Управление организационной культурой и ее основными компонентами в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 22:32, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы – провести диагностику и анализ эффективности управления организационной культурой в ФГУ ОИК-4 ГУФСИН России по Свердловской области, а так же сформулировать пути совершенствования последней.
Соответственно, для достижения поставленной цели предстоит решение следующих задач:
- Раскрыть понятие и основные подходы к определению сущности организационной культуры;
- Охарактеризовать основную роль, функции и структуру организационной культуры;
- Описать механизмы и факторы формирования организационной культуры;

Содержание

Введение_____________________________________________________________3

Глава 1. Теоретические основы изучения особенностей формирования и управления ор-ганизационной культурой________________________________6
1.1. Понятие и основные подходы к определению сущности организационной культу-ры_______________________________________________________6
1.2. Основная роль, функции и структура организационной культуры___ 19
1.3. Механизмы и факторы формирования организационной культуры__22

ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИКА И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ФГУ ОИК - 4 ОУХД ГУФСИН РОССИИ ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ____________________________27
2.1.Общая характеристика и организационная структура ФГУ ОИК - 4 ОУХД ГУФСИН Рос-сии по Свердловской области_____________________ 27
2.2. Диагностика и анализ эффективности управления организационной культурой ФГУ ОИК - 4 ОУХД ГУФСИН России по Свердловской обла-сти_________________________________________________________________29
2.3. Рекомендации и мероприятия по управлению развитием по совершенствованием органи-зационной культуры_______________________________50

Заключение_________________________________________________________ 48

Список использованных источников и литературы______________________51

Работа состоит из  1 файл

Курсовая ТУ.doc

— 415.00 Кб (Скачать документ)

  Так же, мы пришли к выводу о том, что  организационную культуру следует  отличать от таких понятий как «культура» организации», «корпоративная культура», «деловая культура». По отношению к организации культура выполняет ряд важных функций: охранную, интегрирующую, регулирующую, коммуникационную, адаптивную, ориентирующую, мотивационную, воспитательную и функцию формирования имиджа.

  Как уже было отмечено в рамках настоящего исследования, организационная культура оказывает сильное влияние на различные аспекты функционирования организации. При этом организационная культура может как «тормозить» развитие, так и стимулировать его. Особенно влияет организационная культура на выработку организационной системы и возможности стратегии и возможности ее реализации. Для того, чтобы организационная культура оказывала положительный эффект на процесс функционирования предприятия руководство компании должно уделять большое внимание пропаганде и внедрению основополагающих принципов организационной культуры. Они должны стать достоянием внутреннего мира всего персонала компании. Для этого должна разрабатываться сложная и развитая система пропаганды.

  Итак, организационная культура трактуется как принимаемые большей частью организации философия и идеология управления, ценностные ориентации, верования, ожидания, расположения и нормы, лежащие в основе отношений и взаимодействий как внутри организации, так и за ее пределами.

  Отметим, что вопрос о степени влияния  организационной культуры на успех  организации все еще остается открытым. Однако ясно, что отношения  между культурой и результатами работы организации зависят во многом от содержания тех ценностей, которые утверждаются конкретной культурой в организации. Ценности являются важной категорией, включаемой авторами в определение организационной культуры. Они ориентируют индивида в том, какое поведение следует считать допустимым или недопустимым. Эти ценности ориентации передаются людям через средства духовного и материального внутриорганизационного окружения. Процесс внутренней интеграции связан с установлением и поддержанием эффективных отношений по работе между членами организации. Это процесс нахождения методов совместной работы и сосуществования в организации. Члены организации, разделяя веру и ожидания, создают свое физическое окружение, вырабатывают язык общения, совершают адекватно воспринимаемые другие действия и проявляют понимаемые всеми чувства и эмоции.

  Исследование  показало, что сила культуры зависит  от масштабов и разделяемости  основных ее атрибутов членами организации, а также от ясности ее приоритетов.

  При изучении опыта передовых организаций  можно выделить следующие основные признаки развитой организационной культуры, которые формируют некоторую совокупность стоящих перед ними основных целей: миссия организации; базовые цели организации; кодекс поведения.

  Во  второй главе настоящей курсовой работы нами была осуществленная диагностика эффективности управления организационной культурой на примере ФГУ ОИК-4 ГУФСИН России по Свердловской области, результаты которой позволили прийти к выводу о том, что вышеназванное учреждение обладает умеренно сильной организационной культурой, ориентировано на выполнение сложных задач, имеет здоровый организационный климат.

  Таким образом, в ФГУ ОИК-4 ГУФСИН России по Свердловской области достижение цели, задач становится основополагающим. Все должно быть сделано, чтобы достичь цели. Приоритетными ценностями являются результативность работы, целеустремленность и производительности сотрудников, их лидерские качества, конкурентоспособность, стремление к победе. Критерием человеческой ценности является качество индивидуального труда и степень преданности общему делу. В организации не используется централизованная власть.

  Результаты  показывают, что сотрудники, руководствуясь ценностью достижения целей подразделения, используя также и личные, неформальные коммуникации мотивируют свою деятельность принадлежностью к команде и ее ценностям. Целью своей работы сотрудники считают вклад в общее дело и получение удовольствия от работы. По мере надобности сотрудников необходимо включать в обсуждение проблемных вопросов для повышения уверенности их в том, что их мнение важно и таким образом они сами вносят вклад в деятельность организации, тем самым повышая их ответственность. Так как инициативность является резервом коллектива, способы материального и морального поощрения помогут повысить эффективность работы.

  Важным  моментом в организационной культуре является наличие миссии и кодекса организации, которые должны быть разработаны. На наш взгляд необходимо введение ритуалов приема на работу (посвящения), адаптации нового сотрудника. Процесс изменения, совершенствования организационной культуры предприятия является продолжительным по времени и требует много усилий со стороны руководства. Заключается сложность в постепенном вытеснении ценностей и убеждений, снижающих эффективность деятельности предприятия, и внедрение, а затем утверждение ценностей и убеждений способствующих повышению эффективности.

  По  итогам проведенного исследования была спланирована комплексная программа  развития корпоративной культуры предприятия, включающая в себя следующие направления деятельности:

  • Мероприятия по повышению уровня профессиональных знаний сотрудников (корпоративный университет);
  • Мероприятия     по     снижению     уровня     психологической     напряженности персонала;
  • Мероприятия по работе с кадровым резервом предприятия;
  • Мероприятия   по   повышению   эффективности   системы   коммуникаций   в учреждении;
  • Программа систематического мониторинга экономической эффективности;
  • Мониторинг  состояния   корпоративной  культуры   и   ее  влияния  на  общую лояльность персонала предприятию.

  Каждое  направление деятельности рассматривается руководством предприятия как самостоятельный проект.

  В период и благодаря сформулированным нами рекомендациям, за период реализации программы мероприятий получены конкретные положительные результаты. Так, по оценкам психологов существенно снизилась психологическая напряженность среди линейных руководителей. Осуществленная комплексная программа обучения руководителей основного и вспомогательного производства получила положительную оценку участников и будет продолжена в следующем году для других категорий специалистов. Снизилась психологическая напряженность, связанная с недостатком коммуникаций в учреждении. В течении 2010 года будет проведена комплексная программа оптимизации коммуникационных потоков в учреждении с целью повышения их управляемости и целенаправленности.

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Нормативно-правовые  акты

  1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.2003) // Российская газета. 2003. 25 декабря.
  2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ // Российская газета. 2001. 31 декабря.
 

2. Литература

  1. Баландина М. Совершенствование организационной культуры на российских предприятиях // Проблемы теории и практики управления. 2007. №. 10. 
  2. Билевич О. Регламентация организационно культуры// Справочник по управлению персоналом. 2007. №10.
  3. Борисова Е.А. Управление персоналом для современных руководителей.  СПб.: Питер, 2003. 445с.
  4. Валюженич Е. Организационная культура и трудовая мотивация как факторы лояльного отношения персонала к организации // Управление персоналом. 2007. №16.
  5. Васильев К.А. Организационное поведение. М.: Дело, 2002. 287 с.
  6. Веснин В.Р. Организационная культура // Социально-гуманитарные знания. 2001. № 3.
  7. Веснин В.Р. Управление персоналом. Теория и практика: учебник. - М. : ТК Велби:Изд-во Проспект, 2008. - 688 c.
  8. Гительман Л.Д. Преобразующий менеджмент: Лидерам реорганизации и консультантам по управлению. М.: Дело, 2007. 354 с.
  9. Глушаков В. Сильная организационная культура – основа инновационного развития предприятий // Наука и инновации. 2003. №3-4.
  10. Гэлэгер Р. Душа организации: Как создать успешную корпоративную культуру. - М.: Добрая книга, 2006. 347 c.
  11. Девяткина Е. Организационная культура как необходимое условие повышения эффективности деятельности персонала // Служба кадров и персонал. 2007.
  12. Дубиненкова Е.Н. Техники подбора персонала: Искусство находить лучших. - СПб.: Речь, 2007. 169 c.
  13. Егоршин А.П. Управление персоналом: учебник. Нижний Новгород: НИМБ, 2007. 1100 c.
  14. Екомасов В.В. С чего начинается организационная культура? // Кадры предприятия. 2003. №12.
  15. Казакова Н. Лечим корпоративную культуру // Справочник по управлению персоналом. 2007. № 12.
  16. Организационная культура и управление изменениями: пер. с англ. - 2-е изд. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. 191 c.
  17. Кравченко А. И. Социология менеджмента. М.: Дело, 2007. 350 с.
  18. Лобанова Т.И., Михайлов Я.В. Основы менеджмента. М.: Экономика, 2005. 210 с.
  19. Лучшие HR-решения. Экспертиза журнала "Кадровое дело": сборник статей - М. : Вершина, 2007. 272 c.
  20. Лютенс Ф. Организационное поведение. М., 2007.
  21. Магура М.И. Оценка работы персонала // Управление персоналом. 2008. № 12. С. 15-18.
  22. Мескон М. Х., Альберт М., Федоури Х. Основы менеджмента. М.: Дело, 2002. 565 с.
  23. Молл Е.Г. Менеджмент. Организационное поведение: Учеб. пособ. М., 2007.
  24. Организационная культура: учебник / Под ред. Шаталовой Н.И. М.: Издательство «Экзамен», 2006. 320 с.
  25. Организационное поведение: учебник / под ред. Г.Р. Латфуллина, О. Н. Громовой. СПб.: Питер, 2007. 432 c.
  26. Попов С. Формирование организационно культуры // Управление персоналом. 2007. № 4.
  27. Прохорова И. Внедрение изменений в корпоративную культуру компании // Справочник по управлению персоналом. 2007. № 10.
  28. Рыбакова Е. Организационная культура как фактор устойчивого развития // Социально-гуманитарные знания. 2004. № 2.
  29. Самоукина Н.В. Эффективная мотивация персонала при минимальных финансовых затратах. М.: Вершина, 2007. 224 c.
  30. Соломанидина Т.О. Организационная культура в таблицах, тестах, кейсах и схемах: учебно-метод. материалы. М.: ИНФРА-М, 2007. 395 c.
  31. Управление персоналом организации. Практикум: учеб. пособие / под ред. проф. А.Я. Кибанова. - изд. 2-е, перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2007. 365 c.
  32. Управление персоналом предприятия: учеб. пособие для вузов / под ред. А.А. Крылова, Ю.В. Прушинского. М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2002. 495с.
  33. Шейн Э. Организационное поведение – М: ИНФРА-М, 2008. 320 с.
  34. Шейн Э. Х. Организационная культура и лидерство. СПб, 2002
  35. Граждан В.Д. Теория управления: учебное пособие. – М. Гардарики, 2004.
  36. Костин В.А. Теория управления: учебное пособие.- М., Гардарики, 2004.
  37. Люттенс Ф. Организационное поведение. – М., 2000.
  38. Теория управления: Учебник/Под общей ред. А.Л. Гапоненко, А.П Панкрухина. –М., РАГС, 2003.

Информация о работе Управление организационной культурой и ее основными компонентами в организации