Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 23:52, шпаргалка
Налог – одно из основных понятий финансов, его следует рассматривать одновременно как экономическое, социальное и политическое явление. Налоги возникают на достаточно высоком уровне развития общества, существует множество определений налогов.
1.Экономическая сущность, понятие и виды налогов. Отличие налогов от сборов и пошлин.
Налог – одно из основных понятий финансов, его следует рассматривать одновременно как экономическое, социальное и политическое явление. Налоги возникают на достаточно высоком уровне развития общества, существует множество определений налогов.
Налоговый кодекс РФ часть
1 статья 8 пункт 1 даёт следующее определение
налога: «Под налогом понимается обязательный,
индивидуально безвозмездный
Экономическая сущность налога
заключается в том, что они
представляют собой присвоение, централизацию
и перераспределение через
Под налогообложением принято понимать взимание налога. В экономической теории понятие налога и сбора часто принимают как синонимы, однако, строго говоря, налог существенно отличается от сбора. Налоговый Кодекс РФ разделяет понятие налога и сбора: статья 8 пункт 2 часть 1 Налогового Кодекса даёт следующее определение сбора.
«Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставлении определённых прав или выдачу разрешений (лицензий)».
Эк. сущность налогов – присвоение, централизация, перер-ие через бюджеты части произв. нац. продукта.
Налогообложение – взимание налогов.
Главное отличие налога от сбора состоит в том, что налог является абстрактным платежом и обычно не имеет целевого ориентирования, при уплате же сбора всегда присутствует специальная цель или особые интересы.
Сходство налога и сбора: и налог и сбор обязательны и налог и сбор принудительны и налог и сбор взимаются в пользу государства.
Можно выделить следующие отличительные признаки налогов от других финансовых категорий:
2. Функции налогов. Влияние
Функция налога - это проявление
его сущности в действии, способ
выражения его свойств. Функция
налога показывает, каким образом
реализуется общественное назначение
данной экономической категории
как инструмента стоимостного распределения
и перераспределения доходов. Налоги
выполняют четыре основные функции:
а)фискальную; б)регулирующую; в)распределительную;
г)контрольную. Фискальная функция
позволяет осуществлять формирование
финансовых ресурсов государства в
бюджетной системе и
С помощью контрольной функции обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов, оценивается эффективность налогового механизма и выявляется необходимость внесения изменений в налоговую политику и бюджетную систему.
налог налогообложение бизнес доход
3. Элементы налога, их характеристика. Способы взимания налогов.
Налог считается законно установленным если в законе определены налогоплательщики и элементы налога:
- Объект налога – прибыль, доход, имущество, любое иное обязательство с возникновением которого налоговое законодательство устанавливает обязанность уплаты налога.
- налоговая база – стоимостная. физическая или иная характеристика налога.
- Налоговый период – промежуток времени за который считается налоговая база. В РФ – месяц. Квартал, год.
- Налоговые ставки – это величина налога к налоговой базе (по большинству различают установленные в % ставки, % ставки бывают пропорциональные – в одном и том же проценте к налоговой базе; прогрессивные – ставки растут с ростом налоговой базы; регрессивные – ставки снижаются с ростом налоговой базы; твердые – в твердой сумме к единице; комбинированные
- Сроки уплаты налога – это определенные дни не позднее которых надо уплачивать налог в бюджет или бюджетный фонд.
- Порядок начисления и уплаты – опр способы которыми платятся налоги.
- Необязательный элемент – налоговые льготы – преимущество которое предоставляется одним налогоплательщикам по сравнению с другими. Виды преимуществ: снижение налоговых ставок, исключение из объектов к-л элементов, налоговые каникулы (освобождение от уплаты налогов на определенный срок).
Иногда налогоплательщик исполняет свою обязанность в несколько большем объеме, чем причитается в соответствии с действующим законодательством. Переплата налогов, сборов или пени может произойти по различным причинам, наиболее распространенными из которых являются расчетные ошибки, добросовестное заблуждение о ставках налога (сбора) или ставки рефинансирования Центрального банка РФ, неверная сумма недоимки, указанная налоговым органом, и т. д.
Относительно переплаты обязательных платежей налоговое законодательство предусматривает два варианта восстановления имущественных прав налогоплательщика: зачет т возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм.
Согласно НК РФ возврат излишне уплаченного налога производится по письменному заявлению налогоплательщика, которое может быть подано им в течение трех лет со дня уплаты суммы излишне уплаченного налога. Решение о возврате налоговый орган должен принять в течение двух недель после получения такого заявления.
В соответствии с 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога может быть:
– зачтена в счет предстоящих платежей по этому или иным налогам;
– зачтена в счет погашения недоимки по другим налогам;
– возвращена налогоплательщику.
Таким образом,
НК РФ четко устанавливает
Возврат
суммы излишне уплаченного
При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченного налога, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата.
Зачет или возврат излишне уплаченной суммы налога производится в валюте РФ.
Налоги, которые были излишне взысканы налоговыми органами, должны быть возвращены или зачтены в счет будущих платежей.
