Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 16:25, курсовая работа
На рубеже прошлого и нынешнего столетий, хотя и не буквально хронологически,
накануне революции, в эпоху, потрясенную двумя мировыми войнами, в России
возникла и сложилась, может быть, самая значительная во всей мировой
литературе нового времени "женская" поэзия - поэзия Анны Ахматовой.
Ближайшей аналогией, которая возникла уже у первых ее критиков, оказалась
древнегреческая певица любви Сапфо: русской Сапфо часто называли молодую
Ахматову.
Первые шаги....................................................................1
Романность в лирике Ахматовой..................................................3
Загадка популярности любовной лирики Ахматовой.................................9
"Великая земная любовь" в лирике у Ахматовой..................................11
Роль деталей в стихах о любви у Ахматовой.....................................14
Пушкин и Ахматова.............................................................17
Больная и неспокойная любовь..................................................19
Любовная лирика у Ахматовой в 20-е и 30-е годы................................22
Недаром в одном из посвященных ей стихотворении Н. Гумилева Ахматова
изображена с молниями в руке:
Она светла в часы томлений
И держит молнии в руке,
И четки сны ее, как тени
На райском огненном песке.
Если расположить любовные стихи Ахматовой в определенном порядке, можно
построить целую повесть со множеством мизансцен, перипетий, действующих
лиц, случайных и неслучайных происшествий. Встречи и разлуки, нежность,
чувство вины, разочарование, ревность, ожесточение, истома, поющая в сердце
радость, несбывшиеся ожидания, самоотверженность, гордыня, грусть – в каких
только гранях и изломах мы не видим любовь на страницах ахматовских книг.
В лирической героине стихов Ахматовой, в душе самой поэтессы постоянно жила
жгучая, требовательная мечта о любви истинно высокой, ничем не искаженной.
Любовь у Ахматовой - грозное, повелительное, нравственно чистое,
всепоглощающее чувство, заставляющее вспомнить библейскую строку: "Сильна,
как смерть, любовь - и стрелы
А. А. Ахматова творила в очень сложное время, время катастроф и социальных
потрясений, революций и войн. Поэтам в России в ту бурную эпоху, когда люди
забывали, что такое свобода, часто приходилось выбирать между свободным
творчеством и жизнью.
Но, несмотря на все эти обстоятельства, поэты по-прежнему продолжали творить
чудеса: создавались чудесные строки и строфы. Источником вдохновения для
Ахматовой стали Родина, Россия, поруганная, но от этого ставшая еще ближе и
роднее.
Так что в известном смысле Ахматова была и революционным поэтом.
Но она всегда оставалась и поэтом традиционным, поставившим себя под знамена
русской классики, прежде всего, Пушкина. Освоение пушкинского мира
продолжалось всю жизнь.
Есть центр, который как бы сводит к себе весь остальной мир поэзии,
оказывается основным нервом, идеей и принципом. Это любовь.
Стихия женской души неизбежно должна была начаться с такого заявления себя в
любви. В одном из своих стихотворений Ахматова называла любовь "пятым
временем года". Чувство, само по себе острое и необычайное, получает
дополнительную остроту, проявляясь в предельном, кризисном выражении - взлета
или падения, первой встречи или совершившегося разрыва, смертельной опасности
или смертельной тоски, потому Ахматова так тяготеет к лирической новелле с
неожиданным, часто прихотливо-капризным концом психологического сюжета и к
необычностям лирической баллады, жутковатой и таинственной ("Город сгинул",
"Новогодняя баллада"). Обычно ее стихи - начало драмы, или только ее
кульминация, или еще чаще финал и окончание. И здесь она опиралась на богатый
опыт русской уже не только поэзии, но и прозы:
"Слава тебе, безысходная боль,
Умер вчера сероглазый король.
..............................
...А за окном шелестят тополя:
Нет на земле твоего короля".
Стихи Ахматовой несут особую стихию любви-жалости:
"О нет, я не тебя любила,
Палила сладостным огнем,
Так объясни, какая сила
В печальном имени твоем".
Ахматовские стихи, «где каждый шаг – секрет» - где «пропасти налево и
направа», в которых ирреальность, туман и зазеркалье сочетались с абсолютной
психологической и даже бытовой, вплоть до интерьера, достоверностью,
засятавляли говорить о «загадке Ахматовой». Какое-то время даже казалось, что
так, как она, вообще не писал никто и никогда. Лишь постепенно увидели, что
лирика Ахматовой имеет глубокие и широко разветвленные корни, уходящие не
только в русскую классиечскую поэзию, но и в психологочискую прозу Гоголя и
Толстого, а также активно захватывает пласты общемировой словесной культуры.