Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 16:31, дипломная работа
Актуальность исследования. На современном этапе ученик из объекта воздействия становится субъектом действия, это педагогическая аксиома наших дней. Формирование научного мировоззрения, познавательной и социальной активности школьников, самостоятельности учащихся в обучении, творческого потенциала личности является важнейшими задачами современного образования. Особое место в структуре формирования личности занимает такой вид познавательной и информационной деятельности, как чтение
Введение 4
Глава 1. Сущность понятия «читательская деятельность»
в свете литературного образования школьников 8
Глава 2. Применение компьютерных технологий в
процессе организации читательской деятельности
на уроках литературы 16
2.1 Адаптационные возможности традиционной
методики в аспекте компьютерных технологий 16
2.2 Специфические приемы компьютерного сопровождения
в процессе организации читательской деятельности 30
2.3 Уроки изучения эпического произведения
(вступительные уроки, уроки углубленного изучения 33
художественного произведения, заключительные уроки)
Глава 3. Приемы компьютерного сопровождения
изучения романа И.А. Гончарова «Обломов» 41
3.1. Система уроков изучения романа И.А. Гончарова «Обломов» 41
3.2. Модель педагогического эксперимента 88
Заключение. 91
Библиографический список. 92
- Что думает Илья Ильич о своих посетителях? Обоснуйте свой ответ, приведите цитаты из первой главы.
- Найдите в первой главе цитаты, которые выражают отношение Обломова к своим посетителям, к их образу жизни.
1. Волков. «В десять мест в один день – несчастный! – думал Обломов. – И это жизнь! – Он сильно пожал плечами. – Где же тут человек? На что он раздробляется и рассыпается? Конечно, недурно заглянуть и в театр и влюбиться в какую-нибудь Лидию… она миленькая! В деревне с ней цветы рвать, кататься – хорошо; да в десять мест в один день – несчастный!» – заключил он, перевёртываясь на спину и радуясь, что нет у него таких пустых желаний и мыслей, что он не мыкается, а лежит вот тут, сохраняя своё человеческое достоинство и свой покой.
2. Судьбинский. «Увяз, любезный друг, по уши увяз, – думал Обломов, провожая его глазами. – И слеп, и глух, и нем для всего остального в мире. А выйдет в люди, будет со временем ворочать делами и чинов нахватает… У нас это называется тоже карьерой! А как мало тут человека-то нужно: ума его, воли, чувства – зачем это? Роскошь! И проживёт свой век, и не пошевелится в нём многое, многое… А между тем работает с двенадцати до пяти в канцелярии, с восьми до двенадцати дома – несчастный!»
Он испытал чувство мирной радости, что он с девяти до трёх, с восьми до девяти может пробыть у себя на диване, и гордился, что не надо идти с докладом, писать бумаг, что есть простор его чувствам, воображению.
Концептуальное осмысление
Беседа:
-
Как вам кажется, с какой
целью автор в самом начале
романа показывает гостей
- Как размышления Обломова о гостях характеризуют его самого?
Слово учителя:
На
следующем уроке мы ближе познакомимся
с Обломовым, и узнаем, отчего же
фамилия «Обломов» стала
Домашнее задание:
Прочитать роман далее – с 6 по 9 («Сон Обломова»).
Одному из учеников дать задание по подготовке доклада на тему «Распорядок дня обломовца» - по 9 главе (для работы на следующем уроке).
УРОК №2
Тема: «Все знаю, все понимаю, но силы и воли нет»
Цель: определить особенности характера главного героя, проанализировать этапы становления героя как личности, формировать умения работы с текстом с выявлением ключевых деталей; определить воспитывающее значение особенностей характера главного героя.
Оборудование: текст романа, слайдовая презентация с иллюстративным материалом.
Литературоведческая концепция:
Рассказ о превращении Обломова в «коптителя неба» развертывается с нарушением временной последовательности: сначала представлены юность и молодость, затем детство и отрочество (это связано с особым статусом «Сна Обломова»).
«История» героя открывается фразой:
«Обломов, дворянин родом, коллежский
секретарь чином, безвыездно живет
двенадцатый год в Петербурге».
Как принято в романе воспитания
точно фиксируются все
Эпоха «воспитания чувств», в той или иной степени все же пережитая Обломовым, не сопровождалась глубоким образованием ума. Знания никак не соотносились с жизнью: «жизнь у него была сама по себе, а наука сама по себе», что роковым образом отозвалось в неспособности к терпеливым умственным занятиям. Но, если мыслителям не удалось расшевелить в нем жажду к умозрительным истинам, то «поэты задели его за живое: он стал юношей, как все» (суждение, прямо подтверждающее «нормальность», обыкновенность героя на этом этапе его жизни). Меняющийся портрет героя запечатлевает все моменты его эволюции. В ранние молодые годы «покойные черты его оживлялись чаще, глаза подолгу сияли огнем жизни, из них лились лучи света, надежды, силы». «Огонь» и «свет» – ведущие метафоры подлинной жизни в гончаровской поэтике. И действительно, в молодости Обломов «волновался, как и все, надеялся, радовался пустякам и от пустяков же страдал». Однако, не изжив молодости до конца, но и не достигнув полного взросления (совершеннолетия), Обломов плавно перешел в фазу жизни человека на склоне лет: легко расстался с толпой друзей, светскими развлечениями и службой, что приносила лишь скуку и постоянный страх перед начальством.
Итог его развития выразился в отказе от неповторимых примет молодости без замены их приобретениями зрелости: «Лениво махнул он рукой на все юношеские обманувшие его или обманутые им надежды, все нежно-грустные, светлые воспоминания, от которых у иных и под старость бьется сердце». Эти сдвиги в личности Ильи Ильича от двадцати лет к тридцати годам опять подчеркиваются в изменениях внешности: «...пушок обратился в жесткую бороду, лучи глаз сменились двумя тусклыми точками, талия округлилась, волосы стали немилосердно лезть».
Так оформляется ведущий мотив истории Обломова – мотив потухания-погасания: остановки роста-мужания на временном пороге к подлинной зрелости. Естественное в эти годы движение личности (восхождение к новому этапу жизни) обернулось остановкой и, более того, реанимацией предшествующих этапов (детства-отрочества). Незрелость соединилась с преждевременным старением, создав некое психологическое и физическое «уродство».
Угасание сопровождалось возвращением
детства, которое, впрочем, никогда
полностью от Ильи не уходило. Детские
черты проявляются в чувствах,
поведении героя и как
Просветительская идея о врожденности добрых начал в человеке и искажении этих начал в процессе пути-жизни метафорически выражена в приводимом ниже еще одном размышлении. В нем мотив преждевременного, неестественного старения достигает своего полного воплощения в образе могилы – приюта сдавшейся обстоятельствам души (только желтый свет солнца на этот раз перевоплощается в «золото» – оно того же цвета): «А между тем он болезненно чувствовал, что в нем зарыто, как в могиле, какое-то хорошее, светлое начало, может быть теперь уже умершее, или лежит оно, как золото в недрах горы, и давно бы пора этому золоту быть ходячей монетой». Но «глубоко и тяжело завален клад дрянью, наносным сором. Кто-то будто украл и закопал в собственной его душе принесенные ему в дар миром и жизнью сокровища». Ряд синонимов: золото, клад, сокровища... обозначают качества, имманентно присущие человеку, а пороки, привнесенные извне, запечатлены в словах: дрянь, сор... контрастирует с образом легкости, которая ассоциируется с мотивами света и огня, столь значимыми в этом романе. Тропа героя (жизненный путь) названа узкой и жалкой, поскольку в противоборстве двух сил: инерции (повторяемости) и движения вперед (обновления) – побеждает первая.
Постепенное угасание жизни Обломова, и свет его души – противоречие личности и жизни Обломова.
Структура урока: мотивация (эмоциональное, интеллектуальное включение), первичное восприятие текста, целеполагание, анализирующее наблюдение, концептуальное осмысление.
Ход урока
Мотивация
Беседа:
- Давайте подумаем, с какой целью человек рождается на свет?
- Какие человеческие качества вы больше всего цените?
Слово учителя:
В «Энциклопедическом словаре крылатых фраз и выражений» Вадима Серова слово Обломов трактуется «как помещик, ведущий в городе праздную, бездеятельную жизнь». Благодаря статье Н.А. Добролюбова «Что такое обломовщина?», Обломов стало именем нарицательным, и служит для обозначения бездеятельного, ленивого человека, занятого праздными размышлениями, бесплодными мечтаниями. Это определение несет в себе ироничный смысл.
Выяснение первичного восприятия текста:
Слово учителя:
На нашем первом уроке мы познакомились с городом, в котором жил Илья Ильич, с его окружением, социальной средой, в которой он пребывал. Илья Ильич выходец из дворян, но не столичных, а поместных, то есть деревенских. Воспитан он был в деревне, среди слуг, которые предугадывали каждое его слово и жест. Как, на ваш взгляд, такие обстоятельства жизни могут повлиять на характер человека?
Целеполагание
Давайте же мы с вами в ходе урока подумаем, отчего имя главного героя романа стало нарицательным.
Анализирующее наблюдение
Беседа:
Какие личные качества Ильи Ильича вы можете назвать, опираясь на первую главу романа?
Компьютерное сопровождение работы с иллюстрациями и фотографиями – образная конкретизация (слайды №2)
Слово учителя:
На
слайдах представлен Обломов
в интерпретации двух художников,
актера и режиссера. Какой из обликов
героя более соответствует
(слайд №2)
Слово учителя:
Предлагаю вам внимательно вглядеться в «Сон Обломова». Это одна из важнейших глав романа, именно в ней мы увидим, как рос Илья Ильич, как становился его характер. Сейчас мы с вами услышим описание Обломовки, которым открывается «Сон». Давайте попробуем в нем найти значимые средства художественной выразительности, которыми автор передает свое отношение к этому месту.
Выразительное чтение (подготовленный ученик):
«Где мы? В какой благословенный уголок земли перенес нас сон Обломова? Что за чудный край! Нет, правда, там моря, нет высоких гор, скал и пропастей, ни дремучих лесов – нет ничего грандиозного, дикого и угрюмого…
Небо там, кажется, ближе жмется к земле, но не с тем, чтобы метать сильнее стрелы, а разве только, чтобы обнять ее покрепче, с любовью: оно распростерлось так невысоко над головой, как родительская надежная кровля, чтоб уберечь, кажется, избранный уголок от всяких невзгод.
Солнце там ярко и жарко светит
около полугода и потом удаляется
оттуда не вдруг, точно нехотя, как
будто оборачивается назад
Горы там как будто только модели тех страшных, где-то воздвигнутых гор, которые ужасают воображение. Это ряд отлогих холмов, с которых принято кататься, резвясь, на спине или, сидя на них, смотреть в раздумье на заходящее солнце.
Река бежит весело, шаля и играя; она то разольется в широкий пруд, то стремится быстрой нитью, или присмиреет, будто задумавшись, и чуть-чуть ползет по камешкам, выпуская из себя по сторонам резвые ручьи, под журчанье которых сладко дремлется.
Весь уголок верст на пятнадцать или на двадцать вокруг представлял ряд живописных этюдов, веселых, улыбающихся пейзажей. Песчаные и отлогие берега светлой речки, подбирающийся с холма к воде мелкий кустарник, искривленный овраг с ручьем на дне и березовая роща – все как будто было нарочно прибрано одно к одному и мастерски нарисовано.
Измученное волнениями или вовсе не знакомое с ними сердце так и просится спрятаться в этот забытый всеми уголок и жить никому не ведомым счастьем. Все сулит там спокойную, долговременную жизнь до желтизны волос и незаметную, сну подобную смерть».
Беседа:
Выделите эпитеты и значимые слова в этом отрывке и сделайте вывод о том, чем было это место в жизни Обломова. (благословенный уголок; чудный край; любимое место; живописные этюды; веселые, улыбающиеся пейзажи, все тихо и сонно и т.д. - это идеальное место, рай для Обломова)
Слово учителя: А сейчас обратимся с вами к жизни людей в Обломовке. И посмотрим, действительно ли все в ней так идеально, как представлено в описании.
Компьютерное сопровождение сравнительного анализа текста и киноинтерпретации Н. Михалкова.
Для того чтобы вспомнить ключевые аспекты жизни обломовцев, мы посмотрим фрагменты из фильма Н. Михалкова «Шесть дней из жизни Обломова». Я прошу вас разделиться на две команды, задачей одной команды будет нахождение положительных моментов в обломовской жизни, а другой – моментов негативных, отрицательных. Для того чтобы вам легче было выделять аспекты, я предлагаю вам обратить внимание на 3 сферы:
Затем, используя примеры из фильма и дополняя их примерами из текста, мы ответим на вопрос: «Действительно ли можно назвать Обломовку раем?»
Просмотр эпизодов из фильма:
Информация о работе Приемы компьютерного сопровождения изучения романа И.А. Гончарова «Обломов»