Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 08:49, дипломная работа
Цель: исследовать особенности репродуктивного поведения населения Забайкальского края в условиях изменяющейся экономики с применением различного рода методик и предложить меры по совершенствованию региональной демографической политики в отношении рождаемости.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
Дать понятие демографической политике;
Описать демографическую ситуацию в Российской Федерации, а также в Забайкальском крае и проанализировать проводимую демографическую политику;
Охарактеризовать влияние различных групп факторов на репродуктивное поведение населения Забайкальского края и уровень рождаемости.
Введение…………………………………………………………………………………...5
Глава 1. Теоретические аспекты демографической политики…………………………7
1.1 Основные понятия и процессы в демографической политике………………7
1.2 Современное состояние демографических процессов в Российской Федерации………………………………………………………………………………....13
1.3 Государственная демографическая политика в Российской Федерации….20
Глава 2. Анализ демографической ситуации и оценка демографической политики в Забайкальском крае……………………………………………………………………..30
2.1 Анализ демографической ситуации за период 2000 – 2011 годы в Забайкальском крае. Проблемы и тенденции развития……………………………….30
2.2 Репродуктивное поведение населения и факторы, его определяющие. Дерево целей………………………………………………………………………….33
2.2.1 Здоровый образ жизни……………………………………………….34
2.2.2 Среда обитания……………………………………………………….42
2.2.3 Образование…………………………………………………………..49
2.2.4 Социально-бытовые факторы……………………………………….57
2.2.5 Экономические факторы…………………………………………….65
2.2.6 Социальная стабильность общества………………………………...69
2.3 Исследование репродуктивного поведения населения Забайкальского края методом анкетирования…………………………………………………………..84
2.4 Таксономия как метод исследования демографической ситуации………...92
2.5 Применение корреляционно-регрессионного анализа в исследовании демографической ситуации…………………………………………………………….97
Глава 3. Совершенствование региональной демографической политики в Забайкальском крае…………………………………………………………….…………………..110
3.1 Предложения по совершенствованию региональной демографической политики…………………………………………………………………………….110
3. 2 Пути решения проблемы духовно-нравственного воспитания общества…………………………………………………………………………………............114
Заключение……………………………………………………………………………...123
Список использованной литературы………………………………………………….126
Приложения……………………………………………………………………………..128
Приложение A Здоровый образ жизни…………………………………………
Приложение Б Среда обитания…………………………………………………
Приложение В Образование…………………………………………………….
Приложение Г Социально-бытовые факторы…………………………………..
Приложение Д Экономические факторы………………………………………
Приложение Е Социальная стабильность общества…………………………..
Приложение Ж Анкета…………………………………………………………..
Приложение
Фактор 6. 3: Эффективность органов местного самоуправления
Основной целью оценки
показателей эффективности
показателей в плановом периоде.
Демографическая политика Забайкальского края направлена на увеличение продолжительности жизни населения, сокращение уровня смертности, рост рождаемости, регулирование внутренней и внешней миграции, сохранение и укрепление здоровья населения, и улучшение на этой основе демографической ситуации в крае.
На данный момент органы местного самоуправления решают демографическую проблему на местах с помощью муниципальных целевых программ и комплексных планов, направленных на поддержку семьи, материнства и детства, на предупреждение семейного неблагополучия и социального сиротства; повышения эффективности оказания первичной медико-социальной и реабилитационной помощи детям-инвалидам; проведения образовательных, культурно-массовых и информационных мероприятий, активизации производства и размещения социальной рекламы с целью формирования в обществе, прежде всего у молодежи, нравственных, семейных ценностей, здорового образа жизни; выделения в местных бюджетах дополнительных финансовых средств на развитие служб опеки и попечительства, на сохранение и развитие системы дополнительного образования детей и подростков, на обеспечение доступности дошкольного образования различным категориям детей и т.д.
В основу демографической политики органов местного самоуправления положены следующие принципы:
• комплексность решения
демографических задач - мероприятия
в этой сфере должны охватывать направления демографического развития (смертность,
рождаемость и миграцию) в их взаимосвязи;
• концентрация на приоритетах - выбор
по каждому направлению демографического
развития наиболее проблемных вопросов
и применение эффективных механизмов
их решения;
• своевременное реагирование на демографические
тенденции в текущий период;
• учет региональных особенностей демографического
развития и дифференцированный подход
к разработке и реализации региональных
демографических программ;
• взаимодействие с органами государственной
власти с институтами гражданского общества;
• координация действий законодательных
и исполнительных органов государственной
власти на федеральном, региональном и
муниципальном уровнях.
Достижение мира и согласия между народами, эффективное решение демографических проблем - это важнейшие вопросы внутренней политики государства, которые составляют одну из предпосылок осуществления социально-экономических и политических преобразований в области местного самоуправления.
Фактор 6. 4: Развитие демографической политики на муниципальном уровне
Под демографической политикой понимается целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования процессов воспроизводства населения. Она призвана воздействовать на формирование желательного для общества режима воспроизводства населения, сохранения или изменения тенденций в области динамики численности и структуры населения, темпов их изменений, динамики рождаемости, смертности, семейного состава, расселения, внутренней и внешней миграции, качественных характеристик населения.
Муниципальный уровень призван конкретизировать методы, способы и механизмы достижения целей, определенных в рамках федеральной и региональной демографической политики, в привязке к особенностям конкретных территорий. Задачей органов местного самоуправления, как наиболее приближенных к населению, является непосредственное предоставление комплекса муниципальных услуг, обеспечивающих условия для стабильного воспроизводства человека.
В настоящее время в нашей стране началась активная реализация основных положений демографической и семейной политики на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Как в Российской Федерации, так и на уровне субъектов федерации и органов местного самоуправления разработаны и приняты специальные планы, концепции и программы направленные на улучшение демографической ситуации и повышения качества жизни семьи и детей.
Многие регионы, к которым можно отнести и Забайкальский край, накопили в этих сферах довольно богатый и успешный опыт работы по изменению неблагоприятной демографической ситуации, развитию и укреплению социального института семьи. Данный опыт нуждается в оценке и осмыслении.
Фактор 6. 5: Взаимодействие населения с органами власти
Взаимодействие органов местного самоуправления с населением как взаимодействие субъектов самоуправления представляет собой систематические, достаточно регулярные действия партнеров, направленные друг на друга, имеющие целью вызвать определенную ответную реакцию со стороны партнера. Органы местного самоуправления всегда имеют определенный имидж, вне зависимости от стремления его создавать и от принадлежности к какому-либо муниципальному образованию. Органы власти муниципального образования должны очень щепетильно относиться ко всему, что касается взаимодействия с населением. Ведь, чем больше жители знают о работе власти, тем лучше к ней относятся. Власть должна быть максимально приближена к населению, чтобы эффективно решать вопросы местного значения. При низкой активности населения в управлении городом, муниципальным образованием в целом, приводит власть к манипулированию обществом. Поэтому, чтобы снизить манипулятивные технологии, населению нужно эффективно взаимодействовать с властью, тем самым будет формироваться положительный имидж органов местного самоуправления.
Местное самоуправление является частью гражданского общества. Оно реализуется в пределах муниципальных образований и включает в себя элементы самоорганизации населения для самостоятельного и под свою ответственность решения вопросов местного значения. Оно обеспечивается во взаимодействии органов местного самоуправления с населением. Это взаимодействие является важным элементом системы социальных взаимодействий в рамках города как муниципального образования.
Рассмотрев подробно все выделенные для исследования факторы, необходимо напомнить, что каждый из них характеризуется рядом определенных показателей, которые можно разделить на два типа: стабилизирующие и дестабилизирующие.
Стабилизирующие показатели - показатели, которые могут способствовать улучшению демографической ситуации, положительно влиять на репродуктивное поведение население, и способствовать повышению рождаемости. Дестабилизирующие показатели, напротив, негативно воздействуют на демографические процессы и ухудшают ситуацию.
На практике дестабилизирующие и стабилизирующие показатели действуют одновременно, что предопределяет неопределенность и неустойчивость обстановки. В интересах повышения рождаемости важно ограничить действия дестабилизирующих и всемерно стимулировать влияние стабилизирующих показателей. Таким образом, все факторы, влияющие на репродуктивное поведение населения Забайкальского края, были распределены следующим образом (табл. 2.3):
Таблица 2.3
Стабилизирующие и дестабилизирующие показатели
Группа факторов: Здоровый образ жизни | |
Фактор 1: Здравоохранение | |
Стабилизирующие показатели: |
Дестабилизирующие показатели: |
Число коек на 10000 чел. |
Младенческая смертность (до 1 года) на 1000 чел. родившихся |
Число врачей на 10000 чел. |
|
Доля муниципальных мед. учреждений переведенных на новую (отраслевую) систему оплаты труда, ориентированную на результат |
|
Ожидаемая продолжительность жизни |
|
Фактор 2: Культура, отдых | |
Стабилизирующие показатели: |
Дестабилизирующие показатели: |
Доля работников библиотек |
|
Доля детей в возрасте 5-18 лет, получающих услуги по дополнительному образованию в организациях различной организационно-правовой форме и форм собственности в общей численности детей данной возрастной группы |
|
Количество мест в
учреждениях культурно- |
|
Уровень фактической обеспеченности клубами и учреждениями клубного типа от нормативной потребности |
|
Уровень фактической обеспеченности парками культуры и отдыха |
|
Фактор 3: Спорт и туризм | |
Стабилизирующие показатели: |
Дестабилизирующие показатели: |
Доля бассейнов |
|
Доля стадионов |
|
Доля спортивных залов |
|
Уровень фактической обеспеченности плоскостными спортивными сооружениями от нормативной потребности |
|
Удельный вес населения, занимающегося спортом |
|
Фактор 4: Здоровое питание | |
Стабилизирующие показатели: |
Дестабилизирующие показатели: |
Доля действующих предприятий с/х, охоты и лесного хозяйства |
|
Доля реализации продукции с/х организациями |
|
Производство зерна на душу населения |
|
Урожайность овощей на душу населения |
|
Производство молока на душу населения |
|
Фактор 5: Вредные привычки | |
Стабилизирующие показатели: |
Дестабилизирующие показатели: |
Заболеваемость алкоголизмом на 1000 чел. | |
Доля умерших от алкоголизма | |
Численность больных, состоящих
на учете в лечебно- | |
Доля преступлений, совершенных в состоянии наркотического опьянения | |
Доля преступлений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения | |
Группа факторов: Среда обитания | |
Фактор 1: Система обеспечения | |
Стабилизирующие показатели: |
Дестабилизирующие показатели: |
Ж/д транспорт |
Доля населения, проживающего в населенных пунктах, не имеющих регулярного автобусного и (или) ж/д сообщения с административным центром, в общей численности населения |
Доля удельного веса общей площади, оборудованной водопроводом |
|
Доля удельного веса общей площади, оборудованной отоплением |
|
Доля удельного веса общей площади, оборудованной газом |
|
Фактор 2: Безопасность и уровень преступности | |
Стабилизирующие показатели: |
Дестабилизирующие показатели: |
Доля участников добровольных формирований населения по охране общественного порядка |
Доля зарегистрированных преступлений |
Доля преступлений, совершенных несовершеннолетними | |
Доля ДТП со смертельным исходом | |
Доля площади аварийного жилищного фонда | |
Фактор 3: Благоустройство | |
Стабилизирующие показатели: |
Дестабилизирующие показатели: |
Доля протяженности автодорог с твердым покрытием в общей протяженности автодорог местного значения |
Доля протяженности автодорог общего пользования местного значения, не отвечающих нормативным требованиям, в общей протяженности автодорог общего пользования местного значения |
Доля общей площади зеленых насаждений |
|
Доля общей протяженности улиц, проездов |
|
Доля протяженности освещенных частей улиц, проездов |
|
Фактор 4: Экология и климат | |
Стабилизирующие показатели: |
Дестабилизирующие показатели: |
Доля текущих затрат на охрану окружающей среды |
Выброшено в атмосферу загрязняющих веществ в расчете на 1 чел. |
Предприятия по утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов |
Доля предприятий, имеющих стационарные источники загрязнения атмосферного воздуха |
Доля минеральных удобрений (в пересчете на 100% питательных веществ) под посевы сельскохозяйственных культур в сельскохозяйственных организациях |
|
Фактор 5: Розничная торговля и доступность услуг | |
Стабилизирующие показатели: |
Дестабилизирующие показатели: |
Оборот розничной торговли на душу населения |
|
Оборот платных услуг на душу населения |
|
Объем бытовых услуг на душу населения |
|
Доля объектов бытового обслуживания населения, оказывающих услуги |
|
Доля отделений социального обслуживания на дому |
|
Группа факторов: Образование | |
Фактор 1: Дошкольное образование | |
Стабилизирующие показатели: |
Дестабилизирующие показатели: |
Число муниципальных дошкольных образовательных учреждений |
Численность детей, стоящих в очередь на получение места в дошкольном образовательном учреждении |
Численность детей в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях |
Численность детей в возрасте 3-7 лет, не получающих образовательную услугу в дошкольном образовательном учреждении |
Численность детей в возрасте 3-7 лет |
|
Фактор 2: Среднее и начальное профессиональное образование | |
Стабилизирующие показатели: |
Дестабилизирующие показатели: |
Число дневных общеобразовательных учреждений |
Численность детей в возрасте 7-18 лет, не получающих образовательную услугу в дневных общеобразовательных учреждениях |
Численность учащихся дневных общеобразовательных учреждений |
|
Число учреждений начального профессионального образования |
|
Численность учащихся в учреждениях начального профессионального образования |
|
Фактор 3: Дополнительное образование | |
Стабилизирующие показатели: |
Дестабилизирующие показатели: |
Число ДЮСШ |
|
Число детей в ДЮСШ |
|
Число детских музыкальных школ |
|
Число детских художественных школ |
|
Число детей в детских музыкальных и художественных школах |
|
Фактор 4: Качество образования | |
Стабилизирующие показатели: |
Дестабилизирующие показатели: |
Доля педагогических работников детских дошкольных учреждений с высшим образованием |
Доля выпускников, не получивших аттестат о среднем (полном) образовании, в общей численности выпускников МОУ |
Доля МОУ, переведенных на нормативное подушевое финансирование |
|
Доля МОУ, переведенных на новую (отраслевую) систему оплаты труда, ориентированную на результат |
|
Доля лиц, сдавших ЕГЭ по математике, в численности выпускников, участвовавших в ЕГЭ по данному предмету |
|
Фактор 5: Духовно-нравственное образование | |
Стабилизирующие показатели: |
Дестабилизирующие показатели: |
Число культовых сооружений (1-есть, 0- нет) |
Число случаев прерывания беременности на 1000 женщин в возрасте 15-49 лет |
Количество библиотек |
|
Наличие печатного СМИ, тираж |
|
Доля лиц, сдавших ЕГЭ по русскому языку, в численности выпускников, участвовавших в ЕГЭ по данному предмету |
|
Группа факторов: Социально-бытовые факторы | |
Фактор 1: Доступность жилья | |
Стабилизирующие показатели: |
Дестабилизирующие показатели: |
Общая площадь жилых помещений, приходящаяся на 1 человека, кв.м |
Число семей, стоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в % к численности населения) |
Число семей, получивших жилые помещения и улучшивших свои жилищные условия (в % к численности населения) |
Доля семей, изъявивших
желание участвовать в |
Число жилых квартир (на 1000 человек населения) |
|
Фактор 2: Семейные отношения | |
Стабилизирующие показатели: |
Дестабилизирующие показатели: |
Число браков на 1000 чел. населения |
Число разводов на 1000 чел. населения |
Число молодых студенческих семей |
Число одиноких матерей |
Количество семей с 1 ребенком |
|
Фактор 3: Занятость женщины с детьми до трех лет | |
Стабилизирующие показатели: |
Дестабилизирующие показатели: |
Численность женщин с детьми до трех лет, получивших работу с помощью службы занятости |
Численность безработных женщин с детьми до трех лет |
Число женщин с детьми до трех лет, нуждающихся в работе и обратившихся в службу занятости (в % к численности населения) | |
Фактор 4: Поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей | |
Стабилизирующие показатели: |
Дестабилизирующие показатели: |
Число детей и подростков, находящихся на воспитании в семьях (под опекой, на усыновлении и в приемных семьях) |
Число детских домов |
Численность детей в детских домах | |
Фактор 5: Поддержка семей государством | |
Стабилизирующие показатели: |
Дестабилизирующие показатели: |
Число семей многодетных, получивших материальную помощь |
Число семей с безработными родителями |
Количество семей, получивших социальную помощь по подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» |
|
Число многодетных семей, всего |
|
Число многодетных семей с детьми в возрасте до 6 лет |
|
Группа факторов: Экономические факторы | |
Фактор 1: Уровень жизни | |
Стабилизирующие показатели: |
Дестабилизирующие показатели: |
Число семей получивших субсидии на оплату ЖКХ |
|
Среднедушевой доход, |
|
Число объектов бытового обслуживания населения, оказывающих услуги |
|
Пенсии (среднее) |
|
Средние цены (тарифы) на отопление за 1 кв.м, руб. |
|
Фактор 2: Экономическая деятельность | |
Стабилизирующие показатели: |
Дестабилизирующие показатели: |
Количество прибыльных организаций |
Удельный вес убыточных организаций |
Средняя заработная плата |
|
Средняя численность работников |
|
Стоимость основных фондов отраслей экономики на душу населения |
|
Фактор 3: Развитие производства | |
Стабилизирующие показатели: |
Дестабилизирующие показатели: |
Количество предприятий промышленности |
|
Количество занятых рабочих мест |
|
Отгружено товаров собственного обрабатывающего производства на душу населения |
|
Доля вновь созданных в течение года субъектов малого и среднего предпринимательства, которым оказана поддержка в рамках муниципальной программы развития малого и среднего предпринимательства |
|
Инвестиции в основной капитал, осуществляемые организациями, находящимися на территории муниципального образования (без субъектов малого предпринимательства) |
|
Фактор 4: Трудовой потенциал | |
Стабилизирующие показатели: |
Дестабилизирующие показатели: |
Среднегодовая численность занятых в экономике |
Безработные женщины к общему числу женщин в трудоспособном возрасте |
Численность безработных граждан, получивших услуги по содействию самозанятости |
Численность безработных, зарегистрированных в органах государственной службы занятости |
Уровень безработицы | |
Фактор 5: Демография | |
Стабилизирующие показатели: |
Дестабилизирующие показатели: |
Численность населения моложе трудоспособного возраста |
|
Численность граждан старше 60 лет |
|
Дети в возрасте от 0 до 7 лет |
|
Число женщин на 1000 мужчин |
|
Демографическая нагрузка |
|
Группа факторов: Социальная стабильность общества | |
Фактор 1: Гражданское общество | |
Стабилизирующие показатели: |
Дестабилизирующие показатели: |
Число молодежных объединений |
|
Число женсоветов |
|
Число клубов по интересам |
|
Число религиозных объединений |
|
Число советов ветеранов |
|
Фактор 2: Политическая обстановка | |
Стабилизирующие показатели: |
Дестабилизирующие показатели: |
Число респондентов считающих политическую обстановку стабильной |
Количество забастовок и митингов за год |
Количество выборов за последние 4 года | |
Миграция населения | |
Число муниципальных органов общественного порядка | |
Фактор 3: Эффективность деятельности органов местного самоуправления | |
Стабилизирующие показатели: |
Дестабилизирующие показатели: |
Динамика эффективности за 2009-2010 год |
Общий объем неэффективных расходов |
Комплексный уровень эффективности деятельности |
|
Общий уровень эффективности деятельности ОМСУ |
|
Место в рейтинге по эффективности деятельности ОМСУ среди муниципальных районов |
|
Фактор 4: Развитие демографической политики | |
Стабилизирующие показатели: |
Дестабилизирующие показатели: |
Численность детей до 16 лет |
Коэффициент младенческой смертности |
Численность женщин фертильного возраста 16-49 лет. |
|
Объем средств, выделенный на проведение демографической политики |
|
Фактор 5: Взаимодействие населения с органами власти | |
Стабилизирующие показатели: |
Дестабилизирующие показатели: |
Число граждан обратившихся за помощью в администрацию |
Число незанятой молодежи |
Число выданных разрешений на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности |
|
Перспективы занятости молодежи 16-29 лет в общественных работах |
2.3 Исследование репродуктивного поведения населения Забайкальского края методом анкетирования
Анкетирование — это
метод получения первичной
В зависимости от способа
общения исследователя с
При характеристике влияния уровня жизни на репродуктивное поведение необходимо использовать не объективные параметры уровня жизни, а субъективную удовлетворенность своим уровнем жизни. Люди в своем поведении исходят не столько из наличия и объема располагаемых материальных благ, сколько из того, в какой степени они ими удовлетворены. Уровень жизни, а точнее, его субъективное восприятие влияет на оценку условий реализации потребности в детях. Установка «детности» в большей степени зависит от потребности в детях, чем от восприятия условий жизни, как способствующих или препятствующих ее реализации.
В рамках данного дипломного проекта предполагалось проведение выборочного анкетирования с целью исследования репродуктивных установок населения края. Опрос проводился в 10 муниципальных образованиях Забайкальского края: г. Чита, Балейский район, Борзинский район, Забайкальский район, г. Краснокаменск и Краснокаменский район, Могочинский район, Нерчинский район, Чернышевский район, Шилкинский район и Агинский район. Анкеты были разосланы в муниципальные образования по почте. Этим же способом были получены ответы.
Предполагалось опросить по 40 человек из каждого указанного муниципального образования, в т.ч. 10 человек в возрасте 18-20 лет, 10 человек – 21-25 лет, 10 человек – 26-30 лет, 10 человек – 31-35 лет. Анкета содержит 13 вопросов. (см. Приложение).
В результате обработки анкет получилось следующее (табл. 2.4):
Таблица 2.4
Количество опрошенных респондентов мужчин и женщин в возрасте 18-35 лет.
Возраст |
Мужчины |
Женщины |
Всего |
18-20 |
32 |
68 |
100 |
21-25 |
28 |
72 |
100 |
26-30 |
42 |
58 |
100 |
31-35 |
24 |
76 |
100 |
Всего |
126 |
274 |
400 |
Всего было опрошено 400 человек, в т.ч. 274 женщины и 126 мужчин. Ответы представлены в таблицах, название которых соответствует вопросу анкеты.
Таблица 2.5
Есть ли у Вас дети?
Возраст (лет) |
Женщины, % |
Мужчины, % | ||||||
1 ребенок |
2 ребенка |
Более 2 |
Нет детей |
1 ребенок |
2 ребенка |
Более 2 |
Нет детей | |
18-20 |
8,8 |
13,2 |
0 |
80 |
12,5 |
0 |
0 |
87,5 |
21-25 |
30,5 |
12,5 |
2,8 |
54,2 |
21,5 |
3,5 |
0 |
75 |
26-30 |
46,5 |
25,8 |
3,5 |
24,2 |
35,7 |
33,3 |
14,2 |
16,6 |
31-35 |
36,8 |
35,7 |
1,5 |
15,8 |
20,9 |
45,8 |
12,5 |
20,8 |
Итого: |
30,2 |
21,9 |
4,7 |
43 |
23,8 |
20,6 |
7,1 |
48,4 |
Информация о работе Совершенствование демографической политики в Забайкальском крае