Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 13:46, курсовая работа
Цели данной курсовой работы:
- рассмотреть вопросы законодательного регулирования работы с обращениями граждан в различные исторические периоды;
- раскрыть понятие «обращение граждан»;
- рассмотреть работу с обращениями граждан в различных этапах делопроизводства.
Содержание.
1.Введение………………………………………………………………………..3
2. Понятие «обращение граждан»………………………………………………4
3. Этапы отечественного делопроизводства…………………………………...8
4. Работа с обращениями граждан в приказном делопроизводстве…….........9
4.1. Челобитная - многофункциональный документ…………………………..9
4.2. Разновидности челобитных………………………………………………...11
4.3. Структура и формуляр челобитных…………………………………….....12
5. Обращения граждан в коллежском делопроизводстве……………………..17
6. Обращения граждан в министерском делопроизводстве…………………..18
7. О работе с обращениями граждан в первые годы советской власти……...20
7.1. Первые нормативно-правовые акты о работе с заявлениями и
жалобами граждан………………………………………………………….20
7.2. Губернские бюро жалоб…………………………………………………....21
7.3. Анализ жалоб и заявлений…………………………………………………26
8. Работа с обращениями граждан в 30-е годы………………………………..28
9. Законодательство РФ о работе с обращениями граждан…………………..30
10. Особенности организации и ведения делопроизводства по обращениям граждан на современном этапе…………….…………………………………...38
11. Заключение…………………………………………………………………..50
12. Литература……………………………………………………………….......51
Министерство образования РФ
Орловский
государственный университет
Факультет
документоведения и педагогического
образования.
История
развития отечественного
делопроизводства по
обращениям граждан.
Курсовая
работа студентки 4 курса дневного отделения.
Содержание.
1.Введение……………………………………………………
2. Понятие
«обращение граждан»……………………………
3. Этапы
отечественного
4. Работа
с обращениями граждан в
4.1. Челобитная
- многофункциональный документ……
4.2. Разновидности
челобитных………………………………………………..
4.3. Структура
и формуляр челобитных…………………………………….....
5. Обращения
граждан в коллежском
6. Обращения
граждан в министерском
7. О
работе с обращениями граждан
в первые годы советской
7.1. Первые нормативно-правовые акты о работе с заявлениями и
жалобами граждан……………………………………
7.2. Губернские
бюро жалоб………………………………………………….
7.3. Анализ
жалоб и заявлений…………………………………
8. Работа с обращениями граждан в 30-е годы………………………………..28
9. Законодательство РФ о работе с обращениями граждан…………………..30
10. Особенности
организации и ведения
11. Заключение……………………………………………………
12. Литература……………………………………………………
1. Введение.
Каждый гражданин, живущий в Российской Федерации, может обратиться в государственные органы власти и управления, организации любой формы собственности, партии и общественные организации письменно или устно для того, чтобы выразить свое мнение о каких-либо сторонах жизнедеятельности государства и общества.
Работа с обращениями граждан и её законодательное регулирование прошли эволюционный путь становления и развития, соответствующий этапам отечественного делопроизводства.
Тема
«работа с обращениями граждан»
является актуальной. Так как государство
рассматривает обращения
При написании курсовой работы использовались законодательные акты, научная литература, учебники, периодические издания.
Объектом является обращение граждан.
Предметом изучения данной темы является работа с обращениями граждан.
Цели данной курсовой работы:
-
рассмотреть вопросы
- раскрыть понятие «обращение граждан»;
-
рассмотреть работу с
2. Понятие «обращение граждан».
К обращениям граждан относятся предложения, заявления, жалобы, ходатайства. Каждое обращение может быть подано одним гражданином - индивидуальное обращение или несколькими гражданами - коллективное обращение.
Предложение- это обращение гражданина, направленное на совершенствование работы органов власти и управления, решение важных вопросов экономической, политической, социально-культурной и других сфер их деятельности, в котором предлагаются пути и способы решения затронутых проблем. Иными словами, это обращение всегда содержит конкретные предложения, направленные на совершенствование различных сторон жизнедеятельности государства и его институтов, и не связано с нарушением или реализацией прав гражданина.
Заявление- это обращение гражданина по поводу реализации принадлежащих ему личных прав и законных интересов, закрепленных Конституцией РФ, федеральными законами, не связанное с нарушением этих прав и интересов. Таким образом, гражданин пишет заявление в том случае, когда знает, что наделен конкретными правами, и хочет эти права реализовать.
Жалоба- это обращение гражданина о нарушении его прав, свобод и законных интересов. Жалоба подается гражданином, когда он хочет восстановить свои права или законные интересы, нарушенные действиями (или бездействием) органов государственной власти и местного самоуправления, их должностных и выборных лиц, руководителей организаций и общественных объединений. Необходимо знать, что в соответствии со ст. 5 Закона №4866-1 жалоба может быть подана не позднее трех месяцев с момента, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, и не позднее одного месяца со дня письменного или устного уведомления органа власти или должностного лица об отказе в удовлетворении его требований, содержащихся в обращении. Если срок подачи жалобы пропущен по уважительной причине, он может быть продлен при условии, что гражданин представляет оправдательные документы. Безусловно, подаваемая жалоба не должна содержать материалы клеветнического характера, выражения, оскорбляющие честь и достоинство лиц, на которых жалуется гражданин. В противном случае в соответствии со ст. 129 и 130 Уголовного кодекса РФ он может быть подвергнут наказанию в виде штрафа или обязательных либо исправительных работ.
В последние годы законодательством РФ введен еще один термин в понятие «обращения граждан»- «ходатайство».
Ходатайство- это обращение гражданина, подаваемое в письменной форме, с просьбой о признании за ним определенного статуса, прав, гарантий, льгот с предоставлением документов, их подтверждающих. Этот вид обращения оформляется лишь в случаях и по вопросам, установленным законодательством РФ. Очень важно, чтобы ходатайства и все необходимые документы были оформлены в соответствии с требованиями закона. Например, лица, которые имели в прошлом гражданство СССР, представляют документы, подтверждающие факт проживания на территории Российской Федерации на день обращения. Эти граждане представляют ходатайство, к которому прикладывается вид на жительство, а при его отсутствии- паспорт гражданина СССР образца 1974 г. с отметкой о регистрации по месту жительства или со свидетельством о регистрации по месту жительства или по месту пребывания, либо документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина или лица без гражданства со свидетельством о регистрации по месту жительства или месту пребывания.
Законом г. Москвы от 14.02.1996 №4 «О референдуме города Москвы» в ст. 8 предусмотрена возможность направления ходатайства о проведении референдума для реализации гражданской инициативы жителей Москвы. В случае подачи ходатайства данный закон предусматривает необходимость указать формулировку вопроса или вопросов, выносимых на референдум, фамилии, имена и отчества, даты рождения, адреса мест жительства, серии и номера паспортов или заменяющих их документов членов инициативной группы, а также лиц, уполномоченных действовать от имени инициативной группы. К ходатайству обязательно должен быть приложен протокол собрания инициативной группы, на котором принималось решение о необходимости проведения референдума.
Коллективное обращение- это обращение двух или нескольких лиц в письменном виде, содержащее частный интерес, либо обращение, принятое на митинге, собрании и подписанное организаторами и (или) участниками митинга или собрания, имеющее общественный характер.
Закон г. Москвы «Об обращениях граждан» ввел еще один вид обращения (разновидность коллективного обращения)- петицию.
Петиция- это коллективное обращение граждан в органы власти города о необходимости проведения общественных реформ или частичного изменения городского законодательства. В случае получения петиции мэр г. Москвы совместно с городской думой рассматривает высказанные в ней предложения и в двухмесячный срок со дня официального внесения петиции принимает по ней решение.
Граждане имеют право обращаться в соответствующие инстанции как письменно, так и устно.
Письменные обращения граждан должны содержать наименование и адрес органа власти, организации или должностного лица, которым они адресованы, изложение существа предложения, заявления, жалобы или ходатайства, фамилию, имя, отчество обращающихся, их адреса, номера телефонов, дату и личную подпись. Если в обращении не указаны фамилия, адрес (места жительства, работы или учебы) и личная подпись, оно считается анонимным и не должно рассматриваться, поскольку ответить будет некуда и некому.
Устные обращения граждан излагаются во время личного приема. Если изложенные факты и обстоятельства очевидны и не требуют дополнительной проверки, а личности обращающихся известны, на них дается устный ответ. В некоторых случаях, когда для квалифицированного ответа требуется время для наведения справок и т.д., гражданину отвечают письменно.
3. Этапы отечественного делопроизводства.
Работа с обращениями граждан и её законодательное регулирование прошли эволюционный путь становления и развития, соответствующий этапам отечественного делопроизводства.
В истории делопроизводства России выделяются 2 периода: история дореволюционного делопроизводства и делопроизводство в советскую эпоху.
Делопроизводство дореволюционной России включает 3 этапа развития, каждый из которых получил своё название по центральным органам управления соответствующего периода:
приказное делопроизводство (XVI-XVII вв.)
коллежское делопроизводство (XVIII в)
министерское делопроизводство (XIX- нач.XX в)
Государственное делопроизводство советской эпохи начинается в октябре 1917 г. и заканчивается в декабре 1991 г.
В приказном делопроизводстве частные лица посылали в государственные учреждения челобитные.
В коллежском делопроизводстве челобитные стали называть прошениями.
4. Работа с обращениями граждан в приказном делопроизводстве.
4.1 Челобитная - многофункциональный документ.
Официально-деловой стиль формировался на протяжении нескольких веков, и большое значение в его развитии имел период 17-18 вв., связанный с формированием приказного делопроизводства и с деятельностью Петра I.
Среди многочисленных и разнообразных по своей социальной значимости, по сфере использования и по своим формальным особенностям деловых документов 17 века особо привлекают внимание челобитные. Так назывались в 16-17 вв. всякого рода прошения, заявления, жалобы на имя царя, членов его семьи, патриарха, феодала.1
Как показывают памятники письменности 14-16 вв., слово «челобитная» появляется в московской деловой письменности в последней четверти 15 в., заменяя употреблявшийся до этого термин «жалобница», имевший более узкое значение (акт, содержащий жалобу).
Челобитные Московской Руси
Информация о работе История развития отечественного делопроизводства по обращениям граждан