Налоговый контроль за индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 01:18, курсовая работа

Описание

В работе рассмотрены сущность и значение налогового контроля, его основные функции и виды в Республике Беларусь. Также отражены и проанализированы основные проблемы и пути совершенствования налогового контроля в Республике Беларусь

Работа состоит из  1 файл

налоговый контроль РБ.docx

— 88.79 Кб (Скачать документ)

- неисполнение или ненадлежащее  исполнение налогового обязательства,  наличие задолженности по налогам,  сборам;

- непредставление к установленному  сроку налоговой декларации (расчёта) или других документов, необходимых для налогообложения и др. [32, с. 182].

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов), документов, подтверждающих факт наличия дебиторской задолженности, других документов, представленных плательщиком  и связанных с налогообложением. В ходе камеральной проверки устанавливаются правильность исчисления плательщиком налогов, обоснованность применения льгот, своевременность перечисления удержанных налогов в бюджет, соблюдение плательщиками установленного порядка формирования уставного фонда и др. Налоговый орган вправе истребовать у плательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы.

Выездная  налоговая проверка проводится, как  правило, по месту нахождения плательщика путем изучения полноты и правильности отражения в бухгалтерском и налоговом учете плательщиком операций, оказывающих прямое или косвенное влияние на суммы налогов, с последующим сравнением определенных в ходе проверки фактических размеров сумм налогов с отраженными плательщиком в налоговых декларациях (расчетах) и других документах, связанных с исчислением налогов, представлявшихся налоговому органу в течение периода, подвергающегося проверке. Выездная проверка может быть комплексной, тематической и рейдовой.

При проведении комплексной выездной проверки подлежат изучению вопросы уплаты (удержания  и перечисления) в бюджет всех налогов, обязанность уплаты которых возложена в соответствии с законодательством на проверяемого плательщика, и (или) выявления имущества и активов плательщика, его дебиторской задолженности для взыскания за их счет налогов, сборов, пеней.

В ходе проведения тематической выездной проверки изучаются  вопросы уплаты отдельных налогов, а также другие вопросы, отнесенные законодательством к компетенции налоговых органов.

Встречная выездная налоговая проверка проводится в  целях установления фактического отражения  в бухгалтерском и налоговом  учете проверяемого плательщика финансово-хозяйственных операций, осуществлявшихся с другими плательщиками, в отношении которых проводятся плановые либо внеплановые налоговые проверки. Она осуществляется путем сопоставления разных экземпляров одного и того же документа по содержанию, а также имеющихся у проверяемого плательщика записей, документов и фактических данных с соответствующими записями, документами и фактическими данными, находящимися у других плательщиков, от которых получены или которым выданы денежные средства, материальные ценности и документы.

Рейдовая  налоговая проверка - это проверка финансово-хозяйственной деятельности, направленная на оперативное выявление  нарушений актов законодательства, регулирующих экономические отношения, непосредственно в момент их совершения.

Рейдовая  проверка является одним из методов  осуществления контроля налоговых  органов за плательщиками в части  хозяйственной деятельности, непосредственно связанной с приемом наличных денежных средств при реализации товаров, оказании услуг и выполнении работ. Путем рейдовой проверки осуществляется контроль за соблюдением налогового и иного законодательства.

Рейдовая  проверка проводится налоговыми органами в местах деятельности плательщиков, связанной с:

- приемом  наличных денежных средств от  покупателей (клиентов);

- производством  продукции, выполнением работ  (оказанием услуг);

- хранением  и перемещением товарно-материальных  ценностей.

Целью рейдовой проверки являются контроль за соблюдением  налогового законодательства, а также  требований к ведению бухгалтерского учета и оформлению отдельных  финансово-хозяйственных операций, установление фактов незарегистрированной предпринимательской деятельности либо деятельности, на занятие которой требуется специальное разрешение (лицензия), сбор оперативной информации, проверка заявлений и жалоб организаций и физических лиц.

