Природа в романе Т. Гарди «Тэсс из рода д’Эрбервиллей»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 21:26, курсовая работа

Описание

Цель нашего исследования - определить место природы в романе Т.Гарди «Тэсс из рода д’Эрбервиллей».
В данном исследовании мы ставим следующие задачи:
1) изучить соответствующую литературу по творчеству Т. Гарди и общетеоретическим вопросам;
2)определить разновидности форм отражения мира природы в произведении;
3) рассмотреть ее функции в романе;
4) выявить взаимосвязь природы с главной героиней;
5) установить ее взаимосвязь с другими персонажами произведения.

Содержание

I. Введение…………………………………………………………………….....3
II. 1.Мир природы в романе Томаса Гарди «Тэсс из рода д’Эрбервиллей» в контексте предшествующих литературных явлений. Из истории вопроса: изображение природы в произведениях английских писателей………….....11
2. Роль природы в романе Томаса Гарди «Тэсс из рода д’Эрбервиллей»…………………………………………………………………24
3. Связь природы с главной героиней: Тэсс – дитя природы…….…..............36
III. Заключение…………………………………………………………………..47
IV. Список литературы………………………………………………………….49

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по литературе.doc

— 257.50 Кб (Скачать документ)

Вордсворт  умел передать краски, движения, запахи, звуки природы, умел вдохнуть в нее жизнь, заставить  переживать, думать, говорить вместе с человеком, делить его горе и страдания. «Строки, написанные близ Тинтернского аббатства», «Кукушка», «Как тучи одинокой тень», «Сердце мое ликует», «Тисовое дерево»,- это стихи, в которых навсегда запечатлены и прославлены прекраснейшие виды Озерного края. Тисовое дерево, одиноко возвышающееся среди зеленых лугов,- символ истории родных мест. Из его ветвей в средние века воины изготавливали луки для борьбы с готами и галлами. Поэт великолепно передает ритм движения ветра, колыханья головок золотых нарциссов, тот эмоциональный настрой, который вызывает в душе автора ответное чувство радости и сопричастности к тайнам и могуществу природы:

Как тучи одинокой тень

Блуждал я сумрачен и тих,

И вспомнил в тот счастливый день

Толпу нарциссов золотых,

В тени ветвей у синих вод

Они водили хоровод.16

В «Сонете, написанном на Вестминстерском мосту» (1803) перед  читателем предстает утренняя величавая  панорама города, где «утро - будто  в ризы - все кругом одело в  Красоту», «все утопает в блеске голубом», а в «сердце мощном царствует покой».                                                                                    

В творчестве другого члена  Озерной школы, С.М. Колриджа (1772 - 1834)  несколько по иному звучит тема природы. Природа для поэта имеет особый символический, мистический смысл, особое значение. Ее вечная мудрость и сила подавляют минутную слабость и отчаяние человека, направляют его на путь истины и добра. Но и они изменчивы, находятся в состоянии творчества, становления. Нетленна и вечна одна лишь мысль поэта, его идеал.                                                                                                                    

Для всякого романтика  критика урбанистической жизни  и цивилизации означала одновременно и противопоставление вечно изменяющейся жизни природы, прекрасной и заманчивой, несвободе человека в городской суете. Но вместе с тем люди часто обрекают себя на осуждение природой, которая мстит человеку за его преступление перед миром гармонии и красоты. «Сказание о старом мореходе» Колриджа  посвящено этой теме.              История старого морехода, совершившего преступление против природы, убив альбатроса, проецируется на поэтическую структуру гимна стихиям природы, тем живым силам, которые властвуют над человеком. Это произведение явилось результатом тщательного изучения поэтом многочисленных источников, давших ему возможность воссоздать яркие картины северной и южной природы.                                                               

Еще в 1799 г. Колридж  писал о поразившей его «гармонической системе движений в природе», о гармонии, связывающей искусственное и естественное в искусстве посредством изменчивых красок воображения. Природа воспринимается поэтом как чрезвычайно подвижное, вечно меняющееся, таинственное и прекрасное целое. Показательно, что герой произведения - бывалый и много видевший во время своих путешествий мореход - не перестает удивляться красоте природы, каждый раз открывая ее заново.                                                                                                                       В финале «Сказания о старом мореходе» настойчиво и определенно звучит тема прощения тех, кто сумеет осознать свою вину перед природой, кто «возлюбит всякую тварь живую и всякий люд» и восстановит тем самым нарушенное в мире равновесие.                                                                                          

