Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 23:37, контрольная работа
Основным, наиболее эффективным методом учебы была и остается самостоятельная работа с книгой. Но многие слушатели считают собственный уровень знаний методики индивидуальной работы с книгой недостаточным. В то же время беседы со слушателями показали высокую заинтересованность их в овладении культурой чтения.
1. Введение……………………………………………………………………..........2
2. Оформление справочно-библиографического аппарата научной работы. Библиографический аппарат.………………………………………..…………..…...4
3. Оформление списка литературы ………………………………………………..8
4. Ссылки на цитируемые и упоминаемые источники ………………………….11
5. Представление отдельных видов текстового материала ………………….…13
5.1 Представление табличного материала …………………………………….13
5.2 Общие правила представления формул …………………………………14
5.3 Представление других видов иллюстративного материала …………..15
6. Список использованных источни-ков…………………………………………...16
Основным, наиболее эффективным методом учебы была и остается самостоятельная работа с книгой. Но многие слушатели считают собственный уровень знаний методики индивидуальной работы с книгой недостаточным. В то же время беседы со слушателями показали высокую заинтересованность их в овладении культурой чтения.
Умение самостоятельно изучать литературу имеет не только методическое, но и большое мировоззренческое значение. Обращаясь к различным изданиям, слушатель сравнивает точки зрения их авторов на ту или иную проблему, оценивает убедительность аргументации, сопоставляет с личными наблюдениями. Так развивается самостоятельность мышления, приобретаются навыки аналитического подхода к прочитанному, формируется идейная убежденность.
Метод самостоятельной работы с книгой имеет длительную историю. По сути говоря, когда появились первые еще рукописные книги, тогда же люди стали задумываться о важности их внимательного чтения, высказывать некоторые соображения по этому поводу. По крайней мере, в древней летописи Киевской Руси, датированной 1076 годом, есть специальная глава о “книжном почитании” (то есть о чтении книг). В ней говорится, что каждый, приступающий к чтению, должен подготовиться, а когда читаешь книгу, то не следует спешить переходить к следующей главе, а лучше трижды повторить прочитанное. Книгу надо понять, а содержанием ее руководствоваться в жизни. Ибо “Как для коня правитель и воздержание есть узда, так и для праведника есть книга; как не составится корабль без гвоздей, так праведник без почитания книжного; как пленник думает о своих родителях, так и праведник о почитании книжном; красота воину-оружие, а кораблю-паруса, так и праведнику почитание книжное” (Константинов Н.А., Струминский В.Я. Очерки по истории начального образования в России. М., 1953, С.14)
В развитии метода самообразования большой вклад внесла педагогическая наука, подтверждающая его первостепенное значение. Ценные указания на этот счет содержатся в трудах видных прогрессивных педагогов прошлого-Яна Амоса, Коменского, К.Д. Ушинского и других.В настоящее время каждый слушатель с учетом его подготовки и навыков, но именно каждый обязан работать с книгой, настойчиво вырабатывать умение самостоятельно пополнять свои знания, овладевать культурой чтения.
Библиография должна охватывать возможно больший временной диапазон и показывать не только эрудицию пишущего и его приоритет, но и, что гораздо важнее, участие других в разработке темы. Важную роль при этом играет знание общей истории науки и особенно истории отечественного языковедения. Будущий филолог должен знать имена и труды К.С. Аксакова, И.А. Бодуэна де Куртенэ, Ф.И. Буслаева, В.В. Виноградова, Н.Н. Дурново, М.В. Ломоносова, А.М. Пешковского, ЕД. Поливанова, АА. Потебни, Ф.Ф. Фортунатова, АА. Шахматова, Л.В. Щербы и других (список дан в алфавитном порядке и далеко неполон).
Роль библиографии в научной работе важна и многообразна. Она является не только отражением научной осведомленности и добросовестности автора, но также и отражением «совокупного знания» о предмете и о его связях с другими явлениями. Она нужна для ориентировки читателя, который будет заниматься близкими вопросами. Образно выражаясь, библиография — это мост между прошлым и будущим науки.
Собирание литературы - важная часть исследования и, вероятно, останется таковой даже тогда, когда машинный поиск информации значительно облегчит эту работу и отдельным ученым уже не надо будет «прочесывать» такое множество справочно-библиографических изданий и каталогов, как теперь.
Рост числа научных кадров и научных учреждений, интенсификация труда и стремительное увеличение количества публикаций привели к лавинообразному росту специальной литературы, что создает информационный шум и затрудняет нахождение и отбор действительно полезного. От успеха этого поиска зависит очень многое, поскольку индивидуальное знание включается в систему науки и становится общим достоянием только через разные формы публикаций (доклады, статьи, монографии и т.п.).
Библиография, сопровождающая научное исследование, заслуживает положительной оценки, если она целенаправленна, широка по временному и географическому диапазону, не пропускает существенных работ (т.е. обладает достаточной полнотой), включает работы на разных языках и правильно оформлена. Упоминание работ на разных языках и знакомство с ними очень существенно. К сожалению, часто те, кто изучают, например, английский язык, включают в библиографию только русские и англоязычные работы, забывая о том, что его тема может быть уже освещена в трудах на французском языке.
Требования к оформлению
библиографии в настоящее
В последнее время
для библиографии в
Библиографическое описание изданий по существующему сейчас стандарту состоит из элементов, объединенных в области, и заголовка. Области и элементы приводят в установленной последовательности. Каждой области и элементу предшествуют условные разделительные знаки, в качестве которых выступают знаки препинания.
Каждая область отделяется точкой и тире (. —). Элементы описания делятся па обязательные и факультативные. Набор факультативных элементов определяет учреждение, в котором составляется описание. Библиографическое описание может быть составлено под заголовком: индивидуальным (имена авторов) или коллективным (учреждения) или же под заглавием.
Любая письменная работа не может считаться научной, если она не снабжена справочно-библиографическим аппаратом: списком литературы по теме исследования и ссылками на цитируемые и упоминаемые в тексте документы.
Изучение литературы и составление библиографии – важная часть процесса написания научной работы. Правила оформления научных работ являются общими для всех отраслей знания и регламентируются государственными стандартами Российской Федерации. Список литературы – необходимый элемент библиографического аппарата любого научного исследования: реферата, курсовой и дипломной работы, диссертации, отражающий самостоятельную творческую работу её автора, и потому позволяющий судить о степени фундаментальности проведённого исследования. Список литературы помещается в конце работы, после «Заключения».
Библиографический список содержит сведения о литературе, использованной при подготовке данной работы, цитируемой в тексте работы, а также имеющей непосредственное отношение к исследуемой теме.
Существуют следующие варианты группировки библиографических списков: алфавитный, предметно-тематический, логический, хронологический, персональный.
Наиболее часто
используется алфавитный
Предметно-тематический
принцип организации
Хронологический (по годам издания) принцип применяется в разделе «Источники» (литература, являющаяся предметом исследования), когда произведения располагаются в порядке их написания (или публикации).
Хронологическая последовательность дает представление о том, как развивалось исследование той или иной части отрасли науки, отдельного вопроса и т. д.
Персональный принцип подразумевает размещение сведений о каком-то лице, а список литературы подразделяется на два раздела: произведения автора и литература о его жизни и творчестве. Внутри разделов часто применяется хронологический принцип.
Независимо от выбранного способа группировки в начало списка использованной литературы, как правило, помещают официальные документы: законы, постановления, указы и т. д. Кроме того, в списке могут быть выделены разделы: «Библиографическая и справочная литература», «Архивные материалы» и т. д. После определения места источника в списке в соответствии с выбранным принципом расположения каждое библиографическое описание нумеруется.
Библиографические описания состоят из элементов, которые делятся на обязательные и факультативные (необязательные). Обязательные элементы (приводят в любом описании)
- фамилия автора (если есть)
- основное заглавие
- сведения об ответственности
- сведения об издании
- место издания
- имя издателя (издательство)
- дата издания
- объем (количество страниц)
- основное заглавие серии
- международный стандартный номер книги ISBN (при наличии его в книге)
Факультативные элементы - библиографические сведения, дающие дополнительную информацию о документе.
Источником информации
для составления
Библиографический
аппарат научной работы
Список использованных документов:
• является органической
частью любой научно-
• позволяет автору документально подтвердить достоверность и точность цитируемых материалов (таблиц, иллюстраций, фактов, текстов памятников и документов);
• характеризует степень изученности конкретной проблемы автором;
• представляет самостоятельную ценность, как справочный аппарат для других исследователей.
Библиографический
список к научной работе
• алфавитная (общий алфавит фамилий авторов и заглавий книг и статей)
• по главам работы монографического характера (вначале указывается литература общего характера, затем материалы, относящиеся к той или иной главе в алфавитном или хронологическом порядке)
Информация о работе Работа с литературой. Библиографический аппарат. Оформление ссылок