Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 12:53, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является разработка методики оценки уровня качества продукции. В качестве объекта квалиметрии выбрано молоко. Для того, чтобы разработать такую методику сначала надо ознакомиться с ассортиментом рассматриваемой продукции, определить показатели качества, изучить технологию производства. Особое внимание следует уделить потребительским свойствам продовольственных товаров, исследовать проблемы качества, а также методы проведения количественной оценки качества. Перед тем как предложить методику оценки уровня качества, надо ознакомиться с организацией работ по обеспечению эффективного управления качеством, проанализировать порядок и правила сертификации продукции.
Введение…………………………………………………………………..……3
1 Описание объекта оценки………………………….………………….…….4
2 Описание технологического процесса производства молока…….………8
3 Жизненный цикл продукции……………………………………….………13
4 Определение комплексной оценки качества молока ………………..…..20
4.1 Определение номенклатуры показателей качества молока ………..20
4.2 Построение «дерева свойств»………………………………………...22
4.3 Метод опроса…………………………………………………...….…..23
4.4 Оценка показателей качества молока ………………………….……29
4.5 Выбор базового образца………………………….……………..……..34
4.6 Определение уровня качества молока дифференциальным методом.55
4.7 Комплексная оценка уровня качества молока ……………….…….…58
5 Рекомендации для принятия управленческих решений…………………..62
6 Декларирование соответствия продукции……...……………………….…64
Заключение…………………………………………………………….....……67
Список используемой литературы……………………
Выбираем 5-балльную шкалу для оценки показателей качества молока, которую в данном методе будут использовать потребители для обозначения своих предпочтений.
Расшифровка оценок:
1-очень плохо;
2-плохо;
3-удовлетворительно;
4-хорошо;
5-отлично.
Составляем анкету, в которой каждый эксперт должен выставить соответствующую оценку в диапазоне от 1 до 5 по возрастанию степени значимости показателя отдельно для каждого образца молока.
Таблица 15 – Анкета опроса потребителей
№ |
Показатель |
Покупатели |
Сумма, балл | ||||||||||||||||||
1 |
2 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 | |||
1 |
Оригинальность формы |
4 |
4 |
4 |
4 |
5 |
4 |
5 |
5 |
4 |
5 |
5 |
5 |
4 |
5 |
4 |
5 |
5 |
4 |
5 |
86 |
2 |
Соответствие моде |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
5 |
5 |
4 |
5 |
4 |
5 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
5 |
5 |
82 |
3 |
Удобство использования |
4 |
5 |
5 |
5 |
4 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
4 |
4 |
91 |
4 |
Каллорит и декоративность |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
5 |
4 |
4 |
4 |
5 |
4 |
4 |
4 |
4 |
5 |
5 |
4 |
4 |
80 |
5 |
Наличие реквизитов предприятия-изготовителя |
3 |
3 |
4 |
4 |
4 |
4 |
3 |
3 |
4 |
4 |
4 |
5 |
5 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
74 |
6 |
Упорядоченность информации |
5 |
5 |
5 |
4 |
4 |
5 |
5 |
4 |
5 |
5 |
4 |
5 |
5 |
4 |
5 |
5 |
5 |
4 |
5 |
89 |
7 |
Устойчивость упаковки к повреждению |
4 |
4 |
3 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
3 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
74 |
8 |
Сохраняемость цвета |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
3 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
75 |
9 |
Устойчивость краски, используемой при оформлении |
5 |
4 |
5 |
4 |
5 |
4 |
4 |
4 |
5 |
4 |
5 |
5 |
4 |
5 |
4 |
5 |
4 |
4 |
4 |
84 |
10 |
Информация о пищевой ценности |
4 |
4 |
4 |
4 |
5 |
5 |
5 |
3 |
4 |
4 |
4 |
3 |
3 |
4 |
4 |
4 |
4 |
5 |
4 |
77 |
11 |
Информация об энергетической ценности |
4 |
3 |
4 |
4 |
3 |
5 |
5 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
3 |
3 |
4 |
4 |
3 |
4 |
4 |
73 |
12 |
Четкость исполнения знаков |
4 |
4 |
4 |
4 |
5 |
5 |
5 |
5 |
4 |
5 |
5 |
5 |
4 |
5 |
4 |
5 |
5 |
4 |
5 |
87 |
13 |
Наличие товарного знака |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
5 |
4 |
4 |
4 |
5 |
4 |
4 |
4 |
4 |
5 |
5 |
4 |
4 |
80 |
Для определения точности полученных данных воспользуемся формулой
где n – количество опрошенных потребителей;
σ
– среднее квадратичное
t – доверительный интервал.
На основе полученных данных делаем вывод о том, что опрос потребителей проведен с достаточной точностью.
Все оценки по каждому показателю суммируем и по полученным суммам определяем те эстетические показатели упаковки молока, которые, по мнению потребителей, являются доминирующими, то есть которые набрали большее количество баллов. Для визуального восприятия оценки показателей строим гистограмму (рисунок 9).
Рисунок 9 – Гистограмма эстетических показателей качества
упаковки молока
Q1 – оригинальность формы, Q2 – соответствие моде, Q3 – удобство использования, Q4 – каллорит и декоративность, Q5 – наличие реквизитов предприятия-изготовителя, Q6 – упорядоченность информации, Q7 – устойчивость упаковки к повреждению,Q8 – сохраняемость цвета, Q9 – устойчивость краски, используемой при оформлении, Q10 – информация о пищевой ценности, Q11 – информация об энергетической ценности, Q12 – четкость исполнения знаков, Q13 – наличие товарного знака.
По результатам анкетирования выбираем пять показателей, на которые в первую очередь обращает внимание покупатель, а значит и производителям необходимо проявить к ним наибольшее внимание.
Таблица 16 – Результаты опроса потребителей
№ п/п |
Наименование показателя |
Сумма, балл |
1 |
Оригинальность формы упаковки |
86 |
2 |
Удобство использования упаковки |
91 |
3 |
Четкость исполнения знаков |
87 |
4 |
Упорядоченность информации |
89 |
5 |
Устойчивость краски, используемой при оформлении |
84 |
Для визуального восприятия оценки показателей строим гистограмму.
Рисунок 10 – Гистограмма эстетических показателей упаковки молока, которые являются наиболее важными для потребителей
Q1 – оригинальность формы упаковки;
Q2 – удобство использования упаковки;
Q3 – четкость исполнения знаков;
Q4 – упорядоченность информации;
Q5 – устойчивость краски, используемой при оформлении упаковки.
Делаем вывод о том, что наиболее важным для потребителей является показатель – удобство использования упаковки.
а1 = 86/437 = 0,198,
а2 =91/437 =0,208,
а3 =87/437 =0,199,
а4 =89/437 =0,204,
а5 =84/437 =0,192.
На основе расчета строим возрастающий ранжированный ряд, который показывает расстановку показателей по значимости от самого незначительного к самому важному
Q5 <Q1 <Q3 <Q4 <Q2 .
Делаем вывод о том, что наиболее важным для потребителей является показатель – удобство использования упаковки.
Далее рассмотрим все выбранные показатели относительно образцов продукции.
Определяем перечень анализируемых образцов молока классического:
№1 –молоко «Простоквашино», производитель ОАО «ЛипецкМолоко», г. Липецк.
№2 – молоко «Веселый молочник», производитель ОАО «Вимм-Билль-Данн», филиал ЗАО «Аннинское молоко», Воронежская оьл., п. г. т. Анна.
№3 – молоко «Авида», производитель ЗАО Молочный комбинат «Авида», Белгородская обл., г. Старый Оскол.
№4 – молоко «Вкуснотеево», производитель ОАО Молочный комбинат «Воронежский», г. Воронеж.
№5 – молоко «Домик в деревне», производитель ОАО «Вимм-Билль-Данн», г. Москва.
Выбираем 5-балльную шкалу для оценки показателей качества молока, которую в данном методе будут использовать эксперты для обозначения своих предпочтений.
Расшифровка оценок: 1-очень плохо; 2-плохо; 3-удовлетворительно;
4-хорошо; 5-отлично.
Определяем количество экспертов, которые будут участвовать в работе. Количество экспертов выбираем по формуле (2) равным 5.
Каждому эксперту раздаем анкету, в которой эксперт должен выставить оценки своих предпочтений по каждому показателю для всех исследуемых образцов молока. Анкета представлена в таблице 17.
Таблица 17 – Анкета для сбора информации о предпочтениях экспертов
Образец |
Показатели | ||||||
Q1 |
Q2 |
Q3 |
Q4 |
Q5 |
Q6 |
Q7 | |
№1 |
|||||||
№2 |
|||||||
№3 |
|||||||
№4 |
|||||||
№5 |
В таблицах 18-22 представлены результаты работы экспертной комиссии.
Таблица 18 – Оценка упаковки молока «Простоквашино»
Эксперты |
Показатели |
Сумма, балл | ||||
Q1 |
Q2 |
Q3 |
Q4 |
Q5 | ||
1 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
25 |
2 |
5 |
4 |
4 |
4 |
5 |
22 |
3 |
4 |
4 |
4 |
4 |
5 |
21 |
4 |
4 |
4 |
5 |
5 |
5 |
23 |
5 |
5 |
4 |
5 |
5 |
5 |
24 |
Сумма,балл |
23 |
21 |
23 |
23 |
25 |
Таблица 19 – Оценка упаковки молока «Веселый молочник»
Эксперты |
Показатели |
Сумма, балл | ||||
Q1 |
Q2 |
Q3 |
Q4 |
Q5 | ||
1 |
5 |
4 |
4 |
4 |
4 |
21 |
2 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
20 |
3 |
5 |
4 |
4 |
4 |
5 |
22 |
4 |
4 |
4 |
5 |
5 |
4 |
22 |
5 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
20 |
Сумма,балл |
22 |
20 |
21 |
21 |
21 |
Таблица 20 – Оценка упаковки молока «Авида»
Эксперты |
Показатели |
Сумма, балл | ||||
Q1 |
Q2 |
Q3 |
Q4 |
Q5 | ||
1 |
5 |
5 |
4 |
4 |
5 |
23 |
2 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
24 |
3 |
5 |
4 |
5 |
5 |
5 |
24 |
4 |
5 |
5 |
4 |
5 |
5 |
22 |
5 |
4 |
4 |
5 |
5 |
4 |
22 |
Сумма,балл |
23 |
23 |
23 |
24 |
22 |
Таблица 21 – Оценка упаковки молока «Вкуснотеево»
Эксперты |
Показатели |
Сумма, балл | ||||
Q1 |
Q2 |
Q3 |
Q4 |
Q5 | ||
1 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
25 |
2 |
4 |
5 |
5 |
4 |
5 |
23 |
3 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
25 |
4 |
5 |
4 |
5 |
5 |
5 |
24 |
5 |
5 |
4 |
5 |
5 |
5 |
24 |
Сумма,балл |
24 |
23 |
25 |
24 |
25 |