Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 14:11, курсовая работа
Любаяасоциальнаякобщностьылюдей (семья, коллектив предприятия) испытываетанаасебеавлияние внешнего мира, непосредственного окружения и своей внутренней среды. Производственное предприятие, 1торговая фирма постоянносанализируют изменения в непосредственном1окружении (рынка сбыта, поведениесконкурентов, сдинамику цен, надежность партнеров и поставщиков) си совершенствует систему управленияссвоей организации. Стабильноесразвитие предприятия, рост его производственных и финансовых показателейспозволяют повышать его экономические параметры, то есть применять наиболее желанную стратегию роста. Чаще всегосприходится применятьсстратегию ограниченного роста – планировать медленноесисострожноесувеличениесэкономическихсиссоциальныхспоказателей. И самые нежелательныесизменения во внутренней среде предприятия происходят при стратегии «последнего средства» с-сположение предприятия стало столь угрожающим, что приходится сокращатьсчисленность работников. Переход к этой стратегиисявляется симптомомсвозможной ликвидациисфирмы.сВнутренняяссредасвесьмасизменчива, спосколькуссодержитсразличные переменные факторы: могут менятьсясцели деятельностисорганизации в целом или её отдельныхсструктурныхсподразделений, свсэтомсслучае часто бывает целесообразносизменить и структуру управления; сновые цели потребуют изменения решаемых задач илистехнологий. Но главным источником изменений в любой модели управления являются люди, их взаимоотношениясвспроцессеспроизводства. ссИменносспособность целенаправленно воздействовать насчленов коллектива, для достижения целейсорганизации,сопределяетсталантсруководителясисуспешную деятельность организации.
Введение..............................................................................................................3
I. Теоретические аспекты влияния среды на личность и поведение:
1.Предпосылки развития организационного поведения…………………...5
1.1.Организационное поведение в системе менеджмента…………………7
2. Понятие личности в организации…………………………………………8
2.1. Внутренняя и внешняя среда предприятия……………………………12
3. Взаимодействие человека и организации………………………………..15
3.1. Модель взаимодействия человека и организационного окружения…15
II. Адаптация человека к организационному окружению:
4. Обучение поведению в организации……………………………………..17
4.1. Процесс сознательного обучения поведению в организации………...17
4.2. Обучение поведению и модификация поведения человека в организации…………………………………………………………………...21
III. Исследование организационного поведения:
5. Использование социологических исследований на предприятии……..27
5.1. Итоги исследования……………………………………………………...32
Заключение……………………… ……………………………………...……33
Список используемой литературы…………………………………………..35
Ценность
компании – это значимые и приоритетные
стандарты поведения в
Постоянное
улучшение путем раскрытия
Отдел
изучения организационного поведения
был создан на комбинате в конце
1996 года, в период, когда страна в
целом и российская промышленность
в частности переживали не лучшие
времена. Тяжело приходилось и «Северстали».
Обстановка на предприятии обострилась.
В этих условиях социологами была
разработана и реализована
Впоследствии,
когда обстановка на предприятии
стабилизировалась, перед социологами
встали новые задачи. В частности,
проведение целого ряда преобразований
на комбинате и внедрение новых
программ невозможно без активной поддержки
их работниками. Отсюда вытекает необходимость
социологических исследований, позволяющих
оценить уровень
По сути
дела, сейчас специалисты-социологи
включены во все более или менее
серьезные проекты на «Северстали»
— от программы реструктуризации
ремонтного комплекса предприятия
и оптимизации системы
На первом этапе «сопровождения» проектов социологические опросы позволяют оценить исходную ситуацию, определить изначальные позиции работников по отношению к предлагаемым инновациям, выявить их опасения и ожидания в связи с переменами. На основе полученных данных строится информационное продвижение проектов, в известной степени корректируются сами программы. В последствии социологи могут подключаться к работе на промежуточных стадиях преобразований, отслеживая изменение организационного поведения в ходе их проведения, оценивая эффект реформ и прогнозируя дальнейшее развитие событий.
Следует отметить и еще две функции, которые осуществляются социологами в ходе работы, и которые определенным образом завязаны на состояние организационного поведения. Во-первых, регулярные исследования представляют собой отлаженную и достаточно эффективную обратную связь между трудовыми коллективами подразделений и администрацией предприятия. Это, кстати, позволяет проводить на предприятии взвешенную информационную политику. (Ведь известно, что недостаток информации — одна из наиболее значимых причин конфликтов, а предоставление необходимых сведений в нужное время позволяет избегать подобных проблем или разрешать их без серьезных потерь.) Во-вторых, они позволяют хотя бы частично канализировать негативные настроения, присутствующие в производственной сфере данной компании.
Интерес к данным социологических исследований, к изучению тенденций в организационной культуры говорит не только о возникновении потребности в подобных изысканиях, но и, если можно так выразиться, о смене управленческих парадигм. Уходит в прошлое технократический подход к производственной деятельности, когда затраты на работника — заработную плату, адаптацию, обучение и т.п. — воспринимались исключительно как издержки. И, следовательно, чем меньше эти издержки, тем лучше для компании. На смену технократизму пришло иное понимание: люди — это ценный ресурс, и вложение денег в изучение этого ресурса, в его развитие может принести компании гораздо больше пользы, нежели максимальное сокращение «издержек» на него.
Во многом
именно знание настроений сотрудников,
мотивов их трудовой деятельности,
их ценностей, установок позволяет
руководителю грамотно и эффективно
управлять работой коллектива. И
такое знание вполне можно получить
с помощью социологических
В этом году силами социологической службы было проведено большое исследование «Социальный портрет работника «Северстали». В его задачи входило выяснение степени адаптации металлургов к изменившимся условиям (как в стране в целом, так на комбинате, в частности, то есть влияние внешней и внутренней среды предприятия) и выявление связей этого показателя с присущими разным группам работников системами жизненных ценностей, установок и мотивов трудовой деятельности.
Исследование показало, что участников опроса на «Северстали» можно разбить на три категории: удачно адаптировавшихся к новым условиям; работников со средним уровнем адаптации и не адаптировавшихся.
Доля первых, т.е. не только приспособившихся к ситуации, но и оказавшихся способными использовать открывшиеся возможности, среди работников предприятия невелика (около 8%). К средне адаптированным можно отнести респондентов, в принципе сумевших приспособиться к новым условиям жизни, но отнюдь не приветствующих эти перемены. Эта категория — самая многочисленная (в нее входят до 80% опрошенных) и самая неоднородная. Здесь и те, кто готов к активным действиям для достижения своих целей и действует, пусть пока и не слишком удачно (.25%); и те, кто предпочитает не замечать перемен, избегать их (.42%); считающие себя бедными и обеспеченными; молодые и пожилые; рабочие и руководители…
Доля не адаптировавшихся составляет примерно 15%. Прослеживается явная связь между самооценкой адаптированности респондентов к переменам и их социально-демографическими характеристиками. В частности, мужчины гораздо активнее и успешнее действуют в изменившейся обстановке, чем женщины. Так, доля тех, кто «вертится» и «добивается большего в жизни», среди представителей сильного пола вдвое выше, чем среди женщин. И, наоборот, доля опрошенных, которые не смогли «приспособиться к нынешним переменам», в мужской подгруппе в два раза ниже, чем в женской.
Чем старше
респонденты, чем ниже уровень их
образования, тем труднее они
приспосабливаются к
Далее,
чем выше уровень адаптации
Для сравнения: представители средне адаптированных и не адаптировавшихся в числе факторов, определяющих успешность человека, выделяют, в первую очередь, «связи с нужными людьми» (38% и 45% соответственно). Кроме того, они придают большое значение «возможности устроиться на хорошую должность» (23% и 22% соответственно). Наконец, довольно весомая доля участников опроса этих двух категорий отмечает, что сейчас добиться успеха в жизни невозможно без «подключения» социально неодобряемых личностных качеств — ловкости и умения обмануть (14% и 18% для средне адаптированных и не адаптировавшихся соответственно).
§5.1 Итоги исследования
Данные
исследования не только позволили количественно
оценить «соотношение сил» в коллективе
предприятия и описать
Таким
образом, социологические исследования
на «Северстали» перестают быть просто
неким «термометром»
И, конечно,
хочется верить, что они будут
интересны научному сообществу. Ведь
накоплен богатейший эмпирический материал,
и постепенно мы поднимаемся до серьезных
обобщений и выводов, на более
высокий уровень
Заключение.
Человекvсоставляетvосновуvорга
С точки зрения практики представляет значительный интерес состав элементов механизма для четкой работы производственной культуры, и вследствие эффективной работы предприятия. В связи с этим предлагается следующий состав данных элементов.
1. Потребность приверженности предприятию
2. Потребность
хозяйского отношения к
3. Потребность
в ответственности и
4. Потребность
в комфортности условий
5. Потребность
участия в прогрессивных
То есть
создать все условия для
Список
используемой литературы:
Базаров Т.Ю. Управление персоналом. – М., Изд-во ЮНИТИ, 2002 г. – 560 стр.
Басовский Л.Е. Менеджмент. – М., Изд-во Инфра – М, 2002 г. – 216 стр.
Информация о работе Роль и место организационного поведения в процессах, протекающих в организации