Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 12:19, дипломная работа
Целью данного исследования является рассмотрение и определение значения цветовых символов в романе Ж.-К. Гюисманса «Наоборот».
Исходя из цели и предмета исследования, можно выделить следующие задачи:
определить особенности символа и символики цвета в художественных произведениях;
определить художественные особенности романа «Наоборот» Ж.-К. Гюисманса;
рассмотреть цветовую символику и ее роль в романе Ж.-К.Гюисманса «Наоборот».
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Эстетические особенности творчества Ж.-К. Гюисманса
1.1. Соединение различных эстетических тенденций в творчестве
Гюисманса…………………………………………………………………………8
1.2. Символика цвета в различных теориях……………………………………21
Глава 2. Значение символики цвета в романе Ж.-К. Гюисманса «Наоборот»
2.1. Художественные особенности романа «Наоборот»………………………35
2.2. Роль символики цвета в создании образа дез Эссента
(портрет, дом героя)……………………………………………………………..42
Заключение……………………………………………………………………….55
Список используемой литературы……………………………………………...58
Министерство образования и науки Российской Федерации
ГОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет»
Филологический факультет
Кафедра всемирной литературы
Символика цвета и её функции в романе
Ж.-К.Гюисманса «Наоборот»
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
Студентки дневного отделения
Скопиной Маргариты Сергеевны
НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:
Маринина Юлия Анатольевна
К защите допускаю:
Зав. кафедрой _______________
«____»__________________года
Нижний Новгород
2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Эстетические особенности творчества Ж.-К. Гюисманса
1.1. Соединение различных
эстетических тенденций в
Гюисманса………………………………………………………
1.2. Символика цвета в различных теориях……………………………………21
Глава 2. Значение символики цвета в романе Ж.-К. Гюисманса «Наоборот»
2.1. Художественные особенности романа «Наоборот»………………………35
2.2. Роль символики цвета в создании образа дез Эссента
(портрет, дом героя)…………………………
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………………...
Введение
Жорис-Карл Гюисманс (1848-1907) – один из самых загадочных и противоречивых писателей зарубежной литературы XIX века. Интерес к личности и творчеству этого незаурядного и, безусловно, талантливого человека, не угасает и по сей день.
Как говорит Н. Бердяев, «Гюисманс – самый большой и серьезный писатель Франции последней эпохи. Он стоит в стороне от большого литературного потока. Слишком многим он покажется скучным писателем, в нем мало занимательного, мало того, что могло бы стать модным. Нужен особый вкус, чтобы полюбить Гюисманса, чтобы плениться его романами-исследованиями, чтобы почувствовать упоительность в самой их скучности» [Бердяев 1910, с. 13].
Темой данного исследования является символика цвета и её функции в романе Ж.-К.Гюисманса «Наоборот» (1884).
Символика цвета имеет
давнюю историю. Люди с незапамятных
времен придавали особое значение чтению
«языка красок», что нашло отражение
в древних мифах, народных преданиях,
сказках, различных религиозных
и мистических учениях. Так, в
астрологии, лучи Солнца, разложенные
в спектр и дающие 7 цветов, соответствовали
7 основным планетам: красный – цвет
Марса, синий – цвет Венеры, желтый
– цвет Меркурия, зеленый – цвет
Сатурна, пурпурный – цвет Юпитера,
оранжевый – цвет Солнца, фиолетовый
– цвет Луны. При этом краски символизировали
не только планеты и их влияние, но
и социальное положение людей, их
различные психологические
Актуальность исследования связана с вниманием к изучению символов и их роли в художественном произведении, а также творчеством писателя переходной эпохи, в чьей эстетической концепции отразились различные направления и стилистические тенденции.
Научная новизна данной работы обусловлена прежде всего тем, что творчество Жориса-Карла Гюисманса, являясь бесценной и интересной частью мировой литературы, довольно мало изучено в отечественном литературоведении.
Целью данного исследования является рассмотрение и определение значения цветовых символов в романе Ж.-К. Гюисманса «Наоборот».
Предмет исследования – символика цвета в творчестве Ж.-К. Гюисманса.
Объект исследования – роман «Наоборот».
Исходя из цели и предмета исследования, можно выделить следующие задачи:
Творчество Гюисманса весьма неоднозначно. Об этом свидетельствует резкая смена художественных направлений писателя: в 1870-е - 1880-е гг. он примыкал к натуралистической школе, в 1884 г. Гюисманс отходит от натурализма в пользу мистицизма, также необходимо отметить его приверженность импрессионизму и эстетизму.
Изучением творчества Жориса-Карла Гюисманса занимались немногие исследователи, но вклад их, несомненно, значителен.
Г.К. Щедрина в своей статье «О художественной культуре модернизма: в развитие одной идеи» отмечает: «Только у Ж.-К.Гюисманса слово обрело терминологический характер, в «современности» он акцентировал «беспокойство» творящего воображения, личностно-интимный контакт с действительностью, не скрывающий ее диссонансов, что позволило ему увидеть общность натуралистов и импрессионистов. Гюисманс словно погрузил «романтическую» современность в саму противоречивую реальность, утверждая за искусством возможность прорваться сквозь действительность, каковой она является здравому смыслу, к ее глубинной сути» [Щедрина 2001,с. 3]. Для Гюисманса «современное искусство» – это одновременно выражение жажды недостижимой полноты жизни и средство ее утоления. Воображение художника, обреченное на столкновение с повседневностью, становится самодостаточным, а порождаемые им образы являются символами желаемой действительности, нередко более значимыми, чем сама реальность. Субъективизируя содержание искусства и вызываемого им эстетического переживания, Гюисманс, однако, подчеркивал углубление смыслов, рождающихся в сопряжении экспрессии образа и новой реальности, видел в «наднатуральном» контакте с иллюзией, сном-воображением возможности качественного познания материального мира и отмечал эти качества у О.Редона, Э.Дега, Г.Моро.
Вторым опорным понятием у него являлось «настроение»; оно стало одним из атрибутов «современного» искусства и конвенциональным элементом повседневности. В «современности» Гюисманса отразилось, таким образом, время перемен, еще не получившее своего имени, но инспирировавшее дальнейшие программные разработки.
О.Половинкина в работе «Родственность Гюисмансу. Джон Донн и «конец века»» обращает внимание на то, что роман «Наоборот» «был важнейшим проявлением интереса к современности, которая осознавалась как резко отличающаяся от уже завершившихся, прошедших эпох» [Половинкина 2008, с.8].
Интересна интерпретация романа «Наоборот» в исследовании А.Н.Долгенко «Художественный опыт Ж.-К.Гюисманса и становление жанра декадентского романа в русской литературе». В этой работе были выделены признаки декадентского мироощущения:
Также он говорит о связи творчества Гюисманса с философией пессимизма Шопенгауэра, что раскрывается через восприятие жизни как страдания.
Автор статьи «Английский
декаданс: французский фактор» К.Н.
Изучением творчества Ж.-К.Гюисманса занималась Е.А.Комарова, она исследовала роман «Наоборот» в контексте художественного творчества писателя. Е.А.Комарова отмечает преемственность персонажей Гюисманса: «Дез Эссент продолжает единую цепь персонажей натуралистических романов…». С Лео, героем романа «Марта», его объединяет склонность к неврозу и стремление изведать невиданные наслаждения. Сиприен Тибай, молодой художник из романа «Сёстры Ватар», – ещё более подробный «набросок» дез Эссента, он также влюблён в порок, ненавидит общество и отвергает мораль. Андре Жейан («Семейный очаг») воплощает в себе так ярко выраженную в образе дез Эссента утрату жизненной энергии. Также Е.А.Комарова определяет хронотоп раннего творчества Гюисманса термином «натуралистический» и выделяет образ Дома как лейтмотив творчества писателя. Созданный дез Эссентом Дом представляет собой своеобразную модель мира, которая противостоит «идее смерти, бренности существования» [Комарова 2003, с.12].
Роман Гюисманса «Наоборот»
буквально пронизан всевозможными
цветами и их оттенками, каждый из
которых непременно что-то значит и
способствует раскрытию характера
главного героя Флорессаса дез Эссента
– потомка старинного рода, организовавшего
своё существование на основе впечатлений.
Изучение символики цвета в
Глава 1. Эстетические
особенности творчества Ж.-К.Гюисманса
Анализ художественного литературного произведения невозможен без характеристики личности автора и времени создания произведения. Особенно важно учитывать приверженность писателя к тому или иному художественному направлению, поскольку основные взгляды и эстетические принципы автора складываются под влиянием идей того направления, в котором он работает, и того общества, в котором он живёт.
