Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 05:58, дипломная работа
Предмет исследования – ассортимент, качество и конкурентоспособность тортов реализуемых в торговой сети ООО «Бахетле».
Цель дипломной работы – проанализировать и исследовать потребительские свойства, ассортимент, показатели качества и конкурентоспособности тортов, реализуемых в ООО «Бахетле».
Для достижения цели были решены следующие задачи:
- рассмотрены теоретические аспекты исследования ассортимента, качества и конкурентоспособности тортов реализуемых в торговой сети;
- проанализированы ассортимент, оценку качества и конкурентоспособности тортов, реализуемых в торговой сети ООО «Бахетле»;
- проанализированы организацию сбыта тортов, реализуемых в торговой сети ООО «Бахетле».
Введение 3
1. Теоретические аспекты исследования ассортимента, качества и
конкурентоспособности тортов реализуемых в торговой сети 6
1.1. Состояние рынка мучных кондитерских изделий 6
1.2. Классификация, ассортимент и пищевая ценность тортов 16
1.3. Факторы, формирующие качество и конкурентоспособность тортов 23
2. Анализ ассортимента, оценка качества и конкурентоспособности тортов,
реализуемых в торговой сети ООО «Бахетле» 32
2.1. Анализ ассортимента тортов, реализуемых в торговой сети ООО «Бахетле» 32
2.2. Объекты и методы исследования тортов 38
2.3. Результаты исследования и их обсуждение 41
2.3.1. Анализ информации на маркировке 50
2.3.2. Оценка качества по органолептическим показателям 55
2.3.3. Оценка качества по физико-химическим показателям 56
2.4. Конкурентоспособность тортов, реализуемых в торговой сети
ООО «Бахетле» 59
3. Организация сбыта тортов, реализуемых в торговой сети ООО «Бахетле» 77
3.1. Общая экономическая характеристика ООО «Бахетле» 77
3.2. Организация сбыта тортов, реализуемых в ООО «Бахетле» 96
3.3. Пути повышения продаж и конкурентоспособности тортов реализуемых в
ООО «Бахетле» 105
Заключение 114
Список использованной литературы 117
Установка менее энергоемкого и более технологичного оборудования, дозировочных и фасовочных станций, новой карамельной линии роторного типа, станции приготовления начинок.
Максимальное
использование современных
Таким образом, с точки зрения стратегического управления цель фирмы - быстрый рост. Исходя из долгосрочных целей компании, существующую стратегию ООО «Бахетле» в общем случае можно определить как стратегию концентрированного роста, а именно стратегию усиления позиции на рынке (Market Penetration).
Для корректировки продуктового портфеля и выбора маркетинговой стратегии по отдельным товарным группам рассмотрим структуру продуктового портфеля и изменение продаж за последний период.
В общем виде продуктовый разрез портфеля 2010 г. ООО «Бахетле» представлен в табл. 3.3.1.
Таблица 3.3.1 - Продуктовый разрез кондитерского портфеля 2009 г. ООО «Бахетле»
Наименование | % от тоннажа | % от валовой прибыли |
Пирожные | 42,13 | 27,70 |
Печенье | 30,09 | 23,30 |
Конфеты | 14,40 | 20,80 |
Вафли | 8,02 | 11,10 |
Торты | 3,10 | 9,70 |
Мармелад | 0,70 | 2,70 |
Новогодние подарки | 0,40 | 0,80 |
Ирис | 0,10 | 0,08 |
В 2008 г. перед компанией был поставлен ряд задач, ход выполнения которых представлен в табл. 3.3.2.
Таблица 3.3.2 – Задачи ООО «Бахетле»
Показатель | Факт 2008 г. | План 2009 г. | Факт 2009 г. | |
изменение к уровню 2008 г., % | отклонение от плана 2009 г., % | |||
Увеличение объемов продаж на 10% относительно 2008 г., тонн | 13 423 | 14 800 | -2,60 | -11,65 |
Увеличение рентабельности продуктового портфеля, % | 20 | 23 | 15,59 | 0,43 |
Увеличение доли рынка г. Казани на 5% (с 46% до 51%), тонн | 4 771 | 5 010 | 3,24 | -1,69 |
Увеличение объемов продаж на территории РТ на 25%, тонн | 2 603 | 3 254 | 45,67 | 1,17 |
Увеличение объемов продаж по России и странам СНГ на 5%, тонн | 6 231 | 6 536 | -30,48 | -41,98 |
Основной объем производства ООО «Бахетле» составляют карамель и печенье. При этом объемы продаж по основным видам продукции в 2008 г. не только не достигли запланированных, но и упали относительно предыдущего периода (кроме карамели). Это привело к общему падению объема продаж. Причины отклонения результатов - как во внешних изменениях, так и во внутренней среде.
К внешним причинам относятся:
Экспансия украинской продукции на российский кондитерский рынок: 75% (172 тыс. тонн) - доля украинской продукции из всего импорта кондитерской продукции в России. Отпускные цены на 16-20% ниже уровня цен российских компаний.
Динамичность рынка кондитерских изделий. Потребление шоколадной продукции в 2008 г. увеличилось почти в 1,5 раза. За счет роста покупательной способности предпочтение отдано более дорогой и качественной продукции.
Высокая концентрация производителей кондитерских изделий на близлежащих территориях.
К внутренним причинам отклонения от плана можно отнести:
Недостаток оборотных средств, ведущий к задержке всех запланированных программ.
Негибкое реагирование на изменения предпочтений потребителей: не запущена программа по комбинированным роторам, предусматривающая оптимизацию производства фасованного и весового печенья.
Относительно
высокая себестоимость
Невысокий уровень дистрибуции.
Для
выработки стратегии
Таблица 3.3.3 - SWOT для ООО «Бахетле»
Возможности: 1. Выход на новые рынки или сегменты рынка. 2. Расширение производственной линии. | Угрозы: 1. Возможность появления новых конкурентов. 2. Возрастающее влияние на цены у покупателей и поставщиков. | |
Сильные стороны: 1. Более образованное, динамичное, гибкое и молодое руководство среднего звена. | ПОЛЕ «СИВ» Выход на новые рынки - репутация, гибкая ценовая политика, активная роль маркетинга, упаковка. Расширение производства - активная роль маркетинга, образованное руководство. | ПОЛЕ «СИУ» Появление новых конкурентов - гибкая ценовая политика, активная роль маркетинга, репутация, упаковка. Влияние на цены покупателями и поставщиками - гибкое руководство, ценовая политика. |
Слабые стороны: 1. Старое оборудование, большие объемы отходов. 2. Тесные производственные помещения, отсутствие единого | ПОЛЕ «СЛВ» Старое оборудование - расширение производственной линии. Тесные производственные помещения - вертикальная интеграция. Низкая прибыльность, дополнительные издержки - выход на новые рынки | ПОЛЕ «СЛУ» Конкурентное давление - старое оборудование, более низкая прибыль из-за высоких издержек. Влияние на цены покупателями и поставщиками - более низкая прибыльность из-за высоких |
Считается, что при выработке стратегии основное внимание нужно уделить полю «СИВ», так как оно дает возможность для развития. Сопоставление на поле «СИВ» возможности выхода на новые рынки с сильными сторонами фабрики создает благоприятные условия, прежде всего, в отношении перспективных, с разработанным брендом продуктов ООО «Бахетле». К этим продуктам необходимо применить активную атакующую стратегию, расширить производство и позиционироваться на новых ценовых сегментах.
На поле «СИУ» угрозы усиления конкурентного давления касаются, прежде всего, основных продуктов ООО «Бахетле» (тортов, пирожных). С учетом сильных сторон ООО «Бахетле» (гибкая ценовая политика, репутация, упаковка) маркетинговую стратегию для данных продуктов можно определить как оборонительную, так как необходимо учитывать также факторы, попавшие на поле «слабость и угроза».
Оборонительная стратегия сформулирована на основе результатов маркетинговых исследований в виде стратегий позиционирования основных кондитерских продуктов ООО «Бахетле» (печенье, торты, конфеты).
На поле «СЛВ» (слабость и возможность) данная комбинация факторов позволяет за счет появившейся возможности (расширения производственных мощностей вследствие выхода на новые рынки) устранить слабые стороны организации (старое оборудование, большие объемы отходов).
Также вследствие вертикальной интеграции можно ослабить влияние слабых сторон организации (тесные производственные помещения, отсутствие единого склада готовой продукции, дополнительные издержки по внутрифабричному транспорту, более низкая прибыльность из-за высоких издержек).
В SWOT-анализе необходимо не только вскрыть угрозы и возможности, но и попытаться оценить их с точки зрения того, сколь важным для фирмы является учет в стратегии своего поведения каждой из выявленных угроз и возможностей. Для такой оценки применяется метод позиционирования каждой конкретной возможности на матрице возможностей. Матрица возможностей для ООО «Бахетле» представлена в табл. 3.3.4.
Как видно, все три возможности фирмы имеют для нее большое значение и их надо обязательно использовать.
Таблица 3.3.4 - Матрица возможностей для ООО «Бахетле»
Сильное влияние | Умеренное влияние | Малое влияние | |
Высокая вероятность | Выход на новые рынки или сегменты рынка за счет брендированной продукции | Вертикальная интеграция | |
Средняя вероятность | Расширение производственной линии | ||
Низкая вероятность |
Похожая матрица составляется для оценки угроз. Сверху откладываются возможные последствия для фирмы, к которым может привести реализация угрозы. Сбоку откладывается вероятность того, что угроза будет реализована (табл. 3.3.5).
Таблица 3.3.5 – Оценка угроз ООО «Бахетле»
Разрушение | Критическое состояние | Тяжелое состояние | «Легкие ушибы» | |
Высокая вероятность | Возрастающее конкурентное давление | Возможность появления новых конкурентов | ||
Средняя вероятность | Возрастающее влияние на цены у покупателей и поставщиков | |||
Низкая вероятность |
Самая опасная угроза - возрастающее конкурентное давление - должна быть обязательно и немедленно устранена. Угроза появления новых конкурентов должна постоянно находиться в поле зрения руководства фирмы и устраняться в первостепенном порядке. Что касается возрастания влияния покупателей и поставщиков на цены, то этой угрозе можно уделить меньше внимания.
Применение в стратегическом планировании маркетинга современных методов анализа позволяет эффективно управлять продуктовым портфелем предприятия, вырабатывать соответствующие маркетинговые стратегии по продуктовым линиям для достижения целей организации в целом.
Таким образом, нами проведен анализ особенностей организации сбыта тортов, реализуемых в торговой сети ООО «Бахетле».
Проведенное исследование предложения тортов в ООО «Бахетле» позволяет сделать вывод о том, что предприятие предлагает широкий ассортимент тортов и других мучных кондитерских изделий, способный удовлетворить самый разнообразный вкус посетителей кафе-кондитерской: торты, пирожные, рулеты, пироги, кексы и др. (свыше 40 наименований). При этом основную массу предлагаемой продукции составляют торты (30,3 %).
Результаты
оценки конкурентоспособности