Природа в романе Т. Гарди «Тэсс из рода д’Эрбервиллей»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 21:26, курсовая работа

Описание

Цель нашего исследования - определить место природы в романе Т.Гарди «Тэсс из рода д’Эрбервиллей».
В данном исследовании мы ставим следующие задачи:
1) изучить соответствующую литературу по творчеству Т. Гарди и общетеоретическим вопросам;
2)определить разновидности форм отражения мира природы в произведении;
3) рассмотреть ее функции в романе;
4) выявить взаимосвязь природы с главной героиней;
5) установить ее взаимосвязь с другими персонажами произведения.

Содержание

I. Введение…………………………………………………………………….....3
II. 1.Мир природы в романе Томаса Гарди «Тэсс из рода д’Эрбервиллей» в контексте предшествующих литературных явлений. Из истории вопроса: изображение природы в произведениях английских писателей………….....11
2. Роль природы в романе Томаса Гарди «Тэсс из рода д’Эрбервиллей»…………………………………………………………………24
3. Связь природы с главной героиней: Тэсс – дитя природы…….…..............36
III. Заключение…………………………………………………………………..47
IV. Список литературы………………………………………………………….49

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по литературе.doc

— 257.50 Кб (Скачать документ)

Исследователь С.Р.Матченя в своей диссертации  «Система женских образов в романах  характеров среды Томаса Гарди» отмечает, что по-своему  участником действия в романе «Тэсс из рода д’Эрбервиллей» является природа, точнее, Природа с большой буквы, как великое существо, как воплощение Вечно-Женственного начала.                                                            

С такой точкой зрения нельзя не согласиться. Подтверждает ее то, что в своем романе Гарди неоднократно природу связывает с именами  древнегреческих и древнеримских богинь.                                                        

Так, во 2 главе  рассказывается о празднике в  деревне Марлот - о пляске Майского дня, - который посвящен древнеримской богине Церере, покровительнице урожая и плодородия.                                                      

«Только клуб в  Марлоте  еще  организовывал празднества  в честь  местной  Цереры».  30                                                                                                                

В 42 главе упоминается  древнегреческая богиня Кибела, дарительница плодородия, владычествующая над  горами, лесами и зверями.                        

«К вечеру второго  дня она поднялась на неровное меловое плато,  усеянное полукруглыми холмами - словно  здесь  возлежала  многогрудая  Кибела  -  и отделявшее долину, где она родилась, от той, где узнала она любовь». 31    

Таким образом, мы можем сделать вывод, что природа - это одно из действующих лиц романа, правда, не настолько четко выраженное в отличие от остальных персонажей.                                                                                      

4) Форма психологизма.                                                                             

Описание природы  и пейзаж служат в романе средством  раскрытия характеристики главной  герои - Тэсс. Более подробно данный вопрос мы рассмотрим в отдельной  главе.                                                                       

Следует также  отметить, что природа и пейзаж в романе в большом количестве случаев выполняет не одну функцию, а сразу несколько, то есть они  являются полифункциональными.                                                   

Например, в 5 главе  дается описание поместья Алека д’Эрбервилля «Косогор».                                                                                                      

«Сначала  показалась  красная  кирпичная  сторожка,   до   самой   крыши спрятанная среди вечнозеленых растений. Тэсс подумала было, что это и есть усадьба, но, с трепетом пройдя в боковую калитку  и  дальше,  до  поворота аллеи, она наконец увидела дом. Построенный недавно  -  в  сущности  почти новый, - он был того же густо-красного цвета, что и  сторожка,  так  резко выделявшаяся в гуще вечнозеленых растений. А за углом дома, высившегося на фоне тусклых красок, словно  красная  герань,  в  лазурной  дали  виднелся Заповедник - настоящий дремучий лес,  один  из  немногих  сохранившихся  в Англии первобытных лесов,  где  все  еще  на  вековых  дубах  можно  найти друидическую омелу и где  гигантские  тисовые  деревья,  посаженные  самой природой, растут так, как росли они, когда их  ветви  срезали  для  луков. Однако этот древний лес, хотя его  и  видно  было  из  усадьбы  "Косогор", находился за ее пределами».  32                                                            

В данном случае пейзаж выполняет сразу три функции:                                   

1) Служит местом действия.                                                                                 

2) Является предупреждением  для Тэсс. Насыщение пейзажа красным  цветом (опасность) дает понять, что  приближаться к данному месту  не следует, надо как можно быстрее оттуда уходить, пока не случилась беда.                            

3) Характеристика  Алека д’Эрбервилля. Описание поместья - описание Алека. Внешне он  похож на поместье - типичный благовоспитанный  джентльмен, но внутри, глубоко в  душе, он как Заповедник, где бушуют темные первобытные страсти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Связь природы с главной героиней: Тэсс - дитя природы.                  Как уже было замечено ранее, природа в романе неразрывно связана с главной героиней - Тэсс. Через  природные зарисовки, пейзаж раскрываются  черты ее характера, передается настроение в тот или иной период ее жизни. В некоторых случаях природа даже предсказывает будущую судьбу героини.                                                                                

Начиная со 2 главы, где мы впервые знакомимся с Тэсс и, заканчивая 59 главой, в которой  мы узнаем о ее смерти, природа  и  Тэсс являются единым целым. Сам Т.Гарди  в тексте романа неоднократно называет свою героиню «гармоничной частью природы»33, а в 18 главе устами Энджела Клэра отмечает: «Какая чистая и невинная! Эта девушка  -  настоящее  дитя  природы!».34                                                                                                      

Впервые мы встречаем  Тэсс во 2 главе во время празднования пляски Майского дня, посвященного Церере, богини плодородия. Вместе со своими товарками, облаченная в белое платье (белый - цвет невинности), она участвует в шествии. Так же как и остальные, она несла в правой руке - ивовый прут, с которого содрана кора (символ деторождения), а в левой букетик белых цветов. Все девушки являются жрицами Природы, ее составной частью. Однако эта часть не гармонирует с ней, так как они не понимают и не воспринимают ее до конца, полностью и безоговорочно не  подчиняются ее законам, завися в какой-то мере от общества, порожденного цивилизацией. В этом отношении  Тэсс не является пока  исключением. Но в ней уже есть некоторая  непохожесть на других, которая говорит о ее близости к природному началу и дисгармонии с обществом.  В тексте это выражено  в красной ленте у нее в волосах (красный цвет символизирует ее будущий разрыв с социумом).                                                                                

В данной главе  это еще не так сильно выражено. Но уже в 14 главе, повествующий о жатве пшеницы, хорошо виден разрыв Тэсс с обществом и приобщение ее к миру природы. Данная тенденция на протяжении дальнейшего повествования будет только усиливаться.                                

Пейзаж и  природа выражают внутреннее состояние и отражение этого состояния во внешнем облике героини, ее настроение.                                                                                                              

Так, в 4 главе, в  которой говорится о гибели коня, мы находим взаимосвязь пейзажа и душевного состояния героини романа. Т.Гарди говорит, что «небо побледнело», «проселочная дорога стала совсем белой, но еще белее было лицо Тэсс». 35Сильнейшее внутреннее переживание героини не только проявилось в ее внешнем виде, но также отразилось и в окружающей среде, пейзаже, который в данный момент связан с ней.                                                                              

В 12 главе, в  которой описано возвращение  Тэсс домой, после того как ее совратил Алек, наблюдается, как и в 4 главе, связь между описанием пейзажа и внутренним состоянием Тэсс.                                                                        

«Было еще рано, и хотя солнце уже поднялось над  холмом, лучи его, невеселые и редкие, были только видимы глазу, но не грели. Вблизи не было  видно  ни одного человека.  Печальный  октябрь  и  печальная  Тэсс,  казалось,  были единственными тенями на этой проселочной дороге».  36  

Пейзаж подчеркивает душевное состояние и настроение героини. Тэсс понимает, что после того, что случилось в усадьбе «Косогор» жизнь ее изменилась, и произошедшие перемены ее не радуют. Она понимает, что общество изменит свое отношение к ней и сама уже удаляется от него.      

«Она не боялась  теней; казалось, единственной ее мечтой было  избегать  людей  -  или,  вернее,  той  холодной  накипи,  именуемой обществом, которая, столь грозная в массе,  не  страшна  и  даже  достойна жалости в лице отдельных своих представителей». 37                                                    

Однако нельзя говорить и о полном ее одиночестве, так как природа принимает  ее такой, какая она есть и  не оставляет ее.                                      «В эту пору своей жизни Тэсс гуляла только после заката; уйдя в лес, она меньше ощущала свое одиночество».38                                                             

То, что произошло  между ней и Алеком является вполне естественным с точки зрения законов  природы, которые во многом противоречат законам общества.                                                                                          

«Чувствовавшая  себя враждебной пришелицей была гармоничной  частью природы.  Ее  заставили  нарушить искусственный закон общества, но  этот  закон  был  неведом  тому миру, чуждой которому она себя вообразила». 39     

В дальнейшем Энджел Клэр так и не сможет стать частью природы, к которой тянется, не сможет понять и соединиться с Тэсс, так  как будет  воспринимать все происходящее с точки зрения общественного  мнения, от которого у него не получится освободиться.                                          

Отдаляясь от общества и сближаясь с природой,  Тэсс освобождается духовно, получает полную духовную свободу. Она сливается  с окружающей средой, становится ее составной частью.                                                      

«Среди этих уединенных  холмов  и  долин  ее  тихая  скользящая  походка гармонировала  с  окружающей  природой.  Ее  гибкая   фигура   становилась неотъемлемой частью пейзажа». 40                                                                     

Однако она  не может достичь в своей связи  с природой абсолютной гармонии, так  как она постоянно испытывает чувство вины за содеянное  до конца  не понимая законы природы и смешивая их с законами общества.

«Глядя на птиц,  спящих  в кустах, следя за кроликами, прыгающими на залитой  лунным  светом  поляне, или стоя под деревом, на ветвях которого дремлют фазаны, она  смотрела  на себя как на олицетворение Вины, вторгшейся в царство  Невинности».   41                                                               

Ее вина мнимая, надуманная, поэтому она не находит  своего отражения в окружающем пейзаже.                                                                                      

«Меж тем  деревья  были  так же зелены, как  и раньше, так же пели птицы и так же ярко  светило  солнце. Знакомый пейзаж не омрачился ее скорбью, не заразился ее болью».  42                                                                                              

В долине Больших  Мыз настроение Тэсс меняется, а вместе с ним меняется и пейзаж, который больше подчеркивает душевное состояние, нежели описание местности.                                                                                 

«Надежды ее слились с солнечным светом в  идеальную фотосферу, которая окружала ее, когда она вприпрыжку побежала навстречу теплому южному ветру. В каждом его дуновении слышался  ей  ласковый  голос,  и  в  каждом  звуке птичьих голосов, казалось, таилась радость».   43                                           

В этот период своей  жизни Тэсс относится к  природе, как к живому существу, она олицетворяет ее творения, наполняя их глубоким философским смыслом. Для нее весь мир - это мир природы. И даже такое сильное чувство как страх отступает перед ним.                                                                   

Встреча Тэсс с  Клэром и зарождение чувства между  ними находит отражение и в  окружающем их пейзаже.                                                                         

«Новые  цветы,  листья,  соловьи,  зяблики,  дрозды разместились  там,  где  всего  год назад обитали другие  недолговечные создания,  в то  время как эти были  еще зародышами   или   частицами неорганического мира. Под лучами  солнца  наливались  почки,  вытягивались стебли,  бесшумными  потоками  поднимался  сок в деревьях,  раскрывались лепестки и невидимыми водопадами и струйками растекались ароматы».   44         

Утренние прогулки на лоне пробуждающейся природы героев  способствуют развитию  чувств между  ними, укрепляет их духовную связь. Клэр через Тэсс приближается к природе, пытается так же, как и она, стать ее частью. Их можно сравнить с Адамом и Евой, первыми мужчиной и женщиной, которые одни во всем мире и живут в согласии друг с другом и природой.                 Сама природа оказывает влияние на любовь главных героев. Она не только создает все условия для нее, но и раздувает пламя страсти между ними, толкает в объятия друг к другу.                                                                     

Информация о работе Природа в романе Т. Гарди «Тэсс из рода д’Эрбервиллей»