Ассортиментная политика торговой организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 22:59, курсовая работа

Описание

В работе представлены основные направления ассортиментной политики, порядок формирования ассортимента, факторы, влияющие на формирование ассортимента.

Содержание

Введение
1 Теория управления ассортиментом
2 Направления и факторы формирования ассортимента
3 Ассортиментная политика «Торгового дома «На Немиге»
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

Курсовая. Товароведение.docx

— 122.96 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………….

4

1 Теория управления ассортиментом………………………………………...

6

2 Направления и факторы  формирования ассортимента…………………...

22

3 Ассортиментная политика  «Торгового дома «На Немиге»………………

31

Заключение…………………………………………………………………….

44

Список использованных источников………………………………………

47

Приложение А Организационная структура управления ООО «Торговый дом «На Немиге»……………………………………………………………

49

Приложение Б Договор о поставках…………………………………………

50

Приложение В Ассортиментный перечень товаров для салона «Электротовары»……………………………………………………………

53

Приложение Г Структура  ассортимента салона «Электротовары» по производителям………………………………………………………………

54


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

       На современном рынке в условиях конкурентной борьбы на объёмы спроса потребителей, и, соответственно на успех экономической деятельности торговых предприятий существенно влияют свойства товаров, их качество, экологическая чистота, а также немаловажное значение имеют показатели ассортимента. В связи с этим работники торговли должны знать ассортимент товаров и поддерживать его на необходимом уровне.

      Рыночные отношения обусловили предъявление повышенных требований к формированию и рациональному управлению ассортиментом потребительских товаров, что служит одним из критериев конкурентоспособности фирм. Современный ассортимент потребительских товаров разнообразен и различается происхождением, назначением, условиями хранения различных видов товаров. Процесс насыщения потребительского рынка товарами