Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2012 в 18:07, курсовая работа
Актуальность темы. В современных условиях проблема совершенствования фармацевтической деятельности может решаться в двух направлениях: во-первых, это оптимизация лекарственного обеспечения населения, реализуемая с учетом большого числа факторов, и, во-вторых, - развитие сферы фармацевтических услуг, зависящее, прежде всего, от квалификации фармацевтических работников и возможностей фармацевтических (аптечных) организаций. Отечественными и зарубежными учеными неоднократно отмечалось, что профессиональные знания и навыки фармацевтических специалистов должны способствовать обеспечению доступности лекарственных средств (JIC) и надлежащего их применения
Остановимся подробнее на
содержании информационно-
В ходе услуги пациенту должна быть представлена информация о фармакотерапии заболевания, которым страдает пациент. В ее содержании, по нашему мнению, должны присутствовать следующие блоки информации:
1). цели лекарственной терапии;
2). свойства и действия ЛС;
3). режим применения ЛС;
4). схема лечения;
5). дозировка ЛС;
6). положительные и побочные эффекты;
7). меры предосторожности;
8). взаимодействие с другими ЛС;
9). хранение ЛС в домашних условиях;
10). режим питания, совместимость с пищей.
Все сведения о лекарственной
терапии заносятся в
Блоки фармацевтического досье:
1. Социально-демографические сведения о пациенте: ф.и.о. пациента, возраст, пол, домашний адрес и телефон, N страхового полиса, название и адрес СМО, льготы по лекарственному обеспечению, социальный статус (работающий, пенсионер, ребенок, учащийся, инвалид, безработный).
2. Основной диагноз болезни
и сопутствующие заболевания:
основные заболевания,
3. Фармакотерапия: основные
ЛС, назначенные при основном
заболевании и хронических
4. Аллергические и побочные
реакции: аллергические и
5. Консультации: консультации пациента с врачом по разработке плана лекарственной терапии, консультации пациента с врачом по корректировке плана лекарственной терапии, консультации пациента с провизором по ЛС безрецептурного отпуска для самопомощи и самопрофилактики, консультации пациента с провизором по средствам народной медицины, в т.ч. фитосредствам, консультации пациента с провизором по ИМН или парафармацевтической продукции.
Самым важным для реализации такого проекта, т.е. внедрения услуги ФП в работу аптеки, на наш взгляд, является формирование терапевтических взаимоотношений (зарубежный термин) между пациентом, врачом и провизором, авторская схема которых представлена на рисунке 1.
Рисунок 1. Терапевтические взаимоотношения врача,
пациента и провизора при оказании ФП
----------
----------------+ Терапевтические взаимоотношения +----------
¦ L-------------
¦
¦ --------------------
¦ ¦Воспитание у пациента¦ ¦ ¦
Обучение ¦
¦ --->¦ приверженности +--+--+ правильному ¦<-----¬
¦ ¦ ¦ к лечению ¦ ¦ ¦ применению ЛС ¦ ¦ ¦
¦ ¦ L-------------------
\/ ¦
-------¬ ¦
¦Инфор-¦ ¦
¦маци- ¦ ¦
¦онно- ¦ ¦
¦кон- ¦ ¦ -----------¬
¦суль- ¦ L--+ ВРАЧ ¦ ¦ Предупреждение ¦ ¦ ПРОВИЗОР +-- ¦суль- ¦
¦таци- ¦ --+ +---->
¦онное ¦ ¦ L-----------
¦обес- ¦ ¦
¦пече- ¦ \/ ¦
¦ние ¦ ------------¬
¦фар- ¦ ¦Технологии ¦ ---
¦мако- ¦ ¦ лечения +--->¦ Выбор
ЛС ¦<--+обеспечение ¦
¦тера- ¦ ¦заболеваний¦ LT-
¦пии ¦ L------------ ¦
¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦
¦ ¦ L-
¦ ¦
¦ ¦ ----
¦ ¦ ----------+ Мониторинг фармакотерапии ¦ ¦ проблемы ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ L--
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ \/ \/ \/ /\ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ------------¬ -----
¦ ¦ ¦Мониторинг ¦ ¦
¦ ¦ ¦действия ЛС¦ ¦ побочного ¦ ¦
проблем +------ ¦
¦ ¦ L------------ ¦
¦ ¦ -------¬ L----
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦Фарма-¦ ---
¦ ¦ ¦цев- ¦ ¦
¦ ¦ ¦тичес-¦<-------+
¦ ¦ ¦кое ¦ L--
¦ ¦ ¦досье ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ------
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Рациональная фармакотерапия ¦
L---T--- L------- L-----
¦ /\ ¦ /\ ¦
L-----------------------
------------------------------
¦ Качество жизни пациента ¦
L-----------------------------
В итоге их реализации рациональная
фармакотерапия значительно повышает
качество жизни больных, т.к. способствует
быстрейшему выздоровлению, уменьшению
числа врачебных и
Организация мониторинга фармакотерапии является важным средством выявления и оценки степени эффективности лечения, которая осуществляется по определенным критериям. Активный мониторинг относится к компетенции врача и провизора и подразумевает контроль течения болезни и состояния здоровья на приеме пациента. Пассивный же мониторинг проводится пациентом самостоятельно при условии предварительной подготовки его к этому процессу, т.е. ознакомление больного с критериями и методами, нормами и допустимыми отклонениями в ходе терапевтического процесса.
Планирование внедрения услуги ФП в деятельность аптеки может быть поэтапным, как то:
- на первом этапе определяется
категория пациентов, на
- на втором этапе проводится
изучение возможностей
- на третьем этапе
Результаты деятельности
аптеки по оказанию ФП должны ежегодно
обобщаться и анализироваться по
установленным показателям. На основе
результатов анализа
В настоящее время нами
разработана программа ФП для
урологических больных, которая
апробируется в аптеках разных регионов;
продолжается работа по созданию такой
программы для онкологических и
гинекологических больных, лиц, страдающих
мигренью и профессиональными
О результатах проверки деятельности
федеральных органов
Постановление Правительства Российской Федерации от 17 марта 2003 г. № 158 "О дополнительном финансировании в 2003 году расходов, связанных с оказанием адресной медицинской помощи неработающим пенсионерам"
Справка об участии Пенсионного фонда Российской Федерации в системе обязательного медицинского страхования
История возникновения и развития страхового дела
Наиболее известные системы здравоохранения развитых стран
Система Семашко
Система Бевереджа
Американская система
Здравоохранение за рубежом
Международный опыт организации медицинской помощи