Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 16:31, дипломная работа
Актуальность исследования. На современном этапе ученик из объекта воздействия становится субъектом действия, это педагогическая аксиома наших дней. Формирование научного мировоззрения, познавательной и социальной активности школьников, самостоятельности учащихся в обучении, творческого потенциала личности является важнейшими задачами современного образования. Особое место в структуре формирования личности занимает такой вид познавательной и информационной деятельности, как чтение
Введение 4
Глава 1. Сущность понятия «читательская деятельность»
в свете литературного образования школьников 8
Глава 2. Применение компьютерных технологий в
процессе организации читательской деятельности
на уроках литературы 16
2.1 Адаптационные возможности традиционной
методики в аспекте компьютерных технологий 16
2.2 Специфические приемы компьютерного сопровождения
в процессе организации читательской деятельности 30
2.3 Уроки изучения эпического произведения
(вступительные уроки, уроки углубленного изучения 33
художественного произведения, заключительные уроки)
Глава 3. Приемы компьютерного сопровождения
изучения романа И.А. Гончарова «Обломов» 41
3.1. Система уроков изучения романа И.А. Гончарова «Обломов» 41
3.2. Модель педагогического эксперимента 88
Заключение. 91
Библиографический список. 92
Содержание
Введение 4
Глава 1. Сущность понятия «читательская деятельность»
в свете литературного образования школьников 8
Глава 2. Применение компьютерных технологий в
процессе организации читательской деятельности
на уроках литературы 16
2.1
Адаптационные возможности
методики в аспекте компьютерных технологий 16
2.2 Специфические приемы компьютерного сопровождения
в процессе организации читательской деятельности 30
2.3
Уроки изучения эпического
(вступительные
уроки, уроки углубленного
художественного произведения, заключительные уроки)
Глава 3. Приемы компьютерного сопровождения
изучения романа И.А. Гончарова «Обломов» 41
3.1.
Система уроков изучения
3.2. Модель педагогического эксперимента 88
Заключение. 91
Библиографический список. 92
Приложение
Аннотация
Выпускная квалификационная работа посвящена проблеме компьютерного сопровождения основных этапов читательской деятельности в процессе изучения эпических произведений.
Автор исследования рассматривает адаптационные возможности как традиционных приемов читательской деятельности в аспекте ИКТ, так и обозначает новые, специфические приемы компьютерного сопровождения уроков литературы, формирующиеся на современном этапе.
В работе рассматривается ряд приемов, основанием для которого является специфика использования компьютерного сопровождения на разных этапах читательской деятельности.
Изучение романа И.А. Гончарова «Обломов» выстраивается как система уроков, в которых активно используется информационно-коммуникационная поддержка.
Материалы исследования можно использовать в практике преподавания литературы в школе.
Введение
Актуальность исследования. На современном этапе ученик из объекта воздействия становится субъектом действия, это педагогическая аксиома наших дней. Формирование научного мировоззрения, познавательной и социальной активности школьников, самостоятельности учащихся в обучении, творческого потенциала личности является важнейшими задачами современного образования. Особое место в структуре формирования личности занимает такой вид познавательной и информационной деятельности, как чтение. Именно оно в первую очередь формирует мыслительную деятельность, является основой развития, обучения и воспитания человеческого индивида в целом, поэтому возникает потребность в совершенствовании читательской деятельности учащихся, которая формируется в первую очередь на уроках литературы.
К сожалению, в наше время значение литературы упало. Учителя- словесники остро столкнулись с проблемой читательского кризиса. Учащиеся не читают. Обилие информации, получаемой с экранов телевизоров, посредством компьютеров и других средств массовой информации, буквально захлестнуло школьников, читать стало некогда и не принято. А произведения, изучаемые в рамках школьной программы, если и читаются учениками, то с большой неохотой или в кратком изложении.
Школьное литературное образование
нуждается в новых технологиях
и инновационных методиках, способствующих
не только обновлению содержания образования,
но и повышению его качества. Одним
из наиболее эффективных путей является
применение информационно-коммуникационных
технологий. «Информационная технология
обучения – это педагогическая технология,
применяющая специальные
Отвечая нуждам современной педагогики, информационно-коммуникационные технологии расширяют методический спектр проведения уроков литературы. Применение компьютерного сопровождения уроков позволяет сделать их привлекательными для школьников и по-настоящему современными, осуществлять индивидуализацию и дифференциацию обучения, создает условия для максимально возможного всестороннего развития личности обучаемого.
Дидактически обоснованное использование компьютерного сопровождения на уроках литературы способствует активизации читательской деятельности подростков. «В условиях резкого ослабления авторитета литературы в мире в целом визуальные искусства выходят на первый план»[9;25-26], и компьютерное сопровождение уроков литературы позволяет органично и активно ввести визуальное в процесс изучения художественных произведений.
Однако в компьютеризации обучения, в применении информационных технологий обучения еще много нерешенных дидактических проблем, в частности речь может идти о методике ввода компьютерного сопровождения основных этапов читательской деятельности. Именно этой проблеме посвящено данное исследование и этим объясняется его актуальность.
Объект исследования: компьютерные технологии в процессе формирования читательской деятельности на уроках литературы.
Предмет исследования: приемы компьютерного сопровождения основных этапов читательской деятельности в процессе изучения художественных произведений.
Цель исследования: разработка приемов компьютерного сопровождения основных этапов читательской деятельности и их внедрение в систему уроков изучения романа И.А. Гончаров «Обломов».
Задачи исследования:
Гипотеза исследования: правомерно предположить, что компьютерное сопровождение основных этапов читательской деятельности изучения романа И.А. Гончарова «Обломов» позволит повысить мотивацию учащихся к процессу чтения и анализа романа, будет способствовать развитию художественного воображения, ассоциативного и интерпретационного мышления.
В данной работе были использованы традиционные для подобного исследования методы:
Теоретическая новизна работы заключается в том, что определены адаптационные возможности в свете компьютерных технологий для традиционных приемов формирования читательской деятельности, обозначены специфические приемы компьютерного сопровождения различных этапов читательской деятельности в процессе изучения романа И.А. Гончарова «Обломов».
Практическая значимость проведенного исследования обусловлена тем, что приведенные в ней материалы (разработки уроков, презентации, слайд-фильмы, задания по работе со смежными видами искусства в формате ИКТ, дополнительные материалы для моделирования заданий в формате ИКТ, данные в приложении) можно использовать в школьной практике.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, три главы, заключение, библиографический список и приложение.
Глава 1. Сущность понятия «читательская деятельность» в свете литературного образования школьников
Понятие читательская деятельность относительно новое, определение его дано в трудах психологов, педагогов, учителей-методистов, и понятие «читательская деятельность» не тождественно понятию «чтение».
А.А. Гречихин в своей книге «Социология и психология чтения» [8;267] утверждает, что в настоящее время существует несколько научных концепций читательской деятельности, но нет пока общезначимой ее теории.
Все предложенные ранее варианты, по мнению автора, отражали преимущественно частные аспекты читательской деятельности. Он посчитал необходимым решить вопрос о создании типологической модели читательской деятельности.
Автором предложена собственная модель типологии читательской деятельности, представленная ниже.
I. Формирование круга чтения |
II. Чтение как творческий процесс |
III. Методы и формы воспроизведения результатов чтения |
1. Цели и потребности (интересы и мотивы) 2. Информационный поиск ( 3. Отбор и систематизация |
1. Выборочное, или чтение-просмотр. 2. Быстрое, или динамическое, чтение. 3. Углубленное, с фиксацией |
1. Маргиналии. 2. Конспектирование 3. Составление библиографических пособий. 4. Дневник (журнал чтения). |
ЧИТАТЕЛЬ |
Как поясняет автор, из трех основных
структурных блоков модели только центральный
отражает непосредственно чтение. Функция
других заключается в том, что
бы обеспечить, с одной стороны, целенаправленность
процесса чтения путем удовлетворения
потребности в получении
М.И.Оморокова, занимающаяся проблемой совершенствования чтения младших школьников, предлагает рассматривать читательскую деятельность
«как
коммуникативную речевую
В педагогической науке большой вклад в изучение читательской деятельности внесла профессор Н.Н. Светловская. Ею разработана «Теория формирования типа правильной читательской деятельности».
Н.Н. Светловской введена система основных понятий: «тип правильной читательской деятельности», «читательская самостоятельность», «квалифицированный читатель»).
Тип правильной читательской деятельности по Н.Н. Светловской – это «трёхступенчатый процесс целенаправленного индивидуального осмысления и освоения детьми книг (до чтения, в процессе чтения и после чтения)»[32;70-71].
Читательская деятельность – самостоятельный и самоценный вид интеллектуально-эмоциональной деятельности, который имеет сложную структуру. Она состоит из трех основных этапов: «предчтение», процесс чтения и «послечтение».
Овладение типом правильной читательской деятельности способствует формированию квалифицированного читателя, что является, по мнению Н.Н. Светловской, главной учебной целью обучения чтению.
«Квалифицированный читатель» с точки зрения Н.Н. Светловской – «это ребенок или взрослый, который обладает читательской самостоятельностью, т.е. умеет видеть в любой книге собеседника, различать собеседников и выбирать из их числа нужного для себя и делать это с наименьшей тратой времени и сил»[8;26].
Н.Н. Светловской выявлено, что, читательская самостоятельность характеризуется наличием у ребенка мотивов, побуждающих его обращаться к книгам, и системы знаний, умений, навыков, дающих ему возможность с наименьшей затратой сил и времени реализовать свои запросы в соответствии с общественной или личной необходимостью[34;24-27]. Именно читательская самостоятельность является залогом устойчивого спонтанного интереса всех учащихся (а не только детей, способных к изучению литературы) к миру книг и постоянному чтению книг по собственному выбору, а также объективной оценки детьми своих читательских возможностей и своей читательской подготовки[34;70].
Опираясь на мнение О.В. Сосновской [35; 38-39], мы можем сказать, что особенность читательской деятельности заключается в том, что проникновение в предметный, содержательный мир, стоящий за текстом, происходит с помощью общепсихологических и психолингвистических механизмов читательской деятельности. Поэтому значимо понятие «квалификация читательской деятельности», отражающая уровень сформированности психологического механизма осуществления читательской деятельности в сочетании с филологическими и культурологическими составляющими.
В процессе читательской деятельности читатель вступает в опосредованное (через текст) общение с другим субъектом, создавшим текст. Содержание многих подструктур личности читателя влияет на характер восприятия содержания текста. Особенно это касается читательской направленности, понимаемой как система отношений, определяющая избирательность и активность личности в ее читательском поведении, общении, деятельности. По характеру и особенностям содержания читательской направленности можно судить о читательском сознании личности. Содержание читательской направленности, по мнению А.В. Бородиной, влияет и на все фазы читательской деятельности: мотивационно-потребностную, процессуально-результативную, результативно-оценочную, рефлексивно-прикладную [6;14-16].
Информация о работе Приемы компьютерного сопровождения изучения романа И.А. Гончарова «Обломов»