Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 23:52, шпаргалка
Налог – одно из основных понятий финансов, его следует рассматривать одновременно как экономическое, социальное и политическое явление. Налоги возникают на достаточно высоком уровне развития общества, существует множество определений налогов.
Налоговым органом в РФ является Федеральная налоговая служба и ее территориальные подразделения. ФНС входит в состав Министерства Финансов. Главный принцип построения – территориальный. В ее составе есть специализированные налоговые инспекции, например по работе с крупными налогоплательщиками.
10. Классификация налогов (многокритериальная)
Налоги классифицируются по следующим признакам:
· по объекту обложения – через прямые и косвенные;
1) по органу, осуществляющему
взимание и распоряжение
1. через государственные и местные;
2. по порядку их использования – через общие и специальные;
3. по экономическому признаку;
4. по степени оценки объекта обложения;
5. в зависимости от формы уплаты налога;
6. по субъекту обложения;
7. в качестве инструмента бюджетного регулирования;
8. по порядку уплаты налога.
2) Прямые налоги устанавливаемые
на доход, имущество
3) Деление налогов на
общегосударственные и местные
определяется двумя факторами:
кем установлен налог (
В соответствии с Конституцией и Налоговым законодательством РК все налоги устанавливаются только центральными органами в лице парламента и в определенных случаях – Президента РК, то определяющим является второй критерий;
4) Общие налоги поступают
государству и при
5) По экономическому признаку
различают налоги на доходы
и налоги на потребление;
6) По степени оценки объектов обложения существует 4 способа взимания налогов:
· кадастровый – учет и взимание налога осуществляется на основе описи объектов обложения с указанием нормы их доходности без учета фактической доходности (земельный налог и имущественный);
· по декларации, где налогоплательщик указывает размер дохода, необходимые льготы, вычеты и начисляет сумму налога;
· у источника получения дохода, исчисляется и выплачивается на месте получения дохода бухгалтерией юридического лица, где работает плательщик;
· на основе патента на разнообразные виды предпринимательской деятельности.
7) В зависимости от
формы уплаты налоги
8) По субъектам можно
выделить налоги с юридических
лиц и налоги с физических
лиц. В настоящее время
9) В качестве инструмента
бюджетного регулирования
Бюджетное регулирование – это процесс сбалансирования бюджета, т.е. обеспечение равенства его доходной и расходной статей.
Закрепленные налоги – это те, которые в соответствии с законодательством закреплены как доходный источник за определенным видом бюджета.
Регулирующие налоги –
это те, которые в процессе ежегодного
утверждения бюджетов передаются из
вышестоящего бюджета в нижестоящий
, в целях сбалансирования
По порядку уплаты налога,
предусматривает предоставление налогоплательщикам
уплаты налога по обычной и упрощенной
схеме. Официальным документом, удостоверяющим
право применения упрощенной схемы
налогообложения, является патент, выдаваемый
сроком на один календарный год налоговыми
органами. Такой способ уплаты применяется
в отношении
Налоги – это предусмотренные законом обязательные платежи, взимаемые в определенных размерах и в установленные сроки.
11. Налоговая политика как основной элемент государственного воздействия на экономику страны.
