Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 16:25, курсовая работа
На рубеже прошлого и нынешнего столетий, хотя и не буквально хронологически,
накануне революции, в эпоху, потрясенную двумя мировыми войнами, в России
возникла и сложилась, может быть, самая значительная во всей мировой
литературе нового времени "женская" поэзия - поэзия Анны Ахматовой.
Ближайшей аналогией, которая возникла уже у первых ее критиков, оказалась
древнегреческая певица любви Сапфо: русской Сапфо часто называли молодую
Ахматову.
Первые шаги....................................................................1
Романность в лирике Ахматовой..................................................3
Загадка популярности любовной лирики Ахматовой.................................9
"Великая земная любовь" в лирике у Ахматовой..................................11
Роль деталей в стихах о любви у Ахматовой.....................................14
Пушкин и Ахматова.............................................................17
Больная и неспокойная любовь..................................................19
Любовная лирика у Ахматовой в 20-е и 30-е годы................................22
КУРСОВАЯ
ПО ТЕМЕ: Творчество Анны
Ахматовой.
Художественное cвоеобразие любовной лирики.
РАБОТУ ВЫПОЛНИЛА: УЧАЩАЯСЯ ВЕЧЕРНЕГО ОТДЕЛЕНИЯ,
ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА.
МАЛОВА Е.М.
Содержание:
Первые шаги...................
Романность в лирике
Ахматовой.....................
Загадка популярности
любовной лирики Ахматовой.....................
"Великая земная
любовь" в лирике у Ахматовой..........
Роль деталей в
стихах о любви у Ахматовой...........
Пушкин и Ахматова.............
Больная и неспокойная
любовь........................
Любовная лирика
у Ахматовой в 20-е и 30-е годы.....................
ПЕРВЫЕ ШАГИ
На рубеже прошлого и нынешнего столетий, хотя и не буквально хронологически,
накануне революции, в эпоху, потрясенную двумя мировыми войнами, в России
возникла и сложилась, может быть, самая значительная во всей мировой
литературе нового времени "женская" поэзия - поэзия Анны Ахматовой.
Ближайшей аналогией, которая возникла уже у первых ее критиков, оказалась
древнегреческая певица любви Сапфо: русской Сапфо часто называли молодую
Ахматову.
Анна Андреевна Горенко родилась 11(23)июня 1889 года под Одессой. Годовалым
ребенком она была перевезена в Царское Село, где прожила до шестнадцати лет.
Первые воспоминания Ахматовой были царскосельскими: "...зеленое, сырое
великолепие парков, выгон, куда меня водила няня, ипподром, где скакали
маленькие пестрые лошадки, старый вокзал..." Училась Анна в Царскосельской
женской гимназии. Пишет об этом так: "Училась я сначала плохо, потом гораздо
лучше, но всегда неохотно". В 1907 году Ахматова оканчивает Фундуклеевскую
гимназию в Киеве, потом поступает на юридический факультет Высших женских
курсов. Начало же 10-ых годов было отмечено в судьбе Ахматовой важными
событиями: она вышла замуж за Николая Гумилева, обрела дружбу с
художником Амадео Модильяни, а весной 1912года вышел ее первый сборник стихов
"Вечер", принесший Ахматовой мгновенную славу. Сразу же она была дружно
поставлена критиками в ряд самых больших русских поэтов. Ее книги стали
литературным событием. Чуковский писал, что Ахматову встретили
"необыкновенные, неожиданно шумные триумфы". Ее стихи были не только
услышаны, их затверживали, цитировали в разговорах, переписывали в альбомы,
ими даже объяснялись влюбленные. "Вся Россия, - отмечал Чуковский, -
запомнила ту перчатку, о которой говорит у Ахматовой отвергнутая женщина,
уходя от того, кто оттолкнул ее".
" Так беспомощно грудь холодела,
Но шаги мои были легки.
Я на правую руку надела
Перчатку с левой руки".
Песня последней встречи.
РОМАННОСТЬ В ЛИРИКЕ
Лирика “серебряного” века многообразна и музыкальна. Сам эпитет “серебряный”
звучит, как колокольчик. Серебряный век - это целое созвездие поэтов. Поэтов
- музыкантов. Стихи “серебряного” века - это музыка слов. В этих стихах не
было ни одного лишнего звука, ни одной ненужной запятой, не к месту
поставленной точки. Все продуманно, четко и . . . музыкально. Также
использовались различные стили в литературе. Акмеизм - стиль, придуманный
и основанный Гумилевым, подразумевал отражение реальности легкими и емкими
словами. Этот стиль был использован в поэзии Ахматовой.
Лирика Ахматовой периода ее первых книг ("Вечер", "Четки", "Белая стая")-
почти исключительно лирика любви. Ее новаторство как художника проявилось
первоначально именно в этой традиционно вечной, многократно и, казалось бы
до конца разыгранной теме.
Если перечитать ее ранние стихи, в том числе и те, что собраны в первой книге
«Вечер», считающейся насквозь петербургской, то мы невольно удивимся, как
много в них южных, морских реминисценций. Можно сказать, что внутренним
слухом благодарной памяти она на протяжении всей своей долгой жизни постоянно
улавливала никогда полностью не замиравшее для нее эхо Черного моря.
В своей первой поэме— «У самого моря», написанной в 1914 году в усадьбе
Слепнево (Тверская губ.), она воссоздала поэтическую атмосферу Причерноморья,
соединив ее со сказкой о любви:
Бухты изрезали низкий берег,
Все паруса убежали в море,
А я сушила соленую косу
За версту от земли на плоском камне.
Ко мне приплывала зеленая рыба,
Ко мне прилетала белая чайка,
А я была дерзкой, злой и веселой
И вовсе не знала, что это — счастье.
В песок зарывала желтое платье,
Чтоб ветер не сдул, не унес бродяга,
И уплывала далеко в море,
На темных, теплых волнах лежала.
Когда возвращалась, маяк с востока
Уже сиял переменным светом,
И мне монах у ворот Херсонеса Говорил:
Что ты бродишь ночью?
...Я с рыбаками дружбу водила.
Под опрокинутой лодкой часто
Во время ливня с ними сидела,
Про море слушала, запоминала,
Каждому слову тайно веря.
И очень ко мне рыбаки привыкли.
Если меня на пристани нету,
Старший за мною слал девчонку,
И та кричала: «Наши вернулись!
Нынче мы камбалу жарить будем»...
Новизна любовной лирики Ахматовой бросилась в глаза современникам чуть ли не
с первых ее стихов, опубликованных еще в "Аполлоне", но, к сожалению,
тяжелое знамя акмеизма, под которое встала молодая поэтесса, долгое время
как бы драпировало в глазах многих ее истинный, оригинальный облик и
заставляло постоянно соотносить ее стихи то с акмеизмом, то с
символизмом, то с теми или иными почему-либо выходившими на первый план
лингвистическими или литературоведческими теориями.
Выступавший на вечере Ахматовой (в Москве в 1924 году), Леонид Гроссман
остроумно и справедливо говорил: "Сделалось почему - то модным проверять
новые теории языковедения и новейшие направления стихологии на "Четках" и
"Белой стае". Вопросы всевозможных сложных и трудных дисциплин начали
разрешаться специалистами на хрупком и тонком материале этих замечательных
образцов любовной элегии. К поэтессе можно было применить горестный стих
Блока: ее лирика стала "достоянием доцента". Это, конечно, почетно и для
всякого поэта совершенно неизбежно, но это менее всего захватывает то не
повторяемое выражение поэтического лица, которое дорого бесчисленным
читательским поколениям".
И действительно, две вышедшие в 20-х годах книги об Ахматовой, одна из
которых принадлежала В.Виноградову, а другая Б.Эйхенбауму, почти не
раскрывали читателю ахматовскую поэзию как явление искусства, то есть
воплотившегося
в слове человеческого
сравнению с работой Виноградова, конечно, давала несравненно больше
возможностей составить себе представление об Ахматовой - художнике и
человеке.
Важнейшей и, может быть, наиболее интересной мыслью Эйхенбаума было его
соображение о "романности" ахматовской лирики, о том, что каждая книга ее
стихов представляет собой как бы лирический роман, имеющий к тому же в своем
генеалогическом древе русскую реалистическую прозу. Доказывая эту
мысль, он писал в одной из своих рецензий: "Поэзия Ахматовой - сложный
лирический роман. Мы можем проследить разработку образующих его
повествовательных линий, можем говорить об его композиции, вплоть до
соотношения отдельных персонажей. При переходе от одного сборника к другому
мы испытывали характерное чувство интереса к сюжету - к тому, как разовьется
этот роман".
О "романности" лирики Ахматовой интересно писал и Василий
Гиппиус(1918). Он видел разгадку успеха и влияния Ахматовой (а в поэзии уже
появились ее подголоски) и вместе с тем объективное значение ее любовной
лирики в том, что эта лирика пришла на смену умершей или задремавшей в то
время форме романа. И действительно, рядовой читатель может недооценить
звукового и ритмического богатства таких, например, строк: "и столетие мы
лелеем еле слышный шорох шагов", - но он не может не плениться своеобразием
этих повестей - миниатюр, где в немногих строках рассказана драма. Такие
миниатюры - рассказ о сероглазой девочке и убитом короле и рассказ о
прощании у ворот (стихотворение "Сжала руки под темной вуалью... "),
напечатанный в первый же год литературной известности Ахматовой.
Потребность в романе - потребность, очевидно, насущная. Роман стал
необходимым элементом жизни, как лучший сок, извлекаемый, говоря словами
Лермонтова, из каждой ее радости. В нем увековечивались сердца с
неприходящими особенностями, и круговорот идей, и неуловимый фон милого
быта. Ясно, что роман помогает жить. Но роман в прежних формах, роман, как
плавная и многоводная река, стал встречаться все реже, стал меняться
сначала стремительными ручейками("новелла"),а там и мгновенными
"гейзерами". Примеры можно найти, пожалуй, у всех поэтов: так, особенно
близок ахматовской современности лермонтовский "роман" - "Ребенку", с его
загадками, намеками и недомолвками. В этом роде искусства, в лирическом
романе - миниатюре, в поэзии "гейзеров" Анна Ахматова достигла большого
мастерства. Вот один из таких романов: