Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 19:17, дипломная работа
Творчество итальянского семиотика, литературоведа, писателя и философа Умберто Эко отражает основные тенденции современного постмодернизма. Современные исследователи отмечают, что художественные произведения писателя являются комментарием к его теоретическим работам в области культурологи, философии и семиотики: «...если пристально вчитаться в текст романа («Имя розы»), то станет очевидной органическая связь между ним и научными интересами его автора. Более того, сделается очевидным, что роман реализует те же концепции, которые питают научную мысль автора, что он представляет собой перевод семиотических и культурологических идей Умберто Эко на язык художественного текста. Это дает основание по-разному читать "Имя розы"» [Лотман 1992: 315].
Введение....................................................................................................3
ГлаваⅠ. Роман «Имя розы» как ризоморфная модель культуры и текста...................................................................................................................11
ГлаваⅡ. Роман «Маятник Фуко» как воплощение концепта истории как симулякра и гиперинтерпретации..............................................................31
Глава Ⅲ. Роман «Остров накануне» как воплощение концепта трансисторичности постмодернизма...............................................................36
Глава Ⅳ. Роман «Баудолино» как воплощение постмодернистских концептов истории-палимпсеста и истории-нарратива.................................43
Заключение...............................................................................................60
Список использованной литературы.....................................................66
Содержание
Введение......................
ГлаваⅠ. Роман «Имя розы» как ризоморфная
модель культуры и текста........................
ГлаваⅡ. Роман «Маятник Фуко» как воплощение
концепта истории как симулякра и гиперинтерпретации............
Глава Ⅲ. Роман «Остров накануне» как
воплощение концепта трансисторичности
постмодернизма................
Глава Ⅳ. Роман «Баудолино» как воплощение
постмодернистских концептов истории-палимпсеста
и истории-нарратива.............
Заключение....................
Список использованной
литературы....................
Введение
Творчество итальянского семиотика, литературоведа, писателя и философа Умберто Эко отражает основные тенденции современного постмодернизма. Современные исследователи отмечают, что художественные произведения писателя являются комментарием к его теоретическим работам в области культурологи, философии и семиотики: «...если пристально вчитаться в текст романа («Имя розы»), то станет очевидной органическая связь между ним и научными интересами его автора. Более того, сделается очевидным, что роман реализует те же концепции, которые питают научную мысль автора, что он представляет собой перевод семиотических и культурологических идей Умберто Эко на язык художественного текста. Это дает основание по-разному читать "Имя розы"» [Лотман 1992: 315].
Основными для творчества Умберто Эко являются следующие постмодернистские концепты:
1) Культура представляет собой ризому, то есть хаотическую, ацентричную совокупность текстов с отсутствующей структурой;
2) история представляет собой палимпсест, то есть бесконечное наслоение текстов с невозможностью выделить первоначальный текст;
3) сознание человека
смоделировано по законам
4) постмодернизм – это не новейший код описания человека и реальности, это не философия и не литература, которая возникает во второй половине двадцатого столетия. Постмодернизм по Умберто Эко – это трансисторическое явление, которое присуще всем эпохам, от античности и барокко и до современной протофилософии. В связи с этим Умберто Эко делает парадоксальные выводы: постмодернизм присущ Средневековью в такой же степени, в какой присущ современной философской и литературной ситуации.
Цель дипломного исследования – выявить постмодернистские концепты в романах Умберто Эко и проследить их связь с проблемой исторического и трансисторического постмодернизма, что является частью приоритетных направлений в литературоведении и философии последнего времени.
В частности, роман «Имя розы» будет рассмотрен как повествование об энтропии знания, где первичным будет концепт классического и ризоматического лабиринта, как двух противоположных концепций культуры. Роман «Маятник Фуко» будет рассмотрен как воплощение постмодернистского видения истории как нарратива и палимпсеста. Будет рассмотрен тезис современной теории постмодернизма и его воплощение в тексте У. Эко – «История существует постольку, поскольку она рассказывается». Роман «Остров накануне» будет рассмотрен как воплощение концепта трансисторичности постмодернизма; в романе «Баудолино» история рассматривается как история-палимпсест (сверхсложное наслоение культурных текстов).
В соответствии с целью дипломного исследования были поставлены и решены следующие задачи:
1) Выявление связи теоретических концептов постмодернизма с текстами романов У. Эко;
2) Выделение из романа «Имя розы» концепта «ризомы» и объяснение ризоморфной организации текста;
3) Выявление в романе «Имя розы» двух концепций культуры, которые организуются в тексте романа в образах ризоморфного и классического (логоцентрического) лабиринтов;
4)Выявление в романе «Имя розы» постмодернистских концепций «словаря» и «энциклопедии» и их влияние на текст романа;
5) Выявление в основе романа «Маятник Фуко» постмодернистских концепций «симулякра» и «гиперинтерпретации»;
6) Выявление в романе «Остров накануне» постмодернистской концепции Умберто Эко о постмодернизме как трансисторическом явлении;
7) Выявить в романе «Баудолино» концепт истории-палимпсеста и проследить его связь с концептом постмодернизма как трансисторического явления.
В связи с выделением постмодернистских концептов в романах Умберто Эко в дипломном исследовании были прослежены их связи с фундаментальными теоретическими работами в области постмодернизма. Таким образом, «Имя розы» относит нас к творчеству Ролана Барта и Жиля Делеза, Маятник Фуко к работам французского постструктуралиста и постмодерниста Мишеля Фуко, в романе «Остров накануне» прослеживается связь с работами Жиля Делеза, роман «Баудолино» связан с теориями языка Уиллард Ван Ормана Куайна и Жака Деррида.
Актуальность темы дипломного исследования заключается в нарастающем интересе литературоведов к теме исторического и трансисторического постмодернизма, как в теоретических, так и художественных работах У. Эко. Сегодня теория постмодернизма, которую разрабатывает итальянский философ, писатель и семиотик является актуальным и приоритетным направлением литературоведческих исследований.
К проблемам творчества Умберто Эко обращались такие исследователи как Юрий Михайлович Лотман, Елена Костюкович, Сергей Зенкин, А.Р. Усманова и др.
В дипломном исследовании анализируются следующие работы исследователей творчества У. Эко:
1) В исследовательской работе «Умберто Эко: парадоксы интерпретации» [Усманова 2000] А.Р. Усмановой, которая является одной из лучших публикаций по теоретическим основам постмодернизма Умберто Эко, анализируются постмодернистские концепты писателя и их влияние на его романное творчество. В данной монографии впервые в отечественной литературе проводится исследование научного творчества Умберто Эко в контексте дискуссий о сущности семиотики, ее перспективах как научной дисциплины и роли в современной гуманитаристике. В центре внимания — проблемы отношений между текстом и его читателем, интерпретации и гиперинтерпретации, иконическими кодами и визуальной коммуникацией. Выбор для анализа данной работы был обусловлен тем, что Усманова в своей работе формулирует основные теоретические концепты постмодернизма Умберто Эко в их связи с проблемой исторического и трансисторического постмодернизма.
2) Работа «Умберто Эко на рубеже веков: от теории к практике» [Робеккини 2006] Домиано Робеккини представляет собой обстоятельное исследование теории семиотики и ее воплощения в текстах романов писателя. Исследование Д. Робеккини имеет большое значение для исследования семиотического подтекста в романе «Имя розы». Исследователь выявляет, каким образом теория семиотики связана с концептом трансисторичности постмодернизма в романе «Имя розы».
3) Работа «Семиолог в отсутствие структур» [Зенкин 2006] С. Зенкина представляет собой исследование одного из важнейших теоретических концептов У. Эко: концепта отсутствующей структуры в ризоморфных текстах. Для дипломного исследования было важно проанализировать опыт С. Зенкина в экспликации теории семиотики в романах писателя. С. Зенкин рассматривает новый подход У. Эко к тексту как нелинейной, ацентричной структуре, которая характеризует постмодернистский текст.
4) Исследование «Выход из лабиринта» Ю.М. Лотмана [Лотман 1989] представляет собой анализ поэтики романа «Имя розы» от системы персонажей и исторической канвы произведения до теории трансисторического постмодернизма.
Для выявления
постмодернистских концептов в
романах У. Эко также пристальное
внимание было уделено теоретическим
работам в области
В качестве объекта исследования были использованы тексты романов Умберто Эко в переводе Е. Костюкович. Выбор данных переводческих работ при анализе романов У. Эко был обусловлен тем, что Е. Костюкович является официальным переводчиком текстов писателя в России. Кроме того, Е. Костюкович находится в постоянной творческой переписке с У. Эко, в которой он дает рекомендации не только по текстологической работе с его текстами, но и дает рекомендации для интерпретации романов. В результате общения с У. Эко Е. Костюкович размещает в каждом из романов ценную с точки зрения интерпретации текста справку в качестве предисловия или послесловия переводчика.
Постмодернистские концепты в романах У. Эко и их связь с теорией трансисторического и исторического постмодернизма составили предмет дипломного исследования.
При выборе метода исследования нам пришлось учитывать рекомендации У. Эко, которые он адресует литературоведам и переводчикам своих текстов. У. Эко рекомендует использовать при анализе его романов метод выделения интертекста, так как специфика постмодернистского текста не позволяет применять к нему классические методы исследования. Метод интертекста предполагает, по У. Эко, выделение скрытых цитат не только на уровне лексики, но и выделение коллажирования на уровне стиля, композиции и жанра. Поэтому, воспользовавшись рекомендациями У. Эко, который сопровождает свои романы литературоведческими справками, мы выбрали интертекстуальный метод, так как традиционные методы не соответствуют новизне предмета исследования. Кроме того, именно интертекстуальный метод позволяет проанализировать на уровне взаимоотношениями между текстами проблему трансисторического постмодернизма.
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы и списка источников.
В первой главе основное внимание при анализе романа «Имя розы» было уделено концепции культуры как ризоморфного образования. Культура в романе предстает как ризома, то есть принципиально нелинейная среда и задачей дипломного исследования было показать как Умберто Эко деконструирует классическую модель культуры.
В исследовании также была выявлена довольно интересная связь романа итальянского писателя с теорией карнавала М.М. Бахтина. М.Ю. Лотман в своей работе «Выход из лабиринта» отмечал, что У. Эко был хорошо знаком с этой теорией и при введении в свой роман ключевой идеи смеха ориентировался именно на работы Бахтина. Теме карнавализации культуры, постмодернистской игре, близкой идее карнавала в исследовательской работе уделено особое место.
В дипломном исследовании также существенное уточнение получило постмодернистское понятие «ризома», которое было очень близко культурологическим и философским взглядам Умберто Эко. В частности, финал «Имени розы» был интерпретирован в новом ключе. Многие исследователи допускали ошибку в интерпретации понятия «ризома» и применяли его к тексту в качестве бинарной оппозиции классической модели культуры и классической модели текста. Обращаясь к работам родоначальников теории номадологии (в частности, теории ризомы), мы смогли установить, что бинарные оппозиции не применимы к данному понятию.
В романе «Маятник Фуко» (вторая глава дипломного исследования) для Умберто Эко первичным стал постмодернистский концепт фиктивности истории. История по Умберто Эко представляет собой симулякр, то есть знак без означаемого. Причем, писатель показывает, что история превратилась в симулякр не потому, что тексты, из которых она состоит, заведомо фиктивны. История стала функционировать как симулякр потому, что текстам, из которых она состоит стали придавать смысл, приводить их к законченной структуре, к финальности. История бессознательно выстраивалась как сакральный или классический художественный текст с жесткой повествовательной структурой: от завязки действия до кульминации.
Роман «Остров накануне» (третья глава дипломного исследования) является обоснованием трансисторичности постмодернизма. По Умберто Эко постмодернизм присущ любой эпохе и текст романа доказывает это на примере эпохи барокко.
Роман «Баудолино» (четвертая глава дипломного исследования) развивает проблему постмодернистской интерпретации истории. Главный герой романа выступает в роли скриптора, который счищает с пергамента исторические и религиозные тексты для того, чтобы научиться писать исторические тексты. В процессе этого стирания уже созданных текстов и рождается симулякр истории. На тексты, которые не удалось соскрести, наносится новый текст и так до бесконечности. История, таким образом, в тексте романа представляет собой гиперпалимпсест, сверхсложное наслоение текстов.
В качестве источников для
анализа в дипломном
Глава Ι
Роман «Имя розы» как ризоморфная модель культуры и текста
Первый роман итальянского писателя «Имя розы» (1980) литературоведы относят к произведениям с ризоматической организацией текста. Ризома – это принципиально нелинейная организация текста, которая предполагает множественность интерпретаций. На одном из уровней прочтения роман У. Эко соответствует постмодернистскому типу лабиринта – лабиринту-ризоме. М.А. Можейко определяет ризому как «понятие философии постмодерна, фиксирующее принципиально внеструктурный и нелинейный способ организации целостности, оставляющий открытой возможность для имманентной автохтонной подвижности и, соответственно, реализации ее внутреннего креативного потенциала самоконфигурирования» [Постмодернизм 2000: 655]. Роман Умберто Эко построен по принципу ризоматической множественности и предполагает не только несколько уровней прочтения, но и множество вариантов интерпретаций в каждом из уровней. В тексте можно выделить не менее трех уровней прочтения:
1) роман с детективным сюжетом;
2) исторический роман;