Налоговый контроль за индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 01:18, курсовая работа

Описание

В работе рассмотрены сущность и значение налогового контроля, его основные функции и виды в Республике Беларусь. Также отражены и проанализированы основные проблемы и пути совершенствования налогового контроля в Республике Беларусь

Работа состоит из  1 файл

налоговый контроль РБ.docx

— 88.79 Кб (Скачать документ)

Также в настоящее  время руководители налоговых инспекций  весьма острой считают проблему именно взыскания платежей. Поэтому в  целях решения данного вопроса  более четко законодательно урегулировать ситуации, когда налоговый орган может самостоятельно, без обращения в судебные органы, принимать решения о выставлении платежных требований к дебиторам плательщика, определять недействительность сделок и проводить необходимые списания средств. Эту проблему, в правовом аспекте, могло бы решить создание специализированных налоговых судов, хотя их функционирование сопряжено с определенными издержками.

Если рассматривать  работу налоговых инспекций, то в  плане допричисления сумм платежей  наибольшую роль играют документальные проверки. Поэтому управление контроля в целях совершенствования работы налоговиков в этой области пристальное внимание должно уделять разработке соответствующих методических указаний, которыми бы руководствовались специалисты при проверках. Положительным явлением является регулярное проведение соответствующих семинаров и совещаний, а также глубокий анализ имевших место нарушений, определение тенденций в таких нарушениях. То есть важнейшее направление повышения эффективности налогового контроля – совершенствование методологии налоговых проверок, а также непосредственное совершенствование его форм и методов.

Эффективность налогового контроля во много определяется издержками на его проведение. Современная  система администрирования налогов  должна обеспечивать снижение уровня издержек исполнения налогового законодательства как для государства, так и для налогоплательщиков. Именно поэтому следует упростить судебные процедуры, сопутствующие мероприятиям налогового контроля и взыскания платежей. В настоящее время бюджету обходится дороже судебная процедура взыскания некоторых штрафов, составляющих незначительные суммы. Судебная практика показывает, что до направления исков в суды следует реально оценивать перспективы их рассмотрения, изучая гражданское и хозяйственное законодательство.

В целях совершенствования  системы налогового контроля необходимо также общее повышение налоговой культуры плательщиков, осознания ими необходимости налогов и взаимодействие государства с ними с учетом следующих основных психологических аспектов:

  • налоговые органы проверяют не с целью уличения в сокрытии результатов деятельности, неуплате налогов и заведения уголовных дел, а с целью помощи в правильном исчислении и уплате налогов;
  • взаимодействие с плательщиками по принципу партнерства, в частности, осуществление проверок в период, не осложняющий деятельность проверяемого;
  • содействие формированию в обществе налоговой культуры путем создания доступных информационных ресурсов для всех слоев населения, эффективной системы консультирования налогоплательщиков и подготовки кадров.

Следует особо  обратить внимание на опыт зарубежных стран в сфере повышения налоговой культуры плательщиков.

Так, например, в австрийских школах ведётся  ознакомительное обучение по налоговым  вопросам, проводятся «Дни налогов», где  обсуждаются изменения налогового законодательства, обсуждаются некоторые вопросы по налогообложению.

А в Великобритании разработана мультимедийная программа  «Tax Matters», целью которой является налоговое образование молодёжи до начала трудовой деятельности. Целью программы является показ молодым людям того, что налоговая система легка и проста для понимания, доведение до них знаний о налогах и налоговой системе в целом, что согласно исследованиям повышает добросовестное соблюдение налоговых обязательств [29, c.5]. 

Вместе с  тем, повышение налоговой культуры самих налоговых работников также является немаловажным для совершенствования налогового контроля. Как показывает практика, в налоговых органах работают, как правило, специалисты с достаточно высокой квалификацией, но вместе с тем налоговики обычно являются специалистами широкого профиля. Иногда из-за этого страдает качество проверок. Конечно, такая проблема не остается без внимания. Необходимо периодически доносить до специалистов налоговых органов методические указания и памятки по контрольной работе с различными видами плательщиков с указанием моментов, на которые контролеры должны обратить внимание.

Кроме того, важное значение в аспекте совершенствования  контроля налоговых органов имеет работа с кадрами: регулярная организация и проведение семинаров по разным вопросам контроля, курсов повышения квалификации и т. п.

Кроме того, негативным моментом является весьма невысокий уровень оплаты труда  работников налоговых органов. В  прошлом существовала практика более активного материального стимулирования налоговиков посредством того, что в распоряжении налоговой инспекции оставался определенный процент от сумм, доначисленных и взысканных в результате проводимых контрольных мероприятий. Возврат такого рода поощрения результатов контрольной работы инспекции достаточно позитивно сказался бы на качестве работы специалистов налогового контроля. Как правило, мотивация труда в данной ситуации играет не последнюю роль. Тем более что зачастую контрольная работа налогового инспектора сопряжена с определенными трудностями и даже риском.

