Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 19:17, дипломная работа
Творчество итальянского семиотика, литературоведа, писателя и философа Умберто Эко отражает основные тенденции современного постмодернизма. Современные исследователи отмечают, что художественные произведения писателя являются комментарием к его теоретическим работам в области культурологи, философии и семиотики: «...если пристально вчитаться в текст романа («Имя розы»), то станет очевидной органическая связь между ним и научными интересами его автора. Более того, сделается очевидным, что роман реализует те же концепции, которые питают научную мысль автора, что он представляет собой перевод семиотических и культурологических идей Умберто Эко на язык художественного текста. Это дает основание по-разному читать "Имя розы"» [Лотман 1992: 315].
Введение....................................................................................................3
ГлаваⅠ. Роман «Имя розы» как ризоморфная модель культуры и текста...................................................................................................................11
ГлаваⅡ. Роман «Маятник Фуко» как воплощение концепта истории как симулякра и гиперинтерпретации..............................................................31
Глава Ⅲ. Роман «Остров накануне» как воплощение концепта трансисторичности постмодернизма...............................................................36
Глава Ⅳ. Роман «Баудолино» как воплощение постмодернистских концептов истории-палимпсеста и истории-нарратива.................................43
Заключение...............................................................................................60
Список использованной литературы.....................................................66
Постмодернистские
концепты, которые фундируют принцип
трансисторичности
«Имя розы» |
Концепт ризоморфности культуры и текста. Данный концепт реализуется в образе-метафоре библиотеки как лабиринта. Существование культуры как замкнутой структуры невозможно, потому что неизбежно в данной структуре возрастает энтропийный элемент и, как следствие, возрастает асистемность. Противоположный тип культурного сознания демонстрирует Вильгельм Баскервильский, персонаж, который стремится превратить библиотеку во взаимодействующую, открытую хаосу систему. Таким образом, роман демонстрирует взаимосвязь двух типов культурного мышления – ризоморфного и логоцентрического. Рассмотренным типам мышления соответствуют постмодернистские образы «культуры-ризомы» и «культуры-дерева». Первому типу соответствуют тексты с множественными интерпретациями и отсутствием телеологичности, второй характеризуется иерархией параметров, которые выстраиваются вокруг определенного идейного центра. В постмодернистском произведении, подобном «Имени розы» элементы текста не подчиняются идейному центу, так как постмодернистский текст принципиально аструктурен и асистемен. Подобная текстовая организация предполагает множественные варианты прочтения. Так, например, «Имя розы» можно прочитать как детективный роман, исторический роман и трактат по семиотике. Смысл в ризоморфном тексте не задается писателем, но моделируется самим читателем в процессе чтения. Роман «Имя розы», таким образом, характеризуют постмодернистские концепты, которые в тексте реализуются в форме постмодернистских метафор, причем, У. Эко выстраивает два ряда метафор: логоцентрический и ризоморфный. Логоцентрический: 1) «дерево»; 2) «корень»; 3) классический лабиринт; 4) словарь; 5) классическая книга. Ризоморфный: 1) ризома («трава»); 2) лабиринт-ризома; 3) энциклопедия Связь концепта с проблемой трансисторичности постмодернизма. В романе У. Эко моделирует стиль письма Адсона, который будучи средневековым монахом, использует ризоморфный стиль изложения событий. Таким образом, по У. Эко, ризома охватывает собой и тексты Средневековья. |
«Маятник Фуко» |
Постмодернистский концепт истории как симулякра и гиперинтерпретации. Данный концепт воплощается в романе при попытке персонажей перекодировать исторические тексты, наделить их телеологичностью и тем самым превратить тексты в закрытые системы с четко обозначенной целью. Персонажи в «Маятнике Фуко» моделируют тексты, которые исключают множественность интерпретаций. По Умберто Эко любой текст, который исключает вариации интерпретаций, комбинирование и коллажирование составляющих их элементов создает логоцентрическую модель культуры. Связь с концепцией трансисторичности постмодернизма. По у. Эко любой текст, который может принадлежать любой исторической эпохе при ограничении вариантов его прочтения становится текстом-симулякром. |
«Остров накануне» |
Постмодернистский
концепт трансисторичности Связь с концепцией трансисторичности постмодернизма. Стилизуя роман под различные произведения семнадцатого столетия, У. Эко реализует концепт транисисторичности постмодернизма. Открытые писателем феномены фрагментарности и сознания, которое выстраивается по канонам того или иного жанра, соответствует современному постмодернистскому сознанию. Современный постмодернизм оказывается всего лишь вариантом трансисторического постмодернизма, который воплощался в текстах Средневековья и эпохи барокко. |
«Баудолино» |
Концепты
истории-палимпсеста и истории- Связь с концепцией трансисторичности постмодернизма. По У. Эко, метод палимпсеста характерен не только для современных постмодернистских текстов, но и для текстов практически всех культурных эпох. Палимпсест оказывается трансисторическим концептом, в рамках которого различные культуры моделируют метанарративные тексты. |
Из приведенного
перечня постмодернистских конц
Художественные произведения Умберто Эко, как отмечают исследователи, являются художественным комментарием к теоретическим работам писателя. Ввиду того, что выявление постмодернистских концептов в романах писателя не завершено, исследования в этой области являются приоритетным направлением в литературоведении последнего времени.
Список использованной литературы:
Источники
Учебники, энциклопедии, словари
Исследовательская литература