Природа в романе Т. Гарди «Тэсс из рода д’Эрбервиллей»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 21:26, курсовая работа

Описание

Цель нашего исследования - определить место природы в романе Т.Гарди «Тэсс из рода д’Эрбервиллей».
В данном исследовании мы ставим следующие задачи:
1) изучить соответствующую литературу по творчеству Т. Гарди и общетеоретическим вопросам;
2)определить разновидности форм отражения мира природы в произведении;
3) рассмотреть ее функции в романе;
4) выявить взаимосвязь природы с главной героиней;
5) установить ее взаимосвязь с другими персонажами произведения.

Содержание

I. Введение…………………………………………………………………….....3
II. 1.Мир природы в романе Томаса Гарди «Тэсс из рода д’Эрбервиллей» в контексте предшествующих литературных явлений. Из истории вопроса: изображение природы в произведениях английских писателей………….....11
2. Роль природы в романе Томаса Гарди «Тэсс из рода д’Эрбервиллей»…………………………………………………………………24
3. Связь природы с главной героиней: Тэсс – дитя природы…….…..............36
III. Заключение…………………………………………………………………..47
IV. Список литературы………………………………………………………….49

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по литературе.doc

— 257.50 Кб (Скачать документ)

1) Обозначение  места и времени действия, фон  для развития действия.  Благодаря  пейзажу читатель легко может  представить себе, где и когда  происходит действие. Место и  время действия в произведении редко обозначены точно (если в нем не описываются исторические события), но их часто можно определить по особенностям пейзажа, а также по реалиям времени. Часто пейзаж обозначает время года или время суток, его смену в ходе сюжета.                                                                                                               

2)Сюжетная мотивировка                                                                       

Природные явления могут  повлиять на происходящие события. Также сюжет произведения может во многом определяться календарным временем.                 

3) Форма психологизма.                                                                                     

Эта функция наиболее частая в произведении, пейзаж оказывается средством раскрытия характера героя. Явления природы могут предвещать те или иные события в жизни персонажа, создавать определенное настроение.                Часто пейзаж, данный через восприятие героя, раскрывает какую-то сторону его характера или указывает на его психологическое состояние.                       

4) Форма «присутствия»  автора.                                                                       

Через пейзаж может быть выражено авторское отношение к  изображаемому. Часто различные функции пейзажа совмещаются в произведении, т.е. полифункционален.12                                                                                                                                                          

Цель нашего исследования - определить место природы в романе Т.Гарди «Тэсс из рода д’Эрбервиллей».                                                                                    

В данном исследовании мы ставим следующие задачи:                                          

1) изучить соответствующую литературу по творчеству Т. Гарди и общетеоретическим вопросам;                                                                                                                   

2)определить разновидности форм отражения мира природы в произведении;                                                  

3) рассмотреть ее функции в романе;                                                                  

4) выявить взаимосвязь природы с главной героиней;                                       

5) установить ее взаимосвязь с другими персонажами произведения.

 

ΙΙ. 1. Мир природы в романе Томаса Гарди «Тэсс из рода д’Эрбервиллей» в контексте предшествующих литературных явлений. Из истории вопроса: изображение природы в произведениях  английских писателей.     Чувство природы свойственно  человеку с древнейших времён. Но как эстетическое переживание, связанное с осознанием законов мировой, космической жизни и духовной деятельности человека, оно складывалось постепенно, веками, передавалось от одного поколения к другому.

Литература и живопись отразили различные этапы постижения человеком жизни природы и самого себя. Мировоззрение древнего человека исключает возможность эстетического восприятия природы, но не исключает возможности её литературного изображения. Поэтому для фольклора и литературы раннего периода характерны такие описания природы, которые получают название «внепейзажные образы природы». В древней литературе и фольклоре силы природы мифологизировались, олицетворялись, природа персонифицировалась. В таком персонифицированном виде природа участвовала в жизни людей, изображаемых в художественном произведении.                                                                                                                    

Пейзажа как объективно-реального  изображения природы до XVIII века в литературе не было. Пейзаж возникает  только в тот момент, когда описание природы воссоздает внутренний мир  человека. В литературу XVIII века вошла  рефлексия как сопровождение  созерцаний природы, и именно это обусловило упрочение в ней собственно пейзажей.                                                             

Изображение природы в  литературе XVIII века в немалой степени  было подвластно стереотипам, клише, общим  местам. В XIX веке характер пейзажа заметно изменился. Настала эпоха индивидуально-авторского видения и воссоздания природы. Применительно к каждому крупному писателю XIX – XX века можно говорить об особом природном мире.                                                                        Литература и живопись отразили различные этапы постижения человеком жизни природы и самого себя. Изображение природы как объективно существующего мира в литературе появляется одновременно с интересом к человеческой личности, раскованностью чувств, которые принесли с собой сентиментализм и романтизм. Стремление осознавшей себя личности к свободному проявлению «я» в частной и общественной жизни столкнулись у романтиков со стеснительной властью государственных законов, религиозных влияний, человеческих отношений, стремление к свободе, к созданию новых общественных условий характеризовали творчество романтиков. Пейзаж в творчестве романтиков и ещё раньше сентименталистов не имел декоративного или аллегорического значения, как в произведениях классицизма, перестал быть только фоном для человеческих переживаний, он оказался неотъемлемой частью сложной психологической характеристики человека. Постепенно впервые возникла связь пейзажа с характеристикой внешности героя, отношением автора к происходящему, его мировоззрением. Сложный путь от романтизма к реализму проходит пейзаж поэзии, а затем и в прозе. Вопрос о философском и психологическом значении пейзажа в произведениях, связи с другими средствами художественного изображения: портретной, речевой, авторской характеристики героев, часто находится в центре внимания писателей. 

Изображение природы мы находим  уже у англосаксонских племен еще до принятия христианства в бытовавших у них мифах и легендах. Позже, уже после принятия христианства, на их основе будут созданы произведения художественной литературы. Ярким примером является  «Беовульф» - англосаксонская эпическая поэма о приключениях отважного геатского витязя Беовульфа, избавившего Данию от страшного морского  чудовища Гренделя. В ней мы находим воспроизведенные черты природы Скандинавии и Англии.                                                                                                     

Описание природы мы находим  и в лирике провансальских трубадуров, и в рыцарских романах о  короле Артуре, и в произведениях классицистов. Но более яркое воплощение она получает у писателей  конца  XVΙΙΙ - начала XΙX века, в частности у писателей - сентименталистов.                                               

В первый период развития английского  сентиментализма основными произведениями являлись лирические. В ярких чувственных образах они рисовали эмоциональные порывы, вариации настроений личности. Наиболее характерный герой поэзии сентименталистов - это человек, близкий к природе, ее восторженный почитатель. Поэты воспевают одиночество человека, оставшегося наедине с собой, когда он перед лицом Бога размышляет о своих деяниях и прославляет красоту окружающей природы. Очень часто лирическим героем сентиментальной поэзии оказывается юноша-стихотворец.                                                                                      

Одним из поэтов - сентименталистов, изображающим в своих произведениях  природу,  был Джеймс Томсон (1700 - 1748). Примером этому служит его четырехчастная  поэма «Времена года», создавая которую он опирался на «Георгики» Вергилия.                                                                             

Проявлению божественной воли в окружающем мире (по мысли  Томсона, Бог воплощен в природе, и это сближает поэта с пантеистами) соответствует стремление человека постичь волю провидения. Сама упорядоченность замысла поэмы, постоянные переходы от наблюдений к размышлениям показывают, как работает человеческий ум. Но глубокие мысли рождаются лишь у того, кто прочувствовал увиденное, утверждает Томсон. Чувство же возникает лишь в тесном общении с природой. Именно она стала центром поэмы. Самим своим совершенством природа развивает чувства и эмоции. Человек в понимании Томсона - неотъемлемая часть природы и ее воплощение. А чувства, которые он испытывает, внушены ему в результате общения с окружающим его миром полей, лесов и гор. Однако в поэзии Томсона картины природы еще достаточно обобщены. В них нет конкретных наблюдений или описаний каких-то определенных мест. Чувства лирического героя, пробужденные природой, расплывчаты и лишены индивидуальных оттенков.                                                                  

Произведение Томсона  по своему жанру - описательная поэма. Главное ее содержание - описание природы  в разные времена года - прерывается рассказом об отдельных происшествиях или же обращением к читателю с морализаторскими наставлениями. С природой непосредственно связаны жизнь животных и занятия людей, нелегкий крестьянский труд и развлечения поселян, трудная дорога усталого путника, бредущего сквозь вьюгу, и довольство людей, обеспечивших себе пропитание на зиму.                  Каждое время года предстает на детально выписанном полотне в своей неповторимости и своеобразии. Так, описывая весну, он рисует постепенное пробуждение природы, возрождение земли к жизни. Поэт в деталях показывает, как реагируют на ее приход животные, птицы, человек. Весна становится своеобразной аллегорией любви, которую он испытывает ко всему живому.                                                                                                          

По-другому описано  лето. Здесь дана картина одного летнего дня от восхода до заката. Поэт изображает повседневный труд крестьян, их скромные семейные радости.                                                                                                                        

"Осень"  содержит картины природы, готовящейся  ко сну и покою. Завершает  цикл произведений "Зима". В  тетралогии Томсона скрыт и  еще один смысл. "Времена года" - аллегория человеческой жизни от рождения до смерти. Отличительная черта поэмы - ее патриотизм. Несмотря на обобщенность образов, в ней даны картины именно английской природы, прославляется Англия и ее народ. Написанная белым стихом, поэма Томсона вызвала множество подражаний. 13                                                                        

Изображение природы  мы находим и  в стихах другого  поэта - сентименталиста - Томаса Грея (1716 - 1771). Лирический герой его стихотворений живо чувствует и красоту природы, и печаль воспоминаний о безвозвратно ушедшем детстве, и боль от утраты друзей.               Центральное место в поэтическом творчестве Грея занимает "Элегия, написанная на сельском кладбище" (1751). Обстановка, в которую помещен лирический герой произведения, характерна для "кладбищенской поэзии". В вечерних сумерках он бродит по деревенскому кладбищу, читает надписи на могилах и размышляет о тех, кто заснул здесь вечным сном. Вновь и вновь вспоминая об умерших людях, он думает о том, что в деревенской глуши могли остаться незамеченными и поэтический гений, и талант ученого, и способности политика. Трудные условия жизни не позволили им развиться. И все же Грей предпочитает мирную жизнь в сельском уединении пустой, хоть и блестящей жизни знати. Он выбирает сельскую идиллию, которая позволяет пройти жизненный путь без волнений и тревог, в тихих радостях единения с природой:

      Скрываясь от мирских погибельных  смятений,

      Без страха и надежд в долине  жизни сей,

      Не зная горести, не зная наслаждений,

      Они беспечно шли тропинкою  своей...

      Любовь на камне сём их память  сохранила,

      Их лета, имена потщившись начертать,

      Окрест библейскую мораль изобразила,

      По коей мы должны учиться  умирать.14                                                       

Одна картина природы  сменяется другой. Все они по-разному  воспринимаются героем. И каждая оставляет  свой след. Красота природы проецируется на его чувства, вызывая симпатию к людям, возвышенные мысли о  величии окружающего и стремление слиться с природой. Так в "Элегии" создается гармония между человеком и Вселенной. Она возникает в результате его отказа от бесплодной погони за призрачным счастьем и внешне привлекательными наградами.  15                                                            

Певцами природы можно  считать романтиков, в частности  поэтов Озерной школы, а также  Д.Г.Байрона, Китса, Шелли.                                                                                   

Представителями  Озерной  школы были Вордсворт, Колридж и Саути. Их еще называют поэтами - лейкистами (от англ. lake - озеро). Жизнь и творчество этих трех поэтов связаны с Озерным краем, северными графствами Англии, где много озер. Они великолепно воспели этот край в своих стихах. В произведениях Вордсворта, родившегося в Озерном крае, навсегда запечатлены некоторые живописные виды Кэмберленда - река Деруэнт, Красное озеро на Хелвелине, желтые нарциссы на берегу озера Алсуотер, зимний вечер на озере Эстуэйт.                                                                  

Наиболее ярко тема природы  представлена у главы Озерной  школы, поэта У.Вордсворта (1770 - 1850). В произведении «Мечты бедной Сюзанны» отчетливо выступает тема, характерная для стихотворений Вордсворта о судьбе деревни. Лишившись общения с природой, разорвав с ней естественные узы, человек как бы утрачивает и большую часть жизненной энергии. Его начинают мучить ностальгические воспоминания о прошлом счастье на лоне природы, а попав в городские условия, он не находит себе места, как бедная Сюзанна, вспоминающая о родных холмах и доме, похожем на голубиное гнездо, где ей было не так одиноко и страшно.             В другом стихотворении, которое называется «Старый  Кэмберлендский нищий», Вордсворт поэтизирует странника, ибо он свободен, находится посреди «могучего одиночества» природы, которое существует только для него, он не принадлежит дому, ошибочно называемому индустрией. Разоренная хижина - это обобщенный образ всех покинутых жителями, сметенных промышленным переворотом сел и деревень. Трагедию нации Вордсворт видит не столько в изменении привычного векового уклада, сколько в психологической несовместимости его с новыми порядками.  Среди поэтических женских образов, созданных Вордсвортом и связанных и с деревенской проблематикой, и с его патриотическими настроениями, необходимо выделить образ Люси Грей, простой крестьянской девушки, жившей «среди солнца и ливня», рядом с маленькой лиловой фиалкой, среди живописных ручейков и зеленых холмов. Образ Люси проходит через многие стихотворения поэта («Люси Грей», «Она обитала среди нехоженных путей», «Странные вспышки страсти, когда-либо мне известные») и др.      

Информация о работе Природа в романе Т. Гарди «Тэсс из рода д’Эрбервиллей»