Как уже упоминалось  ранее, одним из путей совершенствования  системы налогового контроля является осуществление определенных мер  по автоматизации процесса.

В настоящее  время несмотря на всё большее  распространение электронного декларирования расчеты по налогам сдаются плательщикам как правило на бумажном носителе, в связи с чем процесс их проверки сопряжен с затратами времени и усилий. МНС Республики Беларусь одной из важных задач по совершенствованию предварительного контроля определило автоматизацию камеральных проверок, благодаря которой плательщики имели бы возможность сетевых коммуникаций с налоговыми органами. Система сдачи расчетов по налогам в электронном варианте по специальным каналам связи позволяет снизить трудоемкость процесса проверки, сэкономить время, затрачиваемое инспекторами на обработку соответствующей информации, а значит и существенно расширить охват плательщиков камеральными проверками. Кроме того, это позволяет заменить механический труд аналитическим. С целью реализации данных преимуществ необходимо проведение значительной работы по привлечению плательщиков к электронному декларированию, разработка системы эффективных электронных услуг. Ведь использование инновационных электронных технологий позволяет лучше организовывать работу с плательщиками, основанную на применении безбумажной технологии с использование электронных документов, оказания им электронных услуг.

Показателен в данном направлении опыт зарубежных стран. Например, в Швейцарии разработан и уже внедряется портал электронного правительства, основанный на принципе «одно окно». Цель – администрирование  различных налогов. В целях стандартизации электронного обмена между налоговыми органами запущен национальный проект CH-Reporting Taxes, который включает швейцарскую систему социального страхования, банки, страховые компании, частных предпринимателей и доверительных лиц и позволяет существенно упростить администрирование и сократить расходных налоговых органов [29, c.6-7].

Примечательно, что есть положительный опыт в  данной сфере и у наших соседей. Так, например, ФНС России создано 5 межрегиональных центров обработки данных, формализованы все информационные ресурсы. На портале можно получить информацию о налоговом законодательстве, подготовить платёжные документы на перечисление налогов в электронном виде. Особого внимания заслуживает внедрение так называемых облачных технологий. Облако – это крупная база данных или сеть взаимосвязанных между собой серверов, позволяющая централизировать сбор, хранение и обработку данных, оптимизировать численность сотрудников, вывести на качественно новый уровень исполнения контрольных функций [29, c.8].

Поскольку весьма значительную часть налогоплательщиков составляют индивидуальные предприниматели, то необходимо отдельное внимание уделить  проблемам и путям повышения  эффективности контрольной работы в отношении этой категории плательщиков.

Следует отметить, что за последние годы проведена  серьёзная работа по упрощению системы  налогообложения индивидуальных предпринимателей, обеспечению прозрачности работы налоговых  органов, высоконравственного отношения  к плательщикам. Это объективно повысило заинтересованность граждан в уплате налогов и сборов. Соответственно выросло число предпринимателей, увеличилось поступление платежей в бюджет.

Однако множество  проблем в данной сфере ещё  существует.

Наиболее  частым нарушением у индивидуальных предпринимателей, работающих на рынках и иных точках розничной торговли, является неуплата единого налога. Причем в некоторых случаях налоговым инспекторам приходится привлекать к содействию сотрудников правоохранительных органов. Однако принимаемые налоговыми органами меры по контролю за уплатой единого налога, в том числе путем организации постоянно действующих постов контроля с участием работников правоохранительных органов, не позволили в полной мере пресечь неуплату единого налога и привлечь к уплате граждан при разовой реализации. Поэтому необходимо предусмотреть обязанность собственников рынка по ограничению допуска индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц к реализации на предоставленных для торговли местах без уплаты единого налога. На данном этапе эта обязанность повсеместно вводится, но с целью повышения эффективности данной процедуры следует урегулировать её законодательно. Однако следует отметить, что не все виды деятельности индивидуальных предпринимателей предполагают торговлю а рынках и иных точках розничной торговли (например, строительные и ремонтные работы), что требует выработки других механизмов контроля за такими ИП и уплатой ими налоговых платежей.

