Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 14:45, курсовая работа
Лермонтов — одно из самых высоких, героических имен в русской литературе. Читатель Лермонтова при первом же соприкосновении с творчеством поэта ощущает себя стоящим у порога огромного и неповторимого поэтического мира. Этот мир поражает и завораживает своей таинственной глубиной и мощью, своим мужественным трагическим строем. В этом мире господствует ни на что не похожий, но безошибочно узнаваемый «лермонтовский элемент» (
Введение…………………………………………………………….. 3
1 Дефиниция понятия «мотив»……………………………………. 6
2 Особенности реализации мотива счастья в ранней лирике М.Ю. Лермонтова……….………………………………………………………. 19
3 Своеобразие реализации мотива счастья в поздней лирике М.Ю. Лермонтова…………………………….………………………………… 36
Заключение………………………………………………………… 45
Список использованных источников…………………………….. 47
Над бездной адскою блуждая,
Душа преступная порой
Читает на воротах рая
Узоры надписи святой
И часто тайную отраду
Находит муке неземной,
За непреклонную ограду
Стремясь завистливой мечтой.
Так, разбирая в заточенье
Досель мне чуждые черты,
Я был свободен на мгновенье
Могучей волею мечты.
Залогом вольности желанной,
Лучом надежды в море бед
Мне стал тогда ваш безымянный,
Но вечно памятный привет [23, с. 196].
Послание отличается изысканной легкостью выражения поэтической мысли, которая непринужденно сталкивает типичные для лермонтовского стиха понятия несвободы и мечты об освобождении.
Что мне сиянье божьей власти
И рай святой?
Я перенес земные страсти
Туда с собой.
Ласкаю я мечту родную
Везде одну;
Желаю, плачу и ревную,
Как в старину.
Коснется ль чуждое дыханье
Твоих ланит,
Моя душа в немом страданье
Вся задрожит.
Случится ль, шепчешь, засыпая,
Ты о другом,
Твои слова текут, пылая,
По мне огнем.
Ты не должна любить другого,
Нет, не должна,
Ты мертвецу святыней слова
Обручена.
Увы, твой страх, твои моленья —
К чему оне?
Ты знаешь, мира и забвенья
Не надо мне! [23, с. 208].
Поэт развивает характерный для его ранних произведений мотив посмертной любви и ревности.
Начиная с заглавия, в стихотворении обнаруживается оксюморонность, которая пронизывает весь основанный на этом же приеме лирический сюжет: мертвец продолжает испытывать «любви безумное томленье», смерть — не разлука с любимой, в раю переживаются те же муки ревности, можно сказать — адские муки, для выражения которых поэт находит поистине дантовский образ: «Твои слова текут, пылая, / По мне огнем». Такая полнота и интенсивность любовного чувства, отказ и в самой смерти обрести забвение земных страстей парадоксально свидетельствуют о необычайной жизненной силе, витальности «жильца могил», его стремлении любой ценой сохранить связь с живым миром — даже ценой сознательного продолжения, «продлевания» того круга трагического существования, на который он был обречен в мире живых. Стихотворение можно рассматривать и как вариацию свойственного поздней лирике Лермонтова мотива ухода в иной мир — через сон, в котором, однако, связь с жизнью не утрачивается, но приобретает новое качество «дремлющих» сил жизни.
Из-под таинственной, холодной полумаски
Звучал мне голос твой отрадный, как мечта,
Светили мне твои пленительные глазки
И улыбалися лукавые уста.
Сквозь дымку легкую заметил я невольно
И девственных ланит и шеи белизну.
Счастливец! видел я и локон своевольный,
Родных кудрей покинувший волну!..
И создал я тогда в моем воображенье
По легким признакам красавицу мою;
И с той поры бесплотное виденье
Ношу в душе моей, ласкаю и люблю.
И всё мне кажется: живые эти речи
В года минувшие слыхал когда-то я;
И кто-то шепчет мне, что после этой встречи
Мы вновь увидимся, как старые друзья [23, с. 211].
Стихотворение характерно для интимной лирики поздней поры: в отличие от ранних любовных циклов с их патетикой укоров и признаний, внимание поэта сосредоточено теперь не на истории собственного чувства, а на женских образах, значительных независимо от их причастности к лирической биографии автора. В те годы любовь является у Лермонтова чаще всего как воспоминание о прошлом... как мелькнувшая надежда на будущее... или как мечта.
Развитие темы стихотворения определяется поэтическим преображением первоначального — беспокойно-чувственного — впечатления от женского облика. В 1-й половине стихотворения «слагаемые» этого впечатления: «холодная полумаска» как символический признак душевной закрытости и вызова. Между тем в двух последних строфах — в потаенно-сердечной области воспоминания и надежды — возникает «бесплотное виденье» красавицы, сотканное из «легких признаков»; строки 11—12 перекликаются с мечтой об идеальной возлюбленной в стихотворении «Как часто, пестрою толпою окружен», в строках 13—14 приглушенно звучит тема платоновского «припоминания» и поисков утраченного идеала в новом обличье. Среди «легких признаков» особо выделен поэтической памятью «отрадный, как мечта» голос героини («живые эти речи» — в 4-й строфе), что в лирике Лермонтова обычно связывалось с возвышенной и тайной сущностью любви («Она поёт — и звуки тают», «Есть речи — значенье» и др.). Однако завершительный непринужденный прозаизм («старые друзья») вновь сводит идеализированное создание поэтической «мечты» в сферу отношений, исключающих безусловное поклонение и романтическую дистанцию.
Там за твердыней старою
На сумрачной горе
Под свежею чинарою
Лежу я на ковре.
Лежу один и думаю:
«Ужели не во сне
Свиданье в ночь угрюмую
Назначила ты мне?»
И в этот час таинственный,
Но сладкий для любви,
Тебя, мой друг единственный,
Зовут мечты мои.
Я жду. В недоумении
Напрасно бродит взор,
Кинжалом в нетерпении
Изрезал я ковер.
Я жду с тоской бесплодною,
Мне грустно, тяжело...
Прочь, прочь, слеза позорная,
Кипи, душа моя!
Твоя измена черная
Понятна мне, змея!
Я знаю, чем утешенный
По звонкой мостовой
Вчера скакал как бешеный
Татарин молодой.
Недаром он красуется
Перед твоим окном
И твой отец любуется
Персидским жеребцом [23, с. 219].
Повествующее «Я» совмещает в себе черты «простого сознания» (вписанность в простой быт, элементарность не укрощенных цивилизацией страстей) со всем богатством лирической впечатлительности, наблюдательности и психологической деталировки, исходящим от автора-поэта. В пейзажных панорамах точка обзора принадлежит персонажу и притом обусловлена обстоятельствами сюжета (место свидания на горе за городом), но последние 4 стиха 1-й строфы («Летают сны-мучители...») сообщают пейзажу сложное настроение, выходящее за рамки «простого сознания» и связанной с ним фабулы. Стихотворение свидетельствует о том, что демократизация лирического «Я» в зрелой поэзии Лермонтова осуществлялась не на путях стилизованного перевоплощения в «простолюдина» — духовная сложность авторского мира сохранялась.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что поздняя лирика Лермонтова — это время кризиса романтического миросозерцания. Поэт все острее ощущает неразрешимость его внутренних противоречий, ограниченность и уязвимость позиции мятежного индивидуализма, все настойчивее стремится соотнести свои идеалы с реальностью. В основе его новой позиции — «сознание власти действительности... и вместе с тем несогласие с ней, отрицание ее», Романтизм позднего Лермонтова утрачивает свой активно-протестующий характер, лишается прежнего волевого напора, экспансии и все больше становится «оборонительным», даже «страдательным». Исчезает желание мстить людям, толпе, всему миропорядку, не отвечающим идеальным представлениям поэта. Речь идет уже не о героическом «торжестве иль гибели» мятежника-индивидуалиста перед лицом действительности: гибельной для лермонтовского героя оказывается не только борьба с миром, не только гордое противостояние ему, но и всякая форма соприкосновения, контакта с ним. В творчестве Лермонтова обнаруживается тенденция к объективному воспроизведению действительности, конкретному изображению социальной среды, быта, обстоятельств жизни человека.
Мечта и счастье в поздней лирике Лермонтова наделены неким с одной стороны сатирическим характером, с другой же печалью и мыслями о прошлом, святом, неземном представлении о счастье, представлениями о благородности счастье, но в тоже время и тщетности. Мотив счастья здесь раскрывается уже не с романтической точки зрения, а с реалистической. И несмотря на то, что мы оцениваем эту категорию в разных временных пространствах, все же общее представление понятия мотива счастья автора, носителя концепции, открывается нам как сложная эстетическая категория, не лишенная индивидуального представления о ее реализации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, мотивный анализ, как показывает литературоведческое исследование, является одним из самых продуктивных методов анализа текста.
В данной курсовой работе была рассмотрена дефиниция термина мотива, хотя условность и недостаточная определенность термина «мотив», естественно, приводит к трудностям в выделении и классификации мотивов, а также одного из доминирующих мотивов поэзии Лермонтова – мотив счастья, в основе которого лежит проходящий через всю лирику устойчивый словообраз, закрепленный самим поэтом как идеологически акцентированное ключевое слово.
У Лермонтова больше, чем у других русских лириков, любовная тема, тема идеального счастья пронизана мотивами страдания — неудачи, неисполнимости связанных с этим чувством надежд и на протяжении всего творчества, выступает как лейтмотив, наряду с темой страдания от измены любимого человека или от обманчивости всей жизни.
Любовь у Лермонтова нередко проявляется в целом комплексе чувств и порывов, таких, как восхищение, благодарность, сострадание.
Исследовав мотив счастья можно сделать вывод о том, что человеческая натура в ранней лирике Лермонтова мыслится как изначально двойственная, как арена беспрестанной борьбы добра и зла, темного и светлого, «земного» и «небесного» начал. Поэт мечтает о бесконечности личного существования, о рае «земном» и рае «небесном», о внутренней свободе, блаженстве, радости, любви, внутренней гармонии души поэта. В этом и заключается представление Лермонтова о счастье. Однако поэт понимает всю невозможность счастья, противостояние толпы, среды, в которой он находится, его счастью, видит лишь пошлое подобие. Счастье в его представлении также и мечта: мечта о социальной утопии, мечта как сон, нечто небесное, святое. Он наделяет свою мечту многочисленными эпитетами: неясная, любимая, старая, младенческая, безумная, первая, печальная, пылкая, тщетная, прежняя, цветущая, увядшая.
Поздняя лирика Лермонтова — это время кризиса романтического миросозерцания. Поэт все острее ощущает неразрешимость его внутренних противоречий, ограниченность и уязвимость позиции мятежного индивидуализма, все настойчивее стремится соотнести свои идеалы с реальностью. В основе его новой позиции — «сознание власти действительности и вместе с тем несогласие с ней, отрицание ее», романтизм позднего Лермонтова утрачивает свой активно-протестующий характер, лишается прежнего волевого напора, экспансии и все больше становится «оборонительным», даже «страдательным». Исчезает желание мстить людям, толпе, всему миропорядку, не отвечающим идеальным представлениям поэта. Речь идет уже не о героическом «торжестве иль гибели» мятежника-индивидуалиста перед лицом действительности: гибельной для лермонтовского героя оказывается не только борьба с миром, не только гордое противостояние ему, но и всякая форма соприкосновения, контакта с ним. В творчестве Лермонтова обнаруживается тенденция к объективному воспроизведению действительности, конкретному изображению социальной среды, быта, обстоятельств жизни человека.
Мечта и счастье в поздней лирике Лермонтова наделены неким с одной стороны сатирическим характером, с другой же печалью и мыслями о прошлом, святом, неземном представлении о счастье, представлениями о благородности счастье, но в тоже время и тщетности. Мотив счастья здесь раскрывается уже не с романтической точки зрения, а с реалистической. И несмотря на то, что мы оцениваем эту категорию в разных временных пространствах, все же общее представление понятия мотива счастья автора, носителя концепции, открывается нам как сложная эстетическая категория, не лишенная индивидуального представления о ее реализации. Исчезает желание мстить людям, толпе, всему миропорядку, не отвечающим идеальным представлениям поэта. Речь идет уже не о героическом «торжестве иль гибели» мятежника-индивидуалиста перед лицом действительности: гибельной для лермонтовского героя оказывается не только борьба с миром, не только гордое противостояние ему, но и всякая форма соприкосновения, контакта с ним. В творчестве Лермонтова обнаруживается тенденция к объективному воспроизведению действительности, конкретному изображению социальной среды, быта, обстоятельств жизни человека
Таким образом, можно заметить, что определить концепцию автора всегда сложно, так как необходимо увидеть все творчество целостно, в этой целостности определить доминанту, главный идейный центр. Нет однозначности мотива счастья в стихотворениях Лермонтова, что приводит к мысли о том, что счастье сложная онтологическая категория, в этой категории неотъемлемым являются моральная ответственность человека, душевная гармония, внутренняя свобода, умение любить и быть понятым.