Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 16:31, дипломная работа
Актуальность исследования. На современном этапе ученик из объекта воздействия становится субъектом действия, это педагогическая аксиома наших дней. Формирование научного мировоззрения, познавательной и социальной активности школьников, самостоятельности учащихся в обучении, творческого потенциала личности является важнейшими задачами современного образования. Особое место в структуре формирования личности занимает такой вид познавательной и информационной деятельности, как чтение
Введение 4
Глава 1. Сущность понятия «читательская деятельность»
в свете литературного образования школьников 8
Глава 2. Применение компьютерных технологий в
процессе организации читательской деятельности
на уроках литературы 16
2.1 Адаптационные возможности традиционной
методики в аспекте компьютерных технологий 16
2.2 Специфические приемы компьютерного сопровождения
в процессе организации читательской деятельности 30
2.3 Уроки изучения эпического произведения
(вступительные уроки, уроки углубленного изучения 33
художественного произведения, заключительные уроки)
Глава 3. Приемы компьютерного сопровождения
изучения романа И.А. Гончарова «Обломов» 41
3.1. Система уроков изучения романа И.А. Гончарова «Обломов» 41
3.2. Модель педагогического эксперимента 88
Заключение. 91
Библиографический список. 92
Например, работа с иллюстрациями к художественным произведениям дает возможность создания на уроках проблемных ситуаций аналитического характера на конкретно-наглядной основе, ситуаций столкновения читательского мнения и трактовки образов художниками-иллюстраторами. Интернет в этом случае – лучший помощник в поисках необходимых иллюстраций как учителю, так и ученикам. Компьютерные технологии позволяют компоновать материал, как зрительный, так и аналитический, самым различным образом в соответствии с поставленной проблемой.
2. Приемы оформления цитатного материала на электронных носителях.
Данная работа особенно актуальна
в классах с углубленным
Приемы оформления: цитатный план, цитатная таблица, цитатный рассказ («новый» актуализированный в свете темы урока текст, созданный на основе выбранных ключевых деталей), цитатная цепочка (или эмоциональная, т.к. демонстрирует изменения душевного состояния героя), графическое или художественное оформление цитат (с помощью геометрических фигур, линий, стрелок и т.п.).
3. Художественное изображение концепции.
Данный прием используется на обобщающем этапе изучения литературного произведения и предполагает перевод словесной информации в другую систему знаков.
Изображение концепции героя или произведения в целом - это символический живописный образ (реалистический, но чаще – абстрактный), отражающий обогащенную предшествующим анализом ассоциативную и индивидуальную читательскую интерпретацию.
Заданиями в рамках художественного изображения концепции могут быть создание в компьютерной версии обложки к произведению, символов души героя, символического оформления сцены, герба литературного героя, символического отражения поэтического мира, символа эпохи (например, эпохи классицизма, романтизма, «серебряного века» и др.).
Приемы исследовательского (проблемно-поискового) метода
1. Исследовательское задание сопоставительного характера.
Сравнение отдельных элементов текстов произведений разных писателей (пейзаж, портрет и так далее) с привлечением смежных видов искусств. Задача - исследовать особенности решения схожей темы или проблемы у разных писателей, обнаружить своеобразие определенного мотива, увидеть специфические черты сходного типа героя в творчестве писателей с целью выявления «типов сознания» самих писателей, обнаружить своеобразие художественной и соотношение объективного и субъективного в интерпретации творцами смежных видов искусств.
2. Исследовательское задание на историко-литературном или литературно-критическом материале.
Групповое или индивидуальное исследовательское задание предполагает последующее представление его классу. В обычном режиме – это устный доклад ученика. Устные доклады часто не вызывают интереса у слушающих учеников в силу ряда причин (либо они читаются, что затрудняет восприятие; либо ораторское искусство ученика оставляет желать лучшего и др.). Более продуктивный способ – создание презентаций, содержащих определенный зрительный ряд и определенные аналитические выводы, их демонстрация. Материалом в этом случае являются не только фрагменты переписки, дневниковых записей, исторических документов, воспоминаний современников о писателе, критических статей, но картины, иллюстрации, фотографии первых изданий, страниц рукописей. Возможны на таких же принципах сопоставления литературного текста и исторического документа, библейских текстов (например, изображение похода князя Игоря Новгород-Северского в Ипатьевской летописи и «Слове о полку Игореве», повести Л.Андреева «Иуда Искариот» и определенных глав Библии).
Как видим, ряд традиционных методов и их приемов достаточно легко «конвертируется» в формат компьютерного сопровождения уроков литературы. Модернизированные таким образом традиционные приемы становятся более привлекательными для учащихся и, несомненно, более эффективными.
2.2 Специфические приемы
Компьютер, конечно, не может на уроке литературы заменить живое слово учителя, творческое общение, процесс чтения и размышления над прочитанным, но может стать хорошим помощником в изучении литературного произведения.
Компьютерное сопровождение основных этапов читательской деятельности может быть самым разнообразным, что связано с конкретными задачами, которые необходимо решить.
Учитель может создавать свой вариант компьютерного сопровождения урока, взяв нужные ему фрагменты текстов, рисунков, видеозаписей из так называемой библиотеки электронных наглядных пособий (Интернет-материалы, компьютерные версии «Библиотеки Мошкова», «Подготовки к ЕГЭ», «Большого энциклопедического словаря Кирилла и Мефодия» и других).
Наряду с традиционными
Внедрение этих специфических приемов
компьютерного сопровождения
Новыми, специфическими приемами компьютерного сопровождения различных этапов читательской деятельности можно считать, как нам кажется, следующие:
1. Мультимедийная презентация. Может включать богатый материал: видеофрагменты, кинофрагменты, звуковое сопровождение, тексты, таблицы, иллюстрации; сопровождаться различными эффектами и т.п. Они создаются не только учителем для конкретного урока, но и выступают в качестве самостоятельных творческих работ учащихся. Домашнее задание в форме презентации по теме урока вызывает определенный интерес у школьников. Могут применяться на всех этапах читательской деятельности. Прием универсален.
2. Слайд-фильм, клип или видеорепортаж по определенной теме. Наиболее эффективны на мотивационных этапах.
3. Издательская деятельность: создание классной или школьной литературной газеты, журнала в электронном виде (работа с документами и иллюстрациями в разных программах: Microsoft Word, Photoshop, Power Point, Page Maker). Применяется на этапе концептуального осмысления, рефлексии, а также выступает в качестве творческой деятельности учащихся.
4. Создание буклетов, альбомов. Создается в программе Microsoft Office Publisher. Помогает включиться в деятельность концептуального осмысления.
5. Электронный тест. Может применяться при проверке знания текста, а также домашнего задания – этап проверки первичного и углубленного восприятия текста.
6. Создание папок с различного рода материалами в процессе изучения художественного произведения. Создаются коллективно или индивидуально. Материалы используются на всех этапах изучения художественного произведения.
7. Компьютерный дидактический материал: схемы, таблицы, кроссворды (создаются при помощи графического редактора Paint, Microsoft Word, Microsoft Office Excel). Применяется на всех этапах читательской деятельности.
8. Создание
учителем-предметником
Важно, чтобы предлагаемые приемы применялись на уроках литературы уместно, преследовали определенную цель, стимулирующую читательскую деятельность учащихся.
2.3 Уроки изучения эпического произведения (вступительные уроки, уроки углубленного изучения художественного произведения, заключительные уроки)
Эпические произведения составляют значительную часть школьной программы. Эпос представлен в школе разнообразными жанрами: басня, рассказ, повесть, роман, эпопея. Но жанровые различия не должны снимать при изучении того общего, что составляет существо эпического рода литературы, – его повествовательности и способности охватить жизнь в ее объективной полноте. Эта особенность эпических произведений сказывается на целях, путях и работе над основными этапами читательской деятельности на уроках литературы.
Эпос, как и любой другой поэтический род, всегда находится в движении. Он исторически изменчив (от «Илиады» до современной прозы) и, в сущности, как бы заново рождается в каждом эпическом произведении большого художника. Однако в данной работе нас интересует прежде всего то устойчивое, что составляет качественную определенность эпического рода. Определенность эта (для литературы всех времен и творчества всех писателей) – в повествовательном характере эпических произведений. В эпическом произведении всегда повествуется о человеческих судьбах, о психологических и нравственных проблемах, о том, что уже совершилось, уже было. В результате обстоятельно развертывающегося повествования (характерного для любого эпического жанра) каждое конкретное событие предстает как отдельное проявление многостороннего, целого бытия.
Эпос дает возможность раскрывать жизненные явления в их причинно-следственных связях, взаимоотраженниях, сцеплениях единичного с общим.
И постичь это в полном объеме читатель-ученик самостоятельно, без направляющей роли учителя на всех этапах читательской деятельности не сможет, поэтому общение ученика с художественным произведением должно быть подготовлено.
Традиционные виды уроков изучения художественных произведений – вступительные уроки (уроки первичного осмысления текста); уроки углубленного изучения художественного произведения (углубленный анализ художественного текста); и заключительные уроки (уроки целостного, обобщенного осмысления художественного текста) – решают важные и вполне определенные задачи, связанные с основными этапами читательской деятельности.
Вступительные занятия призваны очертить круг ассоциаций, важных для восприятия произведения, вовлечь ученика-читателя в проблемы, поднятие в произведении, создать канву, по которой будет проходить анализ произведения.
Вступительные уроки имеют те же задачи, что и предисловие к произведению – проинформировать о чем-то важном.
Задачи вступительного урока:
В качестве компьютерного сопровождения на вступительных занятиях наиболее эффективными, на наш взгляд, приемами могут быть такие, как компьютерные презентации, погружающие в эпоху, отраженную в произведении; компьютерная версия школьного комментария; самостоятельный поиск учащимися в Интернете различного рода «картинок» (иллюстраций, фотографий картин природы, городов, интерьера, исторических событий и т.п.), отражающих их первичное образное восприятие прочитанного произведения.
Следующий этап читательской деятельности в процессе изучения эпического произведения – углубленное анализирующее наблюдение.
Компонентами школьного
При изучении их внимание учащихся неизбежно будет концентрироваться на тех компонентах художественного текста, которые существенны для эпического рода.
В школьных условиях ими обычно оказываются:
1) тема, проблематика, сюжет (рассматривая их, ученики осмысливают произведение как эстетическую реальность, как преображенную действительность);
2) образы героев (знакомясь с ними, учащиеся постигают разнообразие человеческих характеров и типов).
3) автор как творец, как создатель особого художественного мира данного произведения.
Естественно, что на разных этапах обучения в поле зрения учащихся будут находиться не все компоненты, да и вообще полнота анализа больших эпических произведений в школе недостижима. Поэтому, не стремясь все проходить с одинаковой мерой глубины, важно в каждом случае искать основные линии, доминанты анализа, через которые бы ученик шел к пониманию идейно-художественного смысла произведения на доступном для его возраста уровне.
Чтобы помочь школьникам проникать в глубь произведения, надо научить их перечитывать его. Все богатство художественных впечатлений они должны получить от личного и непосредственного контакта с произведением, а задача учителя – помочь осознать эти впечатления, прояснить авторский замысел, авторскую концепцию жизни (нравственно-эстетический идеал). В романе особое значение приобретает отбор материала и акцентировка в его интерпретации. Какие эпизоды рассмотреть подробно, какие опустить; что в характерах героев выделить как главное, а что оставить без внимания и оценки; на каких сторонах авторского идеала сделать основной акцент – все эти вопросы приходится постоянно решать, когда обдумывается система уроков по изучению большого эпического произведения. Обычно учитель опирается на объективную литературоведческую его трактовку, но интерпретирует ее в соответствии с учебными условиями и целями. Поэтому трактовка не может быть раз и навсегда найденной, она допускает варианты и диалектична по своей сути. В школе плодотворен историко-функциональный подход, когда при истолковании произведения принимается во внимание жизнь его в читательском сознании разных эпох. Это позволяет остановиться на тех сторонах произведения, которые могли казаться менее существенными во время его появления, но приобрели особое значение сегодня.
Информация о работе Приемы компьютерного сопровождения изучения романа И.А. Гончарова «Обломов»