Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 12:19, дипломная работа
Целью данного исследования является рассмотрение и определение значения цветовых символов в романе Ж.-К. Гюисманса «Наоборот».
Исходя из цели и предмета исследования, можно выделить следующие задачи:
определить особенности символа и символики цвета в художественных произведениях;
определить художественные особенности романа «Наоборот» Ж.-К. Гюисманса;
рассмотреть цветовую символику и ее роль в романе Ж.-К.Гюисманса «Наоборот».
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Эстетические особенности творчества Ж.-К. Гюисманса
1.1. Соединение различных эстетических тенденций в творчестве
Гюисманса…………………………………………………………………………8
1.2. Символика цвета в различных теориях……………………………………21
Глава 2. Значение символики цвета в романе Ж.-К. Гюисманса «Наоборот»
2.1. Художественные особенности романа «Наоборот»………………………35
2.2. Роль символики цвета в создании образа дез Эссента
(портрет, дом героя)……………………………………………………………..42
Заключение……………………………………………………………………….55
Список используемой литературы……………………………………………...58
Таким образом, «слишком истонченный,
рафинированный натурализм в дальнейшем
своем развитии переходит в декадентство.
Натуралистическая
Творчество Жориса-Карла Гюисманса представляет собой соединение различных эстетических тенденций. В творчестве автора можно обнаружить черты натурализма и символизма, мистицизма, католицизма и декаданса. Именно этот творческий синтез позволил создать такое уникальное художественное произведение, как роман «Наоборот».
1.2. Символика цвета в различных теориях
Символ – понятие сложное
и имеющее множество
С точки зрения С.С.Аверинцева, символ (греч. σύμβολον - знак, опознавательная примета) – универсальная категория эстетики, лучше всего поддающаяся раскрытию через сопоставление со смежными категориями образа, с одной стороны, и знака – с другой [Аверинцев, 2001, с.15].
Символом могут быть предметы, животные, природные явления, различные признаки предметов, недосказанные действия, полупрозрачные намеки, личностное восприятие деталей окружающего мира. Символ часто прибегает к скрытому сравнению или уподоблению. Не случайно символ или символический образ в литературе, различных видах искусства оказывается приложим практически ко всем, даже самым неожиданным, сторонам жизнедеятельности. Символическое начало всегда присутствует и при создании запоминающихся литературных характеров-образов, и в мифотворчестве.
Символ – от греческого слова symbolon – связь, сущность в немногих знаках. Символ рождается там, где нельзя выразить предмет и обычно имеет иносказательно значение. Пользуясь символами, художник не показывает вещи, а лишь намекает на них, заставляет нас угадывать их смысл. [Львов- Рогачевский 1925, с. 145].
Квятковский отмечает в определении символа такое свойство, как многозначность, которая обусловлена тем, что символический образ может относиться к различным аспектам бытия [Квятковский 1966, с. 202].
Павел Флоренский даёт определение
символа и символики в целом
с позиций религии и
Интересно мнение А.Ф.Лосева
на трактовку определения «символ»
Ю. М. Лотман сформулировал
функциональное определение символа.
Он говорит о том, что символ, в
первую очередь, представляет собой
некоторый текст: «представление о
символе связано с идеей
Таким образом, можно сделать вывод, что большинство исследователей и литературоведов определяют символ как некий предметный или словесный знак, характеризующий художественный образ с определённой стороны, и дающий представление о воспроизводимой художником действительности в разных ракурсах, связанных с явлениями быта, с явлениями исторического характера, сказаниями, верованиями и т.д.. Символ как знак есть знак некоторой системы в целом, функционирующий в состоянии модели, обогащённой символическим значением.
Функция символа связана
с «интеграцией коллективного сознания
в рамках единого смыслового пространства»
и с «предельной
Проблема цветового символизма является одной из центральных при изучении взаимосвязей между цветом и психикой. Происхождение цветового символа, его содержание, отношение к тем или иным явлениям и событиям в жизни людей, межкультурные различия в цветовой символике – вот одни из главных вопросов этой проблемы.
Количество цветовых символов
достаточно ограничено. Наиболее часто
в этом качестве используются так
называемые «основные цвета» или
цвета спектра, к которым, обычно,
относят белый, черный, красный, синий,
зеленый, желтый и фиолетовый. Этот
список может меняться в зависимости
от конкретной культуры. Попытки ввести
жесткие критерии, позволяющие отнести
тот или иной цвет к «основным»,
либо нет, не увенчались успехом. Содержание
понятия «основной цвет» далеко
не однозначно. Впервые непрерывный
спектр на семь цветов разбил Исаак
Ньютон. Это разбиение условно
и во многом случайно. Скорее всего,
Ньютон находился под действием
европейской нумерологии и
Практика художников наглядно показывала, что очень многие цвета и оттенки можно получить смешением небольшого количества красок. Стремление натурфилософов найти «первоосновы» всего на свете, анализируя явления природы, всё разложить «на элементы», привело к выделению «основных цветов», в качестве которых не сразу выбрали красный, зелёный и синий.
Итак, можно выделить три основных типа цветовой символики. Цвет сам по себе (т.е. изолированно от других цветов и форм) представляет собой первый тип цветового символа, отличающийся многозначностью и противоречивостью. Вторым типом цветового символа является цветовое сочетание, содержащее два и большее число цветов, составляющих символическое целое, смысл которого не сводится к сумме значений отдельно взятых цветов. Соединение цвета и формы представляет собой третий тип цветового символа – символика цветных форм, причем, как абстрактных геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник), так и конкретных физических предметов, например, символика драгоценных камней.
Кроме наглядно-чувственных, визуальных форм цветового символа, существуют и языковые, речевые – «цветовые метафоры». Они широко используются в бытовой и литературной речи, и стали неотъемлемым компонентом современных языков, причем, многие из них возникли сравнительно недавно (например, «синий чулок»).
Цветовая символика имеет древнейшее происхождение, возникнув в те времена, когда человек научился добывать, и использовать природные краски. С тех пор цветовой символизм прошел большой путь.
С момента своего возникновения цветовой символизм самым тесным образом был связан с магией и религией. Цвет рассматривался как атрибут магических, сакральных, божественных сил, а в определенных случаях и как само божество.
В наскальной живописи первобытных народов чаще всего встречаются три цвета – белый, черный и красный, что позволяет сделать вывод об особой роли этих цветов в жизни древних людей. Как подчеркивают различные исследователи, преобладание этих красок нельзя объяснить, например, легкостью их добычи. Ведущее значение этих трех цветов подтверждается изучением магических обрядов первобытных народов современности, живущих в Африке, Южной Америке и т.д. Особая заслуга здесь принадлежит английскому этнографу В.Тернеру (1983), собравшему большой фактический материал по «цветовой классификации» у первобытных народов, в частности, африканского племени Ндембу, которые связывают эти цвета с тремя реками (сущностями) одного Бога, который ими представлен. В палитре первобытных людей присутствуют и другие цвета. В частности, синий и желтый. Но эти цвета не являются «самостоятельными». Желтый «тяготеет» (в символическом плане) к белому, а синий – к черному.
Принципиальное сходство цветовой символики у первобытных народов различных частей света позволяет трактовать цветовую триаду как архетип человека. Для первобытного человека три «основных» цвета – не просто различия в зрительном восприятии различных частей спектра, а сокращенное или концентрированное обозначение больших областей его психобиологического опыта, затрагивающее как разум, так и все органы чувств, и связанное с первичными групповыми отношениями. Поскольку этот опыт имеет своим источником саму природу человека, он является всеобщим для всех людей как представителей человеческого рода. Поэтому символический смысл цветовой триады является принципиально схожим в самых различных культурах.
В Индии и Китае с древности и по сегодняшний день существуют развитые системы цветовой символики. Учения о цветах считаются эзотерическими и в полном объеме передаются только посвященным. Отдельные фрагменты этих учений содержатся в дошедших до нас памятниках философской и религиозной литературы. Цветовая триада занимает ведущее место в этих учениях, а символические значения цветов во многом схожи с теми, что отмечаются в первобытных культурах.
Во многом сходный характер цветовой символики мы встречаем и у древних народов Ближнего Востока, Центральной Азии и Египта. Одним из самых распространенных культов у народов, живших на этих территориях, был культ солнца, света, а также наиболее близкого подобия солнца – огня (зороастризм). Как и в Древней Индии, солнце почиталось верховным божеством, источником жизни и блага. Поэтому отношение к тому или иному цвету зависело от того, насколько он был «солнечным» – светлым и ярким. Цветами, в наибольшей степени похожими на солнечный свет были белый и золотой (желтый). Поэтому эти цвета считались божественными. Они были цветами богов, священных животных, жрецов и так далее. Священным цветом почитался и красный.
В эпоху античности формируется
иное отношение к цвету. Наряду с
сохраняющимся отношением к цвету,
как религиозно-мистическому, магическому
символу, возникает также и
После античной эпохи во времена средневековья в Европе цвет снова вернул себе позиции символа мистических сил и явлений, что особенно характерно для раннего христианства. Наиболее существенное отличие «языческого» периода цветовой символики от «христианского» заключается, прежде всего, в том, что свет и цвет окончательно перестают отождествляться с Богом, мистическими силами, а становятся их атрибутами, качествами и знаками. Продолжало существовать и отношение к цвету, как магическому средству. Это касается, прежде всего, средневековой алхимии.
В странах Ислама цветовой
символизм достигает
С началом эпохи первых
буржуазных революций, реформации, становления
капиталистической формы
Информация о работе Символика цвета и её функции в романе Ж.-К.Гюисманса «Наоборот»