Решение
о возврате суммы излишне взысканного
налога принимается налоговым органом
на основании письменного
Заявление
о возврате суммы излишне взысканного
налога в налоговый орган может
быть подано в течение одного месяца
со дня, когда налогоплательщику
стало известно о факте излишнего
взыскания с него налога, а исковое
заявление в суд – в течение
трех лет, начиная со дня, когда лицо
узнало или должно было узнать о
факте излишнего взыскания
В случае
признания факта излишнего
8. Понятия и принципы налоговой системы
Эффективность функционирования налоговой системы во многом зависит от принципов ее построения.
Основные принципы построения налоговой системы были сформулированы еще в 18 веке шотландским экономистом А. Смитом в труде "Исследование о природе и причинах богатства народов". А. Смит выделил четыре основополагающих принципа налогообложения:
1. Подданные государства должны участвовать в содержании правительства соответственно доходу, которым они пользуются под покровительством и защитой государства. Соблюдение этого принципа или, наоборот, пренебрежение им приводит к равенству или не равенству в налогообложении,
2. Налог, который обязан уплачивать отдельный субъект налога, должен быть точно определен (срок уплаты, способ платежа, сумма платежа),
3. Каждый налог должен взиматься в то время и тем способом, когда и как плательщику удобнее всего его платить,
4. Каждый налог должен быть задуман и разработан таким образом, что бы он брал и удерживал из кармана народа возможно меньше сверх того, что он приносит казначейству государства. Кроме того, схема уплаты налога должна быть доступна для восприятия налогоплательщика, а объект налога должен иметь защиту от двойного (тройного) обложения.
Немецкий экономист А. Вагнер (конец 19 в.) считал, что "налогообложение в обществе базируется на следующих принципах: финансово-технических, включающих принципы достаточности и подвижности, народнохозяйственных, представляющих собой надлежащего источника и выбор отдельных налогов с принятием во внимание влияние обложения отдельных видов его на плательщиков, справедливости, в которую входят всеобщность и равно напряженность, податного управления, предусматривающего определенность, удобство и дешевизну взимания.
Профессор М. Такер выделяет следующие современные принципы налогообложения:
1. уровень налоговой
ставки должен устанавливаться
с учетом возможностей
2. необходимо прилагать все усилия, чтобы
налогообложение доходов носило однократный характер,
3. обязательность уплаты налогов,
4. система и процедура
выплаты налогов должны быть
простыми, понятными и удобными
для налогоплательщиков и
5. налоговая система
должна быть гибкой и легко
адаптируемой к меняющимся
6.налоговая система
должна обеспечивать
И, наконец, опыт, полученный на протяжении всей истории существования налогов, подсказал и главный принцип налогообложения: "нельзя резать курицу, несущую золотые яйца", то есть, как бы ни были велики потребности в финансовых средствах на покрытие мыслимых и немыслимых расходов, налоги не должны подрывать заинтересованность налогоплательщиков в хозяйственной деятельности.
9.Особенности построения налоговой системы в России.
Нал. право – комплекс налоговых з-нов, кот. регламентируют сферу перераспределит-х отношений, деят-ть фин. и нал. органов, права и обяз-ти субъектов нал-х отношений, т.е. управление всей сис-мой налогообл-я. Нал. право строится в соотв-вии с Констит. РФ. Осн. з-ны были выпущены в 1991 году («Об основах нал. сис-мы РФ» – 27.12.1991; «О гос-венной нал. службе РСФМР» - 21.03.91 – новая редакция – 1995 г.) – регулируют вопросы орг-ции сбора и контроля, а также целый ряд з-нов о порядке исчисления и уплаты конкретных нал. (НДС, НП). 1998 год – принята 1 часть НК РФ - касается общих вопросов налогообл.: а) дан перечень нал. (фед-ный, рег-ный, местный); 2. даны пр-пы налогообл-я; 3. опред-ся участники нал-х отношений, порядок исполнения нал-х обязанностей, виды правонаруш. и ответств-ть за них. 2001 год – 2 часть НК РФ вкл. описание конкретных нал. (фед-ных – НДС, акцизы, нал. на приб., НДФЛ и т.д.; рег-ных – нал. с продаж, трансп. налог, налог на вмененный доход и т.д.) с порядком определения налогопл-ков, объектов обложения, нал-х баз, ставок, льгот, порядка исчисления и уплаты в бюджет. С 01.01.99 года правовое обеспечение нал-го процесса в России обеспеч-ся НК РФ. В соотв-вии с положениями НК РФ законод-во РФ о нал. и сборах сост. из самого НК РФ и принятого в соотв-вии с ним пакета фед-ных з-нов о нал. и сборах. Нал-ая сис-ма РФ построена на отношениях подчинения налогопл-ка гос-ву, по стр-ре и пр-пам явл-ся общераспространенной в мировой практике нал. сис-мой. Разрабатывалась с учетом практики 20-х годов и практики зарубежных стран. Базируется на треб-ях рыночной эк-ки – призвана а) обеспечить более полную и своеврем. мобилизацию доходов бюджета; б) создать условия для регулир. пр-ва и потребления в целом и по отдельным сферам хоз-ва с учетом их особ-тей. Перспективы: ЕДС будет снижаться приблиз-но до 16% (общая ставка как во всем мире); акцизы возможно повыс-ся, но точно не уменьш.). Множ-во нал. и сборов позволяют решать задачи и реализовывать разл. ф-ии гос-ва, но в тоже время ведут к росту расх. по взиманию нал. и расширяют возм-ти уклонения от их уплаты.