2.3 Суммы  платежей, подлежащие взысканию в  результате проведённых в 2009- 1 полугодии 2011гг. налоговых проверок ИП, тыс. руб.

Показатели

Количество проверок,ед.

Остаток невзысканных сумм на начало года

Доначислено (наложено) платежей

Доначислено платежей на 1 проверку

Общая сумма к взысканию

всего

из них штрафы

всего

из них штрафы

всего

из них штрафы

тыс. руб.

%

2009 г.

54

7409,3

6679, 4

41670,2

20365,8

771,7

49079,5

27045,2

55

2010 г.

311

2527,2

2126,6

126154,7

63459,6

405,6

128861,9

65586,2

51

1 пол.2011 г.

95

695,7

315,0

66267,3

33574,6

697,5

66963

33889,6

51


Примечание  – Источник: собственная разработка на основе [22,23,24]

Из вышеприведённой  таблицы видно, что начиная с 2009 г. остатки невзысканных сумм уменьшаются, так  на 01.01.2010 г. их количество уменьшилось практически в 3 раза по сравнению с 01.01.2009 г, а на 01.01.2011 г. практически в 10 раз по сравнению с 01.01.2009 г.

Количество  доначисленных платежей также отличается, что напрямую связано с проведённым  в каждом году количеством проверок и соответственно числом выявленных нарушений. Так в 2009 г. сумма доначисления составила 41670,2 тыс. руб., в 2010 г. – 126154,7 тыс. руб., а за 1 полугодие 2011г. – уже 66267,3 ты. руб. Отдельно необходимо обратить внимание на такой показатель как сумму доначисленных платежей на 1 проверку. В 2009г. данный показатель составил 771,7 тыс. руб. на 1 проверку, в 2010г., несмотря на рост суммы доначисленных платежей, снизился практически в 2 раза и составил 405,6 тыс. руб. на 1 проверку, но в 1 полугодии 2011г. снова практически вернулся к уровню 2009 г. и составил 697,5 тыс. руб. на 1 проверку. Следует отметить, что практически половину общей суммы к взысканию составляют во всех периодах штрафы. Так в рассматриваемых периодах доля штрафов в общей сумме к взысканию составила соответственно 55%, 51% и 51%, что свидетельствует о значительном количестве выявляемых нарушений, за которые к ИП применяются экономические санкции.  Особо необходимо сказать, о том, что в остатках невзысканных сумм на начало 2009г, 2010г и 2011г. доля штрафов составляет 90,2%, 84,1% и 45,2%, что свидетельствует о росте погашения штрафов в году начисления.

Что касается сумм платежей, непосредственно взысканных в бюджет в рассматриваемых периодах, то информация по ним представлена в таблице 2.4.

Таблица 2.4 Взысканные суммы и остатки невзысканных сумм на конец отчётного периода  за 2009 – 1 полугодие 2011 гг., тыс. руб.

Показатели

Взыскано

Остатки невзысканных сумм на конец  отчётного периода

всего

штрафы

всего

штрафы

тыс.руб.

%

2009 г.

43967,3

22333,7

50,8

2527,2

2371,6

2010 г.

130326,2

67611,1

51,9

695,7

315,0

1 пол. 2011 г.

62985,2

30344,9

48,2

3986,8

3544,6


Примечание  – Источник: собственная разработка на основе [22,23,24]

Проанализировав таблицу 2.4 можно сделать выводы, что суммы взысканных средств по периодам существенно отличаются, что непосредственно связано с количеством проведённых в этих периодах проверок и количеством выявленных нарушений. Так в 2009 г. фактически взыскано в бюджет 43967,3 тыс. руб., в 2010 г. – 67611,1 тыс. руб., а в 1 полугодии 30344,9 тыс. руб. Во всех периодах практически половину взысканных средств составляют уплаченные штрафы. Так в 2009г. этот показатель составил 50,8%, в 2010г. и 1 полугодии 2011г. – 51,9% и 48,2% соответственно. Также следует отметить, что остатки невзысканных на конец отчётного периода средств значительно меньше, чем суммы взысканных средств. Так в 2009 г., 2010 г. и 1 полугодии 2011 г. эти цифры отличаются практически в 17 раз, 187 раз и 16 раз соответственно.

Одним из важнейших  критериев определения эффективности  налогового контроля за ИП в нашей  стране является показатель, рассчитываемый как отношение фактически взысканных сумм платежей в бюджет к общей  сумме платежей, подлежащей взысканию в бюджет.

Используя данные таблицы 2.3 и 2.4 можно рассчитать показатели результативности налогового контроля по соотношению фактически взысканных в бюджет платежей и общей суммы, подлежащей взысканию в бюджет за 2009 – 1 полугодие 2011г.

Так в 2009 г. это  показатель составил 89,6 %, в 2010 г. – 101,1%, а в 1 полугодии 2011 г. – 94%.

Следует отметить, что превышение показателем в 2010 г. стопроцентной отметки может  быть следствием возврата уплаченных налогоплательщиками – индивидуальными  предпринимателями сумм вследствие признания нарушения недействительным.

В целом, следует  сказать, что эффективность взыскания  начисленных платежей с плательщиков достаточно велика.