Для сравнения, в  России  налоговый кодекс предусматривает  только  такие  виды проверок,   как  камеральные  и  выездные  (содержание   камеральной проверки   аналогично  изложенному  в  Налоговом кодексе  Республике Беларусь,   а определение понятия «выездная налоговая проверка» отсутствует). Что  касается  налоговых проверок, проводимых  в Казахстане,    то   они   подразделяются   на   следующие    виды: документальные  (в  свою  очередь  подразделяются  на   комплексные, тематические  и  встречные), рейдовые и хронометражное  обследование. Хронометражные  обследования проводятся налоговыми  органами  с целью   установления   фактического   дохода   налогоплательщика   и фактических затрат, связанных с получением дохода [25].

Сроки проведения проверок устанавливаются в зависимости  от проверяемого субъекта.

Так, для индивидуальных предпринимателей данный показатель составляет – не более 15 рабочих дней.

Что касается методов налогового контроля, то чаще всего к ним  относят:

- общенаучные методы, такие  как анализ, синтез, моделирование,  статистический метод и т. д.;

- специальные методы исследования, такие как проверка документов, экономический анализ, экспертиза, инвентаризация, осмотр предметов,  помещений, территорий, применение которых характерно для определенных видов деятельности, в частности, для контрольной деятельности;

- методы воздействия на  проверяемых лиц в ходе осуществления  налогового контроля, такие как убеждение, поощрение, принуждение и др.

Следует отметить, что применение конкретного метода налогового контроля зависит от вида осуществляемого контрольного мероприятия.

В рамках организации  налогового контроля немаловажное значение имеет рассмотрение его этапов. Контрольная деятельность имеет ярко выраженный циклический характер, а мероприятия налогового контроля повторяются периодически, как правило, в одной и той же последовательности.

Выделяют  следующие этапы налогового контроля:

1. Проведение  учета организаций и физических  лиц в налоговых органах. 

2. Подготовительный  этап осуществления налогового  контроля

3. Назначение  мероприятий налогового контроля

4. Проведение  мероприятий налогового контроля

5. Оформление  результатов мероприятий налогового  контроля и составление итогового документа

6. Обмен контрольной  информацией с уполномоченными  органами.

Таким образом, формы, методы и виды налогового контроля тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Они представляют собой важнейшие характеристики контрольной деятельности, осуществляемой налоговыми органами, рассмотрение которых является необходимым для понимания сущности налогового контроля.

 

2 Анализ практики налогового контроля  за поступлениями в бюджет  платежей от индивидуальных предпринимателей

 

Налоговый контроль за поступлениями в бюджет платежей от индивидуальных предпринимателей является важным направлением налогового контроля в целом, т.к. данной категории налогоплательщиков уделяется в последние годы огромное внимание со стороны государства в рамках развития малого бизнеса в нашей стране. Ведётся постоянная работа по максимальной поддержке индивидуальных предпринимателей, разработке наиболее простого и эффективного механизма налогообложения этого вида налогоплательщиков. Также необходимо отметить и наличие частого нарушения законодательства индивидуальными предпринимателями (например, занятие незарегистрированной предпринимательской деятельностью, уклонение от уплаты налогов). Всё вышеперечисленное несомненно делает налоговый контроль в данной сфере важным направлением налогового контроля в целом.

В нашей работе эффективность налогового контроля за поступлениями платежей в бюджет от индивидуальных предпринимателей мы будем оценивать исходя из показателей  результативности налоговых проверок, т.к. данная форма налогового контроля является основной.

Следует отметить, что в мировой практике нет  единых критериев оценки результативности налогового контроля. Некоторые специалисты  в качестве такого критерия выделяют темп роста начисленных в результате проведения контрольных мероприятий платежей. Другие специалисты в качестве главного критерия берут соотношение количества проверенных плательщиков, у которых выявлены нарушения и общего количества проверенных плательщиков либо соотношение количества проверок, в ходе которых выявлены нарушения и общего числа проведённых проверок.

