Шпаргалка по "Налоги и налогообложение"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 23:52, шпаргалка

Описание

Налог – одно из основных понятий финансов, его следует рассматривать одновременно как экономическое, социальное и политическое явление. Налоги возникают на достаточно высоком уровне развития общества, существует множество определений налогов.

Работа состоит из  1 файл

Ответы к экзамену по Налогам и налогооблажению (Автосохраненный).docx

— 105.50 Кб (Скачать документ)

1.Экономическая сущность, понятие и виды налогов. Отличие налогов от сборов и пошлин.

Налог – одно из основных понятий финансов, его следует рассматривать одновременно как экономическое, социальное и политическое явление. Налоги возникают на достаточно высоком уровне развития общества, существует множество определений налогов.

Налоговый кодекс РФ часть 1 статья 8 пункт 1 даёт следующее определение  налога: «Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и  физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований».

Экономическая сущность налога заключается в том, что они  представляют собой присвоение, централизацию  и перераспределение через бюджеты  части произведённого национального  продукта.

Под налогообложением принято  понимать взимание налога. В экономической  теории понятие налога и сбора  часто принимают как синонимы, однако, строго говоря, налог существенно  отличается от сбора. Налоговый Кодекс РФ разделяет понятие налога и  сбора: статья 8 пункт 2 часть 1 Налогового Кодекса даёт следующее определение  сбора.

«Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с  организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий  совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными  органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставлении определённых прав или выдачу разрешений (лицензий)».

Эк. сущность налогов –  присвоение, централизация, перер-ие через  бюджеты части произв. нац. продукта.

Налогообложение – взимание налогов.

Главное отличие налога от сбора  состоит в том, что налог является абстрактным платежом и обычно не имеет целевого ориентирования, при  уплате же сбора всегда присутствует специальная цель или особые интересы.

Сходство налога и  сбора: и налог и сбор обязательны и налог и сбор принудительны и налог и сбор взимаются в пользу государства.

Можно выделить следующие  отличительные признаки налогов  от других финансовых категорий:

  • Обязательность. Каждый налогоплательщик должен уплачивать установленные законом налоги и сборы
  • Индивидуальная безвозмездность. Каждое лицо уплатившее налог взамен прямо не получает за это какие либо блага.
  • Уплата в денежной форме. Налоги не могут быть уплачены или взысканы в натуральной форме.
  • Финансирование деятельности государства и (или) муниципальных образований. Налоги являются источниками формирования доходов бюджета.
  • Всеобщее и законодательное установление налога. Налог считается установленным лишь в том случае, когда закону определены налогоплательщики и элементы налогообложения.

 

2. Функции налогов. Влияние налогов  на производство в условиях  рыночной экономики.

Функция налога - это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция  налога показывает, каким образом  реализуется общественное назначение данной экономической категории  как инструмента стоимостного распределения  и перераспределения доходов. Налоги выполняют четыре основные функции: а)фискальную; б)регулирующую; в)распределительную; г)контрольную. Фискальная функция  позволяет осуществлять формирование финансовых ресурсов государства в  бюджетной системе и внебюджетных фондах. Используя регулирующую функцию  налогов, государство оказывает  прямое воздействие на процессы производства и обращения, стимулируя или сдерживая  их темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. В рамках распределительной  функции выделяют пять подфункций: 1)первоначальная распределительная; 2)перераспределительная; 3)стимулирующая; 4)сдерживающая; 5)воспроизводственная.

С помощью контрольной  функции обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов, оценивается  эффективность налогового механизма  и выявляется необходимость внесения изменений в налоговую политику и бюджетную систему.

налог налогообложение  бизнес доход

3. Элементы налога, их характеристика. Способы взимания налогов.

 

Налог считается законно  установленным если в законе определены налогоплательщики и элементы налога:

- Объект налога – прибыль, доход, имущество, любое иное обязательство с возникновением которого налоговое законодательство устанавливает обязанность уплаты налога.

- налоговая база – стоимостная. физическая или иная характеристика налога.

- Налоговый период – промежуток времени за который считается налоговая база. В РФ – месяц. Квартал, год.

- Налоговые ставки – это величина налога к налоговой базе (по большинству различают установленные в % ставки, % ставки бывают пропорциональные – в одном и том же проценте к налоговой базе; прогрессивные – ставки растут с ростом налоговой базы; регрессивные – ставки снижаются с ростом налоговой базы; твердые – в твердой сумме к единице; комбинированные

- Сроки уплаты налога – это определенные дни не позднее которых надо уплачивать налог в бюджет или бюджетный фонд.

