Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 01:18, курсовая работа
В работе рассмотрены сущность и значение налогового контроля, его основные функции и виды в Республике Беларусь. Также отражены и проанализированы основные проблемы и пути совершенствования налогового контроля в Республике Беларусь
Также в настоящее время руководители налоговых инспекций весьма острой считают проблему именно взыскания платежей. Поэтому в целях решения данного вопроса более четко законодательно урегулировать ситуации, когда налоговый орган может самостоятельно, без обращения в судебные органы, принимать решения о выставлении платежных требований к дебиторам плательщика, определять недействительность сделок и проводить необходимые списания средств. Эту проблему, в правовом аспекте, могло бы решить создание специализированных налоговых судов, хотя их функционирование сопряжено с определенными издержками.
Если рассматривать работу налоговых инспекций, то в плане допричисления сумм платежей наибольшую роль играют документальные проверки. Поэтому управление контроля в целях совершенствования работы налоговиков в этой области пристальное внимание должно уделять разработке соответствующих методических указаний, которыми бы руководствовались специалисты при проверках. Положительным явлением является регулярное проведение соответствующих семинаров и совещаний, а также глубокий анализ имевших место нарушений, определение тенденций в таких нарушениях. То есть важнейшее направление повышения эффективности налогового контроля – совершенствование методологии налоговых проверок, а также непосредственное совершенствование его форм и методов.
Эффективность
налогового контроля во много определяется
издержками на его проведение. Современная
система администрирования
В целях совершенствования
системы налогового контроля необходимо
также общее повышение
Следует особо обратить внимание на опыт зарубежных стран в сфере повышения налоговой культуры плательщиков.
Так, например, в австрийских школах ведётся ознакомительное обучение по налоговым вопросам, проводятся «Дни налогов», где обсуждаются изменения налогового законодательства, обсуждаются некоторые вопросы по налогообложению.
А в Великобритании разработана мультимедийная программа «Tax Matters», целью которой является налоговое образование молодёжи до начала трудовой деятельности. Целью программы является показ молодым людям того, что налоговая система легка и проста для понимания, доведение до них знаний о налогах и налоговой системе в целом, что согласно исследованиям повышает добросовестное соблюдение налоговых обязательств [29, c.5].
Вместе с тем, повышение налоговой культуры самих налоговых работников также является немаловажным для совершенствования налогового контроля. Как показывает практика, в налоговых органах работают, как правило, специалисты с достаточно высокой квалификацией, но вместе с тем налоговики обычно являются специалистами широкого профиля. Иногда из-за этого страдает качество проверок. Конечно, такая проблема не остается без внимания. Необходимо периодически доносить до специалистов налоговых органов методические указания и памятки по контрольной работе с различными видами плательщиков с указанием моментов, на которые контролеры должны обратить внимание.
Кроме того, важное значение в аспекте совершенствования контроля налоговых органов имеет работа с кадрами: регулярная организация и проведение семинаров по разным вопросам контроля, курсов повышения квалификации и т. п.
Кроме того, негативным моментом является весьма невысокий уровень оплаты труда работников налоговых органов. В прошлом существовала практика более активного материального стимулирования налоговиков посредством того, что в распоряжении налоговой инспекции оставался определенный процент от сумм, доначисленных и взысканных в результате проводимых контрольных мероприятий. Возврат такого рода поощрения результатов контрольной работы инспекции достаточно позитивно сказался бы на качестве работы специалистов налогового контроля. Как правило, мотивация труда в данной ситуации играет не последнюю роль. Тем более что зачастую контрольная работа налогового инспектора сопряжена с определенными трудностями и даже риском.
Как уже упоминалось ранее, одним из путей совершенствования системы налогового контроля является осуществление определенных мер по автоматизации процесса.
В настоящее время несмотря на всё большее распространение электронного декларирования расчеты по налогам сдаются плательщикам как правило на бумажном носителе, в связи с чем процесс их проверки сопряжен с затратами времени и усилий. МНС Республики Беларусь одной из важных задач по совершенствованию предварительного контроля определило автоматизацию камеральных проверок, благодаря которой плательщики имели бы возможность сетевых коммуникаций с налоговыми органами. Система сдачи расчетов по налогам в электронном варианте по специальным каналам связи позволяет снизить трудоемкость процесса проверки, сэкономить время, затрачиваемое инспекторами на обработку соответствующей информации, а значит и существенно расширить охват плательщиков камеральными проверками. Кроме того, это позволяет заменить механический труд аналитическим. С целью реализации данных преимуществ необходимо проведение значительной работы по привлечению плательщиков к электронному декларированию, разработка системы эффективных электронных услуг. Ведь использование инновационных электронных технологий позволяет лучше организовывать работу с плательщиками, основанную на применении безбумажной технологии с использование электронных документов, оказания им электронных услуг.
Показателен в данном направлении опыт зарубежных стран. Например, в Швейцарии разработан и уже внедряется портал электронного правительства, основанный на принципе «одно окно». Цель – администрирование различных налогов. В целях стандартизации электронного обмена между налоговыми органами запущен национальный проект CH-Reporting Taxes, который включает швейцарскую систему социального страхования, банки, страховые компании, частных предпринимателей и доверительных лиц и позволяет существенно упростить администрирование и сократить расходных налоговых органов [29, c.6-7].
