Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 12:55, курсовая работа
Социальная, экономическая и государственная практика народов разных стран и регионов выработала на различных этапах своей истории уникальные формы организации общественной жизни, трудовой деятельности, приемы, методы координации, регулирования и согласования усилий организационных общностей для реализации их социально-экономических целей, удовлетворения постоянно растущих потребностей и интересов.
Введение
Глава I. Теоретические аспекты самоорганизации и самоуправления
эпохи
Социальная,
экономическая и
Одной из самых древних и устойчивых социальных организаций является семья. Типами семейных организаций являются моногамия, т.е. наличие у человека только одного брачного партнера, и полигамия, т.е. наличие у индивида одновременно нескольких брачных партнеров.
На
основе семьи развивались впоследствии
организационные структуры
Рис. 1. Исторические организационные формы деятельности людей
В
первобытную эпоху родовая и
племенная организации
1) свобода высказывания на родовом и племенном собрании;
2) участие в собраниях всех взрослых мужчин и (часто) женщин;
3) избрание вождей, старейшин, военных предводителей из числа наиболее опытных и уважаемых членов рода, племени;
4) запрет на наследование управленческой власти.
В античных рабовладельческих демократиях (афинская, римская – V–IV вв. до н.э.) сложилась весьма стройная организационная и управленческая структура. Первичной социально-экономической ячейкой были демы , т.е. самоуправляемые сельские и городские общины, имеющие собственные собрания, финансы, суд, полицию (демы объединяли 100 семей и более).
Во главе демов находились ежегодно избираемые демархи (своего рода античные мэры), которые представляли демы в органах местного и центрального управления.
В фундаментальных трудах древних мыслителей и философов можно найти много интересных идей, положений, методологических принципов об организации и управлении, которые не утратили своего значения и по сей день. Так, Платон (428–348 до н.э.) в тракте «Государство» называет пять форм организации правления: аристократия (правление лучших), тимократия (правление худших и корыстных), олигархия (правление сильных и имущих), тирания и демократия, которую он считает результатом мятежа бедняков, уничтожающих и изгоняющих противников и делящих с оставшимися власть. Демократию Платон называет «правлением числа» или «правлением многих». Различая хорошие и плохие формы организации правления, Платон считает, что демократия хуже хороших форм правления, но лучше плохих.
Выдающийся мыслитель античного мира Аристотель (384–322 гг. до н.э.) сформулировал принципы демократического управления: богатые и бедные участвуют в управлении на базе очень низкого имущественного ценза; к занятию должностей допускаются все граждане, за исключением тех, кто подвергается судебному преследованию и за абсолютным исключением рабов; суверенен народ, а не закон.
В Древней Греции получил развитие авторитаризм – форма управления, при которой власть принадлежит привилегированному знатному меньшинству.
Наибольшего расцвета эта форма управления достигла в древнегреческой Спарте.
Итак, на ранних этапах развития человечества социальная практика отбирала и развивала наиболее устойчивые и эффективные формы экономической, социальной и государственной организации. Античная мысль не только отслеживает, обобщает все лучшее, что выработало народное творчество в области организации жизни, но часто разрабатывает такие концепции и доктрины, которые становятся фундаментальной базой, программой социально-экономического обустройства народов и государств во многих регионах мира на целые исторические эпохи.
Характерной особенностью экономической жизни средневековья в Европе была цеховая организация. Цехи – это объединения ремесленников определенной профессии в пределах данного города, которые появились почти одновременно с возникновением городов: в Италии – с X в., во Франции, Англии, Германии и Чехии – с XI–XII вв., хотя окончательное оформление цехов (получение социальных хартий от королей, запись церковных уставов и т.п.) происходило, как правило, позже. Ремесленные корпорации (цехи) существовали и в русских городах, например в Новгороде.
Цеховая организация охватывала все стороны жизни ремесленника. Цех являлся военной организацией, участвующей в охране города (сторожевая служба) и выступавшей как отдельная боевая единица городского ополчения в случае войны. Цех имел своего «святого», день которого он праздновал, свои церкви или часовни, т.е. был своеобразной религиозной организацией. Цех был организацией взаимопомощи ремесленников, обеспечивавшей за счет вступительного взноса в цех, штрафов и других платежей помощь нуждающимся членам цеха и их семьям.
С
развитием промышленности цеховая
организация ремесленников
Усложнение организации производственного процесса и вызванная этим необходимость весьма значительных капиталовложений решающим образом способствовали концентрации производства и капитала.
Мануфактурное,
фабрично-заводское
К
концу XIX в. в экономической жизни
промышленно развитых стран отчетливо
появилась тенденция к
В
период утверждения капитализма
в государственном управлении Запада
возникали и распространялись различные
либерально-демократические
На протяжении конца XVIII–XIX в. представители либерализма отстаивали идеи создания общественной организации, в которой регулирование общественных отношений осуществлялось бы спонтанно, посредством безличного механизма «свободного рынка».
Возникновение теории либерализма было обусловлено появлением социологии, стремлением создать общую науку о природе и обществе, связать науки о природе с науками об обществе, придать последним позитивистский, организационно-управленческий характер.
О.
Конт и Г. Спенсер, родоначальники социологии,
считали, что социология должна быть
наукой об организации общества. Общество
как социальный институт есть продолжение
развития живых организмов. Отдельные
части общественного организма
должны развиваться гармонично. Условия
прогресса – благоприятная
Основоположники социологии были сторонниками капиталистической системы хозяйства, но выступали за ее совершенствование на базе эволюции, осуждая революции и видя в них только разрушительную силу.
Либеральные
идеи управления получили определенное
распространение и в России. В
теоретических обоснованиях реформ
и практической их реализации крупные
государственные деятели России
С.Ю. Витте, П.А. Столыпин, П.И. Милюков, П.Б.
Струве, Б.Н. Чичерин руководствовались
либерально-демократическими принципами,
непременно учитывая исторические, экономические,
культурные и географические условия
страны. Деятельность земств в области
народного образования и
Почти
одновременно с либеральными концепциями
возникали различные
Против
последнего вывода Маркса решительно
выступили, с одной стороны, либералы
– убежденные сторонники эволюции;
с другой стороны – приверженцы
реформаторского пути становления
социализма из числа последователей
марксистского течения. Не отрицая
фундаментальных положений
В
ходе полемики представителей различных
школ социализма, сторонников либерально-
Современные
приверженцы либерализма
Основополагающие идеи и взгляды на формы и методы общественного развития нашли свое отражение в организационных концепциях (рис. 2).
Рис. 2. Организационные концепции
Становление
и разработка современной концепции
организации в странах Западной
Европы и в США в значительной
степени связаны с
Большую роль в формировании концепции организации сыграли экономический кризис конца 20-х – начала 30-х годов и послевоенное экономическое развитие в различных регионах мира.
Центром внимания современных исследователей являются последствия, которые научно-техническая революция (НТР) вызвала в теории организации, а также обратное влияние последней на НТР.
В
западной теории организации сложилось
множество моделей организаций,
вокруг которых сгруппировались
целые школы исследователей.
1. Организация как трудовой процесс. Эта модель известна под названием «тейлоризм». Ее особенность – запрограммированное поведение работника по рациональной схеме, а также восприятие работающего индивида как механизма, пригодного к производственному ритму.
2. Организация как отлаженный механизм, основанный на формализованных связях, статусах, многоуровневой административной иерархии, единстве командования и жестком контроле. Человек в этой модели организации является абстрактной личностью.
3. «Бюрократическая» модель организации, которая аналогична предыдущей. Ее характерная черта – рационализация поведения человека в коллективе. М. Вебер разработал эту модель с целью преодоления свойственной людям иррациональности в поступках и отношениях. Рационализация достигается за счет стандартов, однозначности, точности установок, четкой субординации.
4. Организация – самоуправляющаяся община, сущность отношений и связей в которой – «человек – человек», «человек – группа», причем отношения эти строятся на межличностной основе, взаимных симпатиях, общих интересах, принятых в группе нормах и принципах поведения.
Информация о работе Характеристика процессов самоорганизации и самоуправления