Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 12:19, дипломная работа
Целью данного исследования является рассмотрение и определение значения цветовых символов в романе Ж.-К. Гюисманса «Наоборот».
Исходя из цели и предмета исследования, можно выделить следующие задачи:
определить особенности символа и символики цвета в художественных произведениях;
определить художественные особенности романа «Наоборот» Ж.-К. Гюисманса;
рассмотреть цветовую символику и ее роль в романе Ж.-К.Гюисманса «Наоборот».
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Эстетические особенности творчества Ж.-К. Гюисманса
1.1. Соединение различных эстетических тенденций в творчестве
Гюисманса…………………………………………………………………………8
1.2. Символика цвета в различных теориях……………………………………21
Глава 2. Значение символики цвета в романе Ж.-К. Гюисманса «Наоборот»
2.1. Художественные особенности романа «Наоборот»………………………35
2.2. Роль символики цвета в создании образа дез Эссента
(портрет, дом героя)……………………………………………………………..42
Заключение……………………………………………………………………….55
Список используемой литературы……………………………………………...58
Дез Эссент выбрал оранжевый, подтвердив тем самым теорию, которую всегда считал математически точной: художественные натуры связаны с цветом, любимым и, выделяемым ими.
Следующий цвет – красный.
«Оранжевый может вспыхнуть и зачастую переходит в рыжий, в огненно-красный» [Гюисманс 1990, с.5].
Действительно, красный – цвет «импульса, эмоций, страсти и любви», но это также и цвет «радости, праздничности, жизненной силы, здоровья, физической силы и молодости». Во время страстной молодости у дез Эссента всё это было, когда же он решил уйти от общества и насладиться одиночеством, он наполнил интерьер своего дома в Фонтенее оттенками красного, возможно, в память о бурном прошлом.
И, наконец, жёлтый цвет.
«А, в частности, любители поволочиться за дамами и вообще люди полнокровные, сановники, здоровяки, которые презирают половинчатость, мимолетность и бросаются во все очертя голову, они обожают и ярко-желтые, и кричаще-красные, карминные, и зеленый хромовый. Эти цвета ослепляют и опьяняют их» [Гюисманс 1990, с.5].
Д. Тресиддер определяет
жёлтый цвет как наиболее противоречивый
из всех основных цветов по своей символике
– от позитивного до негативного,
в зависимости от контекста и
оттенка. Теплые желтые тона разделяют
солнечную символику золота. В
Китае желтый цвет был символом царственности,
достоинства и центра, а также
оптимистическим свадебным
Следующий объект для анализа – это кабинет дез Эссента.
Основные цвета, которые
Жан выбрал для интерьера своего
рабочего места – это оттенки
синего и оранжевого: «часть полок
в его сине-оранжевом кабинете…
М. Люшер отмечает, что
потребность в синем цвете
повышается при усталости и заболевании
(как уже упоминалось ранее, дез
Эссент находился в состоянии
душевного расстройства). Также тёмно-синий
цвет символизирует «ум». Если тёмно-синий
становится на последнее место (а
в нашем случае этот действительно
так, дез Эссент сначала обработал
стены кабинета, затянув их марокканской
кожей, и только после этого занялся
обработкой плинтусов и потолка),
то можно говорить о неудовлетворённости,
потребности в покое и
М. Люшер также выделяет в символике синего цвета и такой аспект, как первичное материнское начало, единение, верность и доверие, любовь и самоотдача [Люшер 1996, с. 79]. Дез Эссент добавляет в свой кричащий оранжевый кабинет маленькую деталь – тёмно-синие плинтуса, как маленькую частичку любви и материнского тепла, которых ему так не хватало в детстве.
Если обратиться к словарю Тресиддера, то для него синий – цвет меланхолии, которая тоже была свойственна дез Эссенту.
Таким образом, мы описали основные цвета, которым дез Эссент уделяет наибольшее внимание: красный, синий, оранжевый, жёлтый. И выявили характеристики личности главного героя, о которых говорит его выбор цветов. Это – замкнутость, неуравновешенность, одиночество, влечение к удовольствиям, желание иметь друга и жить нормальной, спокойной, счастливой жизнью.
Заключение
В результате исследования мы пришли к выводу, что роман «Наоборот» является знаковым и одним из наиболее противоречивых и интересных произведений Ж.-К. Гюисманса. Более того, этот роман является кульминационным в творчестве писателя, так как вбирает в себя все стороны его мироощущения.
Своим произведением Гюисманс одним из первых во французской литературе делает попытку разрушить классическую форму романа: в нем отсутствуют сюжет, интрига в традиционном понимании (все сведения о дез Эссенте, немногочисленные события его жизни вынесены в предисловие), герой (поскольку под героем всегда подразумевалось лицо действующее), нарушаются причинно-следственные связи. Размышления дез Эссента о современных литературе и живописи (Флобере, Готье, бр.Гонкурах, Золя, Верлене, Малларме, Редоне, Моро и др.) имеют характер вставных критических эссе или искусствоведческих трактатов. Гюисмансу в значительной степени удалось воплотить в реальность мечту героя «Наоборот» - написать роман, сконцентрированный в одной-двух страницах, который «стал бы общностью мыслей писателя-мага и идеального читателя, духовным сотрудничеством ... наслаждением утонченных душ, доступным только им» [Ковалёва 1997, с. 39].
В ходе нашего исследования мы дали общее определение символа, опираясь на опыт учёных и литературоведов, которые работали в этой области, и пришли к выводу, что символ выступает, прежде всего, как некий предметный или словесный знак, характеризующий художественный образ с определённой стороны, и дающий представление о воспроизводимой художником действительности. Также мы выяснили, что функция символа связана с «интеграцией коллективного сознания в рамках единого смыслового пространства» и с «предельной индивидуализацией смысловых «миров». Диалогическая структура символа выполняет интегративную и индивидуализирующую функции.
Помимо самого текста романа мы обращались конкретно к символике цвета, так как именно она является главной темой нашего исследования. Проанализировав основные цветовые образы-символы романа «Наоборот», мы пришли к следующим выводам:
Красный цвет свидетельствует об эмоциональности дез Эссента (хотя внешне он был замкнут и нелюдим), о стремлении к счастливой, здоровой, гармоничной и радостной семейной жизни, о желании испытать прекрасное, но неведомое ему чувство любви.
Жёлтый цвет сообщает нам о смирении главного героя и отдалении его от суетного мира современного и противного ему общества.
И, наконец, синий цвет. Символика этого цвета связана с с чувством неудовлетворённости, потребности в покое и доверительной связи с другими людьми. Также синий цвет указывает нам на образованность главного героя, стремление его к меланхолии.
Таким образом, можно сказать, что символика цвета является очень важным аспектом анализа художественного произведения, она помогает дать характеристику внутреннего мира героя.
Если рассматривать в целом творчество Ж.- К. Гюисманса, то нужно отметить, что он создаёт новый тип романа, его книги – не романы, ни в старом, ни в новом смысле этого слова. В них нет старой романической фабулы, нет и нового импрессионизма. Роман «Наоборот», на наш взгляд, заслуживает наибольшего внимания, поскольку он представляет собой уникальное художественное произведение, вбирающее в себя не столько события, сколько ощущения и впечатления. Так же как дом дез Эссента в Фонтенее был похож на музейный экспонат, представляющий собой микромакет Земли, так и сам роман «Наоборот» является своеобразной квинтэссенцией искусства, где собраны воедино различные эстетические тенденции (натурализм, символизм, эстетизм, декаданс), а писатели и художники, вошедшие в эту «антологию», являются классиками, получившими всемирное признание. В целом, роман представляет собой последовательное развитие одной идеи: заменить грезой о действительности саму действительность.
Список используемой литературы:
Художественные произведения:
Статьи и монографии,
посвященные истории
Статьи и монографии, посвященные вопросам теории искусства и символике цвета:
Информация о работе Символика цвета и её функции в романе Ж.-К.Гюисманса «Наоборот»