- Порядок начисления и уплаты – опр способы которыми платятся налоги.

- Необязательный элемент – налоговые льготы – преимущество которое предоставляется одним налогоплательщикам по сравнению с другими. Виды преимуществ: снижение налоговых ставок, исключение из объектов к-л элементов, налоговые каникулы (освобождение от уплаты налогов на определенный срок).

  6.Способы возврата излишне уплаченных и излишне взысканных налогов и сборов.

Иногда  налогоплательщик исполняет свою обязанность  в несколько большем объеме, чем  причитается в соответствии с  действующим законодательством. Переплата  налогов, сборов или пени может произойти  по различным причинам, наиболее распространенными  из которых являются расчетные ошибки, добросовестное заблуждение о ставках  налога (сбора) или ставки рефинансирования Центрального банка РФ, неверная сумма  недоимки, указанная налоговым органом, и т. д.

Относительно  переплаты обязательных платежей налоговое  законодательство предусматривает  два варианта восстановления имущественных  прав налогоплательщика: зачет т  возврат излишне уплаченных или  излишне взысканных сумм.

Согласно  НК РФ возврат излишне уплаченного  налога производится по письменному  заявлению налогоплательщика, которое  может быть подано им в течение  трех лет со дня уплаты суммы излишне  уплаченного налога. Решение о  возврате налоговый орган должен принять в течение двух недель после получения такого заявления.

В соответствии с 78 НК РФ сумма излишне уплаченного  налога может быть:

– зачтена в счет предстоящих платежей по этому или иным налогам;

– зачтена в счет погашения недоимки по другим налогам;

– возвращена налогоплательщику.

Таким образом, НК РФ четко устанавливает очередность  действий налоговых органов в  этом случае. В первую очередь должна быть погашена недоимка по другим налогам, сборам и пеням. Только после этого  налоговый орган может вернуть  налог или зачесть его в  счет будущих платежей. Причем налогоплательщик сам выбирает удобный ему вариант  – возврат или зачет.

Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который  произошла переплата, в течение  одного месяца со дня подачи заявления  о возврате, если иное не установлено  НК РФ.

При нарушении  указанного срока на сумму излишне  уплаченного налога, не возвращенную в установленный срок, начисляются  проценты за каждый день нарушения  срока возврата.

Зачет или  возврат излишне уплаченной суммы  налога производится в валюте РФ.

Налоги, которые  были излишне взысканы налоговыми органами, должны быть возвращены или зачтены  в счет будущих платежей.

Решение о возврате суммы излишне взысканного  налога принимается налоговым органом  на основании письменного заявления  налогоплательщика, с которого взыскан  этот налог, в течение двух недель со дня регистрации указанного заявления, а судом – в порядке искового судопроизводства.

Заявление о возврате суммы излишне взысканного  налога в налоговый орган может  быть подано в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику  стало известно о факте излишнего  взыскания с него налога, а исковое  заявление в суд – в течение  трех лет, начиная со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о  факте излишнего взыскания налога.

В случае признания факта излишнего взыскания  налога орган, рассматривающий заявление  налогоплательщика, принимает решение  о возврате излишне взысканных сумм налога, а также процентов на эти  суммы.

 

8.  Понятия и принципы налоговой системы

Эффективность функционирования налоговой системы во многом зависит  от принципов ее построения.

Основные принципы построения налоговой системы были сформулированы еще в 18 веке шотландским экономистом  А. Смитом в труде "Исследование о  природе и причинах богатства  народов". А. Смит выделил четыре основополагающих принципа налогообложения:

1.   Подданные государства должны участвовать в содержании правительства соответственно доходу, которым они пользуются под покровительством и защитой государства. Соблюдение этого принципа или, наоборот, пренебрежение им приводит к равенству или не равенству в налогообложении,

2.   Налог, который обязан уплачивать отдельный субъект налога, должен быть точно определен (срок уплаты, способ платежа, сумма платежа),

3.   Каждый налог должен взиматься в то время и тем способом, когда и как плательщику удобнее всего его платить,

4.   Каждый налог должен быть задуман и разработан таким образом, что бы он брал и удерживал из кармана народа возможно меньше сверх того, что он приносит казначейству государства. Кроме того, схема уплаты налога должна быть доступна для восприятия налогоплательщика, а объект налога должен иметь защиту от двойного (тройного) обложения.

