Символика цвета и её функции в романе Ж.-К.Гюисманса «Наоборот»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 12:19, дипломная работа

Описание

Целью данного исследования является рассмотрение и определение значения цветовых символов в романе Ж.-К. Гюисманса «Наоборот».
Исходя из цели и предмета исследования, можно выделить следующие задачи:
определить особенности символа и символики цвета в художественных произведениях;
определить художественные особенности романа «Наоборот» Ж.-К. Гюисманса;
рассмотреть цветовую символику и ее роль в романе Ж.-К.Гюисманса «Наоборот».

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Эстетические особенности творчества Ж.-К. Гюисманса
1.1. Соединение различных эстетических тенденций в творчестве
Гюисманса…………………………………………………………………………8
1.2. Символика цвета в различных теориях……………………………………21

Глава 2. Значение символики цвета в романе Ж.-К. Гюисманса «Наоборот»
2.1. Художественные особенности романа «Наоборот»………………………35
2.2. Роль символики цвета в создании образа дез Эссента
(портрет, дом героя)……………………………………………………………..42

Заключение……………………………………………………………………….55

Список используемой литературы……………………………………………...58

Работа состоит из  1 файл

Дипломная работа Символика цвета и её функции в романе Ж.-К. Гюисманса Наоборот..docx

— 123.39 Кб (Скачать документ)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

ГОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет»

 

Филологический факультет

Кафедра всемирной литературы

 

 

 

 

Символика цвета  и её функции в романе

Ж.-К.Гюисманса  «Наоборот»

 

 

 

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Студентки дневного отделения

Скопиной Маргариты Сергеевны

НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:

Маринина Юлия Анатольевна

 

 

 

К защите допускаю:

Зав. кафедрой _______________

«____»__________________года

 

 

Нижний Новгород

2011

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...3

 

Глава 1. Эстетические особенности творчества Ж.-К. Гюисманса

1.1. Соединение различных  эстетических тенденций в творчестве 

Гюисманса…………………………………………………………………………8

1.2. Символика цвета в  различных теориях……………………………………21

 

Глава 2. Значение символики цвета в романе Ж.-К. Гюисманса «Наоборот»

2.1. Художественные особенности романа «Наоборот»………………………35

2.2. Роль символики цвета в создании образа дез Эссента

(портрет, дом героя)……………………………………………………………..42

 

Заключение……………………………………………………………………….55

 

Список используемой литературы……………………………………………...58

 

 

Введение

 

Жорис-Карл Гюисманс (1848-1907) – один из самых загадочных и  противоречивых писателей зарубежной литературы XIX века. Интерес к личности и творчеству этого незаурядного и, безусловно, талантливого человека, не угасает и по сей день. 

Как говорит Н. Бердяев, «Гюисманс  – самый большой и серьезный  писатель Франции последней эпохи. Он стоит в стороне от большого литературного потока. Слишком многим он покажется скучным писателем, в нем мало занимательного, мало того, что могло бы стать модным. Нужен особый вкус, чтобы полюбить Гюисманса, чтобы плениться его  романами-исследованиями, чтобы почувствовать упоительность в самой их  скучности» [Бердяев 1910, с. 13].

Темой данного исследования является символика цвета и её функции в романе Ж.-К.Гюисманса  «Наоборот» (1884).

Символика цвета имеет  давнюю историю. Люди с незапамятных времен придавали особое значение чтению «языка красок», что нашло отражение  в древних мифах, народных преданиях, сказках, различных религиозных  и мистических учениях. Так, в  астрологии,  лучи Солнца, разложенные  в спектр и дающие 7 цветов, соответствовали 7 основным планетам: красный – цвет Марса, синий – цвет Венеры, желтый – цвет Меркурия, зеленый – цвет Сатурна, пурпурный – цвет Юпитера, оранжевый – цвет Солнца, фиолетовый – цвет Луны. При этом краски символизировали  не только планеты и их влияние, но и социальное положение людей, их различные психологические состояния. Это проявлялось в подборе  одежды определенных цветов, народных поговорках, обрядах и т.д. У разных народов сложилась определенная символика красок, дошедшая до наших  дней.

Актуальность исследования связана с вниманием к изучению символов и их роли в художественном произведении, а также творчеством писателя переходной эпохи, в чьей эстетической концепции отразились различные направления и стилистические тенденции.

Научная новизна данной работы обусловлена прежде всего тем, что творчество Жориса-Карла Гюисманса, являясь бесценной и интересной частью мировой литературы, довольно мало изучено в отечественном литературоведении.

Целью данного исследования является рассмотрение и определение значения цветовых символов в романе Ж.-К. Гюисманса «Наоборот».

Предмет исследования – символика цвета в творчестве Ж.-К. Гюисманса.

Объект исследования – роман «Наоборот».

Исходя из цели и предмета исследования, можно выделить следующие задачи:

  • определить особенности символа и символики цвета в художественных произведениях;
  • определить художественные особенности романа «Наоборот» Ж.-К. Гюисманса;
  • рассмотреть цветовую символику и ее роль в романе Ж.-К.Гюисманса «Наоборот».

 

Творчество Гюисманса  весьма неоднозначно. Об этом свидетельствует  резкая смена художественных направлений  писателя:  в 1870-е - 1880-е гг. он примыкал к натуралистической школе, в  1884 г. Гюисманс отходит от натурализма в пользу мистицизма, также необходимо отметить его приверженность импрессионизму и эстетизму.

Изучением творчества Жориса-Карла  Гюисманса занимались немногие исследователи, но вклад их, несомненно, значителен.

Г.К. Щедрина в своей статье «О художественной культуре модернизма: в развитие одной идеи» отмечает: «Только у Ж.-К.Гюисманса слово обрело терминологический характер, в «современности»  он акцентировал «беспокойство» творящего воображения, личностно-интимный контакт с действительностью, не скрывающий ее диссонансов, что позволило ему увидеть общность натуралистов и импрессионистов. Гюисманс словно погрузил «романтическую» современность в саму противоречивую реальность, утверждая за искусством возможность прорваться сквозь действительность, каковой она является здравому смыслу, к ее глубинной сути» [Щедрина 2001,с. 3]. Для Гюисманса «современное искусство» – это одновременно выражение жажды недостижимой полноты жизни и средство ее утоления. Воображение художника, обреченное на столкновение с повседневностью, становится самодостаточным, а порождаемые им образы являются символами желаемой действительности, нередко более значимыми, чем сама реальность. Субъективизируя содержание искусства и вызываемого им эстетического переживания, Гюисманс, однако, подчеркивал углубление смыслов, рождающихся в сопряжении экспрессии образа и новой реальности, видел в «наднатуральном» контакте с иллюзией, сном-воображением возможности качественного познания материального мира и отмечал эти качества у О.Редона, Э.Дега, Г.Моро.

Вторым опорным понятием у него являлось «настроение»; оно  стало одним из атрибутов «современного» искусства и конвенциональным элементом  повседневности. В «современности»  Гюисманса отразилось, таким образом, время перемен, еще не получившее своего имени, но инспирировавшее дальнейшие программные разработки.

О.Половинкина в работе «Родственность Гюисмансу. Джон Донн и «конец века»» обращает внимание на то, что роман «Наоборот» «был важнейшим проявлением интереса к современности, которая осознавалась как резко отличающаяся от уже завершившихся, прошедших эпох» [Половинкина 2008, с.8].

Интересна интерпретация  романа «Наоборот» в исследовании А.Н.Долгенко «Художественный опыт Ж.-К.Гюисманса и становление жанра декадентского романа в русской литературе». В этой работе были выделены признаки  декадентского мироощущения:

  • неверие в социальный прогресс и творческие силы природы;
  • пессимизм;
  • страх перед жизнью;
  • ощущение трагического разлада между личностью и миром;
  • стремление отгородиться от фатальных противоречий бытия;
  • разочарование в возможностях позитивного изменения картины мира [Долгенко 2004, с. 339-340].

Также он говорит о связи  творчества Гюисманса с философией пессимизма Шопенгауэра, что раскрывается через восприятие жизни как страдания.

