Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 21:26, курсовая работа
Цель нашего исследования - определить место природы в романе Т.Гарди «Тэсс из рода д’Эрбервиллей».
В данном исследовании мы ставим следующие задачи:
1) изучить соответствующую литературу по творчеству Т. Гарди и общетеоретическим вопросам;
2)определить разновидности форм отражения мира природы в произведении;
3) рассмотреть ее функции в романе;
4) выявить взаимосвязь природы с главной героиней;
5) установить ее взаимосвязь с другими персонажами произведения.
I. Введение…………………………………………………………………….....3
II. 1.Мир природы в романе Томаса Гарди «Тэсс из рода д’Эрбервиллей» в контексте предшествующих литературных явлений. Из истории вопроса: изображение природы в произведениях английских писателей………….....11
2. Роль природы в романе Томаса Гарди «Тэсс из рода д’Эрбервиллей»…………………………………………………………………24
3. Связь природы с главной героиней: Тэсс – дитя природы…….…..............36
III. Заключение…………………………………………………………………..47
IV. Список литературы………………………………………………………….49
Содержание
I. Введение…………………………………………………………
II. 1.Мир природы в романе Томаса
Гарди «Тэсс из рода д’Эрбервиллей» в
контексте предшествующих литературных
явлений. Из истории вопроса: изображение
природы в произведениях английских писателей………….....11
2. Роль природы в романе Томаса
Гарди «Тэсс из рода д’Эрбервиллей»…………………………………………
3. Связь природы с главной героиней:
Тэсс – дитя природы…….…..............36
III. Заключение……………………………………………………
IV. Список литературы…………………………………
I.Введение
В связи с возросшим интересом исследователей к литературе начала XX в. творчество Томаса Гарди оказалось востребованным как материал, позволяющий объяснить многие явления в искусстве XX в. Историко-литературный интерес представляет собой статья А. В. Луначарского «Томас Гарди» (1930), в которой Гарди называется «скорбным и мужественным художником», а его философия сближается с философией таких разных мыслителей, как Флобер и Шпенглер. «Конечно, Гарди не наш, — пишет автор в заключение, — но это необыкновенно честный протестант в стане врагов».1
Монография М. В. Урнова «Томас Гарди. Очерк творчества» (1969) носит обзорный характер, хотя автор делает немало замечаний, ценных для дальнейшего изучения предмета. В основном, внимание исследователя сосредоточено на «романах характера и среды». Что касается темы природы в произведениях Т.Гарди, М. В. Урнов отметил, что в своих пейзажных зарисовках писатель использовал приемы, характерные для живописи. «Он опирался на искусство голландских мастеров (в романе «Под деревом зеленым») и в особенности на искусство английского художника Тернера (в романе «Возвращение на родину»)», - пишет исследователь. 2
Автором предисловия
к одному из переизданий Гарди (1989) является
Н. Демурова. Ее вступительная статья к
трехтомнику Гарди, вышедшему в 1988
г., посвящена не только романам, но также
и поэзии. Говоря об особом месте Гарди
в английской литературе, Н. Демурова пишет:
«Он был современником многих поэтов,
за творчеством которых следил с неослабевающим
интересом (многих из них он пережил). Среди
них такие имена, как Теннисон, Вордсворт,
Браунинг, Суинберн, Уолтер Патер, Киплинг,
Хопкинс, Йейтс, Хаусмен, Паунд, Элиот,
Лоуренс, Бриджес, Оуэн, Роберт Грейвз.
У некоторых из них он чему-то учился (Теннисон,
Вордсворт, Браунинг), другие, поэты молодого
поколения, чему-то учились у него (ранний
Лоуренс, Грейвз)».3 Далее исследовательница анализирует
одно из главных, по ее мнению, свойств
лирики Гарди — личный «миф», то есть интимно-биографическую
основу большинства стихотворений.
К поэзии Гарди обратился В. В. Хорольский. Он попытался охарактеризовать место поэта среди его литературных современников. Размышляя о поэтическом методе Гарди, В. В. Хорольский причислил поэта к «реалистам», что верно только отчасти, так как одновременно с реалистическим методом поэт пользовался новыми приемами, ставшими позже типичными для модернизма. В. В. Хорольский посвятил статью сопоставлению поэзии американского поэта Роберта Фроста и английского «художника слова» Томаса Гарди с точки зрения жанра. Объединяющим началом в творчестве двух современников исследователь считает античный жанр эклоги, причем поэзия Фроста тяготеет к возрождению этого жанра, а поэзия Гарди — к переосмыслению в форме «антиэклоги». Вывод В. В. Хорольского касается традиционализма как определяющей черты как Гарди, так и Фроста.
В связи с анализом лингвистических и стилистических особенностей произведений Гарди исследователь Н. А. Серебрякова размышляет о гиперсемантическом статусе лексемы «птица» в романе «Тесс из рода Д'Эрбервиллей» (2004) и о лингвостилистических функциях портретных характеристик в прозе Гарди.
Свидетельством непрекращающегося интереса к Гарди являются работы С.Р.Матчени, Л.Сумм, Н. В. Осиповой, Ф. А. Абиловой и других литературоведов. Однако никто не обратился к исследованию места природы в романах Т.Гарди как к основному объекту изучения. В работах российских литературоведов, посвященных Томасу Гарди, этой проблеме посвящено либо несколько строк, либо она вообще не поднимается исследователями, что предполагает актуальность выбранной нами темы исследования.
Для более глубокого осмысления рассматриваемой в работе темы необходимо, прежде всего, понять, в какой степени разработаны в российском литературоведении ее теоретические аспекты.
Понятие «природа»
многозначно. Традиционно под ним
понимается совокупное изображение
природного мира, включающее описания местности,
отдельных объектов окружающей среды,
природных явлений, животных, сравнения
человека с предметами и процессами природного
мира, суждения автора и героев о природе
и отношение к ней, отраженное в поступке
и чувстве, иными словами, понятие природы
составляют самые разнообразные «формы
присутствия природы в литературе».4
В.Е. Хализев в своем учебнике по теории литературы говорит следующее: «Формы присутствия природы в литературе разнообразны. Это и мифологические воплощения ее сил, и поэтические олицетворения, и эмоционально окрашенные суждения, и описания животных, растений, их, так сказать, портреты, и, наконец, собственно пейзажи (фр. pays - страна, местность)- описания широких пространств». 5
Нередко понятие природа в художественном произведении сводится к пейзажу. Исследователь А.И.Белецкий понимает под пейзажем всякое изображение живой природы.6 Но накопленные в науке знания по теории и истории вопроса о природе позволяют на современном этапе разграничить понятия «пейзаж» и «природа». Точнее будет сказать, что пейзаж – это одна из форм воплощения природы в произведении.
Пейзаж - сравнительно позднее достижение литературы, в то время как образ природы присутствует в мифе, древнем эпосе, малых фольклорных жанрах. Среди всех форм присутствия природы в произведении самым показательным является пейзаж, именно «портреты» природы и их роль в тексте позволяют открыть авторское видение природы.
Существует несколько определений
понятия «пейзаж». Б.Е. Галанов считает,
что пейзаж - это изображение природы,
обозначающее время и место действия в
произведении и создающее определенное
настроение.7 М.Н.Эпштейн называет пейзажем
целостное отображение природы в системе
взаимосвязанных предметных деталей.8
Как мы видим, существует несколько
толкований понятия «пейзаж», но абсолютно
все исследователи сходятся во мнении,
что пейзаж - это одно из средств
изображения природы.
В настоящее время существует
несколько классификаций
М.Н. Эпштейн предлагает следующую
классификацию:
1) сезонная и ландшафтная
(по типу времени или
2) по степени масштабности,
тематической обобщенности (локальный,
экзотический, национальный, планетарный,
космический);
3) жанрово-стилевой (величественный
или унылый, бурный или тихий, таинственный
или пустынный);
4) фантастический пейзаж. 9
У другого исследователя,
Т.Я. Гринфельд-Зингурс, находим такую
классификацию:
2) по протяженности в
занимаемой площади
3) по отношению к теме,
к типу повествования, к
4) реже встречается пейзаж
- этнографическая картинка и
пейзаж - типичное место действия;
5) природоописания различаются
по принадлежности авторов к
тому или иному литературному
методу (сентименталистский, романтический,
реалистический) и др. 10
Л.В. Гурленова предлагает
свою классификацию пейзажа:
1) по принадлежности
к методу, направлению и течению: сентименталистский,
романтический, реалистический, воссоздающий
— пересоздающий природу, символистский,
экспрессионистский, авангардистский
и т.д.;
2) по принадлежности
к роду и стилю: эпический,
лирический, объективный, субъективный,
экспрессивный, нейтральный,
3) по соотнесенности с другими видами
искусства: живописный, пластический,
графический, динамичный, статичный;
4) из меры
соотношения с реальностью:
5) по основной их функции: психологический, живописный, символический;
6) по сезону и ландшафту, нарисованному
в пейзаже: зимний, весенний, морской, горный,
равнинный;
7) по эмоциональному тону: унылый,
печальный, величественный, радостный,
веселый и др. 11
Рассмотренные классификации показывают
насколько разнообразен пейзаж в художественном
произведении.
Пейзаж по-разному
изображается в зависимости от рода
литературы. В эпическом произведении существуют
наибольшие возможности для введения
пейзажа. Учитывая, что пейзаж в структуре
художественного эпического произведения
занимает подчиненное положение (за исключением
тех произведений, где природа - центральный
или единственный предмет изображения),
выделяют его следующие функции:
Информация о работе Природа в романе Т. Гарди «Тэсс из рода д’Эрбервиллей»