Для Д.Г.Байрона (1788 - 1824) тема природы также была исключительно важной. Уже в сборнике «Часы досуга» (1807) возникает мотив разрыва со светским обществом, пораженным лицемерием. Лирический герой стремится к природе, к жизни, наполненной борьбой, т. е. к подлинной, должной жизни.                                                        В сатирической поэме «Английские барды и шотландские обозреватели», в которой содержится критика поэтов «озерной школы», Байрон призывает отражать действительность без прикрас, стремиться в произведениях к жизненной правде.17 Данная концепция нашла свое отражение в стихотворении «Хочу я быть ребенком вольным…».                                                                        

Значительное  место занимает природа и в  исторических романах В.Скотта (1771 - 1832).Он  всегда придавал пейзажу большое значение. Сам исторический роман Скотт сравнивает с пейзажной живописью.                        Исторические подробности подобны специфическим особенностям пейзажа, изображаемого живописцем. "Феодальный замок, - пишет Скотт, - должен возвышаться во всем своем величии, художник должен изображать людей в костюмах и позах, свойственных эпохе; местность, которую художник избрал для изображения, должна быть передана со всеми своими особенностями, с возвышающимися утесаи или стремительным падением водопада. Колорит также должен отличаться естественностью. Небо должно быть ясным или облачным, соответственно климату, а краски именно теми, которые преобладают в самой натуре. В этих пределах законы искусства вынуждают художника строго следовать природе. Но вовсе не обязательно, чтобы он погружался в воспроизведение мельчайших черт оригинала, чтобы он с совершенной точностью изображал траву, цветы и деревья, украшающие местность. Все это, так же как и детали распределения света и тени, принадлежит любому месту действия, естественно для любой страны и потому может быть подсказано личными вкусами и пристрастиями художника. Правда, этот произвол всегда строго ограничен. Художник должен избегать всех тех красивых подробностей, которые не соответствуют климатическим или географическим особенностям изображаемого пейзажа: не следует сажать кипарисы на Меррейских островах или шотландские ели среди развалин Персеполиса; такого же рода ограничениям подлежит и писатель".18                                                                                                          

Скотт, несмотря на свою антикварную страсть, не любил антикварных описаний. Регистрировать все особенности материальных предметов, пейзажа или замка ему казалось с художественной точки зрения бессмысленным. «Самый тупой мазила знает, что предметы уменьшаются по мере того, как они удаляются от глаза, что он не должен выписывать далекие скалы слишком отчетливо, что не нужно изображать на них лишайники и кусты только потому, что они действительно покрывают эти скалы, если на таком расстоянии они не могут быть видны. Но если этот новичок окажется служителем муз (писателем), то он тотчас же нарушит это спасительное правило. В самом деле, с неразмышляющей мелочностью китайского художника он попытается ввести в свои описания все, что существует в природе, и, смешав действительно нужное для его цели с неважным и второстепенным, он создаст множество образов, более или менее блестящих, в зависимости от живости его воображения, но несвязных, мешающих друг другу и не удовлетворяющих читателя, который тщетно пытается сочетать их в отчетливый пейзаж, отдельные части которого должны находиться в правильном отношении одна к другой».19                                                            

У Скотта описания вначале даются в суммарном виде, скорее с точки зрения живописной и как общее впечатление. Детали вырисовываются по мере того как развивается действие и вместе с действием, ради надобностей данного момента. Сцена характеризуется так же, как и герои, когда она активно вступает в сюжет. Внимание сосредоточивается на ней только тогда, когда развитие сюжета дает ей право на это внимание. Так суммарное описание создает впечатление необычайной точности.                                                      

Природа занимает определенное место и в романах писательницы реалистического направления Д.Остен (1775 - 1817). Правда, очень редко она прибегала к описаниям природы. Но важно то, что если в ее романах встречается пейзаж, то он помогает понять внутреннее состояние героя, его настроение, атмосферу момента (психологическая функция пейзажа).                                                      

Природа у Остен очень сдержанна, лаконична. Она не уделяет много внимания пейзажу. Например, в романе «Гордость и предубеждение» пейзаж практически отсутствует. Едва можно насчитать в романе два десятка описаний. Ее описания не насыщены эпитетами, метафорами, и другими выразительными средствами языка. Описания предельно просты и понятны. Они не волнуют воображение читателя. Лишь приходится догадываться о красоте Незерфилда, Розингса, Хартфордшира и других мест по отдельным фразам.                                                                                                            

Джейн Остен не преувеличивает значения природы. Они приводятся писательницей  лишь потому что важны для характеристики психологии главной героини – Элизабет Беннет. Например, в тридцатой главе романа мы видим Элизабет в гостях у подруги в Розингсе. Встречающееся здесь описание природы показывает нам, что для Элизабет обеды в Розингсе не имели значения, для нее они не были целью, как для жителей Хансфорда. Она предпочитала гулять в роще, где она чувствовала себя защищенной и была избавлена от присутствия леди де Бёр.                                                       

В творчестве другой писательницы - Ш.Бронте (1816 - 1855) - природа занимает более значительное место. В своем романе «Джейн Эйр» она постоянно обращается к природе и главная героиня ее романа неразрывно связана с ней. В произведении встречается более ста описаний природы.                             

Ш. Бронте – мастер пейзажа. Она видела мир глазами художника  – да, она была не только писателем, но и художником. Прекрасны и бесконечно разнообразны набросанные в романе ландшафты родной северной Англии, все эти вересковые долины и холмы, то окутанные голубой дымкой, то залитые лунным светом или обледеневшие, иссеченные холодным ветром. А как прекрасны и красивы розы, левкои, жимолость, жасмин, шиповник. Неудивительно, что в романе часто встречается и описание сада – ведь общеизвестно – что Англия по сей день является страной великолепных садов, поражающих своим великолепным дизайнерским мастерством.          Ее описания носят «романтический» характер. Это касается постоянного описания луны, ее олицетворения и окружающей природы.                            Язык описаний богат стилистически: здесь и эпитеты, и метафоры, сравнения, повторения и т.д. Состояние природы передает настроение главных героев: их состояние души, переживания, сомнения, смятения. Олицетворение природы (чаще всего луна) неслучайно: природа несет тайный смысл и является предзнаменованием важных событий в судьбе Джейн. 20                                                                                                                   

Мы рассмотрели  изображение природы в произведениях некоторых английских авторов, которые, несомненно, повлияли на Т.Гарди.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Роль природы в романе Томаса Гарди «Тэсс из рода д’Эрбервиллей».                                                      Многие исследователи называют Томаса Гарди поэтом и певцом сельской Англии. С этим нельзя не согласиться. Действительно, в своих произведениях он изображал патриархальную английскую деревню и ее жителей. Подтверждение этому находим не только в романе «Тэсс из рода д’Эрбервиллей», но также и в других произведениях – как прозаических, так и лирических (поздние стихи Т. Гарди, романы «Вдали от безумствующей толпы», «Под деревом зеленым», «Возвращение на родину» и др.). Гарди любил изображать деревню и практически очень редко показывал город. Если он и включал его в свои произведения то только лишь затем, чтобы противопоставить сельской среде и показать его губительное и разрушающее влияние.                                                                                                   

Естественно, изображая английскую деревню и ее обитателей, Т. Гарди не мог обойтись в своих романах без каких – либо пейзажных зарисовок, описания природы и природных явлений. Природа в его произведениях является не просто формой  выражения, а занимает одно из значимых мест и выполняет ряд функций в тексте. Более подробно мы это рассмотрим на примере романа «Тэсс из рода д’Эрбервиллей».                                           

Прежде всего, следует  сказать, что данный роман входит в группу романов, которая называется «Романы характеров среды». Туда вошли семь книг: «Под деревом зеленым» (1872), «Вдали от безумствующей толпы» (1874), «Возвращение на родину» (1878), «Жизнь и смерть мэра Кестербриджа» ( 1886), «В краю лесов» ( 1887), «Тэсс из рода д'Эрбервилей» ( 1891), «Джуд Незаметный» ( 1895). Все эти романы объединены общим местом действия – Уэссексом. В предисловии к роману «Вдали от безумствующей толпы» Гарди писал: «Серию романов, которую я задумал, в основном, как региональную, необходимо было связать с названием какой-то местности, чтобы придать романам единство места».21  Слово «Уэссекс» Гарди взял из древней английской истории и использовал его для обозначения нескольких юго-западных графств (Дорсетшир, Девоншир, Беркшир и др.). Сам Гарди говорил о том, что в изображенном им городе Кестербридже очень много от реального Дорчестера.                                                                                      

Какое место занимает природа в романе «Тэсс из рода д’Эрбервиллей», каковы ее функции и значение?                                                                        

Для начала мы установили соотношение глав романа, в которых присутствует природа  и частоту авторского обращения к ней в тексте.                                                Роман состоит из 59 глав. Мы подсчитали, в скольких из них  встречаются пейзаж, описание природы, природные явления. Оказалось из 59 глав – 35 содержит либо пейзажные зарисовки, либо природные явления. Таким образом, получается, что большую часть романа наряду с развитием действия  занимает описание природы.                                                                                                             

Далее была определенна частота  авторского обращения к природе  в тексте. Для этого было рассмотрено расположение глав, которые содержат пейзаж, природные явления в произведении.                                                                                                 

Информация о работе Природа в романе Т. Гарди «Тэсс из рода д’Эрбервиллей»