Автор статьи «Английский  декаданс: французский фактор» К.Н.Савельев отмечает достижения Гюисманса в  романе декаданса: «Он сумел сформировать прототип современного героя «разрывавшегося  между желанием и пресыщением», надеждой и разочарованием. Во-вторых, Гюисманс разработал, то, что принято называть «стилевой партитурой декаданса». И, наконец, благодаря обширным рассуждениям о литературных и художественных пристрастиях дез Эссента, была сформирована «альтернативная литературная история», которая позволяла приобщиться к таким авторам, как Бодлер, Малларме, Верлен, Барбе д’Оревилли, Вилье де Лиль-Адан, Э. По. Открытие некоторых из этих имен, как например Малларме, полностью является заслугой французского романиста» [Савельев 2007, с. 23]

Изучением творчества Ж.-К.Гюисманса  занималась Е.А.Комарова, она исследовала  роман «Наоборот» в контексте  художественного творчества писателя. Е.А.Комарова отмечает преемственность  персонажей Гюисманса: «Дез Эссент продолжает единую цепь персонажей натуралистических  романов…». С Лео, героем романа «Марта», его объединяет склонность к неврозу  и стремление изведать невиданные наслаждения. Сиприен Тибай, молодой художник из романа «Сёстры Ватар», – ещё  более подробный «набросок» дез  Эссента, он также влюблён в порок, ненавидит общество и отвергает  мораль. Андре Жейан («Семейный очаг») воплощает в себе так ярко выраженную в образе дез Эссента утрату жизненной  энергии. Также Е.А.Комарова определяет хронотоп раннего творчества Гюисманса  термином «натуралистический» и  выделяет образ Дома как лейтмотив  творчества писателя. Созданный дез  Эссентом Дом представляет собой  своеобразную модель мира, которая  противостоит «идее смерти, бренности  существования» [Комарова 2003, с.12].

Роман Гюисманса «Наоборот» буквально пронизан всевозможными  цветами и их оттенками, каждый из которых непременно что-то значит и  способствует раскрытию характера  главного героя Флорессаса дез Эссента  – потомка старинного рода, организовавшего  своё существование на основе впечатлений. Изучение символики цвета в произведениях  Ж.-К. Гюисманса даёт богатый материал для изучения личности самого писателя и его творчества в целом. 
Глава 1. Эстетические особенности творчества Ж.-К.Гюисманса

 

Анализ художественного  литературного произведения невозможен без характеристики личности автора и времени создания произведения. Особенно важно учитывать приверженность писателя к тому или иному художественному  направлению, поскольку основные взгляды  и эстетические принципы автора складываются под влиянием идей того направления, в котором он работает, и того общества, в котором он живёт.

 

1.1. Соединение  различных эстетических тенденций  в творчестве Гюисманса

Жорис-Карл Гюисманс (Joris Kare Huysmans, 1848-1907) – французский писатель, вырос в интеллигентной семье со средним достатком. Некоторые исследователи считают, что выражением психоидеологии этой социальной группы и явилось творчество Гюисманса, поскольку он сам служил долгие годы чиновником в «охранном отделении» - Direction de la Sûreté générale.

Первоначально он примыкал к натуралистической  группе Эмиля Золя и  в 1880 году выступил в печати в сборнике новелл «Меданские вечера» (в сборнике была опубликована его новелла «С мешком за плечами») вместе с Мопассаном, Сеаром, Энником и Алексисом. Критики оценили это произведение как манифест новой натуралистической школы. В произведениях этих авторов отсутствует действие, сюжет – лишь бесстрастное изображение «куска жизни». Золя утверждал, что биологическое начало является доминантой в жизни человека. Он ввел в литературу материалы естественнонаучных открытий, физиологии и медицины. В произведениях Золя проблема воздействия физиологии занимает центральное место: все поступки героев обусловлены, прежде всего, особенностями их темперамента, сложные психологические переживания им недоступны. Термин «натурализм» Золя рассматривал в его естественнонаучном значении и понимал как изучение природы. Золя считал, что литература должна быть сродни науке. Ее задача – изучать факты и основываться не на воображении, а на анализе, на терпеливом собирании «человеческих документов», то есть она должна быть похожей на научное исследование. Кроме того, Золя считал, что для писателя нет запретных тем, он имеет право вторгаться в самые темные и низменные сферы человеческого бытия, поскольку вдохновение ему дает только реальная действительность во всей ее неприкрытой правде. Натурализм Золя понимал как правду в искусстве, хотя это не одно и то же. Писатель доказывал также, что человеческое общество ничем не отличается от животного мира и люди полностью зависят от своей биологической сущности. Он буквально взорвал благонамеренное общество заявлением о том, что человеком движут инстинкты и все его поступки целиком и полностью определяются биологическими факторами.

Итак, натурализм (от фр.; от лат. natura – природа) – один из основных стилей, одно из ведущих направлений литературы XIX-XX веков. В широком смысле слова натурализм определяется как биологизм, соединяющий в себе опыт понимания одушевленной и предметно-материальной природы через эволюцию самой природы [Книгин 2006, с.58]. В «Литературной энциклопедии терминов и понятий» В.М.Толмачев подчеркивает, что именно биологизм мироотношения определяет отношение натурализма к задачам творчества: «Натуралисты сравнивают себя с естествоиспытателем, медиком, знатоком низовой народной жизни, экспериментатором, инженером литературы, психологом, создателем этюдов и очерков, репортером» [Толмачёв 2001, с. 62]. В натурализме предметом наблюдения объявляется «весь человек», о котором натуралисты намерены сообщить «всю правду». При этом эстетика натурализма внедряла в искусство позитивистский детерминизм. Причины поведения людей, а также источники их моральных установок усматривались преимущественно в сфере физиологии либо во влиянии внешней среды, которое понималось механистически; социальные конфликты объяснялись в духе социал-дарвинизма – борьбой за существование и другими биологическими закономерностями. Между этими «причинами» и судьбой человека устанавливалась фатальная зависимость. Понятый таким образом человек выступает в произведении приверженцев натурализма не как характер, а как темперамент, строго обусловленный врожденными свойствами (расовыми, патологической наследственностью и тому подобное). Согласно эстетике натурализма, факты, события, описываемые в произведении, не должны искажаться вмешательством художественного воображения, уводящего за пределы непосредственно данного. Таким образом, натурализм стремится преодолеть условность искусства, пытаясь превратить художественное произведение в точную копию факта. Натурализм в искусстве обнаруживает себя в сознательно откровенном изображении физиологических проявлений человека, сцен насилия и жестокости, бесстрастно наблюдаемых и описываемых художником. Ведущими признаками натурализма, таким образом, являются подчеркнутая «фотографичность» и деэстетизация художественной формы, будь то в литературе, живописи или кино.

Влияние натурализма на творчество Гюисманса сказывается в 1874-1884 годах. К этому периоду относятся  бытовые, психологические романы Гюисманса  – «Марта» (Marthe, 1876), «Сестры Ватар» (Les Sœurs Vatard, 1879), «У пристани» (En Rade, напечатан  в 1886, отд. изд. 1887). Являясь сторонником  использования «человеческих документов», Гюисманс точен в трактовке психофизиологической жизни, со склонностью к патологии. Он изображает социальные низы Парижа, дает жанровые картины из жизни мастериц, ремесленников, деклассированных, проституток. В городском пейзаже им разработаны характерные для натурализма наброски пригорода, бульваров, кабачков. При этом он подходит к своему сюжету не как социолог и даже не как моралист, а как художник, тяготеющий к изображению живописных деталей болезненного и чахлого в человеке и в городе. Городским писателем является Гюисманс и в романе «У пристани». Здесь он пропагандист индустриальной темы, по стопам Золя. Гюисманс стремится развенчать «романтические красоты природы», говорит о «бесцветной работе на полях»; сцена жатвы кажется ему жалкой в сравнении «с видом завода или брюха океанского парохода, озаренного огнями топок» [Литературная энциклопедия 1930, с. 130]

Информация о работе Символика цвета и её функции в романе Ж.-К.Гюисманса «Наоборот»