Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 10:41, реферат
Бродский -- злейший враг банального. Ему не страшны рифы традиционной любовной лирики или пейзажных зарисовок ради них же, где поэт, спрятанный за кустами, зачастую невольно обнаруживает себя, ни подводные камни дидактизма, старающегося вылепить из поэта некоего мудрого учителя жизни, знающего как, куда и зачем идти.
Вступление
I.Жизнь и творчество поэта.
1.1.Детство и Юность.
1.2.Суд.Ссылка.
1.3.Первые публикации после ссылки.
1.4.Эмиграция. 1972-1979.
1.5.Развитие творчества.
1.6. Категория личности, времени, пространства в художественном мире Бродского.
1.6.1. Категория личности.
1.6.2. Человек и время
1.6.3. Человек в пространстве
1.7..Последние годы Иосифа Бродского.
II. Икона. Пространство в православной иконе.
2.1. Понятие иконы.
2.2.Иконопись.
2.3.Правила иконописи.
2.4.Изобразительные средства православной иконы и их символика.
2.5.Цвет в иконе и его использование.
2.6.Пространство в иконе.
III. Мировоззрение и основы мировосприятия Иосифа Бродского.
IV.Стихотворение «Сретение». Анализ.
4.1. Особенность объединения стихотворения И.Бродского «Сретение» и иконы «Сретение».
Заключение
Список литературы
И. Бродский этого высшего смысла не показывает. Только прямой, внешний. Он идет по пути не иконописцев. Нарушение перспективы для него немыслимо. Поэт идет по тому пути, по которому пошла живопись эпохи Возрождения.
И, в заключение, отметим то свойство, которое органично присуще и иконе, как выражению русской духовности, и данному стихотворению, как лучшему образцу поэзии. Это красота. Красота, с переживания которой послами князя Владимира, как известно началось знакомство Руси с Православием, красота, которая в совершенном виде присутствует в каждом иконном лике. Красота достаточно устойчиво выступала в Древней Руси символом святости, благочестия и в целом всего комплекса духовных ценностей.[34]
Мы не предъявляем требования, что поэт должен быть канонически и догматически точен. Поэт не богослов. Он волен выбирать любой путь. В этом великое благо и великая трагедия искусства, да и всей жизни.
И. Бродский, находясь в рамках христианской культуры, центр тяжести в своем творчестве переносит на второе слово этого понятия, на культуру. Поэтому он идет по «ренессансному» пути. Этот путь, может быть, более красив внешне, но в то же время и менее ответствен. Человек прячется за весь пласт культуры, растворяется в нем и становится предоставлен только самому себе. И. Бродский говорил, что ему более всего из христианских систем импонирует кальвинизм, «потому что согласно кальвинистской доктрине человек отвечает сам перед собой за все. То есть он сам, до известной степени, свой Страшный суд»[35].
Основное устойчивое впечатление от пространства И. Бродского — это тоска, безысходность, тщетность перемещения, тупиковость любого места в этом пространстве и неразличимость этих мест. «За угол завернешь — думаешь, другая улица. А она — та же самая, ибо она — в пространстве. То-то они фасады и украшают — лепнина всякая, номера навешивают, названиями балуются, чтоб о горизонтальной этой тавтологии жуткой не думать. Потому что все — помещение: пол, потолок, четыре стенки. Юг и Север, Восток и Запад. Все — метры квадратные. Или, если хочешь, кубические. А помещение есть тупик, Публий. Большой или малый, петухами и радугой разрисованный, но — тупик. Нужник, Публий, от Персии только размером и отличается. Хуже того, человек сам и есть тупик» (IV, 277).
Вообще видение пространства, не столько пространства этого мира, сколько иного, духовного пространства свойственно всей поэзии Бродского. Бродский сочинял как бы закрыв глаза. Мир, клубившийся в стихотворении, был крайне разряжен; в сущности, это было мнимое пространство, возникшее из отблесков мелодии на сетчатке; пространство звуковой волны, в которой нет-нет мелькнет ярко окрашенная частица.
Заключение
Поэзия, как особое слово, слово, вырванное из обыденности речи, всегда было основным средством выражения религиозных переживаний человека, переживаний, тоже вырывающих самого человека из обыденности жизни. Поэзия - иное слово говорит о иной жизни. Вроде теми же словами, теми же образами, что и проза, но сам строй поэтического произведения уже настраивает читателя на восприятие чего то необычного, чего то, что выпадает из ежедневной реальности.
Подлинное религиозное сознание начинается с удивления.[36] Это радостное удивление рождается от иного взгляда на мир, и в этом проявляется и внешнее отличие поэзии: те же слова, но в ином порядке, тот же мир, но по иному рассмотрен. Забегая вперед, отметим в этом родственность поэзии и иконы - зримого выражения этого иного взгляда. Все это говорит о созвучности поэзии для духовных исканий человека, исканий иного мира, отголосков этого иного мира в мире этом.
Не случайно поэзия и молитва вещи почти неразрывные. Ветхозаветные псалмы, раннехристианские гимны все это написано, большей частью, в поэтической форме. Впрочем, это было естественно и само собой разумеющимся для человека библейского сознания, как проявления единого культа. Как результат отдаления собственно творчества от культа, закономерно появление культуры как сферы приложение человеческих творческих усилий. И уже от оторвавшейся от молитвы и богослужения поэзии, как самостоятельной области проявления человеческого творчества, слышится порой стремление вернуться к разговору о подлинно религиозных вещах. Иосиф Бродский являет собой самое значительное событие русской поэзии конца 20-го века. Мировоззренческая ориентация Бродского совершенно определенно христианская, и хотя после его смерти открылось нетронутое поле для литературной критики - куда, в какую литературную ячейку определить ушедшего поэта, и, разумеется, раздаются самые разноречивые мнения, этот разброс скорее отражает его сложность и глубину, а не его религиозную неопределенность.
Можно сказать наоборот, религиозность поэзии Бродского потому не улавливается некоторыми критиками, что она непривычна своей глубиной. Поэт не передает полученные истины, а пытается их пережить, пропустить через себя каждое написанное слово, и поэтому отсутствие знакомых шаблонных формулировок может кому то показаться обладающим не христианским, а даже языческим мировоззрением. На самом деле в его стихах видится не игра словами и аллегориями, когда он говорит о вечных истинах, а прожитый религиозный опыт.[37]
Благодаря его поэзии, мы , люди XXI века, можем понять как он был близок к Христу, как проникновенно и чувственно писал свои произведения.
Я лично поражена стихотворением «Сретение» и самим Иосифом Бродским. Я сделала для себя открытие в классической литературе. Теперь полки в моем книжном шкафу будут пополняться произведениями этого замечательного поэта.
1
[1] Михаил Крепс. О поэзии Иосифа Бродского.
[2] Флоренский П. А. Анализ пространственное и времени в художественно-изобразительных произведениях. М., 1993. С. 55.
[3] Волков С. Диалоги с Иосифом Бродским. М., 1998. С. 45.
[5] С.И. Кормилов. История русской литературы XX века (20-90-е годы): основные имена И.А. Бродский
[6] Вадим Полонский «БРОДСКИЙ, ИОСИФ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1940–1996), поэт, переводчик, прозаик, драматург.»
[7] Александра Солженицына «Иосиф Бродский — избранные стихи из «Литературной коллекции» (журнал «Новый Мир» 1999, №12)
[8] Joseph Brodsky. The Condition We Call Exile. Renaissance and Modern Studies. University of Nottingham. Vol. 34, 1991. Writing in Exile. P. 3. Изгнание понимается Бродским как экзистенциальное состояние, напоминающее страдание и страх в трактовке экзистенциализма, ведущее к прорыву в сверхрациональное, к высшей свободе и смыслу. «Возможно, изгнание — естественное состояние поэта,— замечает Бродский.— Я чувствую своего рода великую привилегию в совпадении экзистенциальных условий моей жизни и моих занятий» (Giovanni Buttafava. Interview with Joseph Brodsky). «L’Espresso». 1987, December, Vol. 6, p. 156.
[9] Фрумкин К. Пространство-время-смерть: Метафизика Иосифа Бродского
[10] Фрумкин К. Пространство-время-смерть: Метафизика Иосифа Бродского
[11] И. К. Языкова Богословие Иконы. С.163
[12] Л. А. Успенский. О православной иконе. - "ВРЗЕПЭ", N 2, 3. Париж, 1950, с. 36-43.
[13] Словарь церковных терминов.
[14] Архимандрит Рафаил (Карелин) Христианство и модернизм Что такое икона Откровение в красках// Православие и современность. Информационно-аналитический портал Саратовской епархии Русской Православной Церкви Православие и современность. Электронная библиотека.
[15] Голубцов А.П. Из чтений по Церковной Архиологии и Литургике
[16] И. К. Языкова Богословие Иконы. С.163
[17] И. К. Языкова Богословие Иконы. С.163
[18] Пространство в православной иконе// Богословие образа. Икона и иконописцы. Антология. Сост. А.Н. Стрижев. М., 2002. С.56-59;75-78
[19] С.Голышев «Обратная перспектива» /Православие и мир. 21.07.08
[20] С.Голышев «Обратная перспектива» /Православие и мир. 21.07.08
[21] Сретенье в русской позии:Иосиф Бродский/ Татьянин день.Издание домового храма СВ МЦ Татианы при МГУ им.Ломоносова
[22] «…его поэзия уже сама живопись» из интервью с Кейсом Верхейлом, по материалам издания ZAART, 04.10.2005 года.
[23] Л.А.Успенский. 'Богословие иконы Православной Церкви'. М.1989, с.153.
[24] С.В.Кекова, Р.Р.Измайлов Сохранившие традицию:Н.Заболоцкий,А.
[25] Павел Флоренский. «Иконостас». СПб.1993. с.225.
[26] Павел Флоренский. «Иконостас». СПб.1993. с.225.
[27] С.Лурье 'Свобода последнего слова' в И.Бродский «Холмы» . СПб. 1991.с.353
[28] Л.А.Успенский. «Богословие иконы Православной Церкви». М.1989. с.154.
[29] Е.Н.Трубецкой. 'Два мира в древнерусской иконописи', в сб. «Смысл жизни».М.1994. с.262.
[30] И.К.Языкова. «Богословие иконы». М.1995. с.21.
[31] Л.А.Успенский. «Богословие иконы Православной Церкви». М.1989. с.149.
[32] Л.Д.Райгородский. «Беседы о русских иконах». СПб. 1996. с.63.
[33] Раушенбах Б. Пристрастие. М., 1997. С. 154.
[34] В.В.Бычков. «Русская средневековая эстетика». М.1992. с.355.
[35] Иосиф Бродский. Большая книга интервью. М., 2000. С. 565.
[36] Архиепископ Иоанн С.Ф. (Шаховской) 'Освобожденная лирика' в сб. 'Московский разговор о бессмертии'. Нью-Йорк.1972.стр.100.
[37] Икона в звуке О стихотворении Иосифа Бродского "Сретенье"Священник Николай Ким Офенская Духовная Миссия Венгерская православная епархия