Пространство в эстетике Бродского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 10:41, реферат

Описание

Бродский -- злейший враг банального. Ему не страшны рифы традиционной любовной лирики или пейзажных зарисовок ради них же, где поэт, спрятанный за кустами, зачастую невольно обнаруживает себя, ни подводные камни дидактизма, старающегося вылепить из поэта некоего мудрого учителя жизни, знающего как, куда и зачем идти.

Содержание

Вступление
I.Жизнь и творчество поэта.
1.1.Детство и Юность.
1.2.Суд.Ссылка.
1.3.Первые публикации после ссылки.
1.4.Эмиграция. 1972-1979.
1.5.Развитие творчества.
1.6. Категория личности, времени, пространства в художественном мире Бродского.
1.6.1. Категория личности.
1.6.2. Человек и время
1.6.3. Человек в пространстве
1.7..Последние годы Иосифа Бродского.
II. Икона. Пространство в православной иконе.
2.1. Понятие иконы.
2.2.Иконопись.
2.3.Правила иконописи.
2.4.Изобразительные средства православной иконы и их символика.
2.5.Цвет в иконе и его использование.
2.6.Пространство в иконе.
III. Мировоззрение и основы мировосприятия Иосифа Бродского.
IV.Стихотворение «Сретение». Анализ.
4.1. Особенность объединения стихотворения И.Бродского «Сретение» и иконы «Сретение».
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

РЕФЕРАТ!!! БРОДСКИЙ.doc

— 940.50 Кб (Скачать документ)


Вступление.

 

Иосиф Бродский- поэт XX века, но почему, спросите вы, речь в моем реферате пойдет именно о нем?

Этот человек заинтересовал меня не только как личность, но и как величайший поэт, который соединил в себе всё те качества, которые есть в каждом. Его стихи написаны очень необычным слогом, они как бы перетекают из стиха в прозу. Поражает поэтическая мощь в сочетании с дивной изощренностью, замечательной виртуозностью. Поэзия не стоит на месте, движется, растет, требует от поэта открытий. В ней идет борьба за новую стиховую речь. Сложнейшие речевые конструкции, разветвленный синтаксис, причудливые фразовые периоды опираются у Бродского на стиховую музыку, поддержаны ею. Не вяло текущий лиризм, а высокая лирическая волна, огромная лирическая масса под большим напором. На своем пути она захватывает самые неожиданные темы и лексические пласты. Бродский считал,  что поэт должен «тормошить» читателя, «брать его за горло».

Бродский -- злейший враг банального. Ему не страшны  рифы традиционной любовной лирики или пейзажных зарисовок ради них  же, где поэт, спрятанный за кустами, зачастую невольно обнаруживает себя ("смотрите, какой у меня зоркий глаз!"), ни подводные камни  дидактизма, старающегося вылепить из поэта некоего мудрого учителя жизни, знающего как, куда и зачем  идти. Не прельстился  Бродский и соблазном  прямого высказывания своей  политической платформы,  или  критики чужой в  лоб  --  соблазном,  частично погубившим и погубляющим многие стихи поэтов не без таланта.

Начиная жить  поэзией  Бродского, видишь, что  вообще  мелочных тем она чурается; «мелочь жизни», пустяк, случайное всегда в конечном счете находит себя  звеном  в накрепко спаянной  цепи  необходимого,  ведущей в глубинное, коренное, становится единственной и неповторимой приметой времени. Через и посредством  мелочей  раскрываются  подходы к  основным никогда неразрешимым   вопросам  человеческого   и,  шире,  любого  материального  и духовного существования во времени  и пространстве. Эта вечная  нацеленность Бродского  на  подход  к  решению глубинного (подход, ибо  решения  нет и не будет) и есть его поэтическое оригинальное кредо.[1]

Так же меня взволновал момент вероиспевадания Иосифа. Этот человек утверждал на протяжении несколько лет о своем атеизме, хотя в его произведениях уже тогда проглядывалась любовь к Господу. Но в конце он всё же понял, то, что принадлежит к христианам и исповедает их веру.

В свое время о. Павел Флоренский писал: «Вся культура может быть истолкована как деятельность организации пространства. В одном случае это — пространство наших жизненных отношений, и тогда соответственная деятельность называется техникой. В других случаях это пространство есть пространство мыслимое, мысленная модель действительности, а действительность его организации называется наукою и философией. Наконец, третий разряд случаев лежит между первыми двумя. Пространство или пространства его наглядны, как пространства техники, и не допускают жизненного вмешательства — как пространства науки и философии. Организация таких пространств называется искусством»[2] (1.53).

