Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 01:18, курсовая работа
В работе рассмотрены сущность и значение налогового контроля, его основные функции и виды в Республике Беларусь. Также отражены и проанализированы основные проблемы и пути совершенствования налогового контроля в Республике Беларусь
- неисполнение или ненадлежащее
исполнение налогового
- непредставление к
Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов), документов, подтверждающих факт наличия дебиторской задолженности, других документов, представленных плательщиком и связанных с налогообложением. В ходе камеральной проверки устанавливаются правильность исчисления плательщиком налогов, обоснованность применения льгот, своевременность перечисления удержанных налогов в бюджет, соблюдение плательщиками установленного порядка формирования уставного фонда и др. Налоговый орган вправе истребовать у плательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы.
Выездная налоговая проверка проводится, как правило, по месту нахождения плательщика путем изучения полноты и правильности отражения в бухгалтерском и налоговом учете плательщиком операций, оказывающих прямое или косвенное влияние на суммы налогов, с последующим сравнением определенных в ходе проверки фактических размеров сумм налогов с отраженными плательщиком в налоговых декларациях (расчетах) и других документах, связанных с исчислением налогов, представлявшихся налоговому органу в течение периода, подвергающегося проверке. Выездная проверка может быть комплексной, тематической и рейдовой.
При проведении комплексной выездной проверки подлежат изучению вопросы уплаты (удержания и перечисления) в бюджет всех налогов, обязанность уплаты которых возложена в соответствии с законодательством на проверяемого плательщика, и (или) выявления имущества и активов плательщика, его дебиторской задолженности для взыскания за их счет налогов, сборов, пеней.
В ходе проведения тематической выездной проверки изучаются вопросы уплаты отдельных налогов, а также другие вопросы, отнесенные законодательством к компетенции налоговых органов.
Встречная выездная налоговая проверка проводится в целях установления фактического отражения в бухгалтерском и налоговом учете проверяемого плательщика финансово-хозяйственных операций, осуществлявшихся с другими плательщиками, в отношении которых проводятся плановые либо внеплановые налоговые проверки. Она осуществляется путем сопоставления разных экземпляров одного и того же документа по содержанию, а также имеющихся у проверяемого плательщика записей, документов и фактических данных с соответствующими записями, документами и фактическими данными, находящимися у других плательщиков, от которых получены или которым выданы денежные средства, материальные ценности и документы.
Рейдовая
налоговая проверка - это проверка
финансово-хозяйственной
Рейдовая проверка является одним из методов осуществления контроля налоговых органов за плательщиками в части хозяйственной деятельности, непосредственно связанной с приемом наличных денежных средств при реализации товаров, оказании услуг и выполнении работ. Путем рейдовой проверки осуществляется контроль за соблюдением налогового и иного законодательства.
Рейдовая проверка проводится налоговыми органами в местах деятельности плательщиков, связанной с:
- приемом наличных денежных средств от покупателей (клиентов);
- производством продукции, выполнением работ (оказанием услуг);
- хранением
и перемещением товарно-
Целью рейдовой
проверки являются контроль за соблюдением
налогового законодательства, а также
требований к ведению бухгалтерского
учета и оформлению отдельных
финансово-хозяйственных
Для сравнения, в России налоговый кодекс предусматривает только такие виды проверок, как камеральные и выездные (содержание камеральной проверки аналогично изложенному в Налоговом кодексе Республике Беларусь, а определение понятия «выездная налоговая проверка» отсутствует). Что касается налоговых проверок, проводимых в Казахстане, то они подразделяются на следующие виды: документальные (в свою очередь подразделяются на комплексные, тематические и встречные), рейдовые и хронометражное обследование. Хронометражные обследования проводятся налоговыми органами с целью установления фактического дохода налогоплательщика и фактических затрат, связанных с получением дохода [25].
Сроки проведения проверок устанавливаются в зависимости от проверяемого субъекта.
Так, для индивидуальных предпринимателей данный показатель составляет – не более 15 рабочих дней.
Что касается методов налогового контроля, то чаще всего к ним относят:
- общенаучные методы, такие как анализ, синтез, моделирование, статистический метод и т. д.;
- специальные методы
- методы воздействия на
проверяемых лиц в ходе
Следует отметить, что применение конкретного метода налогового контроля зависит от вида осуществляемого контрольного мероприятия.
В рамках организации налогового контроля немаловажное значение имеет рассмотрение его этапов. Контрольная деятельность имеет ярко выраженный циклический характер, а мероприятия налогового контроля повторяются периодически, как правило, в одной и той же последовательности.
Выделяют следующие этапы налогового контроля:
1. Проведение
учета организаций и
2. Подготовительный этап осуществления налогового контроля
3. Назначение
мероприятий налогового
4. Проведение
мероприятий налогового
5. Оформление
результатов мероприятий
6. Обмен контрольной информацией с уполномоченными органами.
Таким образом, формы, методы и виды налогового контроля тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Они представляют собой важнейшие характеристики контрольной деятельности, осуществляемой налоговыми органами, рассмотрение которых является необходимым для понимания сущности налогового контроля.
2
Анализ практики налогового
Налоговый контроль за поступлениями в бюджет платежей от индивидуальных предпринимателей является важным направлением налогового контроля в целом, т.к. данной категории налогоплательщиков уделяется в последние годы огромное внимание со стороны государства в рамках развития малого бизнеса в нашей стране. Ведётся постоянная работа по максимальной поддержке индивидуальных предпринимателей, разработке наиболее простого и эффективного механизма налогообложения этого вида налогоплательщиков. Также необходимо отметить и наличие частого нарушения законодательства индивидуальными предпринимателями (например, занятие незарегистрированной предпринимательской деятельностью, уклонение от уплаты налогов). Всё вышеперечисленное несомненно делает налоговый контроль в данной сфере важным направлением налогового контроля в целом.
В нашей работе эффективность налогового контроля за поступлениями платежей в бюджет от индивидуальных предпринимателей мы будем оценивать исходя из показателей результативности налоговых проверок, т.к. данная форма налогового контроля является основной.
Следует отметить, что в мировой практике нет единых критериев оценки результативности налогового контроля. Некоторые специалисты в качестве такого критерия выделяют темп роста начисленных в результате проведения контрольных мероприятий платежей. Другие специалисты в качестве главного критерия берут соотношение количества проверенных плательщиков, у которых выявлены нарушения и общего количества проверенных плательщиков либо соотношение количества проверок, в ходе которых выявлены нарушения и общего числа проведённых проверок.
Таким образом, вопрос о критериях эффективности налогового контроля и сейчас является дискуссионным.
В нашей работе
для анализа эффективности
Итак, проанализируем более подробно практику налогового контроля за поступлениями в бюджет платежей от индивидуальных предпринимателей на примере инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по г. Жодино (далее – инспекция МНС по г. Жодино).
В первую очередь, следует сказать, что налоговый контроль за индивидуальными предпринимателями в инспекции МНС по г. Жодино осуществляет отдел контроля за индивидуальными предпринимателями, штат сотрудников которого составляет 8 человек.
На 01.01.2009 г., 01.01.2010 г. и на 01.01.2011г. количество состоящих на учёте в данной инспекции МНС составляет соответственно 1730, 1847 и 1835 индивидуальных предпринимателей [22,23,24].
Охват индивидуальных предпринимателей (ИП) проверками на за 2009 г., 2010г. и 1 полугодие 2011г. представлен в таблице 2.1.
Таблица 2.1 Охват индивидуальных предпринимателей проверками за 2009г., 2010г. и 1 полугодие 2011г.
Показатели |
Количество, состоящих на учёте ИП, ед. |
Количество, проверенных ИП, ед. |
Количество проведённых |
Охват ИП проверками, % |
2009г. |
1730 |
54 |
54 |
3,1 |
2010г. |
1847 |
307 |
311 |
16,6 |
1 полугодие 2011г. |
1835 |
92 |
95 |
5,0 |
Примечание – Источник: собственная разработка на основе [22,23,24]
Из вышеприведённой таблицы можно видеть, что количество проведённых за 2009 – 1 полугодие 2011 гг. налоговых проверок ИП существенно различается. Так, если в 2009 г. проведено 54 проверки, то в 2010 г. их количество значительно возросло и составило 311 проверок, а за 1 полугодие 2011 г. их проведено уже 95 ед. Такой резкий рост налоговых проверок ИП с 2010г. связан с отменой моратория на проведение некоторых видов налоговых проверок с 2010г. Что касается охвата ИП проверками, то если в 2009г. этот показатель составлял 3,1%, то в 2010г. он существенно возрос и составил уже почти 17%. В 1 полугодии 2011г. данный показатель составляет 5%, но к концу 2011г. должен возрасти примерно до уровня 2010г., т.к. во 2 полугодии значительно возрастает количество проверок ИП на закрытии. Но несомненно следует отметить, то, что показатель охвата ИП проверками всё равно остаётся на относительно низком уровне, что связано с проведением государством политики снижения безосновательных проверок ИП и назначения плановых проверок только по критерию отнесения к определённой группе риска.
Отдельное внимание необходимо уделить и другим количественным показателям налоговых проверок.
Количество проверок, приходящееся на одного проверенного ИП и результативность таких проверок по плательщикам (отношение количества проверенных ИП, у которых выявлены нарушения и общего количества проверенных ИП) отражена в таблице 2.2.
Таблица 2.2 Количество проверок, приходящееся на одного проверяемого ИП и результативность по проверенным ИП за 2009–1 полугодие 2011гг.
Показатели |
Количество проверок ИП,ед. |
Количество проверенных ИП,ед. |
Количество проверенных ИП, у кот. выявлены нарушения, ед. |
Количество проверок, приходящееся на одного проверяемого ИП, ед. |
Результативность по проверенным ИП |
2009г. |
54 |
54 |
54 |
1 |
100% |
2010г. |
311 |
307 |
293 |
1,01 |
95.4% |
1пол. 2011г. |
95 |
92 |
92 |
1,03 |
100% |
Примечание – Источник: собственная разработка на основе [22,23,24]
Информация о работе Налоговый контроль за индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь