Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 16:31, дипломная работа
Актуальность исследования. На современном этапе ученик из объекта воздействия становится субъектом действия, это педагогическая аксиома наших дней. Формирование научного мировоззрения, познавательной и социальной активности школьников, самостоятельности учащихся в обучении, творческого потенциала личности является важнейшими задачами современного образования. Особое место в структуре формирования личности занимает такой вид познавательной и информационной деятельности, как чтение
Введение 4
Глава 1. Сущность понятия «читательская деятельность»
в свете литературного образования школьников 8
Глава 2. Применение компьютерных технологий в
процессе организации читательской деятельности
на уроках литературы 16
2.1 Адаптационные возможности традиционной
методики в аспекте компьютерных технологий 16
2.2 Специфические приемы компьютерного сопровождения
в процессе организации читательской деятельности 30
2.3 Уроки изучения эпического произведения
(вступительные уроки, уроки углубленного изучения 33
художественного произведения, заключительные уроки)
Глава 3. Приемы компьютерного сопровождения
изучения романа И.А. Гончарова «Обломов» 41
3.1. Система уроков изучения романа И.А. Гончарова «Обломов» 41
3.2. Модель педагогического эксперимента 88
Заключение. 91
Библиографический список. 92
Запись в тетради:
Результаты работы оформляются в тетради и при помощи компьютера, проецируется через медиапроектор на экран в виде следующей таблицы (слайды №№8,9,10):
+ жизни обломовцев |
- жизни обломовцев |
Картина мира | |
1. Единение людей с природой, природа антропоморфна, у человека нет страха перед ней. 2. Единение людей друг с другом, любовь родителей к Илюше. |
1. Отгороженность Обломовки от внешнего мира, даже страх обломовцев перед ним (история с оврагом, галереей; в Обломовке нет календаря; страх перед письмом). |
Философия жизни. | |
1. Размеренная, спокойная жизнь,
где, как и в природе, нет
катаклизмов. Естественным 2. В Обломовке нет места злу, самое большое зло – это «кража гороху по огородам». |
1. Доклад ученика «Распорядок дня обломовца». Из него видно, что жизнь – это механическое повторение еды и сна (равного смерти), пустых вечеров и бесплодных разговоров. 2. Детали, нарушающие размеренность
жизни обломовцев (шатающееся крыльцо,
изба Онисима Суслова, |
Воспитание ребенка | |
1. Любовь матери. 2. Формирование поэтического |
1. Излишняя любовь, ведущая к
ограждению от собственной 2. Сказки рождают бесплодные мечтания о том, что в жизни без труда может произойти чудо, а это приводит к полной пассивности героя. 3. Воспитание Обломова «по- |
Слово учителя:
Итак, мы с вами отразили в нашей таблице противоречивые стороны жизни Обломовки, ставшие причинами противоречивости натуры Обломова.
Беседа (компьютерная поддержка – слайд №…):
Вот два высказывания критиков. Их характеристики Обломова напрямую связаны с жизнью Обломовки. Какова эта связь? Соотнесите присущие Обломову черты с соответствующими реалиями жизни Обломовки, на которые указывают критики в своих суждениях.
Н. Добролюбов: «В книге Гончарова предстает перед нами живой современный русский тип, отчеканенный с беспощадной строгостью и правильностью. В чем черты обломовского характера? В совершенной инертности, происходящей от апатии ко всему, что делается на свете…»
(слайд №11)
А.В. Дружинин: «Заспанный Обломов, уроженец заспанной и все-таки поэтической Обломовки, свободен от нравственный болезней… Он не заражен житейским развратом. Ребенок по натуре и по условиям своего развития, Илья Ильич во многом оставил за собой чистоту и простоту ребенка, которые ставят мечтательного чудака выше предрассудков своего века».
(слайд №12).
- Кто из этих исследователей, по-вашему, прав?
Беседа:
Давайте обратим внимание на слугу
Обломова – Захара. Захар – это
живой «кусочек» Обломовки, которую
взял с собой Обломов из детства
и из отчего дома. Каковы их отношения?
Что в их отношениях обусловлено
Обломовкой? Можно ли назвать Захара
зеркальным отражением Обломова. Можно
ли назвать их двойниками. Обоснуйте
свой ответ. В какой тональности
описывает автор отношения
Концептуальное осмысление
- В начале урока мы заслушали
определения имени
Домашнее задание:
Прочитать следующие главы романа. Составить цитатную характеристику Штольца.
Урок №3 (2 академических часа).
Тема: Обломов и Штольц – двойники или антиподы?
Цели урока: совершенствовать навык сравнительного анализа героев; содействовать формированию мировоззренческих представлений об особенностях менталитета русской нации, способствовать воспитанию социальной ответственности.
Оборудование: текст романа И. А. Гончарова «Обломов», презентация с видеофрагментами из фильма «Несколько дней из жизни Обломова», схема таблицы, также приведенная в презентации.
Литературоведческая концепция
По окончании «Сна Обломова» его тематика не прерывается, развертываясь почти сразу в истории Андрея Штольца (две начальные главы второй части). Вариант становления личности, контрастный обломовскому, на этот раз в основном рассказан, а не показан и потому не столь художественно полнокровен, выглядит подчас комментарием с обратным знаком к картинам «Сна».
В истории Штольца высказывается гончаровский идеал «воспитания Человека» в условиях далеко не самых обычных. Матери Штольца в сыне «мерещился идеал барина, хотя выскочки, из черного тела, от отца бюргера, но все-таки сына русской дворянки». Облик сына в ее мечтах является слепком с портрета маленького Илюши: «беленький, прекрасно сложенный мальчик, с такими маленькими руками и ногами, с чистым лицом, с ясным, бойким взглядом». Однако, отец Штольца, отталкиваясь от идеала жены, следовал, прежде всего, здравому смыслу и собственному жизненному опыту, но и «женевский мудрец» строил свою педагогику, в основном, тоже на основе этих же самых источников. По воле отца воспитание Андрея сочетало свободу поведения и выявления чувств с подчинением строгим требованиям в сфере труда и других обязанностей. Отца отличало отношение к сыну как ко взрослому, еще когда он был подростком, в противоположность отношению родителей Ильи, которые относились к нему как к малому ребенку, когда он уже вырос. Элитарной изнеженности барчат отец Штольца противопоставил плебейскую крепость сына. Подготовка к будущим жизненным испытаниям (физическим и духовным) лежала в основе суровой отцовской методики. К ужасу матери отец поощрял опасные и чреватые физическим страданием отлучки сына из дома (но при этом не делал снисхождения в выполнении уроков).
И вот, выросший Штольц – осуществленный замысел отца. В нем «каждая черта, каждый шаг, все существование было вопиющим протестом против жизни Обломова»: отрицанием его робкого страха перед жизнью и отданности фантазиям («Мечте, загадочному, таинственному не было места в его душе»), аморфности характера («Выше всего он ставил настойчивость в достижении цели»), его ленивой, терзающей душу рефлексии («Не видели, чтоб он задумывался над чем-то болезненно и мучительно, по-видимому, его не пожирали угрызения утомленного сердца»). Штольц – воплощенная энергия: «Он беспрестанно в движении», «он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь». В отличие от рано отяжелевшего Ильи («обло» – кругло: сама фамилия намекает на облик) Андрей худощав: «щек у него почти вовсе нет, то есть кость да мускул, но ни признака жирной округлости». Если Обломов погружен в стихию эмоциональную, то Штольц – рационалистичен: «Кажется, и печалями и радостями он управлял, как движением рук, как шагами ног или как обращался с дурной и хорошей погодой». Обломов – идеалист и мечтатель, Штольц больше всего «боялся воображения, этого двуличного спутника, с дружеским на одной и вражеским на другой стороне лицом».
Гончаров в черновом варианте «Обломова» связывал со Штольцем надежды на рождение деятеля с Миссией Пробуждения России (глава вторая), но в осуществленном – ограничился задачами этическими и психологическими. В «романе воспитания» Андрей – обычный человек, сформированный по-иному, чем незадачливый его друг, и обретающий счастье как своего рода награду за взрослую разумность и энергичность. «Мы не видим в Штольце ровно ничего несимпатичного, а в создании его ничего резко несовместного с законами искусства, – писал А. В. Дружинин, – это человек обыкновенный и не метящий в необыкновенные люди, лицо, вовсе не возводимое романистом в идеал нашего времени, персонаж, обрисованный с излишней копотливостью, которая все-таки не дает нам должной полноты впечатления».
Штольцу были приданы отчасти и функции резонера классицистской литературы, прямого выразителя авторских идей, каковым был, к примеру, и грибоедовский Чацкий. Гончаров заметил о Штольце: «Он слаб, бледен, из него слишком голо выглядывает идея», но такие упреки предъявляются почти всем «положительным героям» литературы классицизма.
Знаменательно, что в финале главы,
посвященной Штольцу как «Анти-
Структура урока: мотивация (эмоциональное, интеллектуальное включение), первичное восприятие текста, целеполагание, анализирующее наблюдение, концептуальное осмысление.
Ход урока
Мотивация
Слово учителя:
Читая первую часть романа, мы с вами размышляли над романной необычностью главного героя. «Кто разбудит Обломова? И можно ли его разбудить? Надо ли это делать?!» - такой вопрос ставит перед нами Гончаров во 2 части романа. Решение этих вопросов связано с появлением на его страницах нового персонажа – Андрея Штольца.
Выяснение первичного восприятия текста:
Беседа:
Давайте вспомним, кто такой Щтольц? Каково социальное происхождение Штольца? Что вы можете сказать о родителях Щтольца? Когда и при каких обстоятельствах Щтольц и Обломов познакомились?
Целеполагание:
Слово учителя:
Наша с вами читательская задача на сегодняшнем уроке – понять, как появление Штольца на страницах романа помогает нам глубже проникнуть в суть характера Обломова, определить роль образа Штольца в романе «Обломов». Провести сравнительный анализ образов Штольца и Обломова и ответить на вопрос темы сегодняшнего урока.
Анализирующее наблюдение
Компьютерное сопровождение работы с иллюстрациями Щтольца – образная конкретизация (слайды №№2)
Слово учителя:
На слайдах представлен Штольц в интерпретации разных художников. Какой из обликов героя более соответствует вашему представлению и почему?
Слово учителя:
Андрей Иванович Штольц появляется в романе как персонаж, которого давно ждет главный герой. Сцена этой встречи замечательно воспроизведена в фильме, снятом Н. Михалковым по мотивам романа, – «Несколько дней из жизни Обломова». Давайте вместе посмотрим этот фрагмент. Обратите внимание, как ведет себя главный герой при встрече.
Компьютерное сопровождение: просмотр фрагмента кинофильма «Несколько дней из жизни Обломова»– эпизод первого появления Андрея Штольца (слайд №3)
Беседа:
Беседа:
-Как вы думаете, Штольц выведен в романе как противоположность Обломову?
-Мы видим с вами, насколько разными изображает Гончаров своих героев. Являются ли они антиподами? Или в них есть нечто общее? Давайте определим авторскую точку зрения на этот вопрос.
Запись в тетради: заполнение таблицы на выявление сходства и различия между Обломовым и Штольцем; обобщить полученные результаты и сделать выводы.(Таблица выдается на карточках каждому учащемуся, выполняется индивидуально, время на выполнение задания – 5-7 минут).
Параметры сравнения |
Обломов |
Штольц |
Образ жизни |
||
Отношения в семье, к родителям |
||
Взгляды на образование |
||
Поведение в обществе и на службе |
||
Восприятие любви |
(Предполагаемый ответ-вывод: образы этих героев в романе противопоставлены по всем параметрам. Но нельзя сказать, что противопоставление это абсолютно строгое. Оба героя являются личностями, внутренний мир которых нельзя рассматривать, исходя только из диаметральных различий их мироощущений. Можно отметить несколько сходных черт в характерах Обломова и Штольца: способность на глубокие искренние чувства, светлые воспоминания о детстве, привязанность к матери)
Вопрос обобщающего характера: Как Гончаров объясняет взаимную привязанность этих героев? Найдите ответ в тексте романа (2 часть, конец 2 главы).
Слово учителя:
Итак, в романе появляется энергичный, сильный, целеустремленный герой, который поднимает сонного, апатичного лежебоку Обломова с дивана. Именно этим заканчивается первая часть романа – то, чего ждал читатель с его первых страниц, наконец, свершилось. Этот важный момент подчеркнут существенными изменениями в изображении времени и пространства вокруг главного героя во второй и последующих частях романа.
Беседа:
- Как меняется изображение времени и пространства в романе с появлением Штольца?
- Сравните промежуток времени, описанный в 1 части романа, с тем, сколько длятся события 2, 3 4 частей романа (по 3 и 4 частям отвечают учащиеся, прочитавшие роман до конца).
- Какие пространственные границы, очерченные писателем в 1 части романа вокруг главного героя, преодолевает Илья Ильич после появления Штольца?
- К чему приводит нарушение привычных для Обломова границ?
Информация о работе Приемы компьютерного сопровождения изучения романа И.А. Гончарова «Обломов»