История развития отечественного делопроизводства по обращениям граждан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 13:46, курсовая работа

Описание

Цели данной курсовой работы:
- рассмотреть вопросы законодательного регулирования работы с обращениями граждан в различные исторические периоды;
- раскрыть понятие «обращение граждан»;
- рассмотреть работу с обращениями граждан в различных этапах делопроизводства.

Содержание

Содержание.
1.Введение………………………………………………………………………..3
2. Понятие «обращение граждан»………………………………………………4
3. Этапы отечественного делопроизводства…………………………………...8
4. Работа с обращениями граждан в приказном делопроизводстве…….........9
4.1. Челобитная - многофункциональный документ…………………………..9
4.2. Разновидности челобитных………………………………………………...11
4.3. Структура и формуляр челобитных…………………………………….....12
5. Обращения граждан в коллежском делопроизводстве……………………..17
6. Обращения граждан в министерском делопроизводстве…………………..18
7. О работе с обращениями граждан в первые годы советской власти……...20
7.1. Первые нормативно-правовые акты о работе с заявлениями и
жалобами граждан………………………………………………………….20
7.2. Губернские бюро жалоб…………………………………………………....21
7.3. Анализ жалоб и заявлений…………………………………………………26
8. Работа с обращениями граждан в 30-е годы………………………………..28
9. Законодательство РФ о работе с обращениями граждан…………………..30
10. Особенности организации и ведения делопроизводства по обращениям граждан на современном этапе…………….…………………………………...38
11. Заключение…………………………………………………………………..50
12. Литература……………………………………………………………….......51

Работа состоит из  1 файл

Евмененко.doc

— 193.50 Кб (Скачать документ)

  Крестьяне, объединенные в кооперативное товарищество, собрали денег на приобретение запчастей для трактора. В губгосторге им отказали за неимением запчастей, хотя на складе торга они были. По просьбе крестьян был послан инспектор губ РКИ, после чего кооперативное товарищество получило запчасти.

  Заводоуправление  Бекетовского лесозавода треста «Волго- Каспий- Лес» приняло на работу 32 подростка, они работали 7 месяцев, затем их рассчитали, не заплатив. Подростки обращались в профсоюз, их уполномоченный в течение года ходил по разным учреждениям, и лишь после вмешательства губ РКИ они получили свои деньги.

  По  распоряжению Усть- Медведицкого окружного  отдела народного образования была уволена учительница Попова как  дочь священнослужителя, хотя общее  собрание граждан станицы Кременской и школьный совет ходатайствовали  за нее как за добросовестного и примерного работника. Губ РКИ принял участие в этом вопросе, Попова была восстановлена на работе, ей выплачено содержание за все время с момента увольнения.

  Интересные  сведения о работе бюро жалоб этих органов, хранящихся в региональных государственных архивах.

 

   8. Работа с обращениями  граждан в 30-е  годы.

  Наиболее  четко порядок работы с жалобами и заявлениями был разработан в постановлениях правительства  начала 30-х годов XX столетия. Об этом свидетельствуют:

  - постановление ЦИК СССР от 13.04.1933 «О рассмотрении жалоб трудящихся и принятии по ним необходимых мер», которое предписывало выделить «ответственных руководящих работников в областных, краевых и районных исполнительных комитетах и в советах, возложив на этих работников ответственность за всю работу по своевременному рассмотрению и разрешению поступающих жалоб, установить точный порядок приема, направления и рассмотрения жалоб; организовать систематическую проверку исполнения решений по жалобам»19;

  - постановление ВЦИК от 01.07.1934 «Об упорядочении дела рассмотрения и разрешения жалоб»20, которое определило порядок приема жалоб, их направление и рассмотрение в исполнительных комитетах и советах; устанавливало обязательность проверок сведений, сообщаемых в органы печати, о нарушениях в работе учреждений и должностных лиц. Постановление закрепило сроки рассмотрения жалоб: в краевых (областных) органах- в срок не выше одного месяца со дня подачи жалобы, в районных и городских органах соответственно не позже 20 дней.

  Постановления 1933 и 1934 гг. охватили главные моменты приема и рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан, а также регламентировали организацию данной работы на протяжении более 30 лет.

