Исторический и трансисторический постмодернизм в романах У. Эко «Имя Розы», «Маятник Фуко», «Остров Накануне», «Баудолино»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 19:17, дипломная работа

Описание

Творчество итальянского семиотика, литературоведа, писателя и философа Умберто Эко отражает основные тенденции современного постмодернизма. Современные исследователи отмечают, что художественные произведения писателя являются комментарием к его теоретическим работам в области культурологи, философии и семиотики: «...если пристально вчитаться в текст романа («Имя розы»), то станет очевидной органическая связь между ним и научными интересами его автора. Более того, сделается очевидным, что роман реализует те же концепции, которые питают научную мысль автора, что он представляет собой перевод семиотических и культурологических идей Умберто Эко на язык художественного текста. Это дает основание по-разному читать "Имя розы"» [Лотман 1992: 315].

Содержание

Введение....................................................................................................3
ГлаваⅠ. Роман «Имя розы» как ризоморфная модель культуры и текста...................................................................................................................11
ГлаваⅡ. Роман «Маятник Фуко» как воплощение концепта истории как симулякра и гиперинтерпретации..............................................................31
Глава Ⅲ. Роман «Остров накануне» как воплощение концепта трансисторичности постмодернизма...............................................................36
Глава Ⅳ. Роман «Баудолино» как воплощение постмодернистских концептов истории-палимпсеста и истории-нарратива.................................43
Заключение...............................................................................................60
Список использованной литературы.....................................................66

Работа состоит из  1 файл

Копия Диплом по Умберто Эко.doc

— 370.50 Кб (Скачать документ)

Постмодернистские концепты, которые фундируют принцип  трансисторичности постмодернизма в романах У. Эко:

 

«Имя  розы»

Концепт ризоморфности культуры и текста. Данный концепт реализуется в образе-метафоре библиотеки как лабиринта. Существование культуры как замкнутой структуры невозможно, потому что неизбежно в данной структуре возрастает энтропийный элемент и, как следствие, возрастает асистемность. Противоположный тип культурного сознания демонстрирует Вильгельм Баскервильский, персонаж, который стремится превратить библиотеку во взаимодействующую, открытую хаосу систему. Таким образом, роман демонстрирует взаимосвязь

двух типов культурного мышления – ризоморфного и логоцентрического. Рассмотренным типам мышления соответствуют постмодернистские образы «культуры-ризомы» и «культуры-дерева». Первому типу соответствуют тексты с множественными интерпретациями и отсутствием телеологичности, второй характеризуется иерархией параметров, которые выстраиваются вокруг определенного идейного центра. В постмодернистском произведении, подобном «Имени розы» элементы текста не подчиняются идейному центу, так как постмодернистский текст принципиально аструктурен и асистемен. Подобная текстовая организация предполагает множественные варианты прочтения. Так, например, «Имя розы» можно прочитать как детективный роман, исторический роман и трактат по семиотике. Смысл в ризоморфном тексте не задается писателем, но моделируется самим читателем в процессе чтения.

Роман «Имя розы», таким образом, характеризуют постмодернистские концепты, которые в тексте реализуются в форме постмодернистских метафор, причем, У. Эко выстраивает два ряда метафор: логоцентрический и ризоморфный.

Логоцентрический:

1) «дерево»;

2) «корень»;

3) классический  лабиринт;

4) словарь;

5) классическая  книга.

Ризоморфный:

1) ризома («трава»);

2) лабиринт-ризома;

3) энциклопедия

Связь концепта с проблемой трансисторичности  постмодернизма. В романе У. Эко моделирует стиль письма Адсона, который будучи средневековым монахом, использует ризоморфный стиль изложения событий. Таким образом, по У. Эко, ризома охватывает собой и тексты Средневековья.

«Маятник  Фуко»

Постмодернистский концепт истории как симулякра и гиперинтерпретации. Данный концепт воплощается в романе при попытке персонажей перекодировать исторические тексты, наделить их телеологичностью и тем самым превратить тексты в закрытые системы с четко обозначенной целью. Персонажи в «Маятнике Фуко» моделируют тексты, которые исключают множественность интерпретаций. По Умберто Эко любой текст, который исключает вариации интерпретаций, комбинирование и коллажирование составляющих их элементов создает логоцентрическую модель культуры.

Связь с концепцией трансисторичности постмодернизма. По у. Эко любой текст, который может принадлежать любой исторической эпохе при ограничении вариантов его прочтения становится текстом-симулякром.

«Остров накануне»

Постмодернистский концепт трансисторичности постмодернизма. Как пример трансисторичности постмодернизма в романе «Остров накануне» У. Эко выбирает эпоху барокко и находит в ней типично постмодернистские черты организации текста и сознания человека (коллажирование, визуальные симулякры, фрагментарность, полионтологичность). Произведение представляет собой имитацию (симулякр) стиля научных трактатов и художественных произведений эпохи барокко.

Связь с концепцией трансисторичности  постмодернизма. Стилизуя роман под различные произведения семнадцатого столетия, У. Эко реализует концепт транисисторичности постмодернизма. Открытые писателем феномены фрагментарности и сознания, которое выстраивается по канонам того или иного жанра, соответствует современному постмодернистскому сознанию. Современный постмодернизм оказывается всего лишь вариантом трансисторического постмодернизма, который воплощался в текстах Средневековья и эпохи барокко.

«Баудолино»

Концепты  истории-палимпсеста и истории-нарратива. В романе «Баудолино» Умберто Эко развивает концепцию истории как трансисторического палимпсеста. Главный персонаж романа упражняется в создании исторических текстов, которые моделирует по принципу палимпсеста: счистки оригинального текста и написания поверх него нового текста. При этом первоначальный текст полностью не стирается, но проступает через новый текст. Таким образом, между наложенными друг на друга текстами возникают хаотические взаимосвязи, комбинирование, коллажирование и, таким образом, моделируется новый смысл, в образовании которого участвует только означающее. В образе главного персонажа (Баудолино) У. Эко рисует черты скриптора – автора, пишущего тексты, который присущ любой культурной исторической эпохе.

Связь с концепцией трансисторичности  постмодернизма. По У. Эко, метод палимпсеста характерен не только для современных постмодернистских текстов, но и для текстов практически всех культурных эпох. Палимпсест оказывается трансисторическим концептом, в рамках которого различные культуры моделируют метанарративные тексты.


 

Из приведенного перечня постмодернистских концептов, которые воплотил в романах У. Эко, мы видим, что каждый из принципов связан с проблемой трансисторического и исторического постмодернизма. Проблему трансисторического постмодернизма Умберто Эко продолжает развивать в своих новых теоретических («Vertigo: Круговорот образов, понятий, предметов») и художественных («Таинственное пламя Царицы Лоаны») работах.

Художественные  произведения Умберто Эко, как отмечают исследователи, являются художественным комментарием к теоретическим работам писателя. Ввиду того, что выявление постмодернистских концептов в романах писателя не завершено, исследования в этой области являются приоритетным направлением в литературоведении последнего времени.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы:

 

Источники

 

  1. Эко У. Баудолино / Пер. с итал. Е. Костюкович. — СПб.: Симпозиум, 2007. — 544 с.
  2. Эко У.  Имя розы / Пер. с итал. Е. Костюкович. — СПб.: Симпозиум, 2007. — 632 с.
  3. Эко У.  Маятник Фуко / Пер. с итал. Е. Костюкович. — СПб.: Симпозиум, 2007. — 736 с.
  4. Эко У.  Остров накануне / Пер. с итал. Е. Костюкович. — СПб.: Симпозиум, 2006. — 477 с.
  5. Эко У.  Таинственное пламя царицы Лоаны / Пер. с итал. Е. Костюкович. — СПб.: Симпозиум, 2008. — 596 с.
  6. Эко У. Искусство и красота в средневековой эстетике / Пер. с итал. А. Шурбелева (Серия «Библиотека Средних веков»). — М.: Алетейя, 2003. — 256 с.
  7. Эко У. Открытое произведение / Пер. с итал. А. Шурбелева. — М.: Академический проект, 2004. — 384 с.
  8. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию / Пер. с итал. В. Резник и А. Погоняйло. — СПб.: Симпозиум, 2006. — 544 с.
  9. Эко У. Поиски совершенного языка в европейской культуре / Пер.с итал. А. Миролюбовой (Серия «Становление Европы»). — М.: Александрия, 2007. –  430 с.
  10. Эко У.  Поэтики Джойса / Пер. с итал. А. Коваля. — СПб.: Симпозиум, 2006. — 496 с.
  11. Эко У.  Пять эссе на темы этики / Пер. с итал. Е. Костюкович. — СПб.: Симпозиум, 2005. — 160 с.
  12. Эко У.  Роль читателя. Исследования по семиотике текста / Пер. с англ. и итал. С. Серебряного. — СПб.: Симпозиум, 2007. — 502 с.
  13. Эко У. Vertigo: Круговорот образов, понятий, предметов. – СЛОВО/SLOVO, 2010 – 408 с.
  14. Эко У.  Сказать почти то же самое. Опыты о переводе / Пер. с итал. А. Коваля. — СПб.: Симпозиум, 2006. — 576 с.
  15. Эко У.  Шесть прогулок в литературных лесах / Пер. с итал. А. Глебовской. — СПб.: Симпозиум, 2002. — 288 с.
  16. Эко У.  Эволюция средневековой эстетики / Пер. с итал. Ю. Ильина и А. Струковой (Серия «Художник и знаток»). — СПб.: Азбука-классика, 2004. — 288 с.
  17. Эко У.  Заметки на полях «Имени розы» / Пер. с итал. Е. Костюкович. — СПб.: Симпозиум, 1997. — 96 с.
  18. Эко У.  Картонки Минервы. Заметки на спичечных коробках / Пер. с итал. М. Визеля и А. Миролюбовой. — СПб.: Симпозиум, 2008. — 412 с.
  19. Эко У.  Полный назад! «Горячие войны» и популизм в СМИ / Пер. с итал. Е. Костюкович. — М.: Эксмо, 2007. — 592 с.
  20. Эко У. Потребление, поиск и образцовый читатель // Homo Ludens. Человек читающий. М., 1990
  21. История красоты/Под ред. У. Эко. — М.: Слово/Slovo, 2005. — 440 с.
  22. История уродства/Под ред. У. Эко. — М.: Слово/Slovo, 2007. — 456 с.

 

 

 

Учебники, энциклопедии, словари

 

  1. Усманова А. Р. Умберто Эко // Новейший философский словарь. Минск: Изд-во В. М. Скакун, 1998
  2. Постмодернизм. Энциклопедия.— Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом. 2001.— 1040с.— (Мир энциклопедий).

 

  1. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. / Под ред. В.В.Бычкова.— М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2003. — 607 с.
  2. Современный словарь-справочник по литературе/сост. И научн. ред.С.И. Кормилов. – М.: Олимп: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999. – 704 с.

 

Исследовательская литература

 

 

  1. Кнабе Г. С. Роман Умберто Эко «Маятник Фуко» и обязанность предупреждать // Кнабе Г. С. Избранные труды. Теория и история культуры. — М.-СПб., 2006, С. 952—961.
  2. Усманова А. Р.  Умберто Эко: парадоксы интерпретации. — Мн.: "Пропилеи", 2000. - 200 с.
  3. Средневековья Умберто Эко // Иностранная литература. 1994. № 1
  4. Инновация и повторение. Между эстетикой модерна и постмодерна //Философия эпохи постмодерна /Под ред. А. Р. Усмановой. Минск, 1996
  5. Лотман Ю. Внутри мыслящих миров. М.: Языки русской культуры, 1996, - 320 с.
  6. Жолковский А. Умберто Эко. Отсутствующая структура // Вопросы философии. 1970. № 2
  7. Козлов С. Умберто Эко. Lector in fabula. Интерпретативное сотрудничество в повествовательных текстах // Современная худо жественная литература за рубежом. 1982. № 1
  8. Костюкович Е. Умберто Эко. Имя розы II Современная художественная литература за рубежом. 1982. № 5
  9. Солоухина О. В. Концепции "читателя" в со временном западном литературоведении // Художественная рецепция и герменевтика / Под ред. Ю. Б. Борева. М., 1985
  10. Козлов С. Статьи об "Имени розы" // Современная художественная литература за рубежом. 1987. № 6
  11. Иванов В. В. Огонь и роза. Введение к "Имени розы" // Иностранная литература. 1988. № 8
  12. Чекалов К. Произведение искусства в теории культуры Умберто Эко // Искусство. 1988. № 5
  13. Козлов С. Умберто Эко. Маятник Фуко // Современная художественная литература за рубежом. 1989. № 2
  14. Лотман Ю. М. Выход из лабиринта // Эко У. Имя розы. М., 1989
  15. Костюкович Е. Маятник Фуко — маятник Эко... // Иностранная литература. 1989. № 10
  16. Усманова А. Р.Семиотическая модель универсума культуры в концепции Умберто Эко // Вестник Белорусского государственного университета. Серия 3. № 3. 1993
  17. Харт К. Постмодернизм – Пер. с англ. К. Ткаченко. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2006. – 272 с. – (Наука & Жизнь).
  18. А.Р.Усманова. Семиотическая модель универсума культуры в концепции Умберто Эко. – Вестник Белорусского государственного университета. Серия 3, № 3, 1993. С. 21-24
  19. Дамиано Ребеккини. "Умберто Эко на рубеже веков: от теории к практике" - "Новое Литературное Обозрение", №8, 2006
  20. "Переводя волшебное пламя" - "Новое Литературное Обозрение", №8, 2006
  21. Сергей Зенкин. "Семиолог в отсутствие структур" - "Новое Литературное Обозрение", №8, 2006
  22. Роман Умберто Эко «Маятник Фуко» и обязанность предупреждать Кнабе Г.С. Избранные труды. Теория и история культуры. - М.-СПб.: Летний сад; М.: РОССПЭН, 2006, с. 952-961

 

  1.  Ли Маршалл, Умберто Эко. Под Сетью. – «Искусство кино», 1997, № 9

 

  1.  Р. Барт. От произведения к тексту. - В кн.: Р. Барт. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М., Прогресс, 1989, с. 415

 

  1.  Затонкий Д. Постмодернизм в историческом интерьере //Вопросы литературы.- 1996.-№3.- с. 182-205

 

  1.  Андреев Л. Художественный синтез и постмодернизм //Вопросы литературы.-2001.- №1.- с.3-38

 

  1.  Рейнгольд С. «Отравить монаха» или человеческие ценности по Умберто Эко //Иностранная литература. -1994.-№4.

 

  1.  Травина Е. Умберто Эко // Реальность - фантазия, в которую верят. Вопросы литературы. 1996 №5

 

  1.  Бодрийяр Ж. Пароли. От фрагмента к фрагменту/Пер. с франц. Н. Суслова.—Екатерин-бург:У-Фактория,2006.—199с. 
  2. Барт Р. Семиология как приключение // Мировое древо. 1993. № 2

 

  1.  Липовецкий М. Апофеоз частиц, или диалоги с хаосом. //Знамя, 1992.-№8. С.214-224

 

  1.  Эпштейн М. После будущего. О новом сознании в литературе. // Знамя, 1991. – №1. – С.217-231

 

  1.  Курицын В. К ситуации постмодернизма. //НЛО, 1995. - №11. – С.197-223

 

  1.  Курицын В. Постмодернизм: новая первобытная культура. //Новый мир, 1992. - №2. – С.225 –232
  2. Барт Р. S/Z. Пер. с фр. 2-е изд., испр. Под ред. Г. К. Косикова. — М.: Эдиториал УРСС, 2001. - 232 с.
  3. Барт Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика: Пер. с фр. / Сост., общ. ред. и вступ. ст. Г. К. Косикова.— М.: Прогресс, 1989—616 с
  4. Руднев В.П. Прочь от реальности: Исследования по философии текста. - М.: «Аграф», 2000. - 432 с
  5. Куайн, У. В. О. Онтологическая относительность / Сокр. пер. А. А. Печенкина // Современная философия науки. — М., 1996. — С.40—61
  6. Куайн, У. В. О. Слово и объект / Пер. с англ. А. З. Черняк, Т. А. Дмитриев. — М.: Праксис; Логос, 2000. — 386 с.
  7. Куайн, У. В. О. Ещё раз о неопределенности перевода // Логос. — 2005. — № 2. — С. 28—41
  8. Е. Костюкович. Ирония, точность, поп-эффект (к заметке М.Л. Гаспарова о переводе романа У. Эко «Баудолино»)//НЛО. – 2004. - №70.
  9. К. Д. Скрипник, Л. А. Штомпель, О. М. Штомпель. Умберто Эко. – МарТ – 2006. - 112 с.
  10. Подорога В. Власть и культура. Проблематика власти в политической философии современной Франции // Новое в современной западной культурологии. М.: ИФАН, 1983. – 240 с.
  11. Хорхе Л.Б. Расследование. – Амфора, 2009. – 464 с.
  12. Лотман М.Ю. Избранные статьи в трех томах. – Александра, 1992 – 480 с.
  13. Лотман Ю. Выход из лабиринта //Эко У. Имя розы. - М:  Книжная  палата,   1989.- с.468-481.

 

  1. Маньковская Н. Б. Париж со змеями (Введение в эстетику постмодернизма). — М.: ИФРАН, 1995

 

  1. Курицын В. К ситуации постмодернизма // Нов. лит. обозрение. 1995. №11.
  2. Синявский А. "Я" и "Они": О крайних формах общения в условиях одиночества // Странник. 1991. Вып. 2.
  3. Керимов Т. X. Постмодернизм // Современный философский словарь. — М.; Бишкек; Екатеринбург: Одиссей, 1996.
  4. Скоропанова И.С. Русская постмодернистская литература: Учеб. пособие. - 3-е изд., изд., и доп. — М.: Флинта: Наука, 2001. — 608 с.
  5. Ивбулис В. Модернизм и постмодернизм: идейно-эстетические поиски на Западе. - М.: Знание. 1988. № 12.

 

 

 

 


Информация о работе Исторический и трансисторический постмодернизм в романах У. Эко «Имя Розы», «Маятник Фуко», «Остров Накануне», «Баудолино»