Соотношение фактически взысканных и подлежащих в целом взысканию платежей наглядно отражено на рисунке 2.1

Рисунок 2.1Cоотношение фактически взысканных и подлежащих в целом взысканию платежей с ИП в результате проведения налоговых проверок за 2009 – 1 полугодие 2011 гг. в инспекции МНС по г. Жодино

Примечание  – Источник: собственная разработка на основе [22,23,24]

Отдельно  необходимо проанализировать налоговый  контроль за индивидуальными предпринимателями, подлежащими ликвидации. На 01.01.2009 г., 01.01.2010 г. и 01.01.2011г. количество ИП, подлежащих ликвидации составило соответственно 203, 174 и 211 плательщиков.

Данные для  расчета основных показателей, характеризующих  налоговый контроль за индивидуальными  предпринимателями, подлежащими ликвидации за 2009 – 1 полугодие 2011 гг. представлены в таблице 2.5.

Таблица 2.5 Данные, характеризующие налоговый контроль за индивидуальными предпринимателями, подлежащими ликвидации за 2009 – 1 полугодие 2011гг.

Показатели

Количество проверенных ИП, ед.

Количество проверенных ИП, у кот. выявлены нарушения, ед.

Результативность по плательщикам,%

Общая сумма к взысканию, тыс. руб.

Взыскано, тыс. руб.

Результативность взыскания,%

2009г.

200

160

80%

109381,68

37187,52

33,9%

2010г.

147

142

96%

102380,37

2430,95

2,4%

1 пол.2011г.

180

157

87%

103299,39

8768,00

8,5%


Примечание  – Источник: собственная разработка на основе [22,23,24]

Из таблицы 2.5 видно, что результативность по плательщикам достаточно велика и составляет в 2009г., 2010г. и 1 полугодии 2011г. соответственно 80%, 96% и 87%, что свидетельствует о частом нарушении законодательства данной категорией ИП.

Особое внимание следует обратить на результативность взыскания. Как можно видеть из таблицы 2.5 уровень взыскания очень низкий и составляет по рассматриваемым  периодам 33,9%, 2,4% и 8,5% соответственно, что  свидетельствует о крайне низкой эффективности взыскания средств с данной категории плательщиков и требует принятия эффективных мер.

необходимо  отметить, что особое внимание работники  инспекции МНС по г. Жодино уделяют  контролю за субъектами, осуществляющими  предпринимательскую деятельность без регистрации и за субъектами, не обеспечивающими финансовую устойчивость и имеющими устойчивый убыток на протяжении нескольких отчётных периодов.

Если говорить о видах деятельности, которые  более всего подвергаются контролю со стороны инспекции МНС по г. Жодино, то к ним, в первую очередь, следует отнести:

- строительные  работы и ремонтно-строительные  услуги;

- торговля  строительными материалами и  санитарно-техническим оборудованием;

- автомобильные  грузоперевозки;

- такси;

- и др.

Что касается видов правонарушений, наиболее часто  выявляемых при проведении налогового контроля за ИП в инспекции МНС  по г. Жодино, то к основным из них  можно отнести:

- нарушения,  связанные с представлением в  налоговые органы налоговых деклараций (расчётов), несоблюдением правил  учёта доходов (расходов) и иных  объектов налогообложения;

- нарушения,  связанные с неисполнением обязанностей  по уплате, удержанию и перечислению налогов, сборов (пошлин), других обязательных платежей в бюджет;

- нарушения,  связанные с осуществлением незарегистрированной  предпринимательской деятельности (либо деятельности без специального разрешения (лицензии));

- и др.

Необходимо  также отметить, что с целью  предотвращения совершения индивидуальными  предпринимателями нарушений в  инспекции МНС по г. Жодино в 1 полугодии 2011 г. были проведены следующие мероприятия:

- опубликовано  в местных газетах 30 статей  по вопросам, связанным с деятельностью  ИП;

- проведено  3 рабочих встречи по вопросу  приёма ИП денежных средств;

- проведена  1 рабочая встреча с ИП по  вопросу реализации ими товаров,  подлежащих маркировке контрольными  знаками;

- проведена  1 встреча по вопросам осуществления  деятельности по музыкальному обслуживанию свадеб и юбилеев, работы тамадой, с целью перевода данных ИП в категорию физических лиц, работающих по заявительному принципу;

- протранслировано 3 телепередачи и 7 роликов на  местном телевидении по вопросам, связанным с осуществлением ИП  хозяйственной деятельности;

- распространены  среди ИП информационные памятки  по отдельным вопросам осуществления ИП хозяйственной деятельности .

Таким образом, налоговый контроль за индивидуальными  предпринимателями занимает важное место в системе налогового контроля в целом в силу ряда объективных причин, связанных со спецификой данной категории плательщиков.

Следует отметить, что эффективность налогового контроля за поступлением платежей в бюджет от индивидуальных предпринимателей, проводимого инспекцией МНС по г. Жодино в целом находится на достаточно высоком уровне (исходя из выбранных нами критериев оценки эффективности налогового контроля). Так, например, показатель результативности налогового контроля за ИП по плательщикам за последние годы не опускался ниже 95%, а точнее в 2009г. и на 1 полугодие 2011г. составлял 100%. Результативность взыскания за последние годы находится на уровне 90% и более.

Информация о работе Налоговый контроль за индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь