Любовная лирика А.Ахматовой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 16:25, курсовая работа

Описание

На рубеже прошлого и нынешнего столетий, хотя и не буквально хронологически,
накануне революции, в эпоху, потрясенную двумя мировыми войнами, в России
возникла и сложилась, может быть, самая значительная во всей мировой
литературе нового времени "женская" поэзия - поэзия Анны Ахматовой.
Ближайшей аналогией, которая возникла уже у первых ее критиков, оказалась
древнегреческая певица любви Сапфо: русской Сапфо часто называли молодую
Ахматову.

Содержание

Первые шаги....................................................................1
Романность в лирике Ахматовой..................................................3
Загадка популярности любовной лирики Ахматовой.................................9
"Великая земная любовь" в лирике у Ахматовой..................................11
Роль деталей в стихах о любви у Ахматовой.....................................14
Пушкин и Ахматова.............................................................17
Больная и неспокойная любовь..................................................19
Любовная лирика у Ахматовой в 20-е и 30-е годы................................22

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 55.85 Кб (Скачать документ)

Недаром в одном  из посвященных ей стихотворении  Н.  Гумилева  Ахматова

изображена с молниями в руке:

Она светла в часы томлений

И держит молнии в  руке,

И четки сны ее, как тени

На райском огненном песке.

                                ЗАКЛЮЧЕНИЕ                               

Если расположить  любовные стихи Ахматовой в определенном порядке, можно

построить целую  повесть со множеством  мизансцен,  перипетий,  действующих

лиц,  случайных  и неслучайных происшествий.  Встречи и разлуки,  нежность,

чувство вины, разочарование, ревность, ожесточение, истома, поющая в сердце

радость,  несбывшиеся  ожидания,  самоотверженность, гордыня, грусть – в каких

только гранях и  изломах мы не видим любовь на  страницах ахматовских книг.

В лирической героине  стихов Ахматовой,  в душе самой  поэтессы постоянно жила

жгучая,  требовательная мечта о любви истинно высокой, ничем не искаженной.

Любовь у Ахматовой - грозное,  повелительное, нравственно  чистое,

всепоглощающее чувство, заставляющее вспомнить библейскую строку: "Сильна,

как смерть, любовь - и стрелы

А. А. Ахматова творила  в очень сложное время, время  катастроф и социальных

потрясений, революций  и войн. Поэтам в России в ту бурную эпоху, когда люди

забывали, что такое  свобода, часто приходилось выбирать между свободным

творчеством и жизнью.

Но, несмотря на все  эти обстоятельства, поэты по-прежнему продолжали творить

чудеса: создавались  чудесные строки и строфы. Источником вдохновения для

Ахматовой стали  Родина, Россия, поруганная, но от этого  ставшая еще ближе и

роднее.

Так что в известном  смысле Ахматова была и революционным  поэтом.

Но она всегда оставалась и поэтом традиционным, поставившим себя под знамена

русской классики, прежде всего, Пушкина. Освоение пушкинского  мира

продолжалось всю  жизнь.

Есть центр, который  как бы сводит к себе весь остальной  мир поэзии,

оказывается основным нервом, идеей и принципом. Это  любовь.

Стихия женской  души неизбежно должна была начаться с такого заявления себя в

любви. В одном  из своих стихотворений Ахматова называла любовь "пятым

временем года". Чувство, само по себе острое и необычайное, получает

дополнительную остроту, проявляясь в предельном, кризисном  выражении - взлета

или падения, первой встречи или совершившегося разрыва, смертельной опасности

или смертельной  тоски, потому Ахматова так тяготеет к лирической новелле с

неожиданным, часто  прихотливо-капризным концом психологического сюжета и к

необычностям лирической баллады, жутковатой и таинственной ("Город сгинул",

"Новогодняя баллада"). Обычно ее стихи - начало драмы,  или только ее

кульминация, или  еще чаще финал и окончание. И  здесь она опиралась на богатый

опыт русской уже  не только поэзии, но и прозы:

"Слава тебе, безысходная  боль,

Умер вчера сероглазый король.

..............................

...А за окном  шелестят тополя:

Нет на земле твоего короля".

Стихи Ахматовой  несут особую стихию любви-жалости:

"О нет, я  не тебя любила,

Палила сладостным огнем,

Так объясни, какая  сила

В печальном имени  твоем".

Ахматовские стихи, «где каждый шаг – секрет» - где  «пропасти налево и

направа», в которых  ирреальность, туман и зазеркалье сочетались с абсолютной

психологической и  даже бытовой, вплоть до интерьера, достоверностью,

засятавляли говорить о «загадке Ахматовой». Какое-то время  даже казалось, что

так, как она, вообще не писал никто и никогда. Лишь постепенно увидели, что

лирика Ахматовой  имеет глубокие и широко разветвленные  корни, уходящие не

только в русскую  классиечскую поэзию, но и в психологочискую  прозу Гоголя и

Толстого, а также  активно захватывает пласты общемировой  словесной культуры.

Информация о работе Любовная лирика А.Ахматовой