Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 20:52, курсовая работа
Современное состояние развития рыночной экономики определяет радикальные преобразования, происходящие на уровне управленческих, информационных и производственных технологий, что выдвигает качественно новые требования к менеджменту в целом, к содержанию работы и ценностным ориентациям предпринимательской организации, определению стиля работы руководителей всех рангов. Важную роль в процессе выработки эффективного стиля управления играет формирование организационной культуры, не противоречащей, а способствующей успешному развитию организации.
Введение………………………………………………………………...…....…....3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения организационной культуры...5
1.1 Понятие, элементы и факторы организационной культуры……...…..……....5
1.2 Влияние организационной культуры на саморазвитие организации...…........8
1.3Принципы рефлексивного управления в построении организационной культуры предприятия.......................................................................................11
Глава 2. Анализ деятельности ООО «Навигатор»………………….............14
2.1. Организационная характеристика предприятия……….……………..……14
2.2. Анализ социально-экономического развития предприятия………………16
2.3. Исследование организационной культуры предприятия…………...…….21
Глава 3. Совершенствование организационной культуры ООО «Навигатор»......................................................................................................28
3.1. Разработка системы морального стимулирования рабочего и служащего персонала предприятия……………………………………………………….....28
3.2. Реформирование административного аппарата предприятия………...…31
3.3. Экономическое обоснование предложенных мероприятий…………...…35
Заключение…………………………………………………………………...…..38
Перечень принятых сокращений........................................................................40
Список использованной литературы……………………...............................…41
Методика С. Ханди, построенная на основе классификации организационных культур Харрисона включает следующие четыре типа культуры (приложение 1):
1) Культура власти: существует центральный источник власти, который производит контроль; мало правил и процедур, атмосфера конкурентная, ориентированная на власть и политику.
2) Культура роли: работа контролируется процедурами и правилами, а роль, или должностные обязанности, представляют для людей большее значение, чем человек, который ее исполняет. Власть ассоциируется с должностью, а не с человеком.
3) Культура задачи: целью является объяснение необходимых для решения задачи людей и создание им условий для совместной работы. Влияние основывается больше на экспертной власти, чем на должности или личной власти. Здесь культура адаптивна, а важность командной работы возрастает.
4) Культура личности: центральное место отводится человеку. Организации существуют только для обслуживания при помощи людям в их работе.
Методика на определение удовлетворенности трудом А. В. Батрашева (приложение 2) направлена на выявление уровня: интереса к выполняемой работе, удовлетворенности достижениями в профессиональной деятельности, удовлетворенности взаимоотношениями с коллегами и руководством, удовлетворенности условиями труда, предпочтения выполняемой работы высокому заработку, профессиональной ответственности работника.
Анкета диагностики идеологической основы организационной культуры организации (приложение 3) предназначена для диагностики руководителя с целью определения его субъективного мнения о типе существующей организационной культуры предприятия.
Все испытуемые прошли тестирование в установленном порядке.
Исследование с помощью методики диагностики идеологической основы организационной культуры представляет собой анкету, предназначенную для руководителя, и имеет 33 вопроса. После сбора данных по предоставленной анкете получены следующие результаты. По мнению руководителя в деятельности предприятия ООО «Навигатор»: соблюдается механизм дисциплины труда, условий труда и отдыха. Правильно организованны рабочие места; четко налаженный механизм коммуникаций между отделами; уделяется внимание к отношению сотрудника к профессиональной деятельности и к профессии в целом; в организации приветствуются принципы честности и открытости, которые являются основой отношений; проводится повышение квалификации, переквалификация сотрудников.
Таким образом, в результате диагностики идеологической основы организационной культуры, опираясь на ответы руководителя, выявлено, что организационная культура на предприятии ООО «Навигатор» является вполне сформированной, успешно функционирующей и включает в себя эффективные подходы и правила организационного поведения.
В результате исследования, проведённого с целью выявления типа организационной культуры ООО «Навигатор» с помощью методики С. Ханди были получены следующие результаты:
Респонденты определили следующие типы организационной культуры:
Культура власти – 29 чел. (42%);
Культура роли 32 чел. (45%);
Культура задачи – 6 чел. (8%);
Культура личности 3 чел (5%).
В процентном соотношении результаты представлены на рисунке 2.3.
Рис. 2.3. Соотношение типов организационных культур ООО «Навигатор»
45 % специалистов характеризуют, что власть в отделении принадлежит генеральному директору, который контролирует почти все процессы работы в организации. 43% респондентов поддерживают культуру роли в организации, обращая внимание на то, что у них типичная бюрократическая культура, власть в которой принадлежит законам и инструкциям. Культуру задачи определяют в организации 8% респондентов, ссылаясь на то, что у них в отделении власть принадлежит компетентным руководителям и экспертам. Они утверждают, что данный тип культуры символизирует высший этап развития организации. И 5% специалистов выделяют культуру личности.
В результате проведенного
исследования по методике А. В. Батрашева
на выявление определение
Интерес к работе - 70 чел.(100%);
Удовлетворенность достижениями в работе - 40 чел. - (57%);
Удовлетворенность взаимоотношениями с коллегами - 68 чел. (97 %);
Удовлетворенность взаимоотношениями с руководителем -50 чел (72 %);
Уровень притязаний в профессиональной деятельности - 58 чел (83%);
Предпочтение работы высокому заработку – 63 чел. (90 %);
Удовлетворенность условиями труда - 53 чел (76%);
Профессиональная ответственность - 70 чел. (100%).
В процентном соотношении результаты представлены на рисунке 2.4.
Рис. 2.4. Соотношение критериев удовлетворенности трудом сотрудников ООО «Навигатор»
Респондентами были выделены такие главные составляющие удовлетворённости трудом как: интерес к работе - (100%). 57% специалистов ответили, что они удовлетворены своими достижениями в работе, но показатели в данной сфере оставляют желать лучшего. Удовлетворены взаимоотношениями с коллегами 96%. Однако, лишь 72% разделяют ценности руководителя и удовлетворены взаимоотношениями с руководителем. Также далеко не все, а лишь 76% сотрудников удовлетворены условиями труда в организации, где созданы все условия для высокопроизводительного и интенсивного труда.
Согласно исследованию по методике А. В. Батрашева можно сделать следующий вывод, что 80,8% сотрудников ООО «Навигатор» удовлетворены трудом, и лишь 19,2% не в полном объёме удовлетворены трудом в данной организации.
Особенно стоит уделить
внимание оценкам по таким критериям
как удовлетворенность
Опираясь на результаты исследования, можно заключить о том, что организационная культура ООО «Навигатор» совмещает в себе черты двух типов:
1) клановая;
2) рыночная.
При этом рыночная организационная культура преобладает над клановой. Это свидетельствует о том, что компания развивается и планирует свои дальнейшие действия на достижение и удержание лидирующих позиций на рынке предприятий Пермского края.
Среди недостатков клановой организационной культуры ООО «Навигатор» можно выделить отсутствие или затрудненность коммуникаций и как следствие эффективного взаимодейсвтия между «верхами» и «низами» предприятия, т.е между руководством, специалистами и производствеными отделами.
Также полученные результаты исследования можно интерпретировать следующим образом. Организационная культура ООО «Навигатор» имеет два проявления. Во-первых, - это культура декларируемая (официальная) и культура реальная. Декларируемая культура в свою очередь развивается на предприятии в двух направлениях:
1) как портрет фирмы, ориентированный на внешних клиентов;
2) как портрет фирмы, ориентированный на внутренних сотрудников.
Декларируемая организационная культура выражается в ООО «Навигатор» в форме политики, миссии и других официально сформулированных ценностей. О наличии клановой организационной культуры на предприятии также могут свидетельствовать результаты диагностики руководителя ООО «Навигатор», по его субъективному мнению существующая организационная культура предприятия является вполне сформированной и эффективной, учитывающей интересы и потребности всех уровней работников. В то время как часть ответов сотрудников свидетельствуют об обратном. Выявленные типы организационных культур ООО «Навигатор» представлены в виде таблицы 2.6.
Таблица 2.6
Виды организационных культур ООО «Навигатор»
Характеристики |
Декларируемая культура |
Реальная культура | |
Проявление |
Ориентирована на внешних клиентов |
Ориентирована на внутренних сотрудников |
Различная в разных отделах |
Содержание |
То, что внешние клиенты должны знать о предприятии |
То, каким руководство хочет видеть предприятие |
То, чем является и то, каким видится сотрудникам |
Таким образом, на предприятии ООО «Навигатор» существует два направления проявления организационной культуры в организации. Во-первых, культура официальная и культура реальная. Официальная культура ориентирована, прежде всего, на внешних и на внутренних клиентов.
Реальная же организационная культура ООО «Навигатор» проявляется в однообразии, а также в форме высказываний сотрудников об этом. В частности к ним относятся следующие высказывания.
В связи, с чем целесообразным является выработка рекомендации по совершенствованию организационной культуры ООО «Навигатор».
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ООО «НАВИГАТОР»
3.1. Разработка системы морального стимулирования рабочего и служащего персонала предприятия
Основываясь на выявленные
Эффективное совершенствование организационной культуры ООО «Навигатор» возможно при условии достижения следующих результатов:
1. Повышение статуса работника в его собственных глазах и в коллективе;
2. Выполнение содержательных, творческих, сложных, важных заданий, требующих полной отдачи;
3. Привлечение подчиненных к процессу управления предприятием;
4. Делегирование прав и полномочий;
5.Стимулирование карьерного роста подчиненных.
Кроме того, проведение совершенствования организационной культуры ООО «Навигатор» необходимо осуществлять при соблюдении следующих принципов:
1. Гарантия занятости
и создание обстановки
2. Постоянное присутствие руководства в организации.
3. Гласность и пропаганда
ценностей ООО «Навигатор».
В рамках разработки
Система «участия в управлении организацией» является одним из важнейших способов мотивирования сотрудников, используемых современными руководителями для повышения заинтересованности работников в результатах своего труда. Это системы вознаграждения за труд, стремящиеся усилить заинтересованность работников в трудовом процессе, которые часто называют производственной демократией или партисипативным управлением.
Система «участия в управлении организацией» является важнейшей составляющей любой программы улучшения качества трудовой жизни работников. Ощущение работника, что он управляет и вносит важный вклад в развитие своей организации, усиливает трудовую мотивацию и положительность влияет на удовлетворенность трудом.
Участие работников в управлении является одной из важнейших мотивационных программ, для успешного внедрения необходимо соблюдать ряд важнейших правил:
1.обязательность участия работников в управлении должно исходить от высшего руководства. Руководитель должен заявить работникам, что от их участия будет зависеть успех организации;
2.участие работников в управленческих структурах должно поддерживаться мерами кадровой политики. Например, оценка работы менеджера должна включать и оценку привлечения им работников к управлению.
Работники всех звеньев ООО «Навигатор» должны быть вовлечены в разработку структур участия работников в управлении.
Участие в управлении ООО «Навигатор» должно осуществляться на разных организационных уровнях. Так, на уровне рабочих групп участие в управлении должно осуществляться путем обсуждения и принятия решений членами этих групп в рамках предоставленных полномочий. На других уровнях необходимо использовать принцип представительства.
Все вышесказанное относится к участию работников в принятии решений, которые непосредственно влияют на деятельность ООО «Навигатор» в краткосрочной перспективе. Однако необходимо учитывать и потребность персонала в выработке решений, непосредственно в процессе принятия решений на самом высоком организационном уровне, т.е. в области инвестиционной или производственной политики ООО «Навигатор».
Предложенные программы участия в управлении ООО «Навигатор» позволят рабочим и служащим использовать свои знания и опыт, которые ничуть не менее важны, чем знания и опыт управленческого персонала.
Информация о работе Совершенствование организационной культуры ООО «Навигатор»