Шпаргалка по "Налоги и налогообложение"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 23:52, шпаргалка

Описание

Налог – одно из основных понятий финансов, его следует рассматривать одновременно как экономическое, социальное и политическое явление. Налоги возникают на достаточно высоком уровне развития общества, существует множество определений налогов.

Работа состоит из  1 файл

Ответы к экзамену по Налогам и налогооблажению (Автосохраненный).docx

— 105.50 Кб (Скачать документ)

Налоговым органом в РФ является Федеральная налоговая  служба и ее территориальные подразделения. ФНС входит в состав Министерства Финансов. Главный принцип построения – территориальный. В ее составе  есть специализированные налоговые  инспекции, например по работе с крупными налогоплательщиками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10. Классификация налогов (многокритериальная)

Налоги классифицируются по следующим признакам:

·  по объекту обложения – через прямые и косвенные;

1) по органу, осуществляющему  взимание и распоряжение налогами:

1.  через государственные и местные;

2.  по порядку их использования – через общие и специальные;

3.  по экономическому признаку;

4.  по степени оценки объекта обложения;

5.  в зависимости от формы уплаты налога;

6.  по субъекту обложения;

7.  в качестве инструмента бюджетного регулирования;

8.  по порядку уплаты налога.

2) Прямые налоги устанавливаемые  на доход, имущество физических  и юридических лиц имеют пока  незначительный удельный вес,  тогда как косвенные налоги  на товары и услуги, оплачиваемые  в цене товара или включенные  в тариф получают все большее  распространение. К прямым налогам  относятся налоги на доходы  и налоги на собственность,  такие как: подоходный налог  с юридических и физических  лиц, земельный налог и другие. К косвенным налогам относятся:  НДС, акцизы и таможенные пошлины  (регулируется таможенным законодательством).

3) Деление налогов на  общегосударственные и местные  определяется двумя факторами:  кем установлен налог (центральным  или местным органом) и доходным  источником какого бюджета он  является (центрального или местного).

В соответствии с Конституцией и Налоговым законодательством  РК все налоги устанавливаются только центральными органами в лице парламента и в определенных случаях –  Президента РК, то определяющим является второй критерий;

4) Общие налоги поступают  государству и при использовании  обезличиваются, специальные налоги  имеют строго специальное назначение. В настоящее время специальные  налоги (ранее зачисляемые во  внебюджетные фонды) поступают  в бюджет, где однако они выделяются  отдельной строкой. Бюджет утверждается  соответствующим представительным  органом. Все специальные фонды  формируются в рамках бюджета,  утверждаются этим же представительным  органом и им же контролируется  законность и целесообразность  расходования этих фондов. В результате  вместо параллельного существования  нескольких государственных денежных  фондов, мы имеем единую финансовую  систему, основанную на иерархии  денежных фондов и построенную  по схеме: бюджет, утверждаемый  соответствующим представительным  органом; обозначенный в качестве  его части социальный фонд, переданный  в распоряжение соответствующему  ведомству, но контролируемый  тем представительным органом,  который утвердил бюджет.

5) По экономическому признаку  различают налоги на доходы  и налоги на потребление; первые  взимаются с доходов, получаемых  плательщиком от любого объекта  обложения, во втором случае  – это налоги на расходы,  которые уплачиваются при потреблении  товаров и услуг (НДС, акцизы).

6) По степени оценки  объектов обложения существует 4 способа взимания налогов:

·  кадастровый – учет и взимание налога осуществляется на основе описи объектов обложения с указанием нормы их доходности без учета фактической доходности (земельный налог и имущественный);

·  по декларации, где налогоплательщик указывает размер дохода, необходимые льготы, вычеты и начисляет сумму налога;

·  у источника получения дохода, исчисляется и выплачивается на месте получения дохода бухгалтерией юридического лица, где работает плательщик;

·  на основе патента на разнообразные виды предпринимательской деятельности.

7) В зависимости от  формы уплаты налоги подразделяются  на натуральные и денежные. Денежная  форма является преобладающей  формой уплаты налога. Однако  как в прошлом, так и в  настоящем известны и натуральные  налоги. Так, Указ о налогах  допускает натуральную форму  уплаты налога недропользователями  в виде доли добываемой продукции  в размере, определяемом контрактом  на недропользование.

