Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 14:30, лекция
Регион может достичь наибольших результатов при активном участии в территориальном разделении труда и развитии на его основе рациональных торгово-экономических связей как с партнерами внутри региона, так и с внешним миром. Обеспечивается это эквивалентными отношениями хозяйствующих субъектов, реализуемыми посредством региональных рынков.
1. Сущность категории «Региональный рынок». Система региональных рынков.
2. Экономическое пространство и коньюнктура рынка.
3. Управление региональными рынками.
Региональные рынки
1.
Сущность категории «
Регион может достичь наибольших результатов при активном участии в территориальном разделении труда и развитии на его основе рациональных торгово-экономических связей как с партнерами внутри региона, так и с внешним миром. Обеспечивается это эквивалентными отношениями хозяйствующих субъектов, реализуемыми посредством региональных рынков.
Региональный рынок представляет собой территориальную организацию сферы обращения, где происходит согласование интересов производителей и потребителей. Региональный рынок имеет открытый характер и развитые экономические связи с другими регионами страны и мира.
По своей
экономической сущности региональный
рынок – это совокупность высоколокализованных
социально-экономических процессов и
отношений в сфере обмена (обращения),
формируемых под влиянием особенностей
спроса и предложения каждого территориально-
Развитый региональный рынок может эффективно функционировать при научно обоснованной системе изучения спроса, тенденций и его закономерностей развития:
- общего объема спроса и объема спроса на отдельные группы и виды товаров;
- структуры
спроса одноименных товаров
- сезонных колебаний спроса по отдельным товарам;
- требований
покупателей к качеству
Изучение спроса дает информацию, позволяющую прогнозировать емкость и структуры рынка, а также предполагаемые сдвиги в совершенствовании географии производства и потребления товаров и услуг.
Региональные рынки неоднородны. Так, по территориальной организации сферы обращения можно выделить поселенческие рынки в населенных пунктах сельской местности, городские, областные, республиканские, межобластные, межреспубликанские и межрегиональные.
Для каждого вида рынков присущи соответствующие инфраструктура с особенностями размещения, развития и функционирования, емкость рынка, каналы и схемы товарообразования.
Потребность в товарах и услугах находится в прямой зависимости от платежеспособного спроса и развития непроизводственной сферы в регионе.
Платежеспособный
спрос населения
Региональные рынки можно объединить в систему, которая представляет собой совокупность рыночных образований различного типа, цель которых – обеспечение эффективного развития и функционирования регионального воспроизводственного процесса, воспроизводства орудий, предметов труда и рабочей силы. В систему региональных рынков входят:
Входящие
в систему региональные рынки
различного типа функционально связаны
взаимодействием субъектов
Важнейшим элементом рыночной системы региона является региональный потребительский рынок.
Региональный потребительский рынок представляет собой территориальную систему социально-экономических отношений в сфере обмена, обеспечивающую удовлетворение потребностей населения.
Региональный потребительский рынок включает в себя три сегмента: рынок продовольственных товаров, рынок непродовольственных товаров, рынок потребительских услуг.
Существенная
роль среди факторов, оказывающих
влияние на региональный потребительский
рынок, принадлежит социально-
С целью
максимального удовлетворения запросов
потребителей в различных товарах,
а также рационализации затрат изготовителей
на разработку программ производства
и реализации товаров осуществляется
сегментация рынка — это
Все эти критерии рассматриваются во взаимосвязи и являются общими, объективными. Однако однородные с точки зрения этих критериев потребители могут быть дифференцированы по их поведению на рынке.
К субъективным
поведенческим критериям
Механизм формирования и функционирования потребительского рынка региона представляется как взаимодействие объективно действующих факторов, явлений и процессов в сфере производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг, сложившихся на данной территории.
Функционирование
регионального потребительского рынка
определяется связями: между потребностями
населения региона и
Насыщенность
и емкость регионального
Региональный
потребительский рынок
Пространственно данный рынок определяется территорией, на которой покупатели могут приобрести товар или услугу.
Региональные регулирующие органы используют следующие методы для воздействия на потребительский рынок:
- прямое
директивное централизованное
- установление
федеральными и региональными
органами предельных
- снятие
любого вида преград для
Субъектами
спроса на региональном потребительском
рынке являются индивиды и семьи,
покупающие товары и услуги для личного
потребления и проживания на данном
регионе. Рынки потребительских
товаров характеризуются
Основными
путями сбыта товаров на региональном
рынке являются: оптовая торговля,
мелкооптовые торговцы, розничная торговля.
Региональная политика в области
сбыта товаров дополняется
Региональный рынок средств производства представляет собой систему социально-экономических отношений в сфере обмена, обеспечивающую процесс производства орудиями и предметами труда и размещенную на определенной территории.
Субъектами регионального рынка средств производства выступают производители орудий и предметов труда и потребители всех отраслей хозяйства, использующих эту продукцию в своем производственном процессе. При этом субъекты рынка могут быть расположены на территориях других регионов. Ресурсы этого рынка формируются преимущественно за счет межрегиональных экономических связей.
Соотношение спроса и предложения на региональном рынке средств производства находится под влиянием таких факторов, как фаза экономического цикла, пропорции экономического развития региона, уровень развития рыночной инфраструктуры, изменения законодательства в данной области, платежеспособность потребителей средств производства, темпы научно-технического прогресса, степень развития межрегиональных связей, уровень интенсивности конкуренции и т. п.
К основным товарным группам регионального рынка средств производства относятся:
- станкостроительной и станкоинструментальной продукции;
- рынок сельскохозяйственных машин;
- рынок
продукции лесного и
Рынок средств производства регулируется государством с помощью административных и экономических методов.
К административным методам относятся:
К экономическим методам относятся:
Региональный финансовый рынок представляет собой территориальную систему социально-экономических отношений по вопросам купли, продажи и размещения финансово-кредитных ресурсов.
Субъектами
регионального финансового
Этот рынок состоит из взаимосвязанных и взаимодействующих сегментов. Так, по признаку обслуживания движения основного и оборотного капитала выделяются региональный рынок краткосрочных кредитов (денежный рынок) и региональный рынок среднесрочных и долгосрочных кредитов (рынок капиталов).