Работа с литературой. Библиографический аппарат. Оформление ссылок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 23:37, контрольная работа

Описание

Основным, наиболее эффективным методом учебы была и остается самостоятельная работа с книгой. Но многие слушатели считают собственный уровень знаний методики индивидуальной работы с книгой недостаточным. В то же время беседы со слушателями показали высокую заинтересованность их в овладении культурой чтения.

Содержание

1. Введение……………………………………………………………………..........2
2. Оформление справочно-библиографического аппарата научной работы. Библиографический аппарат.………………………………………..…………..…...4
3. Оформление списка литературы ………………………………………………..8
4. Ссылки на цитируемые и упоминаемые источники ………………………….11
5. Представление отдельных видов текстового материала ………………….…13
5.1 Представление табличного материала …………………………………….13
5.2 Общие правила представления формул …………………………………14
5.3 Представление других видов иллюстративного материала …………..15
6. Список использованных источни-ков…………………………………………...16

Работа состоит из  1 файл

Kopia_mentt.doc

— 133.00 Кб (Скачать документ)


Содержание

  1. Введение……………………………………………………………………..........2
  2. Оформление справочно-библиографического аппарата научной работы. Библиографический аппарат.………………………………………..…………..…...4
  3. Оформление списка литературы ………………………………………………..8
  4. Ссылки на цитируемые и упоминаемые источники ………………………….11
  5. Представление отдельных видов текстового материала ………………….…13
    1. Представление табличного материала …………………………………….13
    2. Общие правила представления формул …………………………………14
    3. Представление других видов иллюстративного материала …………..15
  6. Список использованных источников…………………………………………...16

 

1 Введение

 

Основным, наиболее эффективным  методом учебы была и остается самостоятельная работа с книгой. Но многие слушатели считают собственный уровень знаний методики индивидуальной работы с книгой недостаточным. В то же время беседы со слушателями показали высокую заинтересованность их в овладении культурой чтения.

Умение самостоятельно изучать литературу имеет не только методическое, но и большое мировоззренческое значение. Обращаясь к различным изданиям, слушатель сравнивает точки зрения их авторов на ту или иную проблему, оценивает убедительность аргументации, сопоставляет с личными наблюдениями. Так развивается самостоятельность мышления, приобретаются навыки аналитического подхода к прочитанному, формируется идейная убежденность.

Метод самостоятельной  работы с книгой имеет длительную историю. По сути говоря, когда появились  первые еще рукописные книги, тогда  же люди стали задумываться о важности их внимательного чтения, высказывать некоторые соображения по этому поводу. По крайней мере, в древней летописи Киевской Руси, датированной 1076 годом, есть специальная глава о “книжном почитании” (то есть о чтении книг). В ней говорится, что каждый, приступающий к чтению, должен подготовиться, а когда читаешь книгу, то не следует спешить переходить к следующей главе, а лучше трижды повторить прочитанное. Книгу надо понять, а содержанием ее руководствоваться в жизни. Ибо “Как для коня правитель и воздержание есть узда, так и для праведника есть книга; как не составится корабль без гвоздей, так праведник без почитания книжного; как пленник думает о своих родителях, так и праведник о почитании книжном; красота воину-оружие, а кораблю-паруса, так и праведнику почитание книжное” (Константинов Н.А., Струминский В.Я. Очерки по истории начального образования в России. М., 1953, С.14)

В развитии метода самообразования  большой вклад внесла педагогическая наука, подтверждающая его первостепенное значение. Ценные указания на этот счет содержатся в трудах видных прогрессивных педагогов прошлого-Яна Амоса, Коменского, К.Д. Ушинского и других.В настоящее время каждый слушатель с учетом его подготовки и навыков, но именно каждый обязан работать с книгой, настойчиво вырабатывать умение самостоятельно пополнять свои знания, овладевать культурой чтения.

 

2 Оформление справочно-библиографического аппарата научной работы и представление отдельных видов текстового материала. Библиографический аппарат

 

Библиография должна охватывать возможно больший временной  диапазон и показывать не только эрудицию пишущего и его приоритет, но и, что гораздо важнее, участие других в разработке темы. Важную роль при этом играет знание общей истории науки и особенно истории отечественного языковедения. Будущий филолог должен знать имена и труды К.С. Аксакова, И.А. Бодуэна де Куртенэ, Ф.И. Буслаева, В.В. Виноградова, Н.Н. Дурново, М.В. Ломоносова, А.М. Пешковского, ЕД. Поливанова, АА. Потебни, Ф.Ф. Фортунатова, АА. Шахматова, Л.В. Щербы и других (список дан в алфавитном порядке и далеко неполон).

Роль библиографии в научной работе важна и многообразна. Она является не только отражением научной осведомленности и добросовестности автора, но также и отражением «совокупного знания» о предмете и о его связях с другими явлениями. Она нужна для ориентировки читателя, который будет заниматься близкими вопросами. Образно выражаясь, библиография — это мост между прошлым и будущим науки.

Собирание литературы - важная часть исследования и, вероятно, останется таковой даже тогда, когда машинный поиск информации значительно облегчит эту работу и отдельным ученым уже не надо будет «прочесывать» такое множество справочно-библиографических изданий и каталогов, как теперь.

Рост числа научных  кадров и научных учреждений, интенсификация труда и стремительное увеличение количества публикаций привели к лавинообразному росту специальной литературы, что создает информационный шум и затрудняет нахождение и отбор действительно полезного. От успеха этого поиска зависит очень многое, поскольку индивидуальное знание включается в систему науки и становится общим достоянием только через разные формы публикаций (доклады, статьи, монографии и т.п.).

 Библиография, сопровождающая  научное исследование, заслуживает  положительной оценки, если она целенаправленна, широка по временному и географическому диапазону, не пропускает существенных работ (т.е. обладает достаточной полнотой), включает работы на разных языках и правильно оформлена. Упоминание работ на разных языках и знакомство с ними очень существенно. К сожалению, часто те, кто изучают, например, английский язык, включают в библиографию только русские и англоязычные работы, забывая о том, что его тема может быть уже освещена в трудах на французском языке.

 Требования к оформлению  библиографии в настоящее время  очень жесткие и различны для разных изданий. Тенденция к их стандартизации достаточно сильна, но существует несколько стандартов, и они меняются. В зависимости от того, куда должна быть представлена работа, пишущий должен обязательно знакомиться с соответствующими требованиями, будь то требования редакции журнала (их обычно публикуют на последней странице), издательства, редакции сборника или факультета. В связи с тем, что автор не всегда заранее знаком с соответствующими требованиями, а они несколько отличаются по полноте (например, не везде требуется указывать название издательства или количество страниц в книге), полезно с самого начала вести для себя библиографию самого полного вида. Надо указывать не только страницы, с которых взяты цитаты, но и общее количество страниц в книге, название и место издательства и в случае перевода записывать, с какого языка он сделан.

 В последнее время  для библиографии в диссертационных  работах и в библиотечных каталогах введены новые и довольно сложные стандарты библиографических описаний. Схемы, принятые в журналах и сборниках, несколько проще, но ниже будет дано представление об основном стандарте. Его полезно твердо усвоить и набить себе руку, чтобы в дальнейшем не пришлось вносить бесконечные мелкие поправки в уже готовые работы.

 Библиографическое описание изданий по существующему сейчас стандарту состоит из элементов, объединенных в области, и заголовка. Области и элементы приводят в установленной последовательности. Каждой области и элементу предшествуют условные разделительные знаки, в качестве которых выступают знаки препинания.

 Каждая область  отделяется точкой и тире (. —). Элементы описания делятся па обязательные и факультативные. Набор факультативных элементов определяет учреждение, в котором составляется описание. Библиографическое описание может быть составлено под заголовком: индивидуальным (имена авторов) или коллективным (учреждения) или же под заглавием.

 Любая письменная  работа не может считаться  научной, если она не снабжена справочно-библиографическим аппаратом: списком литературы по теме исследования и ссылками на цитируемые и упоминаемые в тексте документы.

 Изучение литературы  и составление библиографии –  важная часть процесса написания научной работы. Правила оформления научных работ являются общими для всех отраслей знания и регламентируются государственными стандартами Российской Федерации. Список литературы – необходимый элемент библиографического аппарата любого научного исследования: реферата, курсовой и дипломной работы, диссертации, отражающий самостоятельную творческую работу её автора, и потому позволяющий судить о степени фундаментальности проведённого исследования. Список литературы помещается в конце работы, после «Заключения».

Библиографический список содержит сведения о литературе, использованной при подготовке данной работы, цитируемой в тексте работы, а также имеющей непосредственное отношение к исследуемой теме.

Существуют следующие  варианты группировки библиографических  списков: алфавитный, предметно-тематический, логический, хронологический, персональный.

 Наиболее часто  используется алфавитный принцип  расположения источников, при котором записи размещают по алфавиту фамилий авторов или заглавий документов. Работы авторов-однофамильцев ставятся в алфавите их инициалов, работы одного автора в алфавите заглавий книг и статей. Если в список входит литература на разных языках, то книги и статьи располагаются последовательно: на русском языке, на языках с кириллическим алфавитом или в кириллической транскрипции; на языках с латинским алфавитом или в латинской транскрипции; на языках с оригинальной графикой.

 Предметно-тематический  принцип организации библиографического  списка применяется в том случае, когда массив библиографических описаний источников разбивается на несколько предметно-тематических разделов, каждый из которых имеет свой заголовок. Внутри раздела материал располагается, как правило, в алфавитном порядке. При логическом принципе рубрики располагают в логической последовательности, которая отражает структуру работы, и тогда источники размещают в зависимости от содержания (от простого к сложному или от общего к частному). Внутри рубрик соблюдают алфавитный порядок записей.

Хронологический (по годам  издания) принцип применяется в  разделе «Источники» (литература, являющаяся предметом исследования), когда произведения располагаются в порядке их написания (или публикации).

Хронологическая последовательность дает представление о том, как  развивалось исследование той или иной части отрасли науки, отдельного вопроса и т. д.

Персональный принцип  подразумевает размещение сведений о каком-то лице, а список литературы подразделяется на два раздела: произведения автора и литература о его жизни и творчестве. Внутри разделов часто применяется хронологический принцип.

Независимо от выбранного способа группировки в начало списка использованной литературы, как правило, помещают официальные документы: законы, постановления, указы и т. д. Кроме того, в списке могут быть выделены разделы: «Библиографическая и справочная литература», «Архивные материалы» и т. д. После определения места источника в списке в соответствии с выбранным принципом расположения каждое библиографическое описание нумеруется.

Библиографические описания состоят из элементов, которые делятся  на обязательные и факультативные (необязательные). Обязательные элементы (приводят в любом описании)

- фамилия автора (если  есть)

- основное заглавие 

- сведения об ответственности 

- сведения об издании 

- место издания 

- имя издателя (издательство)

- дата издания 

- объем (количество  страниц) 

- основное заглавие серии

- международный стандартный  номер книги ISBN (при наличии  его в книге)

Факультативные элементы - библиографические сведения, дающие дополнительную информацию о документе.

Источником информации для составления библиографического описания является документ в целом.

 Библиографический  аппарат научной работы включает  библиографический список и библиографические ссылки. Библиографический список оформляется в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1-200. «Библиографическая запись. Библиографическое описание : общие требования и правила составления», ГОСТ 7.82-2001 ) «Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов: общие требования и правила составления», ГОСТ 7.80-2000 «Библиографическая запись. Заголовок: общие требования и правила составления», ГОСТ 7.12-93 «Библиографическая запись. Сокращение русских слов на русском языке: общие требования и правила».

 Список использованных  документов:

• является органической частью любой научно-исследовательской  работы и помещается после основного текста работы;

• позволяет автору документально  подтвердить достоверность и  точность цитируемых материалов (таблиц, иллюстраций, фактов, текстов памятников и документов);

• характеризует степень  изученности конкретной проблемы автором;

• представляет самостоятельную ценность, как справочный аппарат для других исследователей.

 Библиографический  список к научной работе включает  библиографическое описание документов, использованных автором при работе над темой. Он помещается после основного текста работы. Каждая библиографическая запись в списке получает порядковый номер и начинается с красной строки. Существуют различные способы группировки литературы в библиографических списках:

• алфавитная (общий алфавит  фамилий авторов и заглавий книг и статей)

• по главам работы монографического характера (вначале указывается  литература общего характера, затем материалы, относящиеся к той или иной главе в алфавитном или хронологическом порядке)

Информация о работе Работа с литературой. Библиографический аппарат. Оформление ссылок