Налоговая политика (НП) – комплекс мероприятий гос-ва в области налогов, осущ-мых органами власти и управления в соотв-вии с нормами наолог. права. НП явл. частью финансовой политики. Ее цели и содержание обусловлены строем об-ва и соц. группами, стоящими у власти. НП использ-ся гос-вом для перераспред-я НД в целях изменения стр-ры пр-ва, территориально-экономич-ко развития, повышения ур-ня доходности отдельных групп населения. Задачи НП: 1.обеспечить гос-во финанс-ми ресурсами; 2.создать условия для регулир-я хоз-ва страны в целом; 3.сгладить возникающее в процессе рыночных отношений неравенство в ур-не доходов населения. Цель НП – выработка и принятие управленческих решений в области налогообложения. Она м.б. достигнута объединением эк. процессов для достижения развития общ-го пр-ва. Цель НП м.б. рассчитана на перспективу и на относительно короткий период. В связи с этим различают налог. стратегию и налог. тактику. Налог. стратегия – метод налог. предвидения с расчетами на перспективу, т.е. выделяются «+» и «-» исполнения налог. части бюджета, а также важные тенденции обществ-го развития. При разработке налог. стратегии гос-во руководствуется следующ. задачами: 1. экономич-ми – обеспечение динамического эк. роста, ослабление цикличности пр-ва, ликвидация диспропорций развития, преодоление инфляц-ных процессов; 2. соц-ми – перераспределение НД в интересах определенных социальных групп путем стимулир-я роста прибыли и недопущения падения доходов населения; 3. фискальными – повышение доходов гос-ва; 4. междунар-ми – укрепление эк-ких связей с др. странами, преодоление неблагоприятных условий для платежного баланса. Налог. тактика – совок-ть практических действий соотв-щих органов власти и управл-я при выработке общих вопросов налогообложения на предстоящий год. При разработке налог. тактики решаются конкретные задачи, при этом учитывается политика сегодняшнего дня. Стратегия и тактика неразделимы. Налог. стратегия предусматривает тактические мероприятия на короткий период. Реализация тактики обеспечивает выполнение стратегич. плана. НП осущ-ся через налог. механизм.
12. Налоговое законодательство и нормативные акты.
Правовые акты подразделяются на нормативные и индивидуальные.
Нормативный правовой акт – это правовой акт, принятый полномочным на то органом и содержащий правовые нормы, т. е. предписания общего характера и постоянного действия, рассчитанные на многократное применение.
НК РФ разделяет нормативно-правовые акты по органам государственной власти
– нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти,
– нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ,
– нормативные правовые акты исполнительных органов местного самоуправления о налогах и сборах.
Соответственно федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов и в сфере таможенного дела, органы исполнительной власти субъектов РФ, исполнительные органы местного самоуправления в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.
Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по контролю и надзору в области налогов и сборов и в области таможенного дела, и их территориальные органы не имеют права издавать нормативные правовые акты по вопросам налогов и сборов.
Налоговое законодательство оговаривает условия, при наличии которых нормативный правовой акт о налогах и сборах не может применяться либо признается недействительным. Нормативный правовой акт о налогах и сборах признается не соответствующим НК РФ, если такой акт:
1) издан органом, не имеющим в соответствии с НК РФ права издавать подобного рода акты, либо издан с нарушением установленного порядка;
2) отменяет или ограничивает права налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей либо полномочия налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов;
3) изменяет содержание обязанностей участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, иных лиц, обязанности которых установлены НК РФ;
4) запрещает действия налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, разрешенные НК РФ;
5) запрещает действия налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов, их должностных лиц, разрешенные или предписанные НК РФ;
6) разрешает или допускает действия, запрещенные НК РФ;
7) изменяет основания, условия, последовательность или порядок действий участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, иных лиц, обязанности которых установлены НК РФ;
8) изменяет содержание понятий и терминов, определенных НК РФ, либо использует эти категории в ином значении;
9) иным образом противоречит общим началам и (или) буквальному смыслу конкретных положений НК РФ.
По общему правилу признание нормативного правового акта не соответствующим НК РФ осуществляется в судебном порядке. До начала судебного разбирательства орган, издавший оспариваемый нормативный акт, вправе отменить действие такого документа или изменить его соответствующим образом.
В широком смысле налоговый контроль – это совокупность мер государственного регулирования, обеспечивающих в целях осуществления эффективной государственной финансовой политики экономическую безопасность Российской Федерации и соблюдение государственных и муниципальных фискальных интересов.
В узком смысле налоговый контроль – это контроль государства в лице компетентных органов за законностью и целесообразностью действий в процессе введения, уплаты или взимания налогов и сборов.
Целью налогового контроля является предупреждение и выявление налоговых правонарушений (в том числе налоговых преступлений), а также привлечение к ответственности лиц, нарушивших налоговое законодательство.
Налоговый контроль (как и контроль
вообще) представляет собой специальный
способ обеспечения законности в
налоговом праве и