Приемы компьютерного сопровождения изучения романа И.А. Гончарова «Обломов»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 16:31, дипломная работа

Описание

Актуальность исследования. На современном этапе ученик из объекта воздействия становится субъектом действия, это педагогическая аксиома наших дней. Формирование научного мировоззрения, познавательной и социальной активности школьников, самостоятельности учащихся в обучении, творческого потенциала личности является важнейшими задачами современного образования. Особое место в структуре формирования личности занимает такой вид познавательной и информационной деятельности, как чтение

Содержание

Введение 4

Глава 1. Сущность понятия «читательская деятельность»
в свете литературного образования школьников 8

Глава 2. Применение компьютерных технологий в
процессе организации читательской деятельности
на уроках литературы 16
2.1 Адаптационные возможности традиционной
методики в аспекте компьютерных технологий 16
2.2 Специфические приемы компьютерного сопровождения
в процессе организации читательской деятельности 30
2.3 Уроки изучения эпического произведения
(вступительные уроки, уроки углубленного изучения 33
художественного произведения, заключительные уроки)

Глава 3. Приемы компьютерного сопровождения
изучения романа И.А. Гончарова «Обломов» 41
3.1. Система уроков изучения романа И.А. Гончарова «Обломов» 41
3.2. Модель педагогического эксперимента 88

Заключение. 91

Библиографический список. 92

Работа состоит из  1 файл

ВКР.docx

— 145.77 Кб (Скачать документ)

Однако герой быстро уставал  от хлопот любви и терял задор  и веру в счастье. В момент кризиса  Илья Ильич задумывается о коренной проблеме человеческой жизни, в решении  которой собственно и суть его  испытания. Это проблема самостоятельного выбора, обретения счастья в борьбе с собой и обстоятельствами. Дает о себе вновь знать опасливое  недоверие к смелым свободным  контактам с миром: «Вчера пожелал, сегодня стремишься к желаемому  страстно, до изнеможения, а послезавтра  краснеешь, что пожелал, потом клянешь жизнь, зачем исполнилось, – ведь вот что выходит от самостоятельного и дерзкого шагания в жизни, от своевольного „хочу”». Таким предпочтением и вызвано письмо Ольге, фактически с отказом от нее.

В письме отразились, безусловно, те качества героя, которые говорили о его  «золотом сердце» и порядочности, о его способности любить подлинной, неэгоистичной любовью. Но в письме проявился и не покидавший героя  страх перед трудностями «школы любви»: «Все это к лицу молодости, которая легко переносит и  приятные, и неприятные волнения, а  мне к лицу покой, хотя скучный, сонный, но он знаком мне, а с бурями я  не управлюсь». И в написании письма, и в поведении при встрече  с плачущей Ольгой выявился в полной мере инфантилизм героя, его позиция  «младшего», стремление найти в Ольге  «старшую»: «Теперь и я не боюсь! С Вами не страшна судьба!». На эту  реплику Ольга отвечает: «Эти слова я недавно где-то читала... У Сю, кажется... только их там говорит женщина мужчине...».

Ольга – идеал для Ильи, но идеал для него – всегда только мечта. Ольга и любима им как мечта, он вполне счастлив предвкушением счастья. Попытки реализовать мечту для такого рода влюбленных часто влекут за собой опасность потерять ее вообще.

Только история с разведением  мостов и визит в дом Пшеницыной открывают Ольге Ильинской глаза  и становятся прелюдией к разрыву. Через драматический сердечный  опыт Ольге окончательно открылось  непреодолимое различие между нею  и Ильей. «Ты кроток, честен, Илья, ты нежен... как голубь, ты прячешь голову под крыло – и ничего не хочешь больше, ты готов всю жизнь проворковать под кровлей...».

Ольга не просто была занята «возрождением» ленивца, она искренне и страстно была увлечена объектом своего миссионерства – неловким, милым чудаком. В ее словах: «Я узнала недавно, что любила в тебе то, что я хотела, чтоб было в тебе, что указал мне Штольц, что мы выдумали с ним. Я любила будущего Обломова!» – явная попытка оправдать себя в инициативе разрыва. Подлинно трагическая нота, звучащая в этом расставании, дополнительно проясняется смыслом фамилии Ольги – Ильинская. В идеальном варианте Ольга была предназначена Илье Ильичу («Я знаю, ты мне послан Богом...»). Но непреодолимость обстоятельств развела их. Драма человеческой недовоплощенности выявилась в грустном финале судьбой благословленной встречи.

Агафья  Матвеевна Пшеницына.

Обломов, пассивный, нуждающийся в  чужой воле, обладал тем запасом  доброты, который превращал его  во влиятельную фигуру. Обаяние Обломова без каких-либо усилий его воли оказало  столь благодатное влияние на Пшеницыну, что фактически преобразило  ее. В ней пробудилась личность, вызвавшая столь редкую у Гончарова открытую симпатию, – отсюда и лирическая интонация в описании ее вдовства. Нельзя не заметить, что сам Илья Ильич в отношениях с Агафьей выглядит несколько иначе, чем с Ольгой. Застенчивость и скованность хозяйки заставляет Илью быть смелее, решительнее и самоувереннее. На Выборгской стороне он не напоминает провинившегося школьника. Агафья принимает его, каков он есть, и он ведет себя вольно – как человек, позволяющий по праву себя обожать и за собой ухаживать.

Примечательна динамика описания внешности  и чувств «хозяйки» (как первоначально  Агафья именуется): от негативного противопоставления Ольге к сближению с ней. Первый портрет – здоровой, белой, полной, простодушной женщины – контрастен поэтическому портрету Ольги. Одна деталь даже нарочита: после целой поэмы о пушистых, говорящих бровях Ольги читаем: «Бровей у нее почти совсем не было, а были на их местах две немного будто припухлые, лоснящиеся полосы, с редкими светлыми волосами». «Он смотрел на нее с таким же удовольствием, с каким утром смотрел на горячую ватрушку», – пишет Гончаров, прямо связывая этот образ с метафорой фамилии героини (Пшеницына), призванной мягко подчеркнуть земной, бытовой, домашний акцент в этом женском образе. Развитие характера женщины прямо связано с ее вовлечением в заботу об Обломове (пока только жильце).

Агафья «перешла под... сладостное иго» обаяния Ильи Ильича. Ее чувство  к герою (неосознанное и невысказанное) сопоставляется с сознательным, страстно-беспокойным  чувством Ольги: Агафья не знала сопротивлений  и увлечений... трепета, страсти, смутных  предчувствий, томлений, игры и трепета  нерв. Ольга постоянно испытывала героя, он же покорно подчинялся подруге, взирая на нее как на Божество. Для Агафьи сам Илья Ильич – «божество», существо из другого мира: «глядит он на всех и на все так смело и свободно, говорит мягко, с добротой». Мягкость, вольность (естественность), барская покойность, доброта – невиданные черты в мире мужа Агафьи и его сослуживцев – мелких чиновников. В тревогах и заботах об Илье Ильиче ушло в прошлое «прежнее, тихое течение» жизни. Любя Обломова много и полно как любовника, как мужа и как барина, «вдруг глубоко окунулась она в треволнения жизни» и познала «счастливые и несчастные дни». В суете этих дней накапливались, но не осознавались Пшеницыной произошедшие сдвиги в самом ее существе. Подлинное очеловечивание совпало со смертью Ильи Ильича: «Над трупом мужа, с потерею его, она, кажется, вдруг уразумела свою жизнь и задумалась над ее значением, и эта задумчивость легла навсегда тенью на ее лицо». Резко меняется сам портрет Агафьи Матвеевны – «безутешной вдовы», демонстрируя глубинное преображение человека в «школе жизни». В ее портрете появляются глаза, о которых практически не упоминалось ранее: в них – «сосредоточенное выражение», «затаившийся внутренний смысл». Ранее одетая в платье с открытой шеей, мелькая голыми локтями, она вечно двигалась по дому и взирала на свое маленькое царство трезвым хозяйственным взглядом, теперь в темном платье монашки и черном шерстяном платке на шее, она ходит, как тень, тихо, без энергии, говорит будто нехотя... Погружение в себя, самопознание-жизнепознание (прикосновение к истине и смыслу бытия) сразу отделили Агафью Матвеевну от мира братца. «Она была чужда всего окружающего», отвечая «достоинством скорби и гордым молчанием» на их упреки, глядя на других людей с гордостью и сожалением человека, понявшего то, что скрыто от них. В строчках, описывающих смысл и значение открывшейся героине истины, Гончаров использует те лейтмотивные образы, что ранее связывались с... Ольгой (лучи, солнце, свет, душа, мысль...): «Она поняла, что проиграла и просияла ее жизнь, что Бог вложил в эту жизнь душу и вынул опять, что засветилось в ней солнце и померкло навсегда... Навсегда, правда, но зато навсегда осмыслилась и жизнь ее: теперь она знала, зачем она жила и что жила не напрасно... На всю жизнь ее разлились лучи, тихий свет от пролетевших, как мгновение, семи лет, и нечего было ей желать больше, некуда идти».

И возникшая близость со Штольцами, особенно с Ольгой, выглядит естественной и трогательной: их связывала «одна  общая симпатия, одна память о чистой, как хрусталь, душе покойного». Обе  женщины, столь противопоставленные  при жизни героя, после его  ухода выглядят во многом равными. И  маленький Андрюша, носящий имя  Штольца и фамилию Ильи, обожаемый  обеими женщинами, «снимает» контраст двух привязанностей Ильи Ильича.

Ход урока

Мотивация

Слово учителя:

Илью Ильича Обломова с первой главы  мы видим на диване. Даже появление  Штольца, близкого друга детства, ненадолго  встряхнуло его. Однако и его, лентяя, имя которого стало нарицательным, способна поднять с дивана любовь.

Первичное восприятие текста

Выборочный  пересказ: дайте биографическую справку Ольги и Агафьи Матвеевны; каково ваше отношение к каждой женщине? какая из них вам показалась более интересной как личность?

Целеполагание

«Любовь – претрудная школа жизни!» - говорит нам автор устами главного героя. Прошел ли Илья Ильич эту школу? Изменила ли она его? Смог ли Обломов изменить свой образ жизни, самое себя, благодаря силе любви? Об этом мы и поговорим с вами на уроке.

Анализирующее наблюдение

Слово учителя:

Выразительное чтение: Во второй части романа, в пятой главе, мы видим нетипичное описание деятельности Обломова:

«Встаёт он в семь часов, читает, носит куда-то книги. На лице ни сна, ни усталости, ни скуки. На нём появились даже краски, в глазах блеск, что-то вроде отваги или по крайней мере самоуверенности. Халата не видать на нём: Тарантьев  увёз его с собой к куме с  прочими вещами.

Обломов сидит с книгой или пишет в  домашнем пальто; на шее надета лёгкая косынка; воротнички рубашки выпущены на галстук и блестят, как снег. Выходит он в сюртуке, прекрасно  сшитом, в щегольской шляпе… Он весел, напевает… Отчего же это?» 

Автор задает вопрос: «Отчего же это?». И далее по тексту мы видим ответ:

«Вдруг  по дорожке захрустел песок под  лёгкими шагами; Обломов бросил перо, схватил букет и подбежал к  окну.

– Это вы, Ольга Сергеевна? Сейчас, сейчас! – сказал он, схватил фуражку, тросточку, выбежал в калитку, подал руку какой-то прекрасной женщине и исчез с ней в лесу, в тени огромных елей…».

Слово учителя:

- Штольц познакомил Илью Ильича  с Ольгой Ильинской. Именно  это знакомство изменило Илью  Ильича, дало ему толчок, пробудило  его ото сна.

- Вы читали в пятой главе  описание Ольги Ильинской. Как  вы ее себе представляете? Если бы вы были художником, то что бы вы постарались передать в ее портрете?

Компьютерное  сопровождение работы с иллюстрациями Ольги – образная конкретизация (слайды №№2,3)

Давайте посмотрим, какой ее представляли авторы иллюстраций к роману. Роман «Обломов» издавался и переиздавался несколько раз, практически каждое издание было проиллюстрировано – мне бы хотелось, что бы вы своим глазами увидели разные портреты Ольги. Обратите ваше внимание на экран.

Беседа:

Какой из обликов героини более соответствует  вашему представлению и почему? Что  в характере Ольги, с вашей  точки зрения, подчеркивает каждый художник?

Беседа:

- Вспомните момент знакомства  Ольги и Ильи Ильича. Какое  она произвела на него впечатление? 

- Сильное впечатление оказало  на Илью Ильича исполнение  Ольгой арии Casta diva. Предлагаю вашему вниманию цитату из романа (слайд№4).

- Как вы думаете, почему Ольга и Обломов полюбили друг друга?

- Критики романа также задавались  этим вопросом. Обратите внимание на экран (слайд №№5,6). Выскажите ваши соображения по поводу мнений критиков.

Слово учителя:

- Ольга Ильинская стала для Ильи Ильича «божеством». Недаром автором была избрана именно эта композиция для исполнения Ольгой. Ведь «Casta diva» с итальянского языка переводится как «Целомудренная Богиня». Это ария на итальянском языке, из оперы Винченцо Беллини «Норма», одна из наиболее знаменитых и сложных для исполнения арий. Обломов видит в Ольге «путеводную звезду», она всегда освещена для него.

Компьютерное  сопровождение: Предлагаю вашему вниманию слайд-фильм, в котором вы также сможете услышать эту арию, на фоне которой перед вашими глазами будут проходить образы-символы, раскрывающие восприятие Ольги Обломовым.

(слайд-фильм).

- Все ли образы-символы убедительны  для вас? Какие еще образы-символы  вы можете предложить, зная о  мечтательности и поэтичности  Обломова?

Слово учителя:

- Сейчас я хочу предложить вам  поработать в группах. Обратите  ваше внимание на экран – там даны вопросы. Ваша задача – найти ответ на поставленный вопрос, анализируя ключевые эпизоды, выявляя детали текста и определяя их значение.

Вопросы на знание текста и на его анализ (слайд №№7,8,9).

  1. 2часть 8 глава: определите перемены, происходящие в Ольге, чем их можно объяснить? Почему пылкий огонь в душе Обломова начинает угасать? Какое чувство в Обломове оказывается сильнее любви? Почему?
  2. 9 глава: встреча в парке: что помогает Ольге «воскресить» Обломова? Обратите внимание на роль пейзажа, на «говорящие» детали, символизирующие любовь.
  3. 10 глава: письмо Обломова - это стремление Обломова уберечь Ольгу от ошибки или способ избежать перемен в собственной жизни?

Ответы  нужно тезисно записывать – для  составления опорной схемы в конце урока (она будет представлена в презентации).

Слово учителя:

- Обстоятельства вынуждают Илью  Ильича покинуть свою квартиру  и переехать на Выборгскую  сторону. Там он снимает дом,  по наущению Тарантьева. Именно  там он и знакомится с Агафьей  Матвеевной Пшеницыной – она  хозяйка дома.

- Мне бы хотелось познакомить  вас с Агафьей Матвеевной, так же, как и с Ольгой Ильинской. Обратите ваше внимание на слайды.

Компьютерное  сопровождение работы с иллюстрациями Агафьи Матвеевны – образная конкретизация (слайды №№10,11)

Беседа:

Какой из обликов героини более соответствует  вашему представлению и почему? Что  в характере Агафьи Матвеевны, с  вашей точки зрения, подчеркивает каждый художник?

Слово учителя:

- Итак, сейчас мы с вами снова  поработаем в группах. Снова  перед вами вопросы – их  также три, и я прошу вас  разделиться на группы.

(слайд №№12,13,14)

  1. 3 часть 2 глава: почему Обломов возвращается в прежнее состояние (опишите образ жизни, который ведет Обломов на Выборгской стороне)? Появление Агафьи Матвеевны в жизни Обломова – сравнить с отношениями Обломова и Ольги. 
  2. 6 глава: почему женитьба Обломова на Ольге так и не состоялась? Делал ли он что-то реально, чтобы добиться поставленной цели? Что помешало ему? Можно ли оправдать Обломова?
  3. 12 глава: какие «говорящие» детали символизируют полный возврат Обломова к прежнему образу жизни? Какова роль зимнего пейзажа? Какие сравнительные обороты использует автор? С какой целью?

Концептуальное  осмысление

Слово учителя

- Давайте оформим наши ответы  в виде опорной схемы (слайд  №15).

- Как вы думаете, что символизирует собой выстроенная нами схема? (это есть сама жизнь  с ее взлетами и падениями, внутренняя динамика героя – поиски, сомнения).

- Прошел ли Обломов «претрудную школу жизни»? Обоснуйте свой ответ?

Заключительное  слово учителя:

- Обломов отказался от любви, он выбрал покой: «мне к лицу покой, хотя скучный, сонный, но он знаком мне, а с бурями я не управлюсь!» Эпизод последнего объяснения Обломова с Ольгой отражает глубокое разочарование и боль Ольги: «Я думала. Что я оживлю тебя, что ты можешь еще жить для меня, а ты уж давно умер…» Ольга с горечью осознала, что «от него можно было ожидать только глубокого впечатления, страстно – ленивой покорности. Вечной гармонии с каждым биением ее импульса, никакого движения воли, никакой активности». После всех сомнений и внутренней борьбы Обломов вновь оказался «на той же точке невозможности двинуться вперед».  Любовь – это взлеты и падения, противоречия и сомнения, поиск, это движение, это жизнь, насыщенная, яркая, меняющаяся. В конце концов, развитие этого чувства требует исходных обязательств, долга, предполагающего стремление взять на себя ответственность. Обломов испугался этого – чувство страха в Обломове постоянно усиливается и подавляет в нем все остальные чувства и желания. Нужно было принимать решения, действовать, что-то менять. Обломов оказался не способен на это. Почему?

Информация о работе Приемы компьютерного сопровождения изучения романа И.А. Гончарова «Обломов»