Отдельно  необходимо отметить проблему осуществления  индивидуальными предпринимателями предпринимательской деятельности без регистрации, которая имеет наибольшую актуальность именно в рамках этой категории плательщиков и несёт значительные негативные последствия для нашей страны. Налоговыми органами постоянно ведётся работа по выявлению таких лиц и применению к ним экономических санкций. Практика показала, что весьма полезным в работе налоговых инспекций является проведение рейдов в вечернее и ночное время, также значительно увеличивается результативность контроля при применении перекрестных проверок, сущность которых состоит в выезде сотрудников отделов одной налоговой инспекции на территорию другой инспекции. Постоянно совершенствуется и законодательство в этой сфере.

Так, например, в этом году контрольными и налоговыми органами Республики Беларусь разрабатываются формы противодействия лжепредпринимательству, основанные на взаимодействии органов государственного и налогового контроля. В 2011 г. данными органами был разработан нормативно-правовой акт, направленный на недопущение деятельности недобросовестных налогоплательщиков, который предполагает создание и использование специального реестра недобросовестных плательщиков.

В условиях развития электронных денег и  появления электронных кошельков, которые всё чаще стали использоваться индивидуальными предпринимателями в хозяйственной деятельности, широкое распространение получила проблема налогообложения таких плательщиков, т.к. остро встаёт проблема контроля за их доходами. В настоящее время информация о суммах денежных средств, поступивших и снятых с таких счетов является банковской тайной, что ведёт к невозможности доступа налоговых органов к этой информации. Необходима разработка чёткого законодательства, регламентирующего это явление с целью осуществления эффективного контроля за доходами таких ИП. Уже сейчас предлагается обязательное приложение к налоговой декларации ИП выписок по его банковскому счёту. Также необходимо ввести механизм обязательной постановки на налоговый учёт при регистрации электронного кошелька и открытии банковского счёта.

Всё вышесказанное  касалось в основном проблем и  путей совершенствования налогового законодательства, форм и методов налогового контроля, налоговой культуры. Однако следует отметить, что ещё одной важной проблемой, причём в мировом масштабе, является отсутствие единых и эффективных критериев оценки результативности налогового контроля.

Сейчас в  основном в качестве таких критериев  выступаю показатели, характеризующие  количество выявленных в ходе проведения контроля нарушений либо сумм, подлежащих взысканию. Однако очевидно, что, например, снижение темпов роста доначисленных налогов может свидетельствовать как о негативных процессах в налоговом контроле, связанных со снижением качества проводимой работы, так и позитивных, отражающих возросшую налоговую культуру и законопослушание плательщиков. Таким образом, используемые в настоящее время критерии не дают возможности оценить контрольную деятельность налоговых органов в полной мере.

Эффективность как способность достигать определённого  эффекта применительно к налоговому контролю не должна рассматриваться в отрыве от эффективности налоговой системы в целом. Как элемент государственного управления контроль нацелен на достижение результатов, обозначенных налоговой политикой Республики Беларусь. Основной целью такой политики является обеспечение достаточных и стабильных налоговых поступлений в бюджет при снижении налоговой нагрузки на экономику страны. А легализация деятельности и минимизация скрытых доходов напрямую связаны с равномерным распределением налогового бремени между хозяйствующими субъектами, что должно способствовать и снижению налоговой нагрузки. Однако, чем меньше скрытых объектов налогообложения, тем меньше и размер налоговых платежей, выявленных в ходе проведения контрольных мероприятий. Соответственно на нынешнем этапе развития эффективность налогового контроля должна проявляться скорее снижении темпов результативности [10, c.76-77].

Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что  пути совершенствования налогового контроля в нашей республике на современном этапе заключаются не только в непосредственном повышении результативности форм и методов контрольных мероприятий, совершенствования налогового законодательства, но и в совершенствовании налоговой системы в целом. Внедрение современных эффективных форм и методов проведения контроля способно вывести контрольную деятельность налоговых органов на качественно новый уровень. Для этого немаловажным является изучение результатов совершенствования налогового контроля в зарубежных странах с целью выявления позитивного опыта, а также апробация отечественных научных исследований.

Кроме того, должен меняться сам подход к осуществлению  налогового контроля: приоритетными  направлениями должны стать именно предупредительный, а не последующий контроль, а также увеличение роли стимулирующей, а не фискальной функции налогового контроля.  В заключение следует заметить, что повышение качества и эффективности налогового контроля не означает его усложнения. Проведение мероприятий налогового контроля не должно отрицательно влиять на хозяйственную деятельность добросовестных налогоплательщиков. И в любом случае права плательщиков должны в полной мере соблюдаться.

Указанные меры должны способствовать повышению качества, количества и глубины налоговых проверок, их эффективности, увеличению производительности труда работников налоговой службы, усилению уровня информативности налоговых органов, что позволит увеличить доходы бюджета в виде доначислений налогов.

Информация о работе Налоговый контроль за индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь