Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 01:18, курсовая работа
В работе рассмотрены сущность и значение налогового контроля, его основные функции и виды в Республике Беларусь. Также отражены и проанализированы основные проблемы и пути совершенствования налогового контроля в Республике Беларусь
В теории выделяют четыре вида причин уклонения от налогов:
1) моральные
(суть моральных причин ухода
от налогов состоит в том,
что многие плательщики
2) политические
(к политическим причинам
3) экономические
(экономической причиной
4) технические
(технические причины ухода от
налогов кроются в
Таким образом, причин ухода от налогов много, но какими бы они ни были, необходимо противостоять неуплате причитающихся государству налоговых платежей, и в этом велика роль государственного налогового контроля.
Необходимо отметить, что организация налогового контроля базируется на совокупности принципов, являющих собой базовые положения, которые определяют эффективное осуществление налогового контроля. Данными принципами должны руководствоваться субъекты налогового контроля при реализации ими контрольных мероприятий в сфере налогообложения. Прежде всего, это общеправовые принципы. Также кроме общеправовых принципов налоговому контролю присущи и принципы, традиционно выделяемые авторами при рассмотрении контрольной деятельности как особого вида управленческой деятельности. Более подробная характеристика принципов налогового контроля представлена на рисунке А.1 приложения А.
Следует отметить, что общеправовые принципы и принципы контрольной деятельности не исчерпывают систему принципов налогового контроля, но они являются основополагающими при его организации.
Для более полного раскрытия сущности налогового контроля необходимо также рассмотреть такие категории как субъекты, объект, предмет, цели и задачи налогового контроля.
Субъектами налогового контроля являются налогоплательщики — юридические и физические лица, на которых в законодательном порядке возложена обязанность уплачивать налоги и другие обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, с одной стороны, а с другой – государственные налоговые органы.
Объектом налогового контроля являются те финансовые отношения, которые возникают между юридическими и физическими лицами с одной стороны и государством с другой в процессе исчисления и внесения налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды.
Бесперебойное финансирование предусмотренных бюджетами мероприятий требует систематического пополнения финансовых ресурсов на республиканском и местных уровнях. Это достигается в основном за счет уплаты юридическими и физическими лицами налогов и других обязательных платежей в установленных размерах и в определенные сроки. Контроль за этим возложен на налоговые органы, предметом контроля которых являются правильность исчисления налогов, полнота и своевременность их уплаты.
Необходимо отметить, что налоговый контроль в Республике Беларусь проводится должностными лицами налоговых органов. Отдельными полномочиями наделены и другие государственные органы при осуществлении своей основной деятельности, а именно таможенные органы, органы Комитета государственного контроля, органы Министерства финансов и др.
Следует также сказать, что в настоящее время Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь и его территориальные органы, инспекции Министерства по налогам и сборам по областям и городу Минску, инспекции МНС по городам, районам и районам в городах образуют единую централизованную систему налоговых органов, представленную на рисунке Б.1 приложения Б.
Отдельно
следует сказать о
Основными нормативно-правовыми актами, используемыми налоговыми органами при осуществлении налогового контроля являются:
- Налоговый кодекс республики Беларусь;
- Указ Президента
Республики Беларусь «О
- Кодекс
об административных
- Декрет Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» вместе с «Положением о государственной регистрации субъектов хозяйствования» и «Положением о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования»;
- и др.
Что касается целей налогового контроля, то на современном этапе главной целью является создание совершенной системы налогообложения и достижение такого уровня исполнительности среди налогоплательщиков, при которых исключаются нарушения налогового законодательства или их число незначительно.
К основным задачам налогового контроля относятся:
- наказание
нарушителей законодательства
- обеспечение правильного исчисления, своевременного и полного внесения налогов и сборов в республиканский и местные бюджеты;
- предупреждение нарушений законодательства о налогах и сборах, а также возмещение ущерба, причиняемого государству в результате неисполнения налогоплательщиками и иными лицами своих обязанностей;
- и др.
Говоря о налоговом контроле, необходимо также выделить основные его направления:
Таким образом,
налоговый контроль осуществляется
уполномоченными органами государства
посредством проведения ими конкретных
контрольных действий, регламентированных
специальным законодательством. При
этом контролирующая и контролируемая
стороны наделены также законодательно
закрепленными правами и
Следует отметить, что налоговый
контроль занимает весьма значительное
место в системе
1.2 Виды, формы и методы налогового контроля
Создание прочной финансовой основы существования государства и общества в целом, успешное осуществление реформ в сфере налогообложения, проводимых в настоящее время, своевременное и полное формирование бюджетов всех уровней невозможны без создания системы эффективного налогового контроля, призванного обеспечить финансовые интересы государства при одновременном соблюдении прав организаций и физических лиц. В свою очередь эффективность налогового контроля во многом зависит от используемых видов, форм и методов его осуществления.
Рассмотрим более подробно данные элементы налогового контроля.
Выделяют три основных вида налогового контроля:
Предварительный налоговый контроль проводится в качестве профилактики и предупреждения налоговых правонарушений (постановка на налоговый учет, проведение семинаров по разъяснению налогового законодательства и т. д.).
Текущий (оперативный) налоговый контроль проводится в отчетном периоде и осуществляется в виде приема налоговой отчетности, проведения камеральных проверок, требования объяснений по сданной отчетности, проведения сверки лицевых счетов с информацией, поданной налогоплательщиками и т. д.
Последующий налоговый контроль осуществляется по окончанию налоговых периодов, после формирования объектов налогообложения и проходит в форме документальных углубленных проверок.
Однако данная классификация видов налогового контроля не является единственной. В зависимости от критериев, положенных в основу классификации налогового контроля, можно выделить большое количество его разновидностей. В качестве отличительного признака можно взять субъект, осуществляющих налоговый контроль, или объем контролируемой деятельности проверяемого лица. [таблица В.1 приложение В]
Что касается форм налогового контроля, то в белорусском законодательстве под ними понимаются учёт плательщиков, проверки, опрос плательщиков и других лиц, проверки данных и отчётности, осмотр движимого и недвижимого имущества, помещений и территорий и др. формы, предусмотренные налоговым и иным законодательством [15].
В экономической литературе по налогообложению чаще всего формами налогового контроля называют мониторинг, проверку, обследование, анализ и ревизию.
Следует отметить,
что основными формами
Учёт налогоплательщиков в Республике Беларусь регулируется ст. 64-68 Налогового кодекса Республики Беларусь.
Рассмотрим более подробно виды проверок, проводимые белорусскими налоговыми органами.
Налоговой проверкой признается проверка, предметом которой является изучение бухгалтерских отчетов и балансов, налоговых деклараций (расчетов), регистров налогового учета, а также других необходимых документов и сведений, связанных с налогообложением, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты плательщиком налогов, а также исполнения плательщиком иных требований налогового законодательства.
Согласно статье 69 Общей части Налогового кодекса РБ, различают следующие виды налоговых проверок:
- проверки,
проводимые при ликвидации (прекращении
деятельности) юридических лиц и
индивидуальных
- проверки
государственных органов,
- тематические
оперативные проверки
Также по основанию назначения проверки делятся на плановые и внеплановые. Выездные налоговые проверки в свою очередь могут быть комплексными, рейдовыми, тематическими [19].
Плановые проверки проводятся с предварительным уведомлением плательщика на основе ежемесячных или ежеквартальных графиков проверок.
Следует отметить, что с 1 января 2010 года основным критерием назначения плановых проверок является отнесение субъектов хозяйствования к группам риска. В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» от 16.10.2009 г. выделяется высокая, средняя и низкая группы риска, к которым можно отнести налогоплательщиков.
Внеплановые налоговые проверки проводятся, как правило, без предварительного уведомления плательщика. Они могут проводиться при следующих обстоятельствах:
- наличие фактов, свидетельствующих
о нарушениях налогового
Информация о работе Налоговый контроль за индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь