Домашнее
задание
Создать презентацию, или буклет по
роману И.А. Гончарова «Обломов».
3.2. Модель педагогического эксперимента
Педагогический эксперимент проводится
в 10 классах на основе двух параллельных
классов: один из которых контрольный.
В экспериментальном классе система
уроков дается с опорой на компьютерное
сопровождение, в контрольном классе
система уроков традиционная.
Цель эксперимента – проверить
эффективность уроков изучения эпического
произведения с применением компьютерных
технологий.
Для реализации данной цели предлагаются
следующие задачи:
- на констатирующем этапе эксперимента
проводится констатирующий срез (тест-анкета)
после первичного чтения романа И.А. Гончарова
«Обломов»;
- на формирующем (обучающем)
этапе эксперимента проводятся уроки,
в которых изучение романа И.А. Гончарова
«Обломов» в экспериментальном классе
проходят с применением компьютерного
сопровождения, а в контрольном классе
без него;
- на контрольном этапе проводится
срез знаний с целью выявления эффективности
применения компьютерного содержания
на уроке литературы.
В ходе экспериментальной работы применяются
следующие методы:
- метод наблюдения
- метод выразительного чтения
- метод сравнительного анализа
- метод образной конкретизации
- метод беседы
- метод анкеты
Констатирующий
и контрольный срез представлены
следующим образом:
Тест-анкета
Элемент восприятия |
Вопросы |
Знание текста |
- На какой улице жил Обломов?
- Как назывался гражданский чин Обломова?
- Кем воспитывалась Ольга Ильинская?
- Какую песню спела Ольга Ильинская при первом посещении Обломова?
- Кто по национальности был отец Штольца?
- Как назывались две деревни, принадлежащие роду Обломовых?
- Куда переехал Обломов с Гороховой улицы?
- Как звали хозяйку дома на Выборгской стороне?
- На ком женился Захар?
- Как звали сына Обломова?
|
Воображение |
- Каким вы представляете себе Петербург XIX века?
- Какой вы представляете себе Обломовку?
- Как вы думаете, где Обломов ощущал себе более комфортно: в Обломовке или в Петербурге?
- Как вы представляете себе Ольгу Ильинскую? Нравится ли она вам?
- Какой образ жизни ведут Обломовцы?
- Представьте себе домик на Выборгской стороне – опишите его своими словами.
- Каким вы видите Захара после смерти Ильи Ильича? Опишите его.
|
Осмысление содержания |
- Какую проблему И.А. Гончаров хотел показать прежде всего?
- Каким изображен Петербург в романе И.А. Гончарова «Обломов»? Нравится ли он Обломову?
- Как, по-вашему, относится автор романа к Обломовке?
- Каким вы видите Обломова к концу романа – смог ли он измениться?
- Кто по-вашему более полезен для общества – Илья Ильич Обломов или Илья Ильич Штольц? Кому бы вы отдали свое предпочтение? Почему?
|
Подобная тест анкета проводится и
на констатирующем и на контрольном
этапе экспериментальной работы.
В результате чего происходит оценка
результативности предложенной нами системы
уроков.
Заключение
Проведенное исследование позволяет
сделать следующие выводы:
1.Компьютерное сопровождение на
уроках литературы инициирует
читательскую деятельность, создает
благоприятные условия для ее
большей эффективности, что создается
разнообразием и красочностью подаваемой
информации (используется не только текст,
но и зрительный, и звуковой ряд).
2. Специальные приемы, созданные
в формате информационно-коммуникационных
технологий и соответствующие
основным этапам читательской
деятельности, служат и для возбуждения
интереса к произведению, и для
погружения в эпоху, отраженную
в произведении; и для образной
конкретизации прочитанного, и для
углубления анализа, и для интерпретационной
работы со смежными видами
искусств, и для выявления авторской
позиции и позиции критиков.
3. Компьютерное сопровождение позволяет
выстроить изучение художественного
произведения в соответствии
с этапами последовательного
движения понимания текста (от
первичного восприятии до целостного,
концептуального осмысления), что
отвечает принципам формирования
читательской деятельности.
4. Компьютерное сопровождение касается
не только работы в классе,
но и самостоятельной работы
учащихся (выпуск электронной
газеты, создание буклетов и мультимедийных
презентаций, поиск информации
в Интернете и др.), что выступает
как средство интенсификации
самостоятельной активной читательской
деятельности.
5. Приемы компьютерного сопровождения
оптимизируют учебную информацию, сокращают
время её получения, делают её доступной,
интересной.
Разумеется, что данное исследование
не исчерпало всех аспектов темы, но
оно обозначило его эффективность,
что является поводом к дальнейшему
обращению к этой теме.
Библиографический
список
- Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития.
/ В.И. Андреев –
2-е изд. – Казань: Центр инновационных технологий,
2000. –
608с.
- Бабанская Ю.К. Рациональная
организация учебной деятельности / Ю.К. Бабанская,
М., 1981. – 96 с.
- Боброва, Л.И. Современный урок и мультимедийные средства / Л.И. Боброва // Литература в школе. - 2008. - №3. – С.48.
- Богданова, О.Ю. Методика преподавания
литературы/ О.Ю. Богданова, С.А. Леонов,
В.Ф. Чертов; Под ред. О.Ю. Богдановой. –
2-е изд., испр. – М.: Академия, 2000. – 400с.
- Большакова А.Г. Обломовка
или обломовщина: сновидческие прозрения
в романном мире И.А. Гончарова / А.Г. Большакова
// Литературная учеба. 2001. кн.6. С.83-101.
- Бородина А.В. Читательское
развитие личности: теоретико-методологические
аспекты. Дис…д-ра наук по специальности
«Библиотековедение, книговедение, библиографоведение».СПб,
2007г.
- Гончаров И.А. Обломов / И.А. Гончаров.
М., 1954 г. – 242 с.
- Гречихин А.А. Социология и
психология чтения / А.А. Гречихин – СПб.,
2007 – 312 с.
- Гутов А.О словесном и визуальном
в обучении / А.Гутов // Литература в школе.
– 2007. №9. С. 25-26
- Захаркин А.Ф. Роман И.А. Гончарова
«Обломов» / А.Ф. Захаркин. М., 1963. 122 с.
- Иванова Ю.В. О необходимости
использования информационно-коммуникационных
технологий в формировании литературных
способностей читателя школьника / Ю.В. Иванова
// Современные проблемы науки и образования.
№2. 2009. С.17-19.
- Кон И.С. Психология старшеклассников
/ И.С. Кон. M., 1980 240 с.
- Котельников В.А. И.А.Гончаров.
/ В.А. Котельников. М., 1993 – 97 с.
- Краснощекова Е.А. Последний
роман Гончарова / Е.А. Краснощекова. М.,
1977. – 71 с.
- Кудряшев Н. И. Взаимосвязь
методов обучения на уроках литературы
/ Н.И. Кудряшев – М., 1981
- Лотман, М.Ю. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начала XIX века). С-Пб., 1994.
- Лощиц Ю.М. Гончаров / Ю.М. Лощиц.
М., 1986. – 108 с.
- Маранцман В.Г., Чирковская
Т. В. Проблемное изучение литературного
произведения в школе / В.Г. Маранцман, Т.В. Чирковская.
М., 1977.
- Методика преподавания литературы:
учебник для пед.вузов / Под ред. Богдановой
О.Ю., Маранцмана В.Г. – в 2 ч. Ч.1. – М.: Просвещение,
ВЛАДОС, 1994 – 288 с.
- Мещерякова, М.И. Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь/ М. Мещерякова. – 7-е изд. – М. : Айрис-пресс, 2007. – 224с.
- Муханова Е.А. Система уроков
по роману И.А. Гончарова «Обломов»: уроки
литературы в 10 классе. / Е.А. Муханова //
Образование в средней школе. 2004 - №4. с.8-26.
- Недзвецкий В.А. «Капитальнейшая
вещь». Роман И.А. Гончарова / В.А. Недзвецкий
// Литература в школе. 1997. №7. С.44-47.
- Недзвецкий В.А. Романы Гончарова.
/ В.А. Недзвецкий. М., 1996. – 82 с.
- Оморокова М.И. Совершенствование
чтения младших школьников: Метод. пособ.
для учителя. / М.И. Оморокова – 2-е изд.,
испр. и доп. – М. – 2001. 46 с.
- Отрадин М. В. Проза И. А. Гончарова в литературном контексте. / М.В. Отрадин. СПб.: Изд-во С.-Петербург. ун-та, 1994. — 168 с.
- Отрадин М.В.Проза Гончарова
в литературном контексте / М.В. Отрадин.
СПб., 1994.
- Платек Я.И. Странности любви.
Музыка в романе И.А. Гончарова «Обломов»
/ Я.И.Платек // Музыкальная жизнь. 2008. №9.
с.3-34.
- Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для студентов пед. вузов и системы повышения квалификации пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева. – М., 1999. – 224с.
- Российская педагогическая
энциклопедия: В 2 т. Т. 1 / Гл. ред. В. В. Давыдов.
– М., 1993.
- Рыбникова, М.А. Очерки по методике
литературного чтения / М.А. Рыбникова.
– М., 1985 – 305 с.
- Рыжкова Т.В. Кино на уроке
литературы. / Т.В. Рыжкова // Литература
– Первое сентября. 2006. №17. С.16-21.
- Светловская, Н. Н. Методика
внеклассного чтения: книга для учителя
/ Н. Н. Светловская. – 2-е изд., перераб.
– М. : Просвещение, 1991. 206 с.
- Светловская, Н. Н. О методике,
технологии педагогического труда и педагогическом
творчестве / Н. Н. Светловская // Нач. школа.
– 1991. – № 2.
- Светловская, Н. Н. Обучение
чтению / Н. Н. Светловская // Нач. школа.
– 2000. – № 2.
- Сосновская О.В. Теория литературы
и практика читательской деятельности:
учебник для высш.учеб.заведений / О.В. Сосновская,
Academia, 2008. – 112 с.
- Трайнев В.А. Информационные
коммуникационные педагогические технологии
/ В.А. Трайнев. – М.: Дашков и К. 2007. 122 с.
- Федосюк, Ю.А. Что непонятно у классиков, или Энциклопедия русского быта XIX века /Ю.А. Федосюк. – 10-е изд. – М.: Флинта: Наука, 2007. – 264 с.
- Филина О.В. Современный школьный
комментарий к художественным произведениям
в аспекте формирования языковой личности
/ О.В. Филина // Русская литература в формировании
современной языковой личности СПб, 2007
С.98-101
- Хмарский И.Д. Анализ литературного
произведения в старших классах / И.Д. Хмарский
Ульяновск, 1974. – 102 с.
- Хубарова Д. «Дом в романе И.А. Гончарова
«Обломов» / Д. Хубарова // Литература - Первое
сентября. 2005. №8 с.30-41.
- Янушевский В.Н. Музыка в тексте
– к изучению романа «Обломов» // Русская
словесность -. 1997. №4. С.56-59.
- http://www.goncharov.spb.ru
Приложение
с иллюстративным материалом находится
на диске с выпускной квалификационной
работой