Национальные системы организации медицинской и фармацевтической помощи за рубежом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2012 в 18:07, курсовая работа

Описание

Актуальность темы. В современных условиях проблема совершенствования фармацевтической деятельности может решаться в двух направлениях: во-первых, это оптимизация лекарственного обеспечения населения, реализуемая с учетом большого числа факторов, и, во-вторых, - развитие сферы фармацевтических услуг, зависящее, прежде всего, от квалификации фармацевтических работников и возможностей фармацевтических (аптечных) организаций. Отечественными и зарубежными учеными неоднократно отмечалось, что профессиональные знания и навыки фармацевтических специалистов должны способствовать обеспечению доступности лекарственных средств (JIC) и надлежащего их применения

Работа состоит из  1 файл

Национальные системы организации медицинской и фармацевтической помощи за рубежом.docx

— 289.57 Кб (Скачать документ)

Остановимся подробнее на содержании информационно-консультационного  обеспечения фармакотерапии конкретного  пациента как основного компонента ФП. Мы рассматриваем его как комплекс мероприятий, направленных на повышение качества и рациональности фармакотерапии за счет предоставления и пациенту и врачу актуальной, полной, адекватной научной информации об уже применяемых ЛС или ЛС, которые будут применяться. Поэтому основной целью информационно-консультационной услуги является повышение медицинской и фармацевтической осведомленности пациента о значимости фармакотерапии конкретного заболевания для его здоровья, о важности соблюдения лекарственного режима для терапии и дальнейшей профилактики рецидивов. В итоге у пациента должна быть сформирована приверженность к лечению, способствующая выздоровлению.

В ходе услуги пациенту должна быть представлена информация о фармакотерапии заболевания, которым страдает пациент. В ее содержании, по нашему мнению, должны присутствовать следующие блоки  информации:

1). цели лекарственной терапии;

2). свойства и действия ЛС;

3). режим применения ЛС;

4). схема лечения;

5). дозировка ЛС;

6). положительные и побочные эффекты;

7). меры предосторожности;

8). взаимодействие с другими ЛС;

9). хранение ЛС в домашних условиях;

10). режим питания, совместимость с пищей.

Все сведения о лекарственной  терапии заносятся в фармацевтическое досье (ФД), которое мы представляем себе как комплекс сведений о пациенте, его состоянии здоровья, назначенных  и приобретаемых самостоятельно ЛС, побочных реакциях, консультациях  врачей и провизоров по фармакотерапии.

Блоки фармацевтического  досье:

1. Социально-демографические сведения о пациенте: ф.и.о. пациента, возраст, пол, домашний адрес и телефон, N страхового полиса, название и адрес СМО, льготы по лекарственному обеспечению, социальный статус (работающий, пенсионер, ребенок, учащийся, инвалид, безработный).

2. Основной диагноз болезни  и сопутствующие заболевания:  основные заболевания, хронические  заболевания, частота посещений  врача, госпитализации.

3. Фармакотерапия: основные  ЛС, назначенные при основном  заболевании и хронических болезнях, дополнительные ЛС, применяемые  самостоятельно или по жизненным  показаниям, сведения о ЛС: наименование, назначенные дозы, режим приема, особые рекомендации, проблемы фармакотерапии, контроль.

4. Аллергические и побочные  реакции: аллергические и побочные  реакции при приеме назначенных  ЛС, мероприятия по нейтрализации  побочных реакций, аллергические  реакции на пищевые продукты.

5. Консультации: консультации пациента с врачом по разработке плана лекарственной терапии, консультации пациента с врачом по корректировке плана лекарственной терапии, консультации пациента с провизором по ЛС безрецептурного отпуска для самопомощи и самопрофилактики, консультации пациента с провизором по средствам народной медицины, в т.ч. фитосредствам, консультации пациента с провизором по ИМН или парафармацевтической продукции.

Самым важным для реализации такого проекта, т.е. внедрения услуги ФП в работу аптеки, на наш взгляд, является формирование терапевтических  взаимоотношений (зарубежный термин) между  пациентом, врачом и провизором, авторская  схема которых представлена на рисунке 1.

 

Рисунок 1. Терапевтические  взаимоотношения врача,

пациента и  провизора при оказании ФП

 

 

 

 

 

 

                    --------------------------------------¬     

----------------+  Терапевтические взаимоотношения    +---------------------¬     

¦               L------------------T-------------------                     ¦    

¦                                  ¦                                        ¦    

¦         ----------------------¬  ¦  ---------------------¬                ¦     

¦         ¦Воспитание у пациента¦  ¦  ¦      Обучение      ¦                ¦    

¦     --->¦   приверженности    +--+--+    правильному     ¦<-----¬         ¦     

¦     ¦   ¦      к лечению      ¦  ¦  ¦    применению ЛС   ¦      ¦         ¦    

¦     ¦   L----------------------  ¦  L---------------------      ¦         ¦    

\/    ¦                            \/                             ¦         \/

-------¬  ¦                   -------------------¬                    ¦     -------¬

¦Инфор-¦  ¦                   ¦    ПАЦИЕНТ       ¦                    ¦     ¦Инфор-¦

¦маци- ¦  ¦                   L--------T----------                    ¦     ¦маци- ¦

¦онно- ¦  ¦                            \/                             ¦     ¦онно- ¦

¦кон-  ¦  ¦  -----------¬     -------------------¬     -------------¬ ¦     ¦кон-  ¦

¦суль- ¦  L--+   ВРАЧ   ¦     ¦   Предупреждение ¦     ¦  ПРОВИЗОР  +--     ¦суль- ¦

¦таци- ¦   --+          +---->¦проблем, связанных¦<----+            +------>¦таци- ¦

¦онное ¦   ¦ L-----------     ¦  с применением ЛС¦     L------------+-¬     ¦онное ¦

¦обес- ¦   ¦                  L--------T----------                    ¦     ¦обес- ¦

¦пече- ¦   \/                          ¦                              \/    ¦пече- ¦

¦ние   ¦  ------------¬                \/                --------------¬    ¦ние   ¦

¦фар-  ¦  ¦Технологии ¦    --------------------------¬   ¦Лекарственное¦    ¦фар-  ¦

¦мако- ¦  ¦  лечения  +--->¦        Выбор ЛС         ¦<--+обеспечение  ¦    ¦мако- ¦

¦тера- ¦  ¦заболеваний¦    LT-----------------------T-   L--------------    ¦тера- ¦

¦пии   ¦  L------------     ¦1. Фармакоэкономический¦                       ¦пии   ¦

¦      ¦                    ¦анализ ассортимента ЛС,¦                       ¦      ¦

¦      ¦                    ¦применяемых для лечения¦                       ¦      ¦

¦      ¦                    ¦данного заболевания.   ¦                       ¦      ¦

¦      ¦                    ¦2. Выбор лекарственной ¦                       ¦      ¦

¦      ¦                    ¦формы и пути введения. ¦                       ¦      ¦

¦      ¦                    ¦3. Определение дозы.   ¦                       ¦      ¦

¦      ¦                    ¦4. Определение схемы   ¦                       ¦      ¦

¦      ¦                    ¦лечения                ¦                       ¦      ¦

¦      ¦                    L----------T-------------                       ¦      ¦

¦      ¦                               \/                 ---------------¬  ¦      ¦

¦      ¦                  ------------------------------¬ ¦  Возможные   ¦  ¦      ¦

¦      ¦        ----------+  Мониторинг фармакотерапии  ¦ ¦   проблемы   ¦  ¦      ¦

¦      ¦        ¦         L--T---------------------T----- ¦фармакотерапии¦  ¦      ¦

¦      ¦        ¦            ¦                     ¦      L------T--------  ¦      ¦

¦      ¦        \/           \/                    \/        /\  ¦          ¦      ¦

¦      ¦  ------------¬  ------------¬  ---------------¬     ¦   ¦          ¦      ¦

¦      ¦  ¦Мониторинг ¦  ¦ Выявление ¦  ¦  Выявление   ¦     ¦   ¦          ¦      ¦

¦      ¦  ¦действия ЛС¦  ¦ побочного ¦  ¦   проблем    +------   ¦          ¦      ¦

¦      ¦  L------------  ¦действия ЛС¦  ¦фармакотерапии¦         ¦          ¦      ¦

¦      ¦   -------¬      L------------  L---------------         ¦          ¦      ¦

¦      ¦   ¦      ¦                                              ¦          ¦      ¦

¦      ¦   ¦Фарма-¦        ---------------------------¬          ¦          ¦      ¦

¦      ¦   ¦цев-  ¦        ¦    Совместные действия   ¦<----------          ¦      ¦

¦      ¦   ¦тичес-¦<-------+пациента, врача, провизора¦                     ¦      ¦

¦      ¦   ¦кое   ¦        L-----------T---------------                     ¦      ¦

¦      ¦   ¦досье ¦                    \/                                   ¦      ¦

¦      ¦   ¦      ¦     ------------------------------------¬               ¦      ¦

¦      ¦   ¦      ¦     ¦    Рациональная фармакотерапия    ¦               ¦      ¦

L---T---   L-------     L--------------T---------------------               L--T----     

¦                      /\          ¦                /\                     ¦    

L-----------------------           \/               L-----------------------                           

--------------------------------¬                          

¦    Качество жизни пациента    ¦                          

L--------------------------------

 

В итоге их реализации рациональная фармакотерапия значительно повышает качество жизни больных, т.к. способствует быстрейшему выздоровлению, уменьшению числа врачебных и фармацевтических ошибок, снижению бремени побочных эффектов.

Организация мониторинга  фармакотерапии является важным средством  выявления и оценки степени эффективности  лечения, которая осуществляется по определенным критериям. Активный мониторинг относится к компетенции врача  и провизора и подразумевает  контроль течения болезни и состояния  здоровья на приеме пациента. Пассивный  же мониторинг проводится пациентом  самостоятельно при условии предварительной подготовки его к этому процессу, т.е. ознакомление больного с критериями и методами, нормами и допустимыми отклонениями в ходе терапевтического процесса.

Планирование внедрения  услуги ФП в деятельность аптеки может  быть поэтапным, как то:

- на первом этапе определяется  категория пациентов, на которых  будет рассчитана ФП: по виду  заболевания - в случае амбулаторных  пациентов и пациентов, находящихся  на лечении в стационаре; по  виду симптома или недомогания  - в случае пациентов, применяющих  лекарственную самопомощь и самопрофилактику;

- на втором этапе проводится  изучение возможностей аптечной  организации по оказанию услуги  ФП выбранной группе пациентов;  наличие требуемых материальных, кадровых и информационных ресурсов; налаженное взаимодействие с  медицинскими специалистами ЛПУ;  наличие нормативной базы; фармакоэкономические исследования;

- на третьем этапе разрабатывается  программа ФП с учетом целевой  группы потребителей услуги и  выявленных возможностей аптечной  организации. Программа разрабатывается  совместно с медицинскими специалистами  ЛПУ.

Результаты деятельности аптеки по оказанию ФП должны ежегодно обобщаться и анализироваться по установленным показателям. На основе результатов анализа разрабатываются  мероприятия по совершенствованию  ФП, которые включаются в скорректированную  и обновленную программу ФП.

В настоящее время нами разработана программа ФП для  урологических больных, которая  апробируется в аптеках разных регионов; продолжается работа по созданию такой  программы для онкологических и  гинекологических больных, лиц, страдающих мигренью и профессиональными заболеваниями.

 

 

О результатах проверки деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации  по выполнению законодательства в сфере  здравоохранения по обеспечению  граждан медицинской помощью  и перехода к страховому принципу оплаты медицинских услуг     

Постановление Правительства Российской Федерации от 17 марта 2003 г. № 158  "О дополнительном финансировании в 2003 году расходов, связанных с оказанием адресной медицинской помощи неработающим пенсионерам"     

Справка об участии Пенсионного  фонда  Российской Федерации в системе обязательного медицинского страхования

История возникновения и развития страхового дела

Наиболее известные системы  здравоохранения развитых стран

Система Семашко

Система Бевереджа

Американская система

Здравоохранение за рубежом

Международный опыт организации медицинской  помощи

Информация о работе Национальные системы организации медицинской и фармацевтической помощи за рубежом