1.1. Соединение
различных эстетических
Жорис-Карл Гюисманс (Joris Kare Huysmans, 1848-1907) – французский писатель, вырос в интеллигентной семье со средним достатком. Некоторые исследователи считают, что выражением психоидеологии этой социальной группы и явилось творчество Гюисманса, поскольку он сам служил долгие годы чиновником в «охранном отделении» - Direction de la Sûreté générale.
Первоначально он примыкал к натуралистической группе Эмиля Золя и в 1880 году выступил в печати в сборнике новелл «Меданские вечера» (в сборнике была опубликована его новелла «С мешком за плечами») вместе с Мопассаном, Сеаром, Энником и Алексисом. Критики оценили это произведение как манифест новой натуралистической школы. В произведениях этих авторов отсутствует действие, сюжет – лишь бесстрастное изображение «куска жизни». Золя утверждал, что биологическое начало является доминантой в жизни человека. Он ввел в литературу материалы естественнонаучных открытий, физиологии и медицины. В произведениях Золя проблема воздействия физиологии занимает центральное место: все поступки героев обусловлены, прежде всего, особенностями их темперамента, сложные психологические переживания им недоступны. Термин «натурализм» Золя рассматривал в его естественнонаучном значении и понимал как изучение природы. Золя считал, что литература должна быть сродни науке. Ее задача – изучать факты и основываться не на воображении, а на анализе, на терпеливом собирании «человеческих документов», то есть она должна быть похожей на научное исследование. Кроме того, Золя считал, что для писателя нет запретных тем, он имеет право вторгаться в самые темные и низменные сферы человеческого бытия, поскольку вдохновение ему дает только реальная действительность во всей ее неприкрытой правде. Натурализм Золя понимал как правду в искусстве, хотя это не одно и то же. Писатель доказывал также, что человеческое общество ничем не отличается от животного мира и люди полностью зависят от своей биологической сущности. Он буквально взорвал благонамеренное общество заявлением о том, что человеком движут инстинкты и все его поступки целиком и полностью определяются биологическими факторами.
Итак, натурализм (от фр.; от лат. natura – природа) – один из основных стилей, одно из ведущих направлений литературы XIX-XX веков. В широком смысле слова натурализм определяется как биологизм, соединяющий в себе опыт понимания одушевленной и предметно-материальной природы через эволюцию самой природы [Книгин 2006, с.58]. В «Литературной энциклопедии терминов и понятий» В.М.Толмачев подчеркивает, что именно биологизм мироотношения определяет отношение натурализма к задачам творчества: «Натуралисты сравнивают себя с естествоиспытателем, медиком, знатоком низовой народной жизни, экспериментатором, инженером литературы, психологом, создателем этюдов и очерков, репортером» [Толмачёв 2001, с. 62]. В натурализме предметом наблюдения объявляется «весь человек», о котором натуралисты намерены сообщить «всю правду». При этом эстетика натурализма внедряла в искусство позитивистский детерминизм. Причины поведения людей, а также источники их моральных установок усматривались преимущественно в сфере физиологии либо во влиянии внешней среды, которое понималось механистически; социальные конфликты объяснялись в духе социал-дарвинизма – борьбой за существование и другими биологическими закономерностями. Между этими «причинами» и судьбой человека устанавливалась фатальная зависимость. Понятый таким образом человек выступает в произведении приверженцев натурализма не как характер, а как темперамент, строго обусловленный врожденными свойствами (расовыми, патологической наследственностью и тому подобное). Согласно эстетике натурализма, факты, события, описываемые в произведении, не должны искажаться вмешательством художественного воображения, уводящего за пределы непосредственно данного. Таким образом, натурализм стремится преодолеть условность искусства, пытаясь превратить художественное произведение в точную копию факта. Натурализм в искусстве обнаруживает себя в сознательно откровенном изображении физиологических проявлений человека, сцен насилия и жестокости, бесстрастно наблюдаемых и описываемых художником. Ведущими признаками натурализма, таким образом, являются подчеркнутая «фотографичность» и деэстетизация художественной формы, будь то в литературе, живописи или кино.
Влияние натурализма на творчество
Гюисманса сказывается в 1874-1884 годах.
К этому периоду относятся
бытовые, психологические романы Гюисманса
– «Марта» (Marthe, 1876), «Сестры Ватар»
(Les Sœurs Vatard, 1879), «У пристани» (En Rade, напечатан
в 1886, отд. изд. 1887). Являясь сторонником
использования «человеческих
Информация о работе Символика цвета и её функции в романе Ж.-К.Гюисманса «Наоборот»