  Постановление ЦИК СССР от 14.12.1935 «О положении дел  с разбором жалоб трудящихся» предписывало всем центральным исполнительным комитетам союзных республик возложить персональную ответственность за постановку приема и разрешения жалоб трудящихся в автономных республиках, краях, областях, районах, городах и сельских советах на представителей исполнительных комитетов и советов, установив дни и часы приема жалобщиков председателями исполнительных комитетов, их заместителями, и обязало председателей исполнительных комитетов обеспечить рассмотрение поступающих жалоб в тех органах, к компетенции которых относятся вопросы, затронутые в жалобах. Вынесение решений по жалобам в сельских и городских органах должно было осуществляться в присутствии заявителей, представителей заинтересованных организаций и лиц, проводивших расследование жалобы. Председатели исполкомов обязывались установить строгий контроль за прохождением жалоб. Вопрос разрешалось закрыть лишь после фактического выполнения принятого по жалобе решения, и предписывалось обязательно известить жалобщиков о вынесенных решениях.

  Таким образом, декларативно и формально  организация работы с обращениями  трудящихся была определена правильно, но политическая обстановка в стране наложила свой отпечаток на реальное выполнение постановлений и использование  их норм властями. Закрытые ранее, но опубликованные в настоящее время материалы свидетельствуют о тенденциозности в 1930-е и последующие годы прошлого столетия как публикаций, так и исполнения писем, носивших, как правило, характер политических, сфабрикованных разоблачений. В то же время огромный поток писем с жалобами на нарушения демократических норм просто игнорировался.

   

 

   9. Законодательство  РФ о работе  с обращениями  граждан.

  Основным  нормативно-правовым актом, регламентирующим вопросы организации приема граждан  в Российской Федерации, до сих пор является Указ Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г. «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан»21. Он исходит из принципов централизации государственной власти, строгой подчиненности по вертикали нижестоящих органов государственной власти вышестоящим и содержит общие требования, не вписывающиеся в сложившееся по Конституции Российской Федерации 1993 года федеративное государственное устройство, основанное на государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

  В развитие вышеназванного указа в 1960-1970 гг. был издан ряд постановлений: «О порядке рассмотрения писем депутатов  Верховного Совета РСФСР»22, «О предложениях, заявлениях и жалобах граждан, поступивших в адрес сессий Верховного Совета РСФСР»23, «О предложениях, заявлениях и жалобах граждан, поступивших в адрес сессий Верховного Совета СССР»24. В них на руководителей государственных и общественных органов была возложена личная ответственность за своевременное рассмотрение и правильное разрешение вопросов, поставленных в письмах.

  4 марта 1980 г. Президиум Верховного  Совета СССР утвердил новую  редакцию Указа «О порядке  рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан»25. В нем говорилось, что все государственные и общественные органы должны обеспечить гражданам право вносить в письменной и устной форме предложения об улучшении деятельности государственных органов и общественных организаций, критиковать недостатки в работе, обращаться с заявлениями, обжаловать действия должностных лиц, государственных и общественных органов.

  В Указе установлено, что делопроизводство по обращениям граждан в государственные  органы, на предприятия, в учреждения и организации должно вестись в порядке, который утверждается Советом Министров СССР. Исходя из этого Совет Министров СССР 13 октября 1981 г. издал Постановление «О порядке ведения делопроизводства по предложениям, заявлениям и жалобам граждан в государственных органах, на предприятиях, в учреждениях и организациях»26 , явившееся основанием для разработки «Типового положения о ведении делопроизводства по предложениям, заявлениям и жалобам граждан в государственных органах, на предприятиях, в учреждениях и организациях», утвержденного 30 ноября 1981 г.27 В нем был определен четкий порядок работы с этими документами.

  В 80-е годы было издано несколько постановлений, связанных с улучшением работы с  заявлениями, предложениями и жалобами граждан: «Об обращениях граждан в Верховный Совет СССР»28, «Об обращениях граждан в Верховный Совет РСФСР, в Верховные Советы автономных республик и местные Советы народных депутатов РСФСР»29.

  Принятый 30 июня 1987 г. Закон СССР «О порядке  обжалования в суд неправомерных  действий должностных лиц, ущемляющих права граждан» предусматривал возможность обжалования в суд любых действий должностного лица, за исключением тех, которые специально регламентированы уголовным, гражданским, административным и другим законодательством, а также действий, связанных с обеспечением обороноспособности страны и государственной безопасности.

  Демократические преобразования, на путь которых вступила Россия в последнее десятилетие  уходящего века, коренным образом  изменили отношение властных структур к обращениям граждан. Оно «очистилось» от партийного диктата, идеологических догм и наслоений и обусловливается исключительно нормативно-правовыми актами.

  Важным  шагом на этом пути стала принятая в 1993 году новая Конституция Российской Федерации.30 Право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления, право на судебную защиту, возмещение причиненного морального и материального ущерба закреплены в ст. 24, 33, 46, 52, 53, 55 и ряде других статей основного закона страны.

  Аналогичные нормы закреплены в конституциях республик, входящих в состав Российской Федерации, уставах субъектов Российской Федерации.

  Кроме того, организация рассмотрения обращений  граждан регламентируется Законом Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»31 и другими нормативными актами.

  Закрепление прав и свобод человека и гражданина в основном законе страны стало важным конституционно-правовым средством их защиты и одной из организационно-правовых гарантий их обеспечения.

  Усилению  защиты прав и законных интересов  граждан также способствует Федеральный  конституционный закон от 26 февраля 1997 г. №1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»32, подписанный Президентом страны. В соответствии с Конституцией РФ в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами учреждена должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

  Найти защиту своих прав россияне могут  и в международных организациях, «если исчерпаны все имеющиеся  внутригосударственные средства правовой защиты». Это зафиксировано в ст. 46 основного закона.

  Наша  страна 26 февраля 1996 г. вступила в Совет  Европы и взяла на себя все вытекающие отсюда обязательства.

  В соответствии с Конвенцией о защите прав человека и основных свобод33, принятой Советом Европы 4 ноября 1950 г. и вступившей в силу 3 сентября 1953 г., после ее ратификации были образованы два органа: Европейская комиссия по правам человека и Европейский суд по правам человека. В эти органы и подавались жалобы на нарушение прав и свобод, предусмотренных Европейской конвенцией. В настоящее время комиссия упразднена. Остался Европейский суд по правам человека. Он рассматривает жалобы, связанные с нарушением только тех прав и свобод, которые гарантированы конвенцией и протоколами в ней. Ими устанавливаются главным образом гражданские и политические права и свободы. Большинство социально-экономических прав не закреплены конвенцией. Жалобы по не закрепленным конвенцией правам отклоняются.

  В настоящий момент не принят федеральный  закон, регламентирующий порядок обращений граждан и отвечающий современным социально-политическим условиям. Однако 18 июня 1997 г. подобный закон был принят в Москве.

  В проекте федерального закона «Об  обращениях граждан» содержатся нормы, определяющие права граждан на обращения, указаны основные категории обращений и их определения.

  С точки зрения делопроизводства,  работа с обращениями граждан  регламентируется специальными общеотраслевым документом «Типовое положение о  ведении делопроизводства по предложениям, заявлениям и жалобам граждан  в государственных органах, на предприятиях, в учреждениях и организациях», утвержденным постановлением Государственного комитета СССР по стандартам и Главного архивного управления при Совете Министров СССР от 30 ноября 1981 г. № 463/162/298.

  Самая распространенная категория- обращения граждан по личным вопросам. В ней можно выделить систематически повторяющиеся жалобы на невыплаты детских пособий, жилищные проблемы, несогласие с решениями судов.

  Вторая  по частоте повторений категория- обращения  граждан, информирующие о различных нарушениях, которые, по их мнению, допускают местные власти, правоохранительные органы или другие структуры. Сюда же относятся жалобы на формальный подход к обращениям населения со стороны местных чиновников.

  Далее по количеству следуют обращения предприятий и коммерческих структур с различными жалобами и инициативами, запросы властных структур и депутатов различного уровня.

  С оперативным окончательным ответом  о положительном решении еженедельно  уходит в регионы около 10% от общего количества поступивших жалоб, другие находятся в процессе проверки и остаются на контроле у сотрудников аппарата до принятия окончательного решения по вопросу. Это связано с разницей в скорости обработки- количество обращений нарастает быстрее, чем идет рассмотрение, поскольку в аппарат полномочного представителя люди обращаются в наиболее запущенных и сложных ситуациях, когда аппарату в свою очередь требуется время на промежуточные запросы, проверку фактов через другие структуры, например через Генеральную прокуратуру.

  Существует  категория заявлений, которые полномочный  представитель передает на рассмотрение губернатору лично во время поездок  в регионы. В качестве примера  можно привести получивший резонанс в прессе случай, когда в Рязанской  области после личного обращения полпреда к губернатору деревенской женщине в течение недели была погашена двухлетняя задолженность по детскому пособию. Женщина прислала письмо с горячими словами благодарности в адрес Президента и его полномочного представителя.

Информация о работе История развития отечественного делопроизводства по обращениям граждан