Примечательно,
что есть положительный опыт в
данной сфере и у наших соседей.
Так, например, ФНС России создано 5
межрегиональных центров
Поскольку весьма
значительную часть налогоплательщиков
составляют индивидуальные предприниматели,
то необходимо отдельное внимание уделить
проблемам и путям повышения
эффективности контрольной
Следует отметить,
что за последние годы проведена
серьёзная работа по упрощению системы
налогообложения индивидуальных предпринимателей,
обеспечению прозрачности работы налоговых
органов, высоконравственного отношения
к плательщикам. Это объективно повысило
заинтересованность граждан в уплате
налогов и сборов. Соответственно
выросло число
Однако множество проблем в данной сфере ещё существует.
Наиболее частым нарушением у индивидуальных предпринимателей, работающих на рынках и иных точках розничной торговли, является неуплата единого налога. Причем в некоторых случаях налоговым инспекторам приходится привлекать к содействию сотрудников правоохранительных органов. Однако принимаемые налоговыми органами меры по контролю за уплатой единого налога, в том числе путем организации постоянно действующих постов контроля с участием работников правоохранительных органов, не позволили в полной мере пресечь неуплату единого налога и привлечь к уплате граждан при разовой реализации. Поэтому необходимо предусмотреть обязанность собственников рынка по ограничению допуска индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц к реализации на предоставленных для торговли местах без уплаты единого налога. На данном этапе эта обязанность повсеместно вводится, но с целью повышения эффективности данной процедуры следует урегулировать её законодательно. Однако следует отметить, что не все виды деятельности индивидуальных предпринимателей предполагают торговлю а рынках и иных точках розничной торговли (например, строительные и ремонтные работы), что требует выработки других механизмов контроля за такими ИП и уплатой ими налоговых платежей.
Отдельно необходимо отметить проблему осуществления индивидуальными предпринимателями предпринимательской деятельности без регистрации, которая имеет наибольшую актуальность именно в рамках этой категории плательщиков и несёт значительные негативные последствия для нашей страны. Налоговыми органами постоянно ведётся работа по выявлению таких лиц и применению к ним экономических санкций. Практика показала, что весьма полезным в работе налоговых инспекций является проведение рейдов в вечернее и ночное время, также значительно увеличивается результативность контроля при применении перекрестных проверок, сущность которых состоит в выезде сотрудников отделов одной налоговой инспекции на территорию другой инспекции. Постоянно совершенствуется и законодательство в этой сфере.
Так, например, в этом году контрольными и налоговыми органами Республики Беларусь разрабатываются формы противодействия лжепредпринимательству, основанные на взаимодействии органов государственного и налогового контроля. В 2011 г. данными органами был разработан нормативно-правовой акт, направленный на недопущение деятельности недобросовестных налогоплательщиков, который предполагает создание и использование специального реестра недобросовестных плательщиков.
В условиях
развития электронных денег и
появления электронных
Всё вышесказанное касалось в основном проблем и путей совершенствования налогового законодательства, форм и методов налогового контроля, налоговой культуры. Однако следует отметить, что ещё одной важной проблемой, причём в мировом масштабе, является отсутствие единых и эффективных критериев оценки результативности налогового контроля.
Сейчас в основном в качестве таких критериев выступаю показатели, характеризующие количество выявленных в ходе проведения контроля нарушений либо сумм, подлежащих взысканию. Однако очевидно, что, например, снижение темпов роста доначисленных налогов может свидетельствовать как о негативных процессах в налоговом контроле, связанных со снижением качества проводимой работы, так и позитивных, отражающих возросшую налоговую культуру и законопослушание плательщиков. Таким образом, используемые в настоящее время критерии не дают возможности оценить контрольную деятельность налоговых органов в полной мере.
Эффективность
как способность достигать
Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что пути совершенствования налогового контроля в нашей республике на современном этапе заключаются не только в непосредственном повышении результативности форм и методов контрольных мероприятий, совершенствования налогового законодательства, но и в совершенствовании налоговой системы в целом. Внедрение современных эффективных форм и методов проведения контроля способно вывести контрольную деятельность налоговых органов на качественно новый уровень. Для этого немаловажным является изучение результатов совершенствования налогового контроля в зарубежных странах с целью выявления позитивного опыта, а также апробация отечественных научных исследований.
Кроме того, должен меняться сам подход к осуществлению налогового контроля: приоритетными направлениями должны стать именно предупредительный, а не последующий контроль, а также увеличение роли стимулирующей, а не фискальной функции налогового контроля. В заключение следует заметить, что повышение качества и эффективности налогового контроля не означает его усложнения. Проведение мероприятий налогового контроля не должно отрицательно влиять на хозяйственную деятельность добросовестных налогоплательщиков. И в любом случае права плательщиков должны в полной мере соблюдаться.
Указанные меры должны способствовать повышению качества, количества и глубины налоговых проверок, их эффективности, увеличению производительности труда работников налоговой службы, усилению уровня информативности налоговых органов, что позволит увеличить доходы бюджета в виде доначислений налогов.
Информация о работе Налоговый контроль за индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь