Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 09:34, методичка
Цель: познакомить учащихся с творчеством французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери, рассмотреть идейнхудожественное своеобразие повести-сказки, помочь осмыслить это непростое произведение,подумать о таких понятиях, как любовь, дружба, красота и доброта.
Метод: метод творческого чтения.
Учитель Черноусова Т. М.
МОУ СОШ №6
Базовый уровень
Тема: Идейно-художественное своеобразие сказки
Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
Учитель Черноусова Т. М.
Цель: познакомить учащихся с творчеством французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери; рассмотреть идейно-художественное своеобразие повести-сказки; помочь осмыслить это непростое произведение; подумать о таких понятиях, как любовь, дружба, доброта и красота.
Метод: метод творческого чтения.
Оборудование: портрет писателя, мультимедийный проектор, компьютер. рисунки детей, плакаты с афоризмами писателя («Есть такое твёрдое правило: стал поутру, умылся, привёл себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету»; «Среди людей тоже одиноко»; «Узнать можно только те вещи, которые приручишь»; «Самого главного глазами не увидишь»; «Ты всегда в ответе за всех, кого приручил»).
Музыкальное сопровождение: любая тихая музыка.
Предварительное задание:
1. Прочитать сказку.
2. Доклад о жизни писателя (готовит один ученик)
3. Выписать поучительные изречения.
Ход урока
Звучит тихая музыка
Слово учителя. Сегодня мы поговорим о прекрасной сказке французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Это философская повесть-сказка была написана в 1942 году во время Второй мировой войны. В ней автор высказал свои заветные мечты, это своеобразное литературное завещание писателя, мудрая притча о верности, доброте, красоте и любви.
Прозу Антуана де Сент-Экзюпери обычно называют философской, лирической. И действительно, она интересна раздумьями автора. «Ищите меня в том, что я пишу», - говорил писатель. А в письме другу он признавался: «Я писал… чтобы сказать моему поколению: вы – обитатели одной планеты, пассажиры одного корабля!»
Выступление учащегося с докладом.
Антуан де Сент-Экзюпери (1900 – 1944) – потомок старинного графского рода, предки его участвовали в крестовых походах. Но ко времени рождения будущего писателя от обширных некогда земельных владений ничего не осталось, отец его работал страховым агентом. Антуан не собирался быть писателем: с юношеских лет увлекался авиацией и со временем стал одним из самых известных лётчиков своей страны. Он испытывал новые типы аэропланов, совершал рекордные перелёты. Когда началась Вторая мировая война, Сент-Экзюпери, бывший тогда военным лётчиком, стал в ряды тех, кто вёл борьбу с немецкими оккупантами. Он погиб в 1944, производя разведывательную аэрофотосъёмку в трудных фронтовых условиях.
Слово учителя. В начале своего разговора я упомянула слово «притча». Притча – это малый жанр, заключающий в себе моральное или религиозное поучение – «премудрость» (запись в тетрадь).
- Какие
поучительные изречения из
Дети читают афоризмы: «Самое главное – то, чего не увидишь глазами», «Это очень печально, когда забывают друзей», «Все мы родом из детства», «Когда даёшь себя приручить, потом случается и плакать».
- Вам понравилась повесть-сказка?
- Перескажите кратко содержание.
- «Маленький принц» – это повествование о том, как взрослого человека в трудную для него минуту (его самолёт потерпел аварию над пустыней) спасает прибывший с другой планеты маленький мальчик. Спасает чистотой своей души, добротой и непосредственностью.
Слово учителя. В тот период, когда создавалось это произведение, Сент-Экзюпери нередко рисовал мальчика с крыльями, удивлённо смотрящего из-за облаков на Землю. Он напоминал мальчика ангела-хранителя. По христианским представлениям ангел-хранитель приставляется к каждому человеку при крещении и сопровождает его всю жизнь. Радуется нашим добрым делам и огорчается, когда мы совершаем неблаговидные поступки. Он говорит с нами голосом нашей Совести.
- Найдите
описание Маленького принца.
-«Стоит необыкновенный какой-то-малыш и серьёзно меня разглядывает. Вот самый лучший его портрет, какой мне удалось нарисовать….»
- Что мы узнали о Маленьком принце?
-Маленький принц прилетел с планеты величиной с дом. Принца обидела роза, и он решил покинуть свой дом.
- Что же увидел наш герой во время своего странствия? Отправимся вместе с ним на соседние планеты. «Астероид – 325». Планета короля». Король восседает на троне.
Чтение диалога короля и Маленького принца (со слов «А вот и подданный!»)
- Какая
черта определяет характер
-Он властолюбив, никого не любит. Однако он умён, потому что в его суждениях есть мудрые изречения, например: «С каждого надо спрашивать то, что он может дать», «Судить себя куда труднее, чем других», «Власть прежде всего должна быть разумной».
- Следующая планета честолюбца. Чтение по ролям со слов: «О, вот и почитатель явился!»
- Прокомментируйте слова: «Тщеславные люди глухи ко всему, кроме похвал».
- Почему Маленький принц пожалел на следующей планете пьяницу?
-В нём проснулась совесть, но у него нет силы избавиться от пьянства, потому что у него нет веры в себя.
- На астероиде 328 жил деловой человек. Он считает цифры. Что вы можете о нём сказать?
-Деловой человек пытается красоту вселенной превратить в богатство. А звёздам до него нет никакой пользы.
- На Астероиде 329 живёт фонарщик. Почему Маленький принц хочет подружиться и ним?
- Фонарщик верен своему слову, трудолюбив. Кроме того, в работе фонарщика есть смысл. «Когда он зажигает свой фонарь – как будто рождается ещё одна звезда или цветок. А когда он гасит фонарь – как будто звезда или цветок засыпают. Прекрасное занятие. Это по-настоящему полезно, потому что красиво».
- Планета географа. Среди книг сидит старик, рядом глобус, карандаши и чернила. Что вы можете сказать об этом человеке?
- Географ не выходит из своего кабинета и обо всё судит понаслышке. Его не интересует ни конкретная жизнь, ни вечное. Его знания формальны. И меняться он не собирается, «ему некогда разгуливаться».
- Почему
Маленький принц повторяет
фразу: «взрослые – очень
- Не может найти идеала, и всё больше и больше разочаровывается во взрослых.
Какие художественные средства использует автор, рисуя эти образы?
- Гротеск (преувеличение), карикатурность.
- Зачем, по вашему мнению, Маленький принц отправлен автором на разные планеты?
- Чтобы взрослые посмотрели на себя глазами чистого, доброго друга. Чтобы пробудить нашу совесть
Слово учителя. Маленький принц, путешествуя от планеты к планете, встречал порочных людей. Они лишены веры, истины, знаний, любви.
Странствие Маленького принца – это поиск праведных людей и праведных планет. На своей земле он устроил благочестивый порядок: бережно заботился о розе, каждый день выпалывал баобабы, т. е. истреблял зло. Вырывал его с корнем. Ведь он знает, что, если зло «не распознать вовремя, потом от него уже не избавишься». С Землёй связана его последняя надежда найти праведников. Оказавшись на Земле в пустыне, Маленький принц спешит на Гору. Гора – символ спасения, и человеческая жизнь мыслится как движение вверх, к совершенству духа и добродетели. На Земле перед Маленьким принцем простирается пустыня.
- Разве на Земле нет людей? Где же люди? – удивляется Маленький принц.
Пустыня – тоже аллегорический образ в повести. По мнению Сент-Экзюпери, «пустыня совсем не там, где кажется… людный город, полный суеты, - та же пустыня, если нет любви, добра, взаимопонимания.
За всё время путешествия по пустыне герою попался только один цветок – крохотный, невзрачный цветок о трёх лепестках… На вопрос Маленького принца о том, где люди, цветок ответил: «Люди? Их носит ветром. У них нет корней, это очень неудобно».
-А эти
слова из сказки имеют
- Почему Маленький принц почувствовал себя очень несчастным, когда увидел на земле сад, полный роз?
-Значит, роза его обманывала, утверждая, что она единственная и неповторимая.
- В трудную для принца минуту перед ним появляется Лис. (Чтение диалога Лиса и принца по ролям глава XXI).
- Чему учит Лис Маленького принца?
- «Узнать можно только те вещи, которые приручишь», «чтобы иметь друзей, нужно дарить им всю душу, отдавать своё время», «самое главное то, что не увидишь глазами».
- Какую истину, забытую людьми, напоминает Лис Маленькому принцу?
- «Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил, ты в ответе за свою розу!»
- Почему
на Земле Маленький принц
- Лётчик – это символ. Лётчик спустился с неба. У самолёта есть крылья. Крылья бывают и у людей. Наши герои сродни друг другу. Лётчик вовремя подхватил Маленького принца, падающего с высокой стены. И принц спасает человека от жажды.
- Принц сказал: «Вода бывает нужна и сердцу». Как вы понимаете это выражение?
Слово учителя: На Земле надежды Маленького принца оправдались. Здесь он нашёл друга. Человек сомневается, ищет, его не покинула вера.
- С какими
мыслями и чувствами мы
Выразительное чтение отрывка. (Звучит тихая музыка) «У каждого человека свои звёзды. Одним – тем, кто странствует, - они указывают путь. Для других это просто маленькие огоньки. Для учёных они – как задача, которую надо решить. Для моего дельца они – золото. Но для всех этих людей звёзды немые. А у тебя будут совсем особенные звёзды. Ты посмотришь ночью на небо, а ведь там будет такая звезда, где я живу, где я смеюсь, - и ты услышишь, что все звёзды смеются. У тебя будут звёзды, которые умеют смеяться…»
- Какие же свои самые заветные мысли выразил автор?
- О том, что нельзя жить без любви и дружбы.
- О том, надо ценить и уважать человека
- О том, что никогда нельзя забывать близких тебе людей.
- Автор уверен: людям нужна красота и доброта.
Маленький принц – это наша воплощённая совесть.
Домашнее
задание: написать сочинение-эссе, взяв
в качестве темы одно из мудрых изречений
Антуана де Сент-Экзюпери.