Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 14:45, курсовая работа
Лермонтов — одно из самых высоких, героических имен в русской литературе. Читатель Лермонтова при первом же соприкосновении с творчеством поэта ощущает себя стоящим у порога огромного и неповторимого поэтического мира. Этот мир поражает и завораживает своей таинственной глубиной и мощью, своим мужественным трагическим строем. В этом мире господствует ни на что не похожий, но безошибочно узнаваемый «лермонтовский элемент» (
Введение…………………………………………………………….. 3
1 Дефиниция понятия «мотив»……………………………………. 6
2 Особенности реализации мотива счастья в ранней лирике М.Ю. Лермонтова……….………………………………………………………. 19
3 Своеобразие реализации мотива счастья в поздней лирике М.Ю. Лермонтова…………………………….………………………………… 36
Заключение………………………………………………………… 45
Список использованных источников…………………………….. 47
Чисто вечернее небо,
Ясны далекие звезды,
Ясны, как счастье ребенка.
О! для чего мне нельзя и подумать:
Звезды, вы ясны, как счастье мое!
«Чем ты несчастлив?» —
Скажут мне люди.
Тем я несчастлив,
Добрые люди, что звезды и небо —
Звезды и небо! — а я человек!..
Люди друг к другу
Зависть питают:
Я же, напротив,
Только завидую звездам прекрасным,
Только их место занять бы желал [23, с. 92].
Хотя душа, по Лермонтова, изначально чиста, натура человека изначально антиномична, двойственна: небесное сталкивается в ней с земным, и сразу же начинается драма их взаимодействия. Пусть душа и грезит о райском блаженстве, человеческая личность все равно не в состоянии забыть о земном, полностью от него отрешиться. Она поэтому стремится к высокому подобию земной жизни — к «очищенному» и продолженному земному бытию.
Как землю нам больше небес не любить?
Нам небесное счастье темно.
Хоть счастье земное и меньше в сто раз,
Но мы знаем, какое оно.
О надеждах и муках былых вспоминать
В нас тайная склонность кипит,
Нас тревожит неверность надежды земной,
А краткость печали смешит.
Страшна в настоящем бывает душе
Грядущего темная даль,
Мы блаженство желали б вкусить в небесах,
Но с миром расстаться нам жаль.
Что во власти у нас, то приятнее нам,
Хоть мы ищем другого порой,
Но в час расставанья мы видим ясней,
Как оно породнилось с душой [23, с. 119].
Порыв к высшему, «небесному» составляет основной этический императив Лермонтова, определяющий, в сущности, комплекс утверждаемых им этических ценностей. Человек, в представлении Лермонтова, должен прежде всего сознавать, чувствовать, культивировать в себе это высшее начало, понять его соотношение с другими силами своей души (пафос самопознания). Он должен свято хранить его наперекор житейским нуждам, заботам, тревогам, в безнадежных и трагических ситуациях (требование нравственной стойкости, неизменной верности себе). Он обязан, наконец, мужественно отстаивать высшие нравственные ценности от чьих бы то ни было посягательств («толпы», «света»), быть готовым к самопожертвованию и борьбе во имя их утверждения (жажда действия). В непререкаемой верности своим идеалам — главная предпосылка высокой самооценки «лермонтовского человека»; с ней связаны ощущение собственного избранничества и романтически понимаемое чувство чести. Верность этическому идеалу выступает у Лермонтова как долг, императив и одновременно как естественное чувство, утраченное лишь в «нашем поколенье», «в наш век изнеженный».
Совершенная личность у Лермонтова наделена обостренной чувствительностью, способностью угадывать тайный смысл земных явлений, постигать по едва уловимым намекам, «по легким признакам» присутствие высших начал бытия. Томимая небесным блаженством душа жаждет приобщиться к нему уже здесь, на земле, и потому жадно ловит все, что кажется ей обещанием вечности, явлением и знаком иного, лучшего мира. Предельное выражение такой душевной настроенности — состояние мечты, воспоминания, вещего или сомнамбулического сна, погружаясь в которое человек как бы выпадает из действительности, из реального течения времени (граница между мигом и вечностью стирается, исчезает) и обретает некий прообраз идеальной гармонии.
Я верю, обещаю верить,
Хоть сам того не испытал,
Что мог монах не лицемерить
И жить, как клятвой обещал,
Что поцелуи и улыбки
Людей коварны не всегда,
Что ближних малые ошибки
Они прощают иногда,
Что время лечит от страданья,
Что мир для счастья сотворен,
Что добродетель не названье
И жизнь поболее, чем сон!.. [23, с. 86].
Стихотворение соединяет в себе особенности «исповедальной» лирики и ораторского монолога, выражающее разочарование в мире и людях, в собственных романтических иллюзиях автора и в то же время сохраняющее семена «глубокой веры в жизнь и людей», стихотворение построено на противопоставлении «теплой веры» и «хладного опыта». Автор с надеждой замечает, что жизнь все же ярче сна, прекраснее, он желает счастья для всех людей, надеясь на их чистоту, умение прощать ошибки друг друга. Хотя в душе он понимает невозможность идеального существования человеческих ценностей. Но верой Лермонтов пытается пробудить то, что заложено в человеке, стремление к идеалу. Мотив счастья здесь сопричастен мотиву надежды, веры в лучшее человечества, в существование мира без обмана, лицемерия и лжи.
Не могу на родине томиться,
Прочь отсель, туда, в кровавый бой.
Там, быть может, перестанет биться
Это сердце, полное тобой.
Нет, я не прошу твоей любови,
Нет, не знай губительных страстей;
Видеть смерть мне надо, надо крови,
Чтоб залить огонь в груди моей.
Пусть паду, как ратник в бранном поле.
Не оплакан светом буду я,
Никому не будет в тягость боле
Буря чувств моих и жизнь моя.
Юных лет святые обещанья
Прекратит судьба на месте том,
Где без дум, без вопля, без роптанья
Я усну давно желанным сном.
Так, но если я не позабуду
В этом сне любви печальный сон,
Если образ твой всегда повсюду
Я носить с собою осужден [23, с. 120].
Это стихотворение посвящено Наталье Федоровне Ивановой. Их отношения кончились разрывом, после которого у поэта возникают скорбные настроения, невозможность взаимной любви и счастья для двоих. И как следствие этого в творчестве появляются мотивы неверия в прочность женского чувства, ревности, укоры в обмане, которые препятствуют истинному счастью поэта, обостряется чувство оскорбленной гордости, ощущения своего творческого дара и высокой ответственности за него. В стихотворении нашли выражение также чувства одиночества и неразделенной любви, которую юный поэт не может забыть и от которой не может спастись. Мотив счастья в этом стихотворении реализован неполно, он прослеживается сквозь воссоздаваемые образы: «губительной страсти», «желанным сном».
Переживание забвенья-воспоминанья, сна наяву — как безусловной жизненной ценности — характерная особенность художественного миросозерцания Лермонтова, во многом определяющая содержание его творчества, темы и мотивы его поэзии, его поэтику. Состояние забвенья и грезы у Лермонтова как будто бы внеэтично, а в то же время исполнено глубинного этического смысла. Внеэтично — поскольку предполагает выключенность из реального хода жизни и желание как бы оказаться вне сферы добра и зла. С другой стороны, такое состояние — свидетельство сопричастности личности высшим началам бытия, неизменной сосредоточенности на них и одновременно — импульс, питающий постоянное тяготение к идеалу, удостоверяющий его истинность. Мечта о совершенной человеческой личности, о естественном сопряжении «земного» и «небесного», гармоничном слиянии человека с миром играет важнейшую роль на всем протяжении творческого пути Лермонтова.
Моя душа, я помню, с детских лет
Чудесного искала. Я любил
Все обольщенья света, но не свет,
В котором я минутами лишь жил;
И те мгновенья были мук полны,
И населял таинственные сны
Я этими мгновеньями. Но сон,
Как мир, не мог быть ими омрачен.
