Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 16:31, дипломная работа
Актуальность исследования. На современном этапе ученик из объекта воздействия становится субъектом действия, это педагогическая аксиома наших дней. Формирование научного мировоззрения, познавательной и социальной активности школьников, самостоятельности учащихся в обучении, творческого потенциала личности является важнейшими задачами современного образования. Особое место в структуре формирования личности занимает такой вид познавательной и информационной деятельности, как чтение
Введение 4
Глава 1. Сущность понятия «читательская деятельность»
в свете литературного образования школьников 8
Глава 2. Применение компьютерных технологий в
процессе организации читательской деятельности
на уроках литературы 16
2.1 Адаптационные возможности традиционной
методики в аспекте компьютерных технологий 16
2.2 Специфические приемы компьютерного сопровождения
в процессе организации читательской деятельности 30
2.3 Уроки изучения эпического произведения
(вступительные уроки, уроки углубленного изучения 33
художественного произведения, заключительные уроки)
Глава 3. Приемы компьютерного сопровождения
изучения романа И.А. Гончарова «Обломов» 41
3.1. Система уроков изучения романа И.А. Гончарова «Обломов» 41
3.2. Модель педагогического эксперимента 88
Заключение. 91
Библиографический список. 92
При поиске или выборе трактовки произведения в школе учитывается и психологический аспект – необходимость вызвать интерес учащихся, их потребность в активном соучастии при работе с текстом. Поэтому так существенно для преподавателя знать мнение учеников о произведении, учитывать их восприятие. Как правило, учитель сосредоточивает внимание школьников на том содержательном слое произведения, какой был им труднодоступен при самостоятельном чтении. Нельзя, конечно, допускать, чтобы многоплановость эпических произведений сильно суживалась отбором материала и концептуальностью его интерпретаций: ведь художественное явление всегда шире и больше любого истолкования. Независимо от того, какой путь разбора будет принят в качестве основного, эпическое произведение должно изучаться целостно, как художественное единство, в неразрывности содержания и формы. Надо сказать, что целостность произведения не всегда удается раскрыть даже авторам современных литературоведческих трудов. Тем более трудно осуществить это в школе, где - в связи с «прерывностью» анализа и распределением материала по урокам - неизбежно то или иное расчленение художественного единства. Делать это приходится по разным причинам - из-за невозможности полностью прочитать произведение в классе, из-за ограниченности времени на изучение, из-за необходимости систематизировать знания школьников и т. д.
В старших классах, начиная уже с VIII, когда изучаемые произведения становятся большими, а реальное учебное время, напротив, уменьшается, приходится вычленять в анализе и образы-персонажи, и композицию, и стиль. При этом может разрушиться не только целостность произведения, но и целостность восприятия, в результате чего текст в сознании учеников начинает словно распадаться на клеточки.
По мнению Ю.К. Бабанской [2;27] важно, чтобы каждая «клеточка», каждый структурный элемент произведения был понят не в его замкнутости, а в соотнесенности с общим замыслом художника, со всей системой образов, т. е. нужно постоянно устанавливать внутренние связи в тексте. Можно назвать несколько условий, соблюдение которых ослабляет впечатление раздробленности анализа и позволяет сохранить относительно целостное представление о произведении. Во-первых, нужно стремиться попеременно фокусировать внимание школьников на элементах образной системы в процессе постепенного «движения в тексте». Во-вторых, необходимо избегать схематизма, отвлеченности, «анатомирования» текста. Анализ должен постоянно сопровождаться синтезом, и важно в каждый момент работы не ограничиваться логически-понятийными выводами, а оживлять конкретно-образные представления школьников. В-третьих, надо создавать условия для появления и сохранения эмоциональных реакции учащихся в процессе разбора.
Анализ эпического произведения в любом классе должен быть содержательным, проблемным, отличаться разнообразием применяемых приемов, активно опираться на компьютерное сопровождение (выбор зависит от задач урока), повышающее интерес и продуктивность работы учащихся, а в старших классах анализ уже строится на серьезном теоретико-литературном фундаменте. Анализирующие наблюдения (за композицией, жанровыми особенностями, особенностями формы, стиля, системой образов, авторским отношением к изображаемому и др.), постепенно накапливаясь в виде конкретных представлений, становятся в конечном итоге предметом широкого обобщения – концептуального и личностно значимого для ученика осмысления художественного произведения, собственной читательской интерпретации (последний этап читательской деятельности).
«Часто чувства и образы, которые остаются у читателя при встрече с последними страницами художественного произведения, определяют окончательное отношение к нему. Финал произведения проясняет все эмоции и размышления, которые возникали в процессе чтения. О силе завершающего аккорда произведения, впечатления очень хорошо знают писатели, и именно поэтому они так упорно и мучительно обдумывают финалы своих произведений, так твердо настаивают на таком финале, какой им кажется единственно верным и логичным.
И.С. Тургенев считал, что в литературном произведении, как и в музыке, необходимо под конец напомнить первоначальный мотив. Этот структурный закон завершения произведения необходимо использовать и в процессе изучения художественного произведения в школе» (19;238-239), на заключительных уроках.
Заключительные уроки изучения художественного произведения – это не краткое повторение всего того, что было сказано на уроках углубленного анализа, необходимо не повторять, а найти новый центр внимания к данному произведению, подвести учеников на новую ступень постижения смысла. На заключительных занятиях должно произойти возбуждение эмоций новым открытием в произведении, ученики должны получить возможность задуматься над какой-либо более сложной задачей обобщающего характера.
Итак, на заключительных занятиях по анализу произведения необходимо:
Виды деятельности на заключительных уроках могут быть разными.
Это может быть работа со смежными видами искусства (с иллюстрациями разных художников, с киноверсиями, например) с целью демонстрации возможных вариантов интерпретации художественного текста творческими личностями и с определением своей; кроме того, такая работа ярко высветит вечные темы и обозначит место произведения в мировой художественной культуре.
Также можно организовать концептуальное осмысление произведения через создание и последующую «защиту» обложки книги изученного произведения, создание рекламных буклетов, обобщающих тематических опорных конспектов (например – эволюция типа «лишнего» человека в русской литературе) и другое.
Все приведенные выше примеры деятельности учащихся на заключительных уроках опираются на компьютерные технологии.
Глава 3. Приемы компьютерного сопровождения изучения романа И.А. Гончарова «Обломов».
При подготовке системы уроков изучения романа И.А. Гончарова «Обломов» мы опирались на работы различных авторов и учителей.
3.1. Система
уроков изучения романа И.А.
Урок №1.
Тема: «Где же тут человек? На что он раздробляется и рассыпается?»
Цель: визуализировать время и место действия, описанные в романе Гончарова «Обломов»; подготовить восприятие и анализ романа.
Задачи:
- ввести учащихся в эпоху Петербурга Обломова, в культурологические реалии эпохи (дать понятия чиновничьего аппарата и дворянского сословия на примере посетителей Обломова);
- подготовка восприятия образа Обломова.
Оборудование: текст романа, слайдовая презентация с иллюстративным материалом.
Литературоведческая концепция
Психология служилого сословия была фундаментом самосознания дворянина XIX века. Именно через службу сознавал он себя частью сословия. Формы петербургской (а в каком-то смысле и всей русской городской) жизни создал Петр I. Идеалом его было, как он сам выражался, регулярное – правильное – государство, где вся жизнь регламентирована, подчинена правилам, выстроена с соблюдением геометрических пропорций, сведена к точным, однолинейным отношениям.
В начале пятидесятых-шестидесятых годов XIX века началась ломка всех старых устоев патриархальной России. Нарождался новый уклад жизни. Россия прощалась с косностью, застоем, вялостью и бездействием, но одновременно она теряла теплоту и сердечность отношений между людьми, уважение к национальным традициям, гармонию ума и сердца, чувства и воли, духовный союз человека с природой. Неужели все это обречено на слом? И нельзя ли найти более гармоничный путь прогресса, свободный от эгоизма и самодовольства, от рационализма и расчетливости? Как сделать, чтобы новое в своем развитии не отрицало старое с порога, а органически продолжало и развивало то ценное и доброе, что старое несло в себе? Эти вопросы волновали Гончарова на протяжении всей жизни. Так, в 1859 году появился роман “Обломов”, который автор писал в течение десяти лет и который отразил как основные социальные противоречия эпохи, так и духовно-нравственные противоречия типичных представителей дворянского сословия.
Структура урока: мотивация (эмоциональное, интеллектуальное включение), первичное восприятие текста, целеполагание, анализирующее наблюдение, концептуальное осмысление.
Ход урока
Мотивация
Слово учителя:
Появление романа «Обломов» совпало со временем острейшего кризиса крепостничества. Образ апатичного, неспособного к деятельности помещика, выросшего и воспитанного в патриархальной обстановке барской усадьбы, где господа жили безмятежно благодаря труду крепостных, был очень актуален для современников, и именно он стал главным объектом изображения в романе.
Путь Обломова – типичный путь
провинциальных российских дворян 1840-х
гг., приезжавших в столицу и
оказывавшихся вне круга
Критики, современники автора, дали высокую оценку роману, например Н.А. Добролюбов в своей статье «Что такое обломовщина?» (1859), слово «обломовщина» стало нарицательным и по сей день.Что оно обозначает? К кому применимо? Может быть и к нам? Знакомство с романом, надеюсь, позволит нам ответить на эти вопросы.
Давайте познакомимся с Петербургом «эпохи Обломова», но для начала немного истории.
В 1712 году столица Российской империи была перенесена из Москвы в Петербург, хотя никаких приказов о переносе столице царь не отдавал, просто в 1712 году в Петербург переместились все официальные учреждения и царский двор. Это уникальный в мировой истории казус, когда столица одного государства (России) на протяжении девяти лет находилась формально на территории другого государства (Швеции). Город официально оставался столицей до 1918 года, лишь на время царствования Петра II столица была временно возвращена в Москву. По сей день Санкт-Петербург часто неофициально называют северной столицей.
Компьютерное сопровождение (слайд-фильм):
- А сейчас обратите внимание на приготовленную для вас презентацию. Вы увидите Петербург, место, где происходило действие романа.
Беседа:
- Какое впечатление произвел на вас Петербург 19 века?
-
Представьте себе людей,
Слово учителя:
Жизнь Петербурга во время действия романа была тоже, как это ни странно для нас, суетливой, напряженной. Именно в такой Петербург приехал Илья Ильич Обломов из своего сонного, безмятежного окружения – Обломовки. В то время, как правило, так и поступали представители поместного дворянства – отсылали детей своих «на службу», в ведомство.
Компьютерное сопровождение (слайд № …):
-
Что, по вашему, представляет собой
понятие «поместное дворянство»
Слово учителя:
Как правило, большинство представителей поместного дворянства получали чин и место на службе благодаря праву рождения.
Компьютерное сопровождение (слайд № …):
Предлагаю вашему вниманию понятие Табеля о рангах, в нем отражены чины, существовавшие в России 19 века.
Выяснение первичного восприятия текста:
Беседа:
- Служил ли Илья Ильич? (да). Как долго? (2 года)
-
Отчего же он оставил службу?
(допустил ошибку: отправил письмо
вместо Астрахани в
- Кто из вас при чтении романа обратил внимание на то, в каком чине был Обломов (коллежский ассесор). Согласно Табелю о рангах, этот был гражданский чин VIII класса, который ценился очень высоко, и достичь его было нелегко даже дворянину – как правило, требовался университетский или лицейский диплом, либо сдача соответствующего экзамена.
-
Вы прочитали первую часть
романа «Обломов». Что вы
- Какие, на ваш взгляд, сословия Петербурга представляют визитеры Обломова? (дворянство, чиновничество)
Целеполагание
Давайте внимательнее присмотримся к посетителям Обломова. Они нам лучше помогут понять и эпоху, и, что очень важно, главного персонажа романа – Илью Ильича Обломова.
Анализирующее наблюдение
Слово учителя:
Гости Обломова – типичные представители Петербурга XIX века: дворянин, франт Волков и карьерист, чиновник Судьбинский. Как вы можете их описать?
Компьютерное сопровождение беседы (слайды №№ …):
- Обратите внимание на слайд. Соответствует ли изображение на нем вашему представлению?
-
Как вы считаете, кто из этих
двоих представителей сословий
приносил наибольшую пользу
- Важен ли карьерный рост для Судьбинского? Как вы думаете, почему?
- Какие приоритеты у Волкова? Не забывайте, Волков молод, влюблен, видит жизнь прекрасной, он только вступает в нее. Со временем он может превратится в такого же Судьбинского – задуматься о карьере, жениться, остепениться.
Информация о работе Приемы компьютерного сопровождения изучения романа И.А. Гончарова «Обломов»