Таким образом, вопрос о критериях эффективности  налогового контроля и сейчас является дискуссионным.

В нашей работе для анализа эффективности налогового контроля за поступлениями в бюджет платежей от индивидуальных предпринимателей мы будем использовать целый ряд показателей, характеризующих результативность налогового контроля.

Итак, проанализируем более подробно практику налогового контроля за поступлениями в бюджет платежей от индивидуальных предпринимателей на примере инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по г. Жодино (далее – инспекция  МНС по г. Жодино).

В первую очередь, следует сказать, что налоговый  контроль за индивидуальными предпринимателями в инспекции МНС по г. Жодино осуществляет отдел контроля за индивидуальными предпринимателями, штат сотрудников которого составляет 8 человек.

На 01.01.2009 г., 01.01.2010 г. и на 01.01.2011г. количество состоящих  на учёте в данной инспекции МНС  составляет соответственно 1730, 1847 и 1835 индивидуальных предпринимателей [22,23,24].

Охват индивидуальных предпринимателей (ИП) проверками на за 2009 г., 2010г. и 1 полугодие 2011г. представлен  в таблице 2.1.

Таблица 2.1 Охват  индивидуальных предпринимателей проверками за 2009г., 2010г. и 1 полугодие 2011г.

Показатели

Количество, состоящих на учёте ИП, ед.

Количество, проверенных ИП, ед.

Количество проведённых проверок, ед.

Охват ИП проверками, %

2009г.

1730

54

54

3,1

2010г.

1847

307

311

16,6

1 полугодие 2011г.

1835

92

95

5,0


Примечание  – Источник: собственная разработка на основе [22,23,24]

Из вышеприведённой  таблицы можно видеть, что количество проведённых за 2009 – 1 полугодие 2011 гг. налоговых проверок ИП существенно различается. Так, если в 2009 г. проведено 54 проверки, то в 2010 г. их количество значительно возросло и составило 311 проверок, а за 1 полугодие 2011 г. их проведено уже 95 ед. Такой резкий рост налоговых проверок ИП с 2010г. связан с отменой моратория на проведение некоторых видов налоговых проверок с 2010г. Что касается охвата ИП проверками, то если в 2009г. этот показатель составлял 3,1%, то в 2010г. он существенно возрос и составил уже почти 17%. В 1 полугодии 2011г. данный показатель составляет 5%, но к концу 2011г. должен возрасти примерно до уровня 2010г., т.к. во 2 полугодии значительно возрастает количество проверок ИП на закрытии. Но несомненно следует отметить, то, что показатель охвата ИП проверками всё равно остаётся на относительно низком уровне, что связано с проведением государством политики снижения безосновательных проверок ИП и назначения плановых проверок только по критерию отнесения к определённой группе риска.

Отдельное внимание необходимо уделить и другим количественным показателям налоговых проверок.

Количество  проверок, приходящееся на одного проверенного ИП и результативность таких проверок по плательщикам (отношение количества проверенных ИП, у которых выявлены нарушения и общего количества проверенных ИП) отражена в таблице 2.2.

Таблица 2.2 Количество проверок, приходящееся на одного проверяемого ИП и результативность по проверенным  ИП за 2009–1 полугодие 2011гг.

Показатели

Количество проверок ИП,ед.

Количество проверенных ИП,ед.

Количество проверенных ИП, у кот. выявлены нарушения, ед.

Количество проверок, приходящееся на одного проверяемого ИП, ед.

Результативность по проверенным  ИП

2009г.

54

54

54

1

100%

2010г.

311

307

293

1,01

95.4%

1пол. 2011г.

95

92

92

1,03

100%


Примечание  – Источник: собственная разработка на основе [22,23,24]

Информация о работе Налоговый контроль за индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь