Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 21:26, курсовая работа
Цель нашего исследования - определить место природы в романе Т.Гарди «Тэсс из рода д’Эрбервиллей».
В данном исследовании мы ставим следующие задачи:
1) изучить соответствующую литературу по творчеству Т. Гарди и общетеоретическим вопросам;
2)определить разновидности форм отражения мира природы в произведении;
3) рассмотреть ее функции в романе;
4) выявить взаимосвязь природы с главной героиней;
5) установить ее взаимосвязь с другими персонажами произведения.
I. Введение…………………………………………………………………….....3
II. 1.Мир природы в романе Томаса Гарди «Тэсс из рода д’Эрбервиллей» в контексте предшествующих литературных явлений. Из истории вопроса: изображение природы в произведениях английских писателей………….....11
2. Роль природы в романе Томаса Гарди «Тэсс из рода д’Эрбервиллей»…………………………………………………………………24
3. Связь природы с главной героиней: Тэсс – дитя природы…….…..............36
III. Заключение…………………………………………………………………..47
IV. Список литературы………………………………………………………….49
«Среди просачивающихся
тучных и теплых испарений долины
Вар в ту пору года, когда, казалось,
простым слухом можно было уловить течения
соков под слоем удобрения, даже самая
мечтательная любовь не могла не разгореться
в страсть. Сердца, готовые принять ее,
пребывали под властью окружающей природы.
Пролетел над
ними июль, а потом настала термидорианская
жара, словно природа хотела состязаться
со страстью, сжигающей сердца
на мызе Тэлботейс. Воздух, такой
свежий весной и ранним летом, стал
недвижным и расслабляющим. Душные
тяжелые ароматы вызывали головокружение,
а в полдень долина, казалось, замирала
в обмороке. Верхние склоны пастбищ побурели
от африканского зноя, но там, где журчали
ручьи, трава была ярко-зеленой.
Клэр томился от жары, и его сжигала нарастающая
страсть к молчаливой и кроткой Тэсс». 45
Через природные
зарисовки автор отражает и сомнения Тэсс относительно
Клэра: с одной стороны она хочет стать
его женой, а с другой боится этого желания.
Дождливая осенняя погода символизирует
будущий разлад и непонимание между ними
(точнее неправильного понимания Клэром
Тэсс, а значит и самой природы).
При расставании главных героев пейзаж окрашен соответственно их внутренним переживаниям, в частности переживаниям Тэсс.
«Летние золотые
тона пейзажа стали теперь серыми,
краски потускнели, чернозем
превратился в грязь, и холодна была река». 46
В сопоставлении двух пейзажей - летнего и осеннего
– находит воплощение сравнение двух
настроений главной героини: летнего радостного,
счастливого и осеннего, грустного, несчастного.
Наступает тяжелый период в жизни главной героини, который с ней разделит только природа. Осенний пейзаж соответствует внутреннему переживанию Тэсс. Именно природа помогает ей преодолеть охватившее ее отчаянье, понять, что жизнь продолжается и нужно продолжать бороться за свое счастье. В 41главе, эпизодом с раненными фазанами, она показывает, что бывают ситуации страшнее тех, в которых оказалась Тэсс. Птицы не просто убиты, а ранены. Это продлевает их страдания, у них нет надежды на будущее. Они никогда больше не совьют гнезда и не выведут птенцов. В отличие от Тэсс. У нее есть силы и возможности жить дальше и бороться за свое будущее. Убило птиц то же самое общество, которое вынесло приговор и Тэсс. Но у нее есть шанс все начать сначала. И она понимает это.
«Бедняжки! А
я-то считала себя самым несчастным
существом в мире, когда они так мучились! - воскликнула
она, и слезы струились по ее щекам,
когда, охваченная жалостью, она убивала
птиц. - А ведь у меня ничего не
болит! Я не изувечена, не истекаю кровью,
и у меня остались здоровые руки, чтобы
зарабатывать на хлеб и одежду. - Она стыдилась
отчаяния, охватившего ее этой ночью: ведь
оно было вызвано всего-навсего чувством
обреченности перед лицом деспотических
законов общества, не имеющих ничего
общего с законами природы». 47
Описание пейзажа
Флинтком - Эша соответствует внутреннему
переживанию Тэсс, отражает ее настроение.
«Воздух здесь
был сухой и холодный, и едва
успевал пройти дождь, как дороги снова становились белыми
и пыльными. Деревьев почти не было - живые
изгороди безжалостно калечились фермерами-арендаторами,
исконными врагами деревьев и кустов». 48
Этот этап в
жизни героини сопровождает пейзаж,
изображенный тусклыми, холодными, серыми
красками.
Новая встреча
с Алеком д’Эрбервиллем знаменует
следующий этап в жизни героини.
Теперь природа окрашена в мрачные,
зловещие краски. Она предчувствует
трагедию, которая вскоре разыграется
в жизни Тэсс.
«Это было самое унылое место на всем
пустынном белом плоскогорье. Оно было
настолько лишено того очарования, какое
ищут в пейзаже художники и любители
красивых видов, что обрело иную красоту
- само безобразие его дышало красотой
трагической и мрачной. Название
свое оно получило от стоявшего
здесь каменного столба с грубым изображением
человеческой руки, высеченного из
породы, не добываемой в здешних каменоломнях.
Об истории этого столба и о цели, с
какой он был поставлен, ходили
противоречивые рассказы. Одни утверждали,
что когда-то тут стоял крест,
от которого остался теперь только
этот обрубок, другие - что всегда он
был таким, а поставлен здесь как
веха, отмечающая какую-то границу или
место встречи. Но какова бы ни была
история этого камня, место, где он стоит,
казалось и кажется зловещим или
торжественным, в зависимости от
настроения, и производит впечатление
даже на самого флегматичного прохожего». 49
Переезду Тэсс
в город предшествовал мрачный
знак, который подала ей природа. Она
пытается оградить ее оттого, что должно
случиться, намекнуть на страшные последствия
принятого ею решения.
«К концу
пасмурного дня запад окрасился зловещим
багрянцем - неистовый март не мог
подарить лучшего заката - и медный свет
залил усталые, потные лица молотильщиков
и развевающуюся одежду женщин, которая
льнула к телу, словно языки тусклого пламени». 50
Мы видим, как
Тэсс вместе с Алеком д’Эрбервиллем
селится в модном приморском городе
Сэндборне. Это можно рассматривать,
как ловушку для нее, так как
дитя природы не может существовать
в отрыве от нее. Рано или поздно оно либо возвращается назад
к своей матери природе, либо погибает.
Для Тэсс это означает гибель. Она убила
Алека тем самым, вынеся смертный приговор
и себе.
После совершенного
преступления Тэсс снова оказывается
на лоне природы. Но теперь пейзаж предвещает скорое возмездие,
наказание за совершенное противоестественное
деяние.
«Однако вскоре луна зашла,
тучи, казалось, нависли над самой головой,
и стало темно, как в подземелье». 51
Символично
то, что когда полицейские пришли
за Тэсс, она лежала на алтаре для
жертвоприношений. Мы можем сказать, что
люди и общество принесли ее - дитя
природы, часть природы - в жертву чудовищу
- бездушному городу, цивилизации.
В последней 59 главе мы узнаем известие о смерти Тэсс. Клэр и Лиза Лу, его свояченица, получают это известие, находясь на лоне природы, и этоя не случайно: Тэсс, дитя природы при жизни, и после своей смерти остается неразрывной с ней.
Хотелось бы
также отметить, что на протяжении
всего романа Тэсс сопровождает образ - символ
птицы. Ее присутствие мы обнаруживаем
практически в каждой главе. Нет и какой-то
конкретной, единой птицы, они всегда различны:
это и певчие вольные пташки, куры,
фазаны, и кукушка, цапля и др.
Возникает несколько
толкований этого образа в романе:
1) свобода от
земных оков, независимость ото
всех;
2) вестники свершившейся
или близкой смерти.
Так как птицы
неразрывно связаны с Тэсс, мы
считаем, что они символизируют
ее духовную независимость, свободу
от общества и его законов.
Второе толкование
этого образа тоже неоднократно возникает,
особенно в конце произведения. Особенно
показательным в этом отношении
является эпизод с раненными фазанами. Птицы здесь выступают не только
как предвестники близкой смерти, но и
символизируют саму Тэсс, которая тоже
ранена людьми. Убивая птиц, она предсказывает
свою собственную судьбу, убивает себя
своими же собственными руками.
Такую же роль выполняют птицы и в 43 главе.
Уже в самом их описании заложена смерть.
«После изморози
ударили морозы, и с Северного
полюса начали прилетать на плоскогорье Флинтком-Эш
странные птицы - худые, призрачные,
с печальными глазами; там, за недоступным
Полярным кругом, где от холода стынет
в жилах кровь, были они свидетелями
страшных катастроф, о которых
не имеют представления люди: они видели
столкновения айсбергов и обвалы
снежных холмов при свете северного сияния,
и вихри снежных бурь почти ослепили их;
глаза их хранили ужас, рожденный этим
зрелищем». 52
Они предрекают и гибель Алека д’Эрбервилля, и гибель Тэсс.
Следует также
отметить еще одну особенности в
связи природы с главной
В 11 главе, в
которой Алек совращает Тэсс, пейзаж
предвещает не только это трагическое
событие, но и его последствия.
«Но к тому времени луна закатилась, и окутанный туманом Заповедник погрузился в глубокую тьму, хотя утро было уже близко».
«Кругом правили
тьма и молчание». 53
Сюда же можно
отнести и эпизод с ранеными фазанами,
которые предвещают скорую смерть героини.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что природа в романе тесно связана с главной героиней. Она не только раскрывает черты характера, психическое состояние и настроение, но и выступает в роли предвестницы событий, которые должны совершиться в ее судьбе.
ΙΙΙ. Заключение
Изображение природы в произведениях Томаса Гарди, в том числе и исследуемом нами романе «Тэсс из рода дЭрбервиллей», является синтезом достижений сентиментализма, романтизма, реализма, а также собственных идей Гарди.
С сентименталистами Томаса Гарди роднит то, что его героиня, как и герои произведений сентименталистов, является человеком, который близок к природе, восхищается ею. В романе предстает пейзаж типичный для сельской Англии, что также роднит Томаса Гарди с сентименталистами (Томас Грей в своем произведении «Времена года» рисует картины именно английской природы).
В изображении природы в романе «Тэсс из рода д’Эрбервиллей» заметно влияние романтизма. Во-первых, центральной героиней произведения является простая крестьянская девушка, которая живет в неразрывной связи с природой (также как и Люси Грей у Вордсворта). Во-вторых, Гарди показывает губительность промышленного переворота для сел и деревень, жители которых уходят в город. В этом Гарди тоже перекликается с Вордсвортом. В-третьих, в романе показан разрыв с обществом, где процветает лицемерие и бегство от него на лоно природы, к подлинной жизни (данный мотив в романе связан с образом Энджела Клэра). Эта идея находит отражение еще в сборнике Байрона «Часы досуга».
В романе Томаса
Гарди в описании природы присутствуют
и черты реализма. Во-первых, это
достоверность и конкретность изображаемого
места, ландшафта (хоть названия мест
в произведении и являются вымышленными,
но описываемая местность имеет ре
Информация о работе Природа в романе Т. Гарди «Тэсс из рода д’Эрбервиллей»