Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 21:26, курсовая работа
Цель нашего исследования - определить место природы в романе Т.Гарди «Тэсс из рода д’Эрбервиллей».
В данном исследовании мы ставим следующие задачи:
1) изучить соответствующую литературу по творчеству Т. Гарди и общетеоретическим вопросам;
2)определить разновидности форм отражения мира природы в произведении;
3) рассмотреть ее функции в романе;
4) выявить взаимосвязь природы с главной героиней;
5) установить ее взаимосвязь с другими персонажами произведения.
I. Введение…………………………………………………………………….....3
II. 1.Мир природы в романе Томаса Гарди «Тэсс из рода д’Эрбервиллей» в контексте предшествующих литературных явлений. Из истории вопроса: изображение природы в произведениях английских писателей………….....11
2. Роль природы в романе Томаса Гарди «Тэсс из рода д’Эрбервиллей»…………………………………………………………………24
3. Связь природы с главной героиней: Тэсс – дитя природы…….…..............36
III. Заключение…………………………………………………………………..47
IV. Список литературы………………………………………………………….49
Впервые пейзажные
зарисовки, природные явления встречаются
в главах 2,4,5. Далее изображение природы
следует с 11 по 20 главы включительно. В
дальнейшей структуре романа наблюдается
чередование глав, в которых имеются пейзаж
и природные зарисовки с главами, которые
не содержат природу (приблизительно 3/3).
Наиболее частое употребление глав, содержащих
природу, практически беспрерывное (с
41 по 50 включительно, далее через одну
главу) наблюдается в конце романа, где
героиня подвергается наиболее острым
душевным переживаниям.
Таким образом, мы видим, что происходит чередование глав, содержащих пейзаж, природные явления с главами, в которых природа отсутствует, или в отдельных частях произведения такие главы идут непрерывно одна за другой.
Изображение природы в романе представлено в двух формах:
К отдельным природным явлениям относится
присутствие птиц (они фигурируют на протяжении
всего текста), животных (конь Принц), погодных
проявлений (дождь, снег). Все это мы находим
в произведении.
Пейзажные зарисовки встречаются в романе
чаще, чем отдельные природные явления.
Исследователь В. Урнов в своей монографии
«Томас Гарди. Очерк творчества» говорит,
что Гарди является выдающимся мастером
пейзажей. Он указывает на то, что в структуре
его романов пейзаж занимает очень важное
место. С этим утверждением нельзя не согласиться,
так как в исследуемом нами произведении
пейзаж используется довольно часто.
Как уже говорилось ранее, Гарди рисует
в данном романе преимущественно сельский
пейзаж. Но нельзя говорить, что мы находим
здесь только сельский пейзаж. Это будет
не совсем верно. В тексте мы обнаруживаем
и городской пейзаж.
Город появляется всего два
раза, да и то в конце романа. Первый
раз он возникает в 55 главе, когда Клэр
разыскивает Тэсс. Городок носит название
Сэндборн и является модным приморским
курортом. Гарди дает его небольшую пейзажную
зарисовку.
«При свете фонарей
Клэр бродил по извилистым
улицам нового мирка, возникшего
в мире старины, и среди верхушек
деревьев видел на фоне звездного
неба высокие крыши, трубы,
бельведеры, башни пышных вилл,
которые и составляли город.
Здесь были только особняки;
курорт, перенесенный на берег Ла-Манша
с побережья Средиземного моря,
ночью казался еще внушительнее, чем был
в действительности». 22
На этом описание городского пейзажа заканчивается.
Он довольно лаконичен, схематичен и не
вызывает никаких эмоций в отличие от
сельского пейзажа.
Второй раз описание города
мы находим в последней главе
– 59, из которой узнаем о смерти Тэсс.
Первый ее абзац содержит изображение
города Уинтончестер.
«Уинтончестер, красивый
древний город, бывшая
столица Уэссекса, расположенный
на холмистой равнине, купался в
ярких и теплых утренних лучах
июльского солнца. На домах из кирпича,
черепицы и известняка почти высох
покрывающий их мох, ручьи в долинах обмелели,
а на Хай-стрит, от Западных ворот
до средневекового креста и от
средневекового креста до моста,
лениво подметали улицу, что обычно предшествует
базарному дню». 23
Больше городских пейзажей
в романе мы не находим. Те, что имеются,
довольно безлики и сухи. Они во многом
напоминают энциклопедическое описание
местности.
Город в произведении противопоставляется деревне. Он показан как губитель патриархального села. В тексте мы находим упоминание, что жители деревни постепенно оставляют свои дома там и целыми семьями уходят в город, то есть происходит вымирание деревень и всего того уклада, который с ними связан. Гарди осуждает и не принимает этого. По его мнению, этот уход – это разрыв связей со своими корнями, родной землей, природой. Эта разобщенность приводит к гибели человека, как нравственной, духовной, так и физической (это хорошо видно на судьбе Тэсс).
Такова ситуация при узком
рассмотрении города и деревни. Но есть
еще и широкое понимание данного вопроса,
при котором город – это цивилизация,
а деревня – естественная природа. Цивилизация
и намеренно, и не намеренно губит природу,
которая перед ней оказывается бессильной.
В романе неоднократно подчеркивается
это.
Например, в 14 главе, в которой
показана жатва пшеницы, есть следующий
эпизод.
«Узкая полоса жнивья,
охватывающая поле после
каждого объезда, становилась
шире и шире, и, по мере того как
проходили утренние часы, площадь,
где еще не сжата была пшеница,
все уменьшалась. Кролики, зайцы,
змеи, крысы, мыши отступали
дальше в хлеба, словно в
крепость, не подозревая, сколь эфемерно
их убежище и какая судьба ждет их к концу
дня, когда до ужаса маленьким будет оставленный
им уголок и они собьются в кучу - друзья
и враги; а потом ляжет под зубцами неумолимой
жнейки пшеница, еще покрывающая последние
несколько ярдов, и жнецы перебьют
всех зверьков палками и камнями». 24
Конечно, здесь
не так ярко выражено губительное
воздействие цивилизации на природу. Данную
ситуацию можно расценивать и с точки
зрения одного из законов природы: выживает
сильнейший. Однако не стоит упускать
из виду, что жнейка – это машина, и она
наносит вред в отличие от серпа в руках
жнеца.
Но есть и более показательный эпизод. В 47 - 48 главах возникает образ молотилки – порождения цивилизации, которая поглощает скирду пшеницы (природу). В тексте она несколько раз сравнивается с чудовищем.
«Возле самой
скирды смутно виднелось красное
чудовище, прислуживать которому
пришли женщины». 25
«Но казалось,
не счесть - было оставшихся снопов, хотя
ненасытная молотилка поглотила
бесчисленное количество их; и все снопы
прошли через руки батрака и
Тэсс, кормивших чудовище. А гигантская
скирда соломы, выросшая там, где утром
ничего на было, являлась как бы испражнениями
этого гудящего красного обжоры».26
Здесь цивилизация в образе молотилки предстает
поистине устрашающей. Она изображена
в столь негативных, отрицательных красках,
что невозможно ее положительное толкование.
Гарди не принимает ее.
Человек, который обслуживает молотилку,
тоже изображен в мрачных, резко отрицательных
тонах.
«Подле машины
стояла темная неподвижная фигура,
высокая, мрачная, покрытая
сажей и словно погруженная в транс;
у ног ее лежала куча углей; это был
механик. Судя по виду и цвету одежды, можно
было принять его за выходца
из ада, который забрел сюда, в эту прозрачную
и бездымную страну желтого зерна
и бесцветной земли, совершенно ему
чуждую, для того, чтобы изумлять
и приводить в смущение ее обитателей.
Недаром Гарди
сравнивает механика с чертом: прислуживая
своей машине, он утратил не только
связь с природой, с землей, но
что не менее важно, он потерял
человеческий облик, душу. Он резко отличается
от работников с поля, так как они не оторваны
от земли, поклоняются природе, живому
существу. Механик же поклоняясь не живой
машине, сам становится не живым, теряет
свою индивидуальность и сливается со
своим идолом. Таким образом,
можем сделать вывод, что Гарди противопоставляет
не только город и деревню, но и цивилизацию
и природу. Он не только не приемлет негатив
цивилизации, он также не принимает и человека,
который служит ей, забывая и разрывая
свои связи с природой.
Мы выяснили,
Гарди дает в своем романе пейзажные
зарисовки чаще, чем изображение
собственно природы. Теперь выявим
функции пейзажа и природы (они
будут одними и теми же) в тексте романа. Всего мы их выделили
четыре.
1) Обозначение места и времени действия, фон для развития действия.
Благодаря пейзажу мы понимаем, что действие романа происходит в Англии, в сельских ее районах, так как изображен типично английский пейзаж.
«Путник с побережья,
пройдя десятка два миль на север
по известковым холмам и пашням и
достигнув края одного из
этих обрывов, с изумлением и восторгом созерцает раскинувшуюся
у его ног, словно карта, страну,
совсем не похожую на ту, которую он миновал.
Позади него - пологие холмы, поля, залитые
солнцем, такие обширные, что
пейзаж кажется ничем не обрамленным;
дороги там белы, живые изгороди
низки и ветки их кустов густо переплелись,
воздух бесцветен. А здесь, в
долине, мир словно построен по меньшему
и более изящному масштабу: поля невелики,
и с высоты окаймляющие их живые изгороди
кажутся сеткой из темно-зеленых
нитей, растянутой на светло-зеленой траве.
Воздух внизу дремотен и
так густо окрашен лазурью, что средний
план, говоря языком художников,
также принимает синеватый оттенок, а
дальше, на горизонте, темнеют
глубокие ультрамариновые тона. Пахотной
земли мало, и почти везде
раскинулась широкая пышная мантия из
травы и деревьев, одевающая более низкие
холмы и долины, замкнутые высокими холмами». 28
К тому же при
передаче пейзажной зарисовке во
2 главе упоминается название места
действия.
«Деревня Марлот
расположена на северо-западном склоне
красивой долины, которая, как
говорилось выше, называется
Блекмор, или Блекмур,
- уединенной долины, опоясанной грядою гор и в большей
своей части еще неведомой туристам
и художникам-пейзажистам, хотя находится
она в четырех часах езды от Лондона».
Итак, место действия романа – деревня Марлот, расположенная в Блекмурской долине. Но на протяжении романа место действие несколько раз меняется. Так же, кроме деревни Марлот, действие происходит:
Однако надо
заметить, что несколько раз на
протяжении романа действие переносится
снова в деревню Марлот.
Следует также
отметить, что все эти места выдуманы самим Гарди,
на карте Англии мы их просто не обнаружим.
Хотя они имеют реальные прототипы, но
являются больше собирательными образами.
Время действия
в романе не обозначено, но по изображаемому
пейзажу мы можем предположить, что
примерное время соотносится со временем
написания романа – это конец 19 века.
Половина пейзажных
зарисовок в романе служит фоном,
на котором происходит развитие действия.
Например, в той же 2 главе пейзаж
является фоном, на котором будет разворачиваться
дальнейшее действие. Причем следует заметить,
что начало описание пейзажа похоже на
энциклопедическую статью. Гарди это
сделал для того, чтобы убедить читателей
в достоверном существовании данного
места. Затем следует характерный для
писателя пейзаж.
2) Форма «присутствия
автора».
Через пейзаж, через
описание природы Гарди выражает
свое отношение к изображаемому.
Например, в 41 главе, в которой говорится
о раненых фазанах, писатель через
описание природы выражает протест
против неоправданного жестокого истребления
животных и птиц ради спортивного интереса.
«Ей объяснили,
что, хотя они и кажутся жестокими
и грубыми, такими они бывают отнюдь не круглый
год; в сущности, это очень мягкие люди,
но в течение нескольких недель зимой
и осенью, подобно туземцам
Малайского полуострова, они впадают в
неистовство и ставят себе
целью уничтожать жизнь - в данном случае
жизнь этих безобидных пернатых, которых
разводят исключительно для того,
чтобы удовлетворять подобную
склонность к убийству; какое
это жестокое, какое нерыцарское
отношение к своим слабейшим товарищам
в единой семье природы!».29
3) Форма «природа
- действующий персонаж».
Информация о работе Природа в романе Т. Гарди «Тэсс из рода д’Эрбервиллей»