Любовная лирика А.Ахматовой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 16:25, курсовая работа

Описание

На рубеже прошлого и нынешнего столетий, хотя и не буквально хронологически,
накануне революции, в эпоху, потрясенную двумя мировыми войнами, в России
возникла и сложилась, может быть, самая значительная во всей мировой
литературе нового времени "женская" поэзия - поэзия Анны Ахматовой.
Ближайшей аналогией, которая возникла уже у первых ее критиков, оказалась
древнегреческая певица любви Сапфо: русской Сапфо часто называли молодую
Ахматову.

Содержание

Первые шаги....................................................................1
Романность в лирике Ахматовой..................................................3
Загадка популярности любовной лирики Ахматовой.................................9
"Великая земная любовь" в лирике у Ахматовой..................................11
Роль деталей в стихах о любви у Ахматовой.....................................14
Пушкин и Ахматова.............................................................17
Больная и неспокойная любовь..................................................19
Любовная лирика у Ахматовой в 20-е и 30-е годы................................22

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 55.85 Кб (Скачать документ)

КУРСОВАЯ 

     ПО  ТЕМЕ:    Творчество Анны

Ахматовой.

Художественное cвоеобразие      любовной лирики.

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

     РАБОТУ  ВЫПОЛНИЛА: УЧАЩАЯСЯ ВЕЧЕРНЕГО  ОТДЕЛЕНИЯ, 

     ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО  ФАКУЛЬТЕТА.

     МАЛОВА  Е.М.

                               Содержание:                              

Первые шаги....................................................................1

Романность в лирике Ахматовой..................................................3

Загадка популярности любовной лирики Ахматовой.................................9

"Великая земная  любовь" в лирике у Ахматовой..................................11

Роль деталей в  стихах о любви у Ахматовой.....................................14

Пушкин и Ахматова.............................................................17

Больная и неспокойная  любовь..................................................19

Любовная лирика у Ахматовой в 20-е и 30-е годы................................22

                               ПЕРВЫЕ ШАГИ                              

На рубеже  прошлого и нынешнего столетий, хотя и не буквально хронологически,

накануне революции, в эпоху, потрясенную двумя мировыми войнами, в России

возникла и сложилась, может быть, самая значительная во всей мировой

литературе нового времени "женская" поэзия - поэзия Анны  Ахматовой.

Ближайшей аналогией, которая  возникла  уже у первых ее критиков, оказалась

древнегреческая певица любви Сапфо: русской Сапфо часто  называли молодую

Ахматову.

Анна Андреевна  Горенко родилась 11(23)июня 1889 года под  Одессой. Годовалым

ребенком она была перевезена в Царское Село, где  прожила до шестнадцати лет.

Первые воспоминания Ахматовой были царскосельскими: "...зеленое, сырое

великолепие парков, выгон,  куда меня водила няня,  ипподром,  где скакали

маленькие пестрые  лошадки, старый вокзал..." Училась  Анна в  Царскосельской

женской гимназии. Пишет  об этом так: "Училась я сначала  плохо, потом гораздо

лучше, но всегда неохотно".  В 1907 году Ахматова оканчивает  Фундуклеевскую

гимназию  в  Киеве, потом поступает на юридический  факультет Высших женских

курсов.  Начало же 10-ых годов было отмечено в судьбе Ахматовой важными

событиями: она  вышла  замуж  за  Николая Гумилева, обрела дружбу с

художником Амадео Модильяни, а весной 1912года вышел  ее первый сборник стихов

"Вечер", принесший  Ахматовой мгновенную славу.  Сразу же она была дружно

поставлена критиками  в ряд самых больших русских  поэтов.  Ее книги стали

литературным событием. Чуковский писал, что Ахматову встретили

"необыкновенные, неожиданно шумные триумфы".  Ее стихи были не только

услышаны, их затверживали, цитировали в разговорах, переписывали в альбомы,

ими даже объяснялись  влюбленные.  "Вся Россия, - отмечал  Чуковский, -

запомнила ту  перчатку, о  которой говорит у Ахматовой  отвергнутая женщина,

уходя от того, кто  оттолкнул ее".

" Так  беспомощно  грудь холодела,

Но шаги мои были легки.

Я на правую руку надела

Перчатку  с  левой  руки".

Песня последней  встречи.

                           РОМАННОСТЬ В ЛИРИКЕ                          

                                АХМАТОВОЙ                               

Лирика “серебряного”  века многообразна и музыкальна. Сам  эпитет “серебряный”

звучит, как колокольчик. Серебряный век -  это целое созвездие  поэтов. Поэтов

-  музыкантов. Стихи  “серебряного” века - это музыка  слов. В этих стихах не

было ни одного лишнего  звука, ни одной ненужной запятой, не к месту

поставленной точки. Все продуманно, четко и . . . музыкально. Также

использовались различные  стили в литературе. Акмеизм  -  стиль,   придуманный

и основанный Гумилевым, подразумевал отражение реальности легкими и емкими

словами. Этот стиль  был использован  в поэзии Ахматовой.

Лирика Ахматовой  периода ее первых книг ("Вечер", "Четки", "Белая стая")-

почти исключительно  лирика любви.  Ее новаторство как  художника проявилось

первоначально именно в этой традиционно вечной, многократно  и,  казалось бы

до конца разыгранной  теме.

Если перечитать ее ранние стихи, в том числе и  те, что собраны в первой книге

«Вечер», считающейся  насквозь петербургской, то мы невольно удивимся, как

много в них южных, морских реминисценций. Можно сказать, что внутренним

слухом благодарной  памяти она на протяжении всей своей  долгой жизни постоянно

улавливала никогда  полностью не замиравшее для нее  эхо Черного моря.

В своей первой поэме— «У самого моря», написанной в 1914 году в усадьбе

Слепнево (Тверская губ.), она воссоздала поэтическую  атмосферу Причерноморья,

соединив ее со сказкой  о любви:

                          Бухты изрезали низкий берег,                         

Все паруса убежали  в море,

А я сушила соленую  косу

За версту от земли  на плоском камне.

Ко мне приплывала зеленая рыба,

Ко мне прилетала  белая чайка,

А я была дерзкой, злой и веселой

И вовсе не знала, что это — счастье.

В песок зарывала желтое платье,

Чтоб ветер не сдул, не унес бродяга,

И уплывала далеко в  море,

На темных, теплых волнах лежала.

Когда возвращалась, маяк с востока

Уже сиял переменным светом,

И мне монах у  ворот Херсонеса Говорил:

Что ты бродишь ночью?

...Я с рыбаками  дружбу водила.

Под опрокинутой  лодкой часто

Во время ливня  с ними сидела,

Про море слушала, запоминала,

Каждому слову тайно  веря.

И очень ко мне  рыбаки привыкли.

Если меня на пристани нету,

Старший за мною слал девчонку,

И та кричала: «Наши  вернулись!

Нынче мы камбалу  жарить будем»...

Новизна любовной  лирики Ахматовой бросилась в  глаза современникам чуть ли не

с первых ее  стихов, опубликованных  еще  в  "Аполлоне", но, к  сожалению,

тяжелое  знамя  акмеизма, под  которое встала молодая  поэтесса,  долгое время

как бы драпировало  в глазах многих ее истинный, оригинальный  облик и

заставляло  постоянно  соотносить  ее  стихи то с акмеизмом, то с

символизмом, то с  теми или иными почему-либо выходившими  на первый план

лингвистическими  или литературоведческими теориями.

Выступавший на вечере Ахматовой (в Москве в 1924 году), Леонид Гроссман

остроумно  и справедливо  говорил:  "Сделалось почему - то модным проверять

новые теории языковедения и новейшие направления стихологии на  "Четках" и

"Белой стае". Вопросы всевозможных сложных  и трудных дисциплин начали

разрешаться специалистами  на хрупком и тонком  материале  этих  замечательных

образцов  любовной  элегии. К  поэтессе можно было применить  горестный стих

Блока:  ее лирика стала "достоянием доцента". Это,  конечно,  почетно и для

всякого поэта совершенно неизбежно,  но это менее всего  захватывает то не

повторяемое выражение  поэтического лица, которое дорого бесчисленным

читательским поколениям".

И действительно,  две вышедшие в 20-х годах книги  об Ахматовой, одна из

которых  принадлежала В.Виноградову, а другая Б.Эйхенбауму, почти не

раскрывали читателю ахматовскую поэзию как явление  искусства, то есть

воплотившегося  в слове человеческого содержания. Книга Эйхенбаума, по

сравнению с работой  Виноградова, конечно, давала несравненно  больше

возможностей составить  себе представление об Ахматовой - художнике  и

человеке.

Важнейшей и, может  быть, наиболее интересной мыслью Эйхенбаума  было  его

соображение о "романности" ахматовской лирики, о том, что  каждая  книга  ее

стихов представляет собой как бы лирический роман, имеющий  к тому же в своем

генеалогическом  древе  русскую  реалистическую  прозу.  Доказывая  эту

мысль, он писал в  одной из своих рецензий:  "Поэзия Ахматовой - сложный

лирический роман.  Мы можем проследить разработку образующих его

повествовательных  линий, можем  говорить об его композиции, вплоть до

соотношения отдельных  персонажей. При переходе от одного сборника к другому

мы испытывали  характерное чувство интереса к  сюжету - к тому, как разовьется

этот роман".

О "романности"  лирики  Ахматовой  интересно  писал  и  Василий

Гиппиус(1918). Он видел  разгадку успеха и влияния Ахматовой  (а в поэзии уже

появились ее подголоски) и вместе с тем объективное  значение ее любовной

лирики  в  том, что  эта  лирика пришла на смену  умершей или задремавшей в  то

время форме романа.  И действительно,  рядовой читатель может  недооценить

звукового и ритмического богатства таких, например, строк: "и  столетие мы

лелеем еле слышный  шорох шагов", - но он не может не  плениться  своеобразием

этих повестей - миниатюр,  где в немногих строках рассказана драма.  Такие

миниатюры - рассказ  о сероглазой девочке и убитом короле и рассказ о

прощании  у ворот (стихотворение "Сжала руки под  темной вуалью... "),

напечатанный в  первый же год литературной известности  Ахматовой.

Потребность в романе - потребность, очевидно, насущная.  Роман стал

необходимым элементом  жизни, как лучший сок, извлекаемый, говоря словами

Лермонтова, из каждой ее радости.  В нем увековечивались  сердца с

неприходящими особенностями, и круговорот идей,  и неуловимый фон милого

быта.  Ясно, что  роман помогает жить.  Но роман  в прежних формах, роман, как

плавная и многоводная  река,  стал встречаться все реже, стал меняться

сначала  стремительными  ручейками("новелла"),а  там  и мгновенными

"гейзерами".  Примеры можно найти,  пожалуй,  у всех поэтов: так, особенно

близок ахматовской  современности  лермонтовский  "роман"  - "Ребенку", с его

загадками, намеками и недомолвками. В этом роде искусства, в лирическом

романе - миниатюре, в поэзии  "гейзеров"  Анна Ахматова достигла большого

мастерства.  Вот  один из таких романов:

Информация о работе Любовная лирика А.Ахматовой