Как часто силой мысли в краткий час
Я жил века и жизнию иной
И о земле позабывал. Не раз
Встревоженный печальною мечтой,
Я плакал; но все образы мои,
Предметы мнимой злобы иль любви,
Не походили на существ земных.
О нет! Все было ад иль небо в них [23, с. 72].
В этом стихотворении мотив счастья переплетается с мотивом мечты, мечты печальной, неземной, наверняка в понимании поэта мечта, как и само счастье, предстает несбывшейся, лишь мгновенным сном. Желание блаженства и «пыл страстей возвышенных» для поэта является на данном этапе целью постижения, ради которой он готов пожертвовать собой.
Проблема этического идеала, поиски и воплощение которого Лермонтов связывал с целым рядом абсолютных для него ценностей, не может быть, однако, исчерпана очерченными выше существенными ее гранями. Поэтому более пристальный анализ таких трех тем (мотивов), как — Цель жизни, Счастье, Страдание, помогает расширить представления о нравственно-филосовском сознании Лермонтова, дополнительно выявить те постоянно действующие в лермонтовском мире коллизии, в окружении которых формировался этический идеал поэта.
Счастье принадлежит к тем вечным ценностям бытия, которые составляют предмет постоянного полемичного размышления Лермонтова и его героев: «Быть может... ни слез, ни мук / Не стоит счастье, ложное, как звук» («Я видел тень блаженства»). Постоянная жажда счастья и сознание его недостижимости рождают двойственную и двуединую формулу душевного состояния лирического героя:
Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..
Играют волны — ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит...
Увы, он счастия не ищет
И не от счастия бежит!
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой...
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой! [23, с. 123].
Стихотворение можно рассматривать как своего рода предельное выражение романтического мироощущения (и поэтики) Лермонтова; вместе с тем в нем содержится попытка переосмыслить с романтическим максимализмом поставленные в ранней лирике темы одиночества и свободы, неприятия жизни.
В двустишии: «Увы! Он счастия не ищет / И не от счастия бежит» — усиленный пиррихием акцент и двукратный повтор безусловно выделяют слово «счастие» как одно из центральных, ценностно значимых понятий в стихотворении. Столь же несомненен двойной акцент в конце строк на глаголах движения, которое неопределимо ни как стремление к счастью, ни как бегство от него; счастье для Лермонтова, по-видимому, неопределимо через какую-то вне его находящуюся и конкретно достижимую цель.
Мотив счастья у Лермонтова точнее было бы определить как мотив его невозможности. Совершенство мира и собственное блаженство открываются лирическому герою как недосягаемая цель в процессе вечных поисков, разочарований и сомнений.
Собранье зол — его стихия;
Носясь меж темных облаков,
Он любит бури роковые,
И пену рек, и шум дубров;
Он любит пасмурные ночи,
Туманы, бледную луну,
Улыбки горькие и очи,
Безвестные слезам и сну,
К ничтожным, хладным толкам света
Привык прислушиваться он,
Ему смешны слова привета
И всякий верящий смешон.
Он чужд любви и сожаленья,
Живет он пищею земной,
Глотает жадно дым сраженья
И пар от крови пролитой.
И гордый демон не отстанет,
Пока живу я, от меня,
И ум мой озарять он станет
Лучом чудесного огня;
Покажет образ совершенства —
И вдруг отнимет навсегда
И, дав предчувствия блаженства,
Не даст мне счастья никогда [23, с. 29].
Стихотворение «Чаша жизни» передает свойственное поколению 30-х гг. ощущение пустоты, бесполезности жизни, иллюзорности мечты. При этом жесткая, почти эпиграмматическая лапидарность стихотворения выявляет и его глубоко интимный смысл: выстраданное молодым поэтом безрадостное представление о перспективах собственного существования. Написано как романтическая аллегория.
Мы пьем из чаши бытия
С закрытыми очами,