8) По субъектам можно  выделить налоги с юридических  лиц и налоги с физических  лиц. В настоящее время налоговое  законодательство в Казахстане  пошло по пути конструирования  общих налогов, которые распространяются  одновременно на юридических  и физических лиц. Эти налоги  установлены общими для тех и других субъектов нормативными актами и совпадают по своим основным элементам. Однако в силу объективных различий между этими субъектами даже в рамках одного акта всегда прослеживаются особенности налогообложения тех и других.

9) В качестве инструмента  бюджетного регулирования налоги  подразделяются на закрепленные  и регулирующие.

Бюджетное регулирование  – это процесс сбалансирования  бюджета, т.е. обеспечение равенства  его доходной и расходной статей.

Закрепленные налоги –  это те, которые в соответствии с законодательством закреплены как доходный источник за определенным видом бюджета.

Регулирующие налоги –  это те, которые в процессе ежегодного утверждения бюджетов передаются из вышестоящего бюджета в нижестоящий , в целях сбалансирования последнего. Таким образом, налог, являющийся закрепленным для вышестоящего бюджета, может  выступать в качестве регулирующего  для местного. В результате доходы республиканского бюджета состоят  только из закрепленных источников (включая  закрепленные налоги), доходы местных  бюджетов - как из постоянно закрепленных доходов этих бюджетов, так и из регулирующих доходов. Для регулирования  местных бюджетов обычно используются подоходный налог с физических лиц, удерживаемый у источника выплаты.

По порядку уплаты налога, предусматривает предоставление налогоплательщикам уплаты налога по обычной и упрощенной схеме. Официальным документом, удостоверяющим право применения упрощенной схемы  налогообложения, является патент, выдаваемый сроком на один календарный год налоговыми органами. Такой способ уплаты применяется  в отношении налогоплательщиков, преимущественно работающих с наличными  деньгами и имеющими огромный оборот по реализации товаров, работ и услуг, а так же ограниченное число занятых  в них работников. В стоимость  патента входит фиксированный суммарный  налог, включающий в себя налоги и  другие обязательные платежи в бюджет, а также иные финансовые обязательства  перед государством. При превышении предельной численности работающих предприниматели переходят на обычную  систему налогообложения.

Налоги – это предусмотренные  законом обязательные платежи, взимаемые  в определенных размерах и в установленные  сроки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11. Налоговая политика как основной элемент государственного воздействия на экономику страны.

        Налоговая политика (НП) – комплекс мероприятий гос-ва в области налогов, осущ-мых органами власти и управления в соотв-вии с нормами наолог. права. НП явл. частью финансовой политики. Ее цели и содержание обусловлены строем об-ва и соц. группами, стоящими у власти. НП использ-ся гос-вом для перераспред-я НД в целях изменения стр-ры пр-ва, территориально-экономич-ко развития, повышения ур-ня доходности отдельных групп населения. Задачи НП: 1.обеспечить гос-во финанс-ми ресурсами; 2.создать условия для регулир-я хоз-ва страны в целом; 3.сгладить возникающее в процессе рыночных отношений неравенство в ур-не доходов населения. Цель НП – выработка и принятие управленческих решений в области налогообложения. Она м.б. достигнута объединением эк. процессов для достижения развития общ-го пр-ва. Цель НП м.б. рассчитана на перспективу и на относительно короткий период. В связи с этим различают налог. стратегию и налог. тактику. Налог. стратегия – метод налог. предвидения с расчетами на перспективу, т.е. выделяются «+» и «-» исполнения налог. части бюджета, а также важные тенденции обществ-го развития. При разработке налог. стратегии гос-во руководствуется следующ. задачами: 1. экономич-ми – обеспечение динамического эк. роста, ослабление цикличности пр-ва, ликвидация диспропорций развития, преодоление инфляц-ных процессов; 2. соц-ми – перераспределение НД в интересах определенных социальных групп путем стимулир-я роста прибыли и недопущения падения доходов населения; 3. фискальными – повышение доходов гос-ва; 4. междунар-ми – укрепление эк-ких связей с др. странами, преодоление неблагоприятных условий для платежного баланса. Налог. тактика – совок-ть практических действий соотв-щих органов власти и управл-я при выработке общих вопросов налогообложения на предстоящий год. При разработке налог. тактики решаются конкретные задачи, при этом учитывается политика сегодняшнего дня. Стратегия и тактика неразделимы. Налог. стратегия предусматривает тактические мероприятия на короткий период. Реализация тактики обеспечивает выполнение стратегич. плана. НП осущ-ся через налог. механизм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12. Налоговое законодательство и нормативные акты.

Правовые акты подразделяются на нормативные и индивидуальные.

Нормативный правовой акт – это правовой акт, принятый полномочным на то органом и содержащий правовые нормы, т. е. предписания общего характера и постоянного действия, рассчитанные на многократное применение.

НК РФ разделяет нормативно-правовые акты по органам государственной  власти

– нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти,

– нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ,

– нормативные правовые акты исполнительных органов местного самоуправления о налогах и сборах.

Соответственно федеральные  органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по выработке  государственной политики и нормативно-правовому  регулированию в сфере налогов  и сборов и в сфере таможенного  дела, органы исполнительной власти субъектов  РФ, исполнительные органы местного самоуправления в пределах своей компетенции  издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами, которые не могут  изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.

Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по контролю и надзору  в области налогов и сборов и в области таможенного дела, и их территориальные органы не имеют  права издавать нормативные правовые акты по вопросам налогов и сборов.

Налоговое законодательство оговаривает условия, при наличии которых нормативный правовой акт о налогах и сборах не может применяться либо признается недействительным. Нормативный правовой акт о налогах и сборах признается не соответствующим НК РФ, если такой акт:

1) издан органом, не имеющим в соответствии с НК РФ права издавать подобного рода акты, либо издан с нарушением установленного порядка;

2) отменяет или ограничивает права налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей либо полномочия налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов;

3) изменяет содержание обязанностей участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, иных лиц, обязанности которых установлены НК РФ;

4) запрещает действия налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, разрешенные НК РФ;

5) запрещает действия налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов, их должностных лиц, разрешенные или предписанные НК РФ;

6) разрешает или допускает действия, запрещенные НК РФ;

7) изменяет основания, условия, последовательность или порядок действий участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, иных лиц, обязанности которых установлены НК РФ;

8) изменяет содержание понятий и терминов, определенных НК РФ, либо использует эти категории в ином значении;

9) иным образом противоречит общим началам и (или) буквальному смыслу конкретных положений НК РФ.

По общему правилу признание  нормативного правового акта не соответствующим  НК РФ осуществляется в судебном порядке. До начала судебного разбирательства  орган, издавший оспариваемый нормативный  акт, вправе отменить действие такого документа или изменить его соответствующим  образом.

                                                                                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13. Налоговый  контроль, его виды и задачи.

 Налоговый  контроль является составной  частью финансового и одним  из видов государственного контроля. В Российской Федерации государственный  финансовый контроль включает  в себя контроль за исполнением  федерального бюджета и бюджетов  федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения,  использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего  и внешнего долга, государственных  резервов, предоставлением финансовых  и налоговых льгот и преимуществ.

В широком  смысле налоговый контроль – это совокупность мер государственного регулирования, обеспечивающих в целях осуществления эффективной государственной финансовой политики экономическую безопасность Российской Федерации и соблюдение государственных и муниципальных фискальных интересов.

В узком  смысле налоговый контроль – это контроль государства в лице компетентных органов за законностью и целесообразностью действий в процессе введения, уплаты или взимания налогов и сборов.

Целью налогового контроля является предупреждение и выявление налоговых правонарушений (в том числе налоговых преступлений), а также привлечение к ответственности лиц, нарушивших налоговое законодательство.

Налоговый контроль (как и контроль вообще) представляет собой специальный  способ обеспечения законности в  налоговом праве и осуществляется на всех стадиях финансово-хозяйственной  деятельности налогообязанных лиц.

Информация о работе Шпаргалка по "Налоги и налогообложение"