Немецкий экономист  А. Вагнер (конец 19 в.) считал, что "налогообложение  в  обществе базируется на следующих принципах: финансово-технических, включающих принципы достаточности  и  подвижности,  народнохозяйственных, представляющих собой надлежащего источника и выбор отдельных налогов с принятием во внимание влияние обложения отдельных видов его на плательщиков, справедливости, в которую входят всеобщность и равно напряженность, податного управления, предусматривающего определенность, удобство и дешевизну взимания.

Профессор М. Такер выделяет следующие современные принципы налогообложения:

1. уровень налоговой  ставки должен устанавливаться  с учетом возможностей налогоплательщика,  то есть уровня доходов,

2. необходимо прилагать  все усилия, чтобы

налогообложение доходов  носило однократный характер,

3. обязательность уплаты  налогов,

4. система и процедура  выплаты налогов должны быть  простыми, понятными и удобными  для налогоплательщиков и экономичными  для учреждений, собирающих налоги,

5. налоговая система  должна быть гибкой и легко  адаптируемой к меняющимся общественно-политическими  потребностям,

6.налоговая система  должна обеспечивать перераспределение  создаваемого валового внутреннего  продукта.

И, наконец, опыт, полученный на протяжении всей истории существования  налогов,  подсказал и главный принцип налогообложения: "нельзя резать курицу, несущую золотые яйца", то есть, как бы ни были велики потребности в финансовых средствах на покрытие мыслимых и немыслимых расходов, налоги не должны подрывать заинтересованность налогоплательщиков в хозяйственной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9.Особенности построения налоговой системы в России.

          Нал. право – комплекс налоговых з-нов, кот. регламентируют сферу перераспределит-х отношений, деят-ть фин. и нал. органов, права и обяз-ти субъектов нал-х отношений, т.е. управление всей сис-мой налогообл-я. Нал. право строится в соотв-вии с Констит. РФ. Осн. з-ны были выпущены в 1991 году («Об основах нал. сис-мы РФ» – 27.12.1991; «О гос-венной нал. службе РСФМР» - 21.03.91 – новая редакция – 1995 г.) – регулируют вопросы орг-ции сбора и контроля, а также целый ряд з-нов о порядке исчисления и уплаты конкретных нал. (НДС, НП). 1998 год – принята 1 часть НК РФ - касается общих вопросов налогообл.: а) дан перечень нал. (фед-ный, рег-ный, местный); 2. даны пр-пы налогообл-я; 3. опред-ся участники нал-х отношений, порядок исполнения нал-х обязанностей, виды правонаруш. и ответств-ть за них. 2001 год – 2 часть НК РФ вкл. описание конкретных нал. (фед-ных – НДС, акцизы, нал. на приб., НДФЛ и т.д.; рег-ных – нал. с продаж, трансп. налог, налог на вмененный доход и т.д.) с порядком определения налогопл-ков, объектов обложения, нал-х баз, ставок, льгот, порядка исчисления и уплаты в бюджет. С 01.01.99 года правовое обеспечение нал-го процесса в России обеспеч-ся НК РФ. В соотв-вии с положениями НК РФ законод-во РФ о нал. и сборах сост. из самого НК РФ и принятого в соотв-вии с ним пакета фед-ных з-нов о нал. и сборах. Нал-ая сис-ма РФ построена на отношениях подчинения налогопл-ка гос-ву, по стр-ре и пр-пам явл-ся общераспространенной в мировой практике нал. сис-мой. Разрабатывалась с учетом практики 20-х годов и практики зарубежных стран. Базируется на треб-ях рыночной эк-ки – призвана а) обеспечить более полную и своеврем. мобилизацию доходов бюджета; б) создать условия для регулир. пр-ва и потребления в целом и по отдельным сферам хоз-ва с учетом их особ-тей. Перспективы: ЕДС будет снижаться приблиз-но до 16% (общая ставка как во всем мире); акцизы возможно повыс-ся, но точно не уменьш.). Множ-во нал. и сборов позволяют решать задачи и реализовывать разл. ф-ии гос-ва, но в тоже время ведут к росту расх. по взиманию нал. и расширяют возм-ти уклонения от их уплаты.

Информация о работе Шпаргалка по "Налоги и налогообложение"