Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 16:31, дипломная работа
Актуальность исследования. На современном этапе ученик из объекта воздействия становится субъектом действия, это педагогическая аксиома наших дней. Формирование научного мировоззрения, познавательной и социальной активности школьников, самостоятельности учащихся в обучении, творческого потенциала личности является важнейшими задачами современного образования. Особое место в структуре формирования личности занимает такой вид познавательной и информационной деятельности, как чтение
Введение 4
Глава 1. Сущность понятия «читательская деятельность»
в свете литературного образования школьников 8
Глава 2. Применение компьютерных технологий в
процессе организации читательской деятельности
на уроках литературы 16
2.1 Адаптационные возможности традиционной
методики в аспекте компьютерных технологий 16
2.2 Специфические приемы компьютерного сопровождения
в процессе организации читательской деятельности 30
2.3 Уроки изучения эпического произведения
(вступительные уроки, уроки углубленного изучения 33
художественного произведения, заключительные уроки)
Глава 3. Приемы компьютерного сопровождения
изучения романа И.А. Гончарова «Обломов» 41
3.1. Система уроков изучения романа И.А. Гончарова «Обломов» 41
3.2. Модель педагогического эксперимента 88
Заключение. 91
Библиографический список. 92
Слово учителя:
Изменения в изображении пространства и времени связаны с особой композиционной ролью эпизода приезда Штольца к Обломову на Гороховую: Гончаров завершает экспозицию романа и начинает развитие основного действия, причем Штольцу в нем отведена особая роль. Роль эту очень тонко почувствовал режиссер фильма, эпизод из которого мы только что с вами смотрели, Н. Михалков.
Беседа:
- Как вы думаете, почему фильм назван иначе, чем роман: не «Обломов», а «Несколько дней из жизни Обломова»?
- Какую особенность сюжета и композиции романа подчеркивает такое название фильма?
- Как образ Штольца связан с развитием действия романа?
Запись в тетради:
Сделайте самостоятельный вывод о сюжетно-композиционной роли образа Штольца в романе, запишите его в тетрадь. Затем обменяемся мнениями.
(Предполагаемый вариант ответа: все сюжетные события романа сосредоточены вокруг Ильи Ильича Обломова, главного героя романа. Описывая его, писатель не ставит своей целью изображение каждодневного, последовательно перетекающего изо дня в день существования героя, как нам могло показаться при чтении 1 части романа. Повествование «выхватывает» из общего потока времени важные моменты – дни в жизни Обломова, каждый из них так или иначе связан с появлением на страницах романа Штольца, вмешательство которого в жизнь Обломова приводит его к столкновению с обществом)
Слово учителя:
Вмешательство Штольца в жизнь Обломова приводит к столкновению героя с обществом. Как проявляет себя Илья Ильич в этом столкновении? В романе есть эпизод, вполне дающий ответ на этот вопрос. Он описан в 4 главе 2 части. В фильме Н. Михалкова «Несколько дней из жизни Обломова» этот эпизод воспроизведен достаточно полно, кроме того, он дает образец мастерской игры актеров, исполняющих главные роли, О.Табакова и Ю.Богатырева. Давайте посмотрим этот эпизод.
Компьютерное сопровождение (слайд №4). Перед просмотром эпизода перед учащимися ставится вопросы:
(Ориентировочные варианты ответов:
По 1 вопросу:
«Не нравится мне эта ваша петербургская жизнь!»
«Где же тут человек? Где его целость? Куда он скрылся, как разменялся на всякую мелочь?»
«Под этой всеобъемлемостью кроется пустота, отсутствие симпатии ко всему!»
«Я их не трогаю, ничего не ищу; я только не вижу нормальной жизни в этом»
«Да я ли один? Смотри: Михайлов, Петров, Семенов, Алексеев, Степанов… не пересчитаешь: наше имя легион!»
По 2 заданию
Когда Илья Ильич говорит, что ему не нравится в современной жизни общества, Штольц не находит, что возразить. Он прерывает речь Обломова оценочными высказываниями («Это все старое, об этом тысячу раз говорили», «Ты рассуждаешь, точно древний: в старых книгах вот так все писали», «Ты философ, Илья!» и т.д.), произнося их с явной иронией, но не высказывает ни одного довода против убеждений Обломова)
Слово учителя:
- Как реагируем мы, читатели, на то, что Штольц не находит, чем возразить на высказывания своего друга?
- В какой момент появляется на страницах романа слово «обломовщина»?
- Какое значение вкладывает в него Штольц? Обломов? Читатель?
- В какой момент и почему меняется настроение Штольца в рассматриваемом эпизоде?
- Почему рассуждения Обломова об утраченных надеждах Гончаров называет исповедью? Что подчеркивает таким названием писатель в самом Обломове и в его взаимоотношениях со Штольцем?
- В чем все-таки причина угасания Обломова?
- Какие стороны характера и
мировоззрения раскрывает
(Предполагаемый вариант ответа-вывода: конфликт главного героя романа с обществом выражается во внутреннем несогласии героя с «искажением нормы». В «вечной беготне взапуски, вечной игре дрянных страстишек» Илья Ильич не видит главного – «человека». И то, что Штольц не возражает ему, не находит, чем возразить, убеждает читателя в правоте суждений Обломова, открывая другую сторону «обломовщины»: причины отгороженности главного героя от внешнего мира, от социальных проблем, оказывается, гораздо глубже, чем барство и привычка к ничегонеделанию.
Образ
жизни, который ведет – это
своеобразный, быть может, не вполне осознанный
вызов бездуховности
Беседа:
-Гончаров предлагает читателю 2 типа воспитания, побуждая сравнивать их между собой. Какой из них ближе нам, современным читателям?
-Что в воспитании Обломова и Штольца кажется нам сильными и слабыми сторонами?
-Почему о детстве Обломова читатель узнает через сновидение героя, а рассказ о детстве Штольца ведется от лица повествователя? (при затруднении учащихся с ответом на этот вопрос к нему можно вернуться позднее – в ходе разговора о мечтательности одного и «боязни воображения» другого героя).
Сравнительный анализ (компьютерная поддержка, слайды №№5,6): Сравните приведенные в таблице цитаты, характеризующие Штольца и Обломова. Какую доминантную черту выделяет Гончаров в характерах героев?
Обломов |
Штольц |
«Тело его, судя по матовому, чересчур белому цвету шеи, маленьких пухлых рук, мягких плеч, казалось слишком изнеженным для мужчины» |
«Он весь составлен из костей, мускулов и нервов… он худощав…кость да мускулы, но ни признака жирной округлости» |
«Лежание у Ильи Ильича…было его нормальным состоянием» |
«Он беспрестанно в движении…» |
«Обломов любил уходить в себя и жить в созданном им мире» |
«Больше всего он боялся воображения…Он боялся всякой мечты» |
«Вот-вот стремление осуществится, обратится в подвиг. Но…промелькнет утро, день уже клонится к вечеру, а с ним клонятся к покою и утомленные силы Обломова: бури и волнения смиряются в душе…» |
«Выше всего он ставил настойчивость в достижении целей… он шел к своей цели, отважно шагая через все преграды…» |
(Сравнение Обломова и Штольца в романе однозначно сравнению «работника» и, условно говоря, «лентяя». Если Штольц является, по словам Гончарова, «образцом энергии, знания, труда, вообще всякой силы», то Илья Ильич воплощает «лень и апатию во всей ее широте и закоренелости как стихийную русскую черту»)
Концептуальное осмысление
Беседа:
- Как вы думаете, какую цель преследовал Гончаров, сознательно идя на такое невыгодное для нас, русских, противопоставление?
- Справедливы ли были обвинения современных писателю критиков в отсутствии патриотизма?
- Как вы думаете, почему сам Гончаров и многие критики считали, что образ Штольца не удался писателю?
- А.П. Чехов писал: «Штольц» не внушает мне никакого доверия. Автор говорит, что это великолепный малый, а я не верю. Это продувная бестия, думающая о себе очень хорошо и собой довольная…» Поделитесь своими мыслями по поводу этого высказывания Чехова.
- Можно ли назвать Штольца идеальным героем? Докажите свою точку зрения.
Слово учителя:
За выведенным в романе сравнением «Обломов - Штольц» скрываются серьезные размышления писателя о судьбе России. Гончаров рад приветствовать все те внутренние силы, которые способствуют продвижению России к общеевропейской жизни, и наоборот, осуждает «застой, сон, неподвижность». Гончаров хочет, чтобы богатырь Илья выздоровел, встал, наконец, с лежанки, отряхнулся ото сна. Для того-то он и ставит страшный диагноз болезни, для того-то и выводит полуиностранца в качестве образца: «досадно, но справедливо». И хотя в этом «образце» недостает сердечности, непосредственности, пластичности и много чего еще для того, чтобы быть идеальным, русскому сердцу тяжко пережить такое сравнение. Но, может быть, именно этого и добивался Гончаров – досады, вызывающей решительное действие?
Домашнее задание. Прочитать или просмотреть еще раз (для тех, кто уже прочитал) роман и найти эпизоды, касающиеся Ольги и Агафьи Матвеевны; сделать закладки.
Урок №4.
Тема урока: «Любовь – претрудная школа жизни!»
Цели урока: проследить динамику развития взаимоотношений Обломова и Ольги Ильинской, определить значение этих отношений в романе; роль образа Агафьи Матвеевны в романе; формировать умения поисковой работы с текстом, иллюстрациями, умения вести диалог, аргументировать свою точку зрения; определить воспитывающее значение духовно – ценностных установок героев.
Оборудование: текст романа И. А. Гончарова «Обломов», мультимедийная презентация с иллюстративным материалом, слайд-фильм «Образ Ольги Ильинской глазами Обломова»
Литературоведческая концепция
Герой Гончарова при всем его отличии от «коренного русского типа» (Достоевский), подобно «лишнему человеку», тоже проходит проверку требовательной женской любовью. Сюжет романа испытания всегда строится «на отступлениях от нормального хода жизни героев, на таких исключительных событиях и положениях, каких нет в типической, нормальной, обычной биографии человека», роман «кончается там, где жизнь снова входит в нормальную колею».
Ольга Ильинская.
Портрет Ольги Ильинской построен на полемике со стереотипом красавицы (постоянно присутствуют конструкции отрицания с «не»: не красавица, нет ни белизны кожи, ни кораллов на губах, ни жемчуга во рту...). Именно внутренняя незаурядность делает ее красоту столь отличной от образца, сложившегося в светских салонах, этому способствует же и мотив внутренней свободы – ведущий в ее характере: «Как в ребенке, возросшем на свободе, в ней было все своенравно». Ее очаровательная, особенная, принадлежавшая только ей одной походка была до того бестрепетно-свободна, что все ей уступало бы невольно дорогу».
Появление Ольги Ильинской в судьбе героя, их взаимная любовь представлены одновременно и как чудо по указанию свыше, и как психологически мотивированная встреча.
В критике, отозвавшейся на публикацию романа, высказывались сомнения в том, что Обломов, «это пухлое, рыхлое, мягкое, как кисель, заспанное существо... этот слезливый добряк и простак с нежным взором... мог занять первое место в сердце девушки, начинающей жить... какими чарами ослепил он глаза этой девушки, каким любовным напитком приворожил ее сердце?» – задавал вопрос критик Н. Д. Ашхарумов. Ответ на него – в статье А. В. Дружинина: «Ребенок по натуре и по условиям своего развития, Илья Ильич во многом оставил за собой чистоту и простоту ребенка – качества, драгоценные во взрослом человеке». Непосредственность и простота Обломова облегчили сближение на равных двух людей разных возрастов. Они оба – «дети» в мире «взрослых», два естественных человека в среде условностей. Безыскусственность Ильи Ильича привлекает Ольгу, поскольку в ней – нарушение привычного стереотипа: «Дурная черта у мужчин – стыдиться своего сердца. Лучше бы они постыдились иногда своего ума: он чаще ошибается», – замечает Ольга с удивительной для ее возраста и жизненного опыта проницательностью.
Развертывается роман бурный и поэтический, его постоянный аккомпанемент – цветущая летняя природа, восхищение артистической красотой Ольги и ее пением. Слушая сильный девический голос, Илья «вспыхивал, изнемогал, с трудом сдерживал слезы, и еще труднее было душить ему радостный, готовый вырваться из души крик. Давно он не чувствовал такой бодрости, такой силы, которая, казалось, вся поднялась со дна души, готовая на подвиг».
Стремительная динамика духовной и
эмоциональной жизни Ольги
До встречи с Ольгой Илья жил
так, «когда не знаешь, для чего живешь,
так живешь как-нибудь, день за днем,
радуешься, что день прошел, что ночь
прошла, и во сне погрузишь скучный
вопрос о том, зачем жил этот день,
зачем будешь жить завтра». Итогом стало
прозябание и раннее угасание. Теперь
вновь, как и в бесплодно
Информация о работе Приемы компьютерного сопровождения изучения романа И.А. Гончарова «Обломов»