Национальные системы организации медицинской и фармацевтической помощи за рубежом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2012 в 18:07, курсовая работа

Описание

Актуальность темы. В современных условиях проблема совершенствования фармацевтической деятельности может решаться в двух направлениях: во-первых, это оптимизация лекарственного обеспечения населения, реализуемая с учетом большого числа факторов, и, во-вторых, - развитие сферы фармацевтических услуг, зависящее, прежде всего, от квалификации фармацевтических работников и возможностей фармацевтических (аптечных) организаций. Отечественными и зарубежными учеными неоднократно отмечалось, что профессиональные знания и навыки фармацевтических специалистов должны способствовать обеспечению доступности лекарственных средств (JIC) и надлежащего их применения

Работа состоит из  1 файл

Национальные системы организации медицинской и фармацевтической помощи за рубежом.docx

— 289.57 Кб (Скачать документ)

Актуальность темы. В современных  условиях проблема совершенствования фармацевтической деятельности может решаться в двух направлениях: во-первых, это оптимизация лекарственного обеспечения населения, реализуемая с учетом большого числа факторов, и, во-вторых, - развитие сферы фармацевтических услуг, зависящее, прежде всего, от квалификации фармацевтических работников и возможностей фармацевтических (аптечных) организаций. Отечественными и зарубежными учеными неоднократно отмечалось, что профессиональные знания и навыки фармацевтических специалистов должны способствовать обеспечению доступности лекарственных средств (JIC) и надлежащего их применения. В связи с этим в конце XX в. американские ученые Helper C.D., Strand L.M. предложили новую концепцию фармацевтической помощи (ФП), ориентированную на комплексное решение задач по оптимизации лекарственного обеспечения и развитию фармацевтических услуг. ВОЗ содействует развитию данного направления, ей принадлежит важная роль в формировании основных принципов ФП.

Отдельные аспекты ФП рассматривались  в работах российских ученых Лопатина П.В, Глембоцкой Г.Т. и ряда других исследователей. Это направление активно разрабатывается учеными Украины (Черных В.П., Зупанец И.А.). До настоящего времени в России и за рубежом не проводились системные исследования по формированию методологии ФП как актуального научно-практического направления фармации. Важность таких исследований заключается, прежде всего, в том, что методология дает возможность изучать проблемы отрасли с позиции многоаспектности, выявлять особенности, позволяющие принимать рациональные управленческие решения и разрабатывать системы для практического функционирования.

1. По данным отечественных  и зарубежных научных публикаций  установлено, что концепция ФП  и ее основные элементы применяются  в фармацевтической практике многих стран мира, однако в ряде стран, в том числе России, существуют проблемы и трудности при внедрении ее в здравоохранение. В отечественной научной фармации до настоящего времени нет четкого определения и концепции ФП, отсутствует система ФП в целом для фармацевтического сектора, недостаточно проведено исследований по разработке и внедрению ФП конкретным категориям больных. Выявлено, что неоднозначность термина «фармацевтическая помощь» и обозначаемого им понятия приводит к разному пониманию ФП в отечественной фармации, что затрудняет выработку единой основы для ее практического использования.

2. На основании системного  подхода и обобщения основных  направлений современных организационно-экономических исследований (маркетинговых и фармакоэкономических) разработана программа (концепция) исследования, включающая основные этапы: анализ состояния ФП в России и за рубежом (особенности развития, тенденции формирования, методы изучения); исследование аспектов лекарственного обеспечения урологических больных (медицинские, социологические, экономические, социально-политические); исследование основных компонентов фармакотерапии урологических больных (маркетинговый анализ лекарственного ресурса, фармакоэкономический анализ фактической терапии); обоснование и разработка концепции ФП урологическим больным (формулирование определения ФП, стандарт ФП). Представленная структурно-логическая модель исследования положена в основу разработки методологии ФП.

3. С применением статистических методов анализа и прогнозирования установлены тенденции в динамике показателей урологической заболеваемости и болезненности за 1994-2003 гг. Средний абсолютный прирост заболеваемости по РФ составил 3487,7 на 100 тыс. населения при ежегодном темпе прироста 5,2%. С помощью многовариантного математического моделирования построены тренды показателей заболеваемости в России и рассчитан прогноз ее развития на ближайшую перспективу 2005-2006 гг. (болезни мочеполовой системы, МКБ, предстательной железы: 5162,15708,2; 164,9-172,6; 434,1-474,0 на 100 тыс. чел. населения соответственно; аналогичные прогнозы разработаны для Курской области). Сравнительный анализ по территориям выявил федеральные округа с высоким уровнем заболеваемости (Приволжский, Дальневосточный, Уральский) и болезненности (Дальневосточный, Центральный, Сибирский, Приволжский). Прогнозные показатели используются при разработке лекарственного бюджета для специализированных урологических отделенийЛПУ.

7. Разработан методический  подход к экономическому обоснованию  лекарственного бюджета специализированных  отделений ЛПУ, основанный на  концепции фармакоэкономического анализа фактической терапии больных при лечении в стационарных условиях, включающий экономический,фармацевтический и сравнительный анализ. Применение его в практике экономических служб ЛПУ позволяет разработать минимальные и максимальные прогнозные суммы денежных средств на лекарственное обеспечение урологических больных.

8. С использование методов  рационального фармацевтического  менеджмента (ABC-, XYZ-, VEN- анализ) разработан  методический подход к формированию ассортиментного портфеля закупок ЛС с целью оптимизации реализации лекарственного бюджета. 

 

 

ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ КАК НОВАЯ ФОРМА

ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ

 

Еще в начале 80-x годов XX столетия появились научные публикации, освещающие современный опыт работы зарубежных фармацевтов по обслуживанию населения. Суть этих нововведений заключалась  в том, что потребитель мог  получить в аптеке не только фармацевтические товары, но и консультативную помощь по выбору лекарственных средств.

 

В аптеке для пациента заводилась карта, куда заносились все сведения о лекарственной терапии потребителя. Осуществлялась такая услуга клиническим (больничным) провизором. К сожалению, в России это направление практической фармации не получило должного развития и осталось только на уровне отдельных  публикаций. В то же время за рубежом  фармацевтическая помощь (pharmaceutical care) развивалась и в настоящее время представляет собой направление практической фармации, базирующееся на взаимоотношениях сотрудничества врачей, провизоров и пациентов для достижения единой цели - выздоровления пациента.

Основные принципы современной  фармацевтической помощи (ФП) были сформулированы в 1989 г. учеными Helper C.D. и Strand L.M. По их мнению, цель ФП заключается в "обеспечении надежности лекарственной терапии для достижения определенного результата, который бы улучшил качество жизни пациента".

Нужно отметить, что ВОЗ  содействует развитию данного направления, так как в экономически развитых государствах есть все условия для  расширения сферы деятельности специалистов с фармацевтическим образованием. По мнению экспертов ВОЗ, их приоритетными функциями должны стать консультирование пациентов и врачей по выбору и рациональному использованию ЛС, пропаганда здорового образа жизни, правил санитарии и гигиены. Подтверждением этого стратегического направления современной фармации являются стандарты качества аптечных услуг (GPP - Good pharmacy practice), сфокусированные на интересы пациентов (1998 г.). В ходе международных совещаний ВОЗ, FIP, Всемирной ассамблеи здравоохранения в 90-х годах XX века и в новом столетии требования к фармацевтической помощи постепенно конкретизировались. В частности, предполагались профессиональные взаимоотношения между провизором, врачом и пациентом; осуществление сбора и анализа медицинской информации в отношении конкретного пациента; совместное участие лечащего врача и провизора в разработке плана лекарственной терапии пациента с заполнением документации, назначенной пациенту.

Наши исследования показали, что пока в России понятию ФП обычно придается традиционный смысл, как  обеспечение потребителей лекарственными средствами (ЛС), необходимыми для решения  их проблем со здоровьем. Как мы видим, в настоящее время содержание этого понятия далеко неоднозначно - оно требует переосмысления.

С одной стороны, в стране выявлен высокий спрос населения  на информационно-консультационные услуги в аптечных учреждениях, обусловленный  интересом к ЛС, в силу повышения  медицинской грамотности, с другой - отмечается снижение доверия к  медицинскому персоналу, что приводит к росту случаев самолечения, нарушениям режима лекарственных назначений, неполноценности лечебного процесса. Можно сказать, что эти и другие изменения внешней среды способствуют появлению новых практических направлений  в медицине и фармации, в т.ч. и  фармацевтической помощи.

Украинские ученые в последние 10 лет определили это направление  фармации как "фармацевтическая опека", в процессе которой оказывается  фармацевтическая помощь пациентам  с различными заболеваниями клиническими провизорами (Зупанец И.А., Черных В.П.). Нет сомнений в том, что это направление ФП вызывает осуждение со стороны медицинской общественности - как попытка вмешательства провизоров в лечебный процесс. Ведь фармацевт традиционно считается "продавцом лекарств". Однако, безусловно и то, что значительный ассортимент фармацевтического рынка России (начало 90-х годов XX века - 2 тыс. наименований, 2006 г. - около 18 тыс. наименований) затрудняет процесс выбора ЛС врачом в силу невозможности освоить такой объем информации и подобрать больному наиболее эффективную схему лечения, а также представить необходимые сведения о ЛС для обеспечения понимания лечебного процесса и соблюдения рекомендованного лечения (complians).

Наши исследования в области  ФП осуществляются с конца 90-х годов XX века. На первом этапе на основе проведенного терминологического и логико-семантического анализа существующих определений  ФП сформулировано понятие ФП в следующей  трактовке: "Фармацевтическая помощь - это система лекарственного, информационного  и организационно-методического  обеспечения индивидуализированной  фармакотерапии конкретных заболеваний".

Дальнейшие цели заключались  в разработке положения о взаимоотношениях врача, провизора и пациента. Частично они были решены в формировании их системы взаимодействий и модели информационно-консультационной услуги. Однако действительность показала, что  внедрение в практику ФП в зарубежной трактовке пока в России не реально, что явилось мотивацией разработки иной формы внедрения ФП в практику.

Следует сказать, что изучение дополнительных фармацевтических услуг, предоставляемых аптеками, выявило  их готовность в жестких конкурентных условиях расширить сферу традиционного  фармацевтического обслуживания. Например, обзор публикаций в современной  фармацевтической печати показал, что  оказание медицинских консультативных  услуг уже становится повседневностью, особенно в городских солидных аптеках.

Исходя из этого, мы считаем  возможным внедрение в деятельность аптеки дополнительной услуги "Фармацевтическая помощь", что позволит сформировать имидж консультационной аптеки (центра) и таким образом создать сегмент  потребителей - постоянной клиентуры. Первоначально это может быть услуга для пациентов конкретной нозологии, но в дальнейшем сферу  услуги можно расширить.

Учитывая необходимость  стандартизации качества данной услуги, нами разработан проект стандарта предприятия "Фармацевтическая помощь. Основные положения (91500.05.0001-2005)", рекомендуемый к внедрению в практическую фармацию.

Основная цель СП ФП - это  обеспечение единого методологического  подхода к планированию, предоставлению и оценке качества дополнительной фармацевтической услуги "Фармацевтическая помощь".

При подготовке документа  мы использовали следующие термины  и определения, сформированные нами при участии доцента Э.А.Коржавых.

Фармацевтическая услуга - форма фармацевтической деятельности, в которой удовлетворяется конкретная потребность пациента или ЛПУ. В  зависимости от содержания фармацевтические услуги подразделяются на основные и дополнительные. Основные - отпуск товаров аптечного ассортимента, в т.ч. особо контролируемых ЛС, по рецептам врачей и требованиям ЛПУ; безрецептурный отпуск товаров аптечного ассортимента; экстемпоральное изготовление ЛС и контроль их качества; хранение и транспортировка товаров аптечного ассортимента. Дополнительные - справочное, информационное, консультационное обслуживание населения и медицинских работников; заказ, в том числе предварительный, товаров аптечного ассортимента по телефону; доставка товаров аптечного ассортимента на дом; прокат предметов ухода за больными; услуги фитобара; самообслуживание и др.

Фармацевтическая помощь - дополнительная фармацевтическая услуга, представляющая собой систему лекарственного, информационного и организационно-методического  обеспечения качества фармакотерапии конкретного больного с конкретным заболеванием. Фармацевтическая помощь подразделяется на виды с учетом конкретного  заболевания - в случае фармакотерапии под контролем врача, с учетом симптома или недомогания - в случае лекарственной самопомощи и самопрофилактики.

Рациональное использование  лекарств - это проведение фармакотерапии, адекватной клиническому состоянию  пациента, в дозах, соответствующих  его индивидуальным особенностям, в  течение должного времени и по самой низкой стоимости.

В качестве объекта ФП выступает  пациент (больной) с конкретным заболеванием, а врач, оказывающий медицинскую  помощь пациенту, и провизор, осуществляющий лекарственное, информационно-консультационное и организационно-методическое обеспечение  ФП, являются субъектами ФП.

Основной целью ФП является обеспечение надлежащего качества фармакотерапии конкретного пациента с конкретным заболеванием.

К основным задачам ФП нами отнесены следующие виды деятельности:

- предоставление пациенту  ЛС и ИМН требуемого качества;

- обучение пациента правильному  применению ЛС и ИМН;

- контроль применения  безрецептурных ЛС на основе постоянного сотрудничества с пациентом;

- ведение фармацевтического  досье как базы данных о  пациенте, его фармакотерапии;

- сотрудничество с врачом  при составлении плана фармакотерапии  рецептурными ЛС;

- информирование врача  о ЛС, о течении и осложнениях  фармакотерапии безрецептурными  средствами у конкретного пациента;

Разработка задач была осуществлена нами на основе таких  принципов, как: индивидуальный подход к пациенту; постоянное взаимодействие провизора с пациентом и его  врачом в ходе фармакотерапии конкретного  заболевания рецептурными и безрецептурными  ЛС; систематическое повышение уровня знаний провизора в области фармакотерапии данного заболевания, информации о  ЛС, психологии общения, развития рынка  ЛС; соблюдение профессиональной этики  и конфиденциальности; стандартизация и контроль. Соблюдение субъектами этих принципов способствует оказанию ФП на высоком уровне.

В зависимости от условий  лечения пациент может получать ФП как при амбулаторном лечении, так и в стационарных учреждениях  и в рамках лекарственной самопомощи и самопрофилактики, что носит название контролируемое самолечение.

Информация о работе Национальные системы организации медицинской и фармацевтической помощи за рубежом