В эстетике существует традиционное деление искусств на пространственные и временные. Скульптура — пространственное искусство; музыка — временное. Поэзия является смешанным видом: временно-пространственным, с временной доминантой. Как говорил И. Бродский: «Стихотворение — это реорганизованное время». Но это деление по внешнему формальному признаку. Меня сейчас интересует Пространство, причем пространство бытия, освоение поэтической интуицией. Это пространство в мироощущениях поэта, отраженное в его произведениях. Это пространство его поэтики и эстетики.

Конечно, мы отдаем себе отчет, что всякая интерпретация мироощущения поэта неизбежно будет субъективной, то касается и категории пространства. Трудность адекватной интерпретации проистекает: во-первых, из-за неоднозначности мироощущения самого поэта, оно не статуарно, а подвижно, хотя определенные доминанты и существуют; во-вторых, из-за того, что «материал поэзии, слова, слишком мало чувственно плотен, чтобы не подчиняться всякой мысли поэта; но именно потому он не способен оказать достаточно давления на фантазию читателя, чтобы принудить ее воспроизвести то, что мыслил поэт»[3].

Но И. Бродский облегчает задачу исследователя тем, что в его богатом эссеистическом наследии можно найти многие ответы на интересующие вопросы или, по крайней мере, можно подобрать ключи к некоторым дверям его поэтического мира.

В своем реферате, я ставлю цель раскрыть геометрию иконы в стихах самого Бродского. Определить, по какому принципу его произведения схожи с иконой. Я ставлю перед собой задачу показать детали его произведений, то есть саму их суть. Увидеть пространство не только в его произведении «Сретение», но и во всех его творениях.

 

 

 

 

 

 

 

I.Жизнь и творчество поэта.

1.1.Детство и Юность.

Бродский Иосиф Александрович родился 24 мая 1940 года в Ленинграде. Назван был Иосифом в честь Сталина. Отец его Александр Иванович был журналистом и фотокорреспондентом, в годы войны - морским офицером. Мать Мария Моисеевна работала бухгалтером. Уже с ранних лет в жизни Бродского многое символично. Детство прошло в маленькой квартире в том самом «питерском» доме, где до революции жили Д.С.Мережковский и З.Н.Гиппиус и откуда они отправились в эмиграцию. В 15 лет Бродский оставил школу, ушел из восьмого класса и поступил фрезеровщиком на завод, затем, готовясь стать врачом, работал в больничном морге, позже освоил ряд профессий (кочегара, матроса, санитара, фотографа), несколько сезонов работал в геологических экспедициях на Тянь-Шане, в Казахстане и в Якутии. Параллельно очень серьезно занимался самообразованием, изучал польский и английский языки, отечественную и англо-американскую поэзию, классическую мифологию, религиозную философию.

О детстве он вспоминал неохотно: «Обычное детство. Я не думаю, что детские впечатления играют важную роль в дальнейшем развитии».

Писать стихи начал в 17 лет, вскоре получив известность в среде поэтической молодежи. В конце 50-х-начале 60-х годов И. Бродский сближается с рядом молодых ленинградских поэтов, в 1962 г. Е. Рейн знакомит его с А.А. Ахматовой, сыгравшей важную роль в его творческом формировании. Ахматова высоко оценила талант юного поэта, стала для него одним из духовных наставников. Позднее в одной из бесед Бродский говорил об «ахматовском кружке»: «Нас было четверо: Рейн, Найман, Бобышев и я. Анна Андреевна называла нас - «волшебный хор».Бродский, отторгаемый официальными кругами, приобретает известность в литературных кругах, среде интеллектуального андеграунда; но он никогда не принадлежит никакой группировке, не связан с диссидентством. Крупные (поэмы «Гость», «Петербургский роман», «Шествие», «Зофья», «Холмы», «Исаак и Авраам») и малые формы равно привлекают поэта. На огромных поэтических пространствах отрабатывает он изощренное владение средствами современной поэзии (виртуозность в метрике, ритмике, рифме) при свойственным петербургскому стилю структурной отточенности, внешней сдержанности, ироничности. [4]

В это же время, в начале 60-х годов, в возрасте 23-24 лет Бродский прочел Мандельштама, Цветаеву, Пастернака, затем стихи Р. Фроста и Джона Донна, которые, по его собственному признанию, потрясли и буквально сбили с ног своим экзистенциальным ужасом. Очевидно, тональность этих стихов оказалась созвучной мироощущению молодого поэта, уже в ранних произведениях которого («Одиночество», 1959, «Сад», 1960 и др.) отчетливо прозвучали мотивы тоски, пустоты и безмолвия, горечи расставания:

Прощай, мой сад!

Надолго ль?.. Навсегда.

Храни в себе молчание рассвета,

великий сад, роняющий года

на горькую идиллию поэта.

Эти мотивы, отчетливо выделявшиеся на фоне тогдашней «официальной» поэзии, по-своему развиваются в начале 60-х годов в одном из первых «рождественских», новогодних стихотворений Бродского «Рождественский романс» (1961) с его заданным уже в первой строке, неосознанным, а потому необъяснимым ощущением тотальной, вселенской - на земле и в мирозданье - экзистенциальной тоски. В этой связи уместно привести рассуждение С. Довлатова: «Разница между Кушнером и Бродским есть разница между печалью и тоской, страхом и ужасом. Печаль и страх - реакция на время. Тоска и ужас - реакция на вечность. Печаль и страх обращены вниз. Тоска и ужас - к небу».

В проникновенном и завораживающем своей интонацией стихотворении Бродского это соотношение, сопоставление, переплетение в едином поэтическом восприятии происходящего на земле, на улицах ночной столицы и - выше, над головой, в темно-синем небе, в вечерней, вет-ренной, морозной выси - создает единую в своей противоречивой цельности картину, или, точнее, образ-переживание:

Плывет в тоске необъяснимой

среди кирпичного надсада

ночной кораблик негасимый

из Александровского сада,

ночной кораблик нелюдимый,

на розу желтую похожий,

над головой своих любимых,

у ног прохожих.

И дальше, в той же пронзительной и необъяснимой тоске, возникают и проплывают перед нашими глазами по улицам ночного города «пчелиный хор сомнамбул, пьяниц», «такси с больными седоками»,ещё один символ пространства в стихах Бродского.[5] Мелькающие человеческие фигуры, детали и зарисовки переходят в раздумье о самой жизни, ее непостижимой сути:

Твой Новый год по темно-синей

волне средь шума городского

плывет в тоске необъяснимой

как будто жизнь начнется снова,

как будто будут свет и слава,

удачный день и вдоволь хлеба,

как будто жизнь качнется вправо,

качнувшись влево.

Бродский углублял своё художнического мировосприятия, совершенствовался в области поэтической формы.

Как жаль, что тем, чем стало для меня

твое существование, не стало

мое существованье для тебя.

...В который раз на старом пустыре

я запускаю в проволочный космос

свой медный грош, увенчанный гербом,

в отчаянной попытке возвеличить

момент соединения... Увы,

тому, кто не умеет заменить

собой весь мир, обычно остается

крутить щербатый телефонный диск,

как стол на спиритическом сеансе,

покуда призрак не ответит эхом

последним воплям зуммера в ночи.

Для лирики Бродского начала 60-х годов, широко включающей описательные и изобразительные элементы, характерно небольшое стихотворение «Я обнял эти плечи и взглянул...» (1962), отмеченное глубиной переживания - мысли и чувства. В нем отчетливо звучит элегический мотив одиночества, быть может, окончательного прощания с любовью, хотя о самом чувстве этой теперь уже ушедшей в прошлое любви здесь ничего не говорится и перед нами только описание интерьера, своеобразный «прейскурант пространства», если использовать слова самого Бродского из стихотворения «Конец прекрасной эпохи» (1969);

«И пространство торчит прейскурантом».

Я обнял эти плечи и взглянул

на то. что оказалось за спиною,

и увидал, что выдвинутый стул

сливался с освещенною стеною.

Был в лампочке повышенный накал,

невыгодный для мебели истертой,

и потому диван в углу сверкал

коричневою кожей, словно желтой.

В 1963 г. Бродский пишет стихотворение-эпитафию «На смерть Роберта Фроста» («Значит и ты уснул...») и «Большую элегию Джону Донну», который, по его словам, произвел на него такое сильное впечатление и у которого он научился строфике и некоей отстраненности, нейтральности в отношении к жизни и взгляде на мир.[6] Уже с первых строк обращает на себя внимание какая-то особая медлительность и неторопливость, затянутая описательность, кажущееся бесконечным перечисление предметных деталей:

Джон Донн уснул. Уснуло все вокруг.

Уснули стены, пол, постель, картины,

уснули стол, ковры, засовы, крюк,

весь гардероб, буфет, свеча, гардины.

Уснуло все. Бутыль, стакан, тазы,

хлеб, хлебный нож. фарфор, хрусталь, посуда,

ночник, белье, шкафы, стекло, часы,

ступеньки лестниц, двери. Ночь повсюду.

Перед читателем встает неподвижный, уснувший мир, беспредельное пространство и как бы остановившееся время. Все в этом мире как будто статично. Но постепенно, в ходе приумножения деталей и стихотворных строк, возникает своя внутренняя динамика. Происходит естественное расширение сферы изображаемого - от комнаты и ближнего пространства (соседних домов, города, страны) - к мирозданью.

Бродский был всесторонним человеком, хоть и в самом начале он убеждал публику о своем неведение в Бога, но в последствии, в его творчестве звучали христианские мотивы, такой человек просто не мог быть атеистом.

Он писал: «В каждом из нас — Бог» и гордился, что фактически заново ввел слово-понятие душа в отечественную поэзию. Независимость, неслыханный тогда дух свободы и обращение к библейским ценностям, несмотря на отсутствие «антисоветчины» в творчестве, привлекают к нему негативное внимание властей. Несколько раз, начиная с 1959, он подвергался допросам в КГБ.

В первой половине 60-х годов стихи Бродского, уже получившие довольно широкую известность в неофициальных кругах, не находят выхода к читателю, если не считать «Баллады о маленьком буксире», опубликованной в 1962 г. в детском журнале «Костер». Поэту приходилось зарабатывать на жизнь переводами с английского, польского и других языков, и этих заработков, по его словам, едва хватало на кофе, который он выпивал, работая над стихами. Вместе с тем его деятельность в условиях пошедшей на спад хрущевской «оттепели» привлекла внимание властей и «компетентных органов».

 

1.2.Суд.Ссылка.

Бродский в ссылке, 1964 г.

До 1972 на родине были опубликованы только 11 его стихотворений в третьем выпуске московского самиздатовского гектографированного журнала «Синтаксис» и местных ленинградских газетах, а также переводческие работы под фамилией Бродского или под псевдонимом.

Бродский много ездил по стране с геологами и друзьями, повидал бывший СССР. Вольное «внезаконное» существование было омрачено тремя кратковременными арестами (один по делу Шахматова-Ухтомского об угоне самолета). В 1960-х годах происходила напряженная борьба власти с интеллигенцией, и Бродский, сам того не желая, оказался в центре этого противостояния. В конце 1963 он укрывался в Москве; попытался «спрятаться» и в психиатрической больнице, однако сбежал оттуда. Его арестовали в Ленинграде 12 февраля 1964. Поэт был «избран» центральной фигурой для показательного процесса по обвинению в тунеядстве. В прессе появились симптоматичные статьи: «Окололитературный трутень», «Тунеядцу воздается должное». Бродский был признан вменяемым после насильственного помещения в больницу для судебно-психиатрической экспертизы. 13 марта 1964 состоялся суд над поэтом, ход которого удалось записать Фриде Вигдоровой (благодаря ее записям процесс над Бродским стал достоянием мировой общественности). За поэта заступились Ахматова, Маршак, Шостакович, Сартр. Слова Ахматовой, сказанные по поводу процесса: «Какую биографию делают нашему рыжему!», — оказались пророческими. Суд над Бродским сделал его имя повсеместно знаменитым и даже нарицательным. Произнесенные им простые и мужественные слова подхватывались и пересказывались как легенда. Бродский был приговорен к пятилетней ссылке в Архангельскую область («с обязательным привлечением к физическому труду»). Он пробыл в деревне Норенская с весны 1964 по осень 1965. Благодаря протестам мировой общественности, поэт был освобожден досрочно. В ссылке талант и дух его («главное не изменяться... я разогнался слишком далеко, и я уже никогда не остановлюсь до самой смерти»).Окрепли и вышли на новый уровень. Он изучал мировую литературу, английскую поэзию в подлинниках, очень много писал. Помимо большого корпуса разрозненных стихов, здесь в основном созданы цикл «Песни счастливой зимы», поэмы и «большие стихи» (главные, по определению поэта), такие, как «Прощальная ода», «Пришла зима и все, кто мог лететь...», «Письмо в бутылке», «Новые стансы к Августе», «Два часа в резервуаре». Однако все это увидело свет позже, за рубежом.

Информация о работе Пространство в эстетике Бродского