Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 12:19, дипломная работа
Целью данного исследования является рассмотрение и определение значения цветовых символов в романе Ж.-К. Гюисманса «Наоборот».
Исходя из цели и предмета исследования, можно выделить следующие задачи:
определить особенности символа и символики цвета в художественных произведениях;
определить художественные особенности романа «Наоборот» Ж.-К. Гюисманса;
рассмотреть цветовую символику и ее роль в романе Ж.-К.Гюисманса «Наоборот».
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Эстетические особенности творчества Ж.-К. Гюисманса
1.1. Соединение различных эстетических тенденций в творчестве
Гюисманса…………………………………………………………………………8
1.2. Символика цвета в различных теориях……………………………………21
Глава 2. Значение символики цвета в романе Ж.-К. Гюисманса «Наоборот»
2.1. Художественные особенности романа «Наоборот»………………………35
2.2. Роль символики цвета в создании образа дез Эссента
(портрет, дом героя)……………………………………………………………..42
Заключение……………………………………………………………………….55
Список используемой литературы……………………………………………...58
Помимо книг, дез Эссент, как истинный ценитель искусства и искусственного, восхищался некоторыми художниками. Среди них Гюстав Моро с его порочной «Саломеей», около которой дез Эссент мог простаивать часами, Ян Луикен, который был по-своему мрачен и жесток, Бреден с его фантастическими пейзажами, Одилон Редон, картины которого и вовсе походили на бред сумасшедшего. Глядя на вышеперечисленные полотна, дез Эссент чувствовал запахи, слышал звуки и полностью переносился в мир, изображённый на картинах.
Если говорить о музыке, то главный герой предпочитал лишь средневековую, монастырскую, и не испытывал к ней той страсти, как литературе или живописи. Но всё же среди прочих выделял Вагнера, Бетховена, Шумана и Шуберта, сочинения которых действовали на него, как тревожные стихотворения Эдгара По.
Дез Эссент многие годы целенаправленно
занимался наукой запахов, которая
опять же привлекала его в первую
очередь своей
Из еды и напитков дез Эссент тоже пытался создать произведения искусства. Ряд бочонков со всевозможными сортами вина он назвал «губным органом». Каждый сорт вина ассоциировался у героя с определённым музыкальным инструментом (сухой кюрасао – кларнет, кюммель – гобой, ликёры – флейта, вишнёвка – труба, джин и виски – тромбон, водка – скрипка, анисовая настойка – виолончель, перцовка – арфа), и, пробуя напитки, смешивая их, дез Эссент будто бы исполнял «внутреннюю симфонию, добивался тождества между вкусовым и звуковым ощущением» [Гюисманс 1990, с. 14].
Объединяет все изыски и предпочтения дез Эссента одно – во всём – в музыке, в литературе, живописи, напитках, ароматах и еде присутствует великое множество оттенков цвета: «Дез Эссент издавна прекрасно разбирался в оттенках, подлинных и мнимых» [Гюисманс, 1990, с.3].
Вообще, каждый цвет определенным образом воздействует на человека. Действие цветов обусловлено, с одной стороны, непосредственным физиологическим влиянием их на организм, а с другой – ассоциациями, которые цвета вызывают на основе предшествовавшего опыта. Некоторые цвета возбуждают, другие, напротив, успокаивают нервную систему.
Известно, что цвета имеют язык, т.е. каждый из них есть символ какой-нибудь идеи или чувства. В жизни дез Эссента всё было подчинено этому принципу соответствий.
Цветовая символика в интерьере дома дез Эссента.
«Интерьер – это состояние души», - любил говорить граф Робер де Монтескью – прототип главного героя романа «Наоборот» [Вайнштейн 2000, с. 57]. Каждое свое жилище граф обустраивал как особое эстетическое пространство, подчиненное авторской концепции.
Одну из комнат в своем жилище граф посвятил мистике: одно время он серьезно увлекался спиритизмом и свято верил в возможность общения с умершими. В оформлении были задействованы предметы из церковной утвари, дубовая скамья для хора и даже колокол. Именно эта комната почти буквально описана в «Наоборот» Гюисманса, превратившись в кабинет дез Эссента. Потолок там затянут небесно-голубой тканью, предназначенной для церковных одеяний, подставкой для книг служит аналой – старинный кованый пюпитр, шторы сшиты из кусков епитрахили: «Ее тусклое, словно закопченное, золото угасало на мертвой ржавчине шелка. Наконец, на камине, с занавеской также из стихаря роскошной флорентийской парчи, между двух византийского стиля позолоченных медных потиров из бьеврского Аббатства-в-Лесах, находилась великолепная трехчастная церковная риза, преискусно сработанная» [Гюисманс 1990, с.5]. Аналогичным образом предметы церковного антуража фигурируют в спальне дез Эссента, стилизованной под монастырскую келью, где в качестве ночного столика используется старая скамеечка для молитвы и горят церковные восковые свечи. Разумеется, вся эта атрибутика выступает не столько как объект религиозных размышлений, сколько как декоративный прием, повод для эстетского созерцания.
Всё пространство дома можно условно разделить на будуар, гостиную, кабинет, столовую и остальные комнаты.
Детали будуара:
– тёплая ванна густого алого цвета;
Итак, как мы видим, в интерьере будуара преобладают оттенки красного (красноватый, розовый, алый).
Красный цвет издавна считался цветом страсти, крови, огня, любви. Красный – это мужское начало, цвет жизни, войны, энергии, агрессии, опасности, революции, импульса, эмоций, радости, праздничности, жизненной силы, здоровья, молодости. В символизме присутствует и негативный аспект – красный цвет иногда связывают со злом, особенно в египетской мифологии, где красный был цветом бога Сета и змееподобного бога Хаоса – Эпепа. В кельтской традиции смерть выглядит как красный всадник. Красный, как цвет возбуждения, также связан со сферой сексуальных отношений, например, с фаллическим культом Приапа в Древней Греции и с «блудницей в багряном» в проституции. Красное на белом может символизировать пролитую кровь и смертельную бледность. В первобытных ритуалах охра (красная минеральная краска) использовалась, чтобы «вписать жизнь» в мёртвых. Красный цвет также традиционно связан с оккультизмом и является основным цветом гадальных карт таро. В алхимии красный символизирует серу и очищающий огонь.
Таким образом, можно сделать вывод, что дез Эссент не случайно основным цветом для оформления своего будуара сделал красный цвет. Это связано прежде всего с тем, что данная комната первоначально служила ему для любовных игр и утех с женщинами, которых дез Эссент принимал у себя, этот цвет будоражил его кровь и вызывал внутреннее возбуждение: «В прежние времена он, когда принимал у себя женщин, устроил будуар по-особому…» [Гюисманс 1990, с.4].
Действительно, красный будуар
только усиливал страсть и возбуждение.
«Алый свет словно омолаживал кожу,
поблекшую от свинцовых белил
и увядшую от ночных излишеств, однако
усладами света дез Эссент не ограничился,
а устроил себе в этих возбуждавших
истому покоях еще совершенно особое
наслаждение, которое усилили, даже
обострили воспоминания о былых,
полузабытых переживаниях» [
Теперь перейдём к анализу символики цвета гостиной.
«Еще в те времена, когда дез Эссенту хотелось казаться оригинальным, он причудливо и пышно обставил гостиную, устроив в ней всякие укромные уголки, устланные разноцветными коврами: их цвета были разными <здесь и далее курсив мой. - М. С.>, но вместе с тем в них проступало неуловимое сходство, смутное соответствие оттенков — сочетание светлого с темным, изысканного с грубым, на манер его любимых латинских и французских книг. И он забирался в один из этих уголков, в тот, цвета которого словно бы передавали суть книги, которую в данный момент ему вздумалось взять в руки» [Гюисманс 1990, с.3].
Как мы видим, в описании гостиной не присутствует никаких конкретных оттенков цвета. Но, тем не менее, стоит отметить, что цветовая гамма данной комнаты была не однотонной, а разноцветной, что говорит о быстрой смене настроений главного героя и о его душевной неустойчивости.
Занимательно описание столовой дез Эссента, которую он обставил по случаю «поминок по скоропостижно скончавшейся мужественности»: «стены затянули черным, дверь распахнули в сад, по этому случаю также преображенный: аллеи были посыпаны углем, небольшой водоем окаймлен базальтом и наполнен черными чернилами, цветник уставлен туей и хвоей. Ужин подали на черной скатерти, на столе стояли корзины с темными фиалками и скабиозами, горели зеленым огнем канделябры, мерцали свечи в подсвечниках… Из тарелок с черной каймой гости ели черепаховый суп, русский черный хлеб, турецкие маслины, черную икру, зернистую и паюсную, копченые франкфуртские колбаски, дичь под соусом цвета лакрицы и гуталина, трюфеля, ароматные шоколадные кремы, пудинги, виноградное варенье, чернику, чернослив и черешню. Пили из бокалов дымчатого хрусталя лиманское, тенедосское, русильон, валь-де-пеньяс и портвейн, а после кофе с ореховым ликером потягивали квас, портер и темное пиво» [Гюисманс 1990,с.4].
Во всех деталях обстановки столовой, в блюдах, посуде и напитках присутствуют лишь тёмные, траурные цвета.
Выбирая самую оптимальную гамму для своего будущего дома, дез Эссент перебрал практически все возможные оттенки: синий, переходящий в зелёный, тёмно-синий, кобальт, индиго,чёрный, голубой, серый, светло- синий, нежно-голубой, бирюзовый, жемчужно- серый, грязно- белый, коричневый, тёмно- зелёный, малахитовый, хвойный, ярко- и светло- зелёные цвета – павлиний глаз, гуммилак (смолистое вещество красного цвета), киноварь (ртутный минерал, имеет красивую алую окраску, на свежем сколе напоминает пятна крови), розовые тона – лососина, чайная роза, фиолетовый. Все эти цвета и оттенки дез Эссент отсеял в процессе выбора, отдав предпочтение лишь трём цветам: «Итак, оставались лишь три цвета: красный, желтый, оранжевый».
Оранжевый цвет.
«…люди болезненные и истерики – их чувственный аппетит просит острого, пряного, и они в своих перевозбуждении и немощи все, как один, любят именно этот раздражающий, бьющий по нервам и полный призрачного блеска оранжевый цвет» [Гюисманс 1990, с.5].
Оранжевый – любимый цвет людей, обладающих интуицией, и страстных мечтателей. В геральдике этот цвет означает также лицемерие и притворство. Оранжевый цвет означает святость и здоровье. По свойствам этот цвет символизирует энергию, радость, теплоту, смелость, а по качеству – это излучающий, сухой, теплый, взволнованный. Он связан с медициной, способен не только помочь восстановить силы, вызвать прилив жизненной энергии, но и укрепить волю. В астрологии – это цвет cолнца. Непосредственно этот цвет связан с цветом тепла. В буддистских и других восточных верованиях шафраново-оранжевые одеяния служителей культа или монахов символизируют отречение и смирение во имя одновременного сочетания в себе функций обоих полов.
В тантре усматривается в
оранжевом энергетическом центре способность
вознесения к чистому искусству.
Здесь же появляется и возможность
освобождения от таких пороков, как
страсть, похоть, жадность, ревность и
так далее. Каббала придает оранжевому
цвету фигуральный смысл лоска,
блеска и глянца. Вообще же, оранжевый
цвет символизирует и часто
Оранжевый цвет – это активная интенсификация самораскрытия и установления контактов с окружающими. Влечение к стихийным действиям. Тяготение к неосознаваемым сладострастно-радостным впечатлениям.
Таким образом, выбор главного героя романа «Наоборот» был не случайным. Дез Эссент любил роскошь, и оранжевый как нельзя лучше подходит для выражения роскоши. Так же он любил и удовольствия, которые вызывают возбуждение. Дез Эссент был склонен к переживаниям из-за его не очень счастливого детства: «Детство последнего из дез Эссентов было мрачным. Родители занимались мальчиком мало. Он читал или мечтал, до ночи упиваясь одиночеством» [Гюисманс 1990, с.1]. И поэтому он так же выбирает оранжевый цвет. Ну и, конечно же, внутреннее влечение к «сладострастно-радостным впечатлениям» дало о себе знать.
Информация о работе Символика цвета и её функции в романе Ж.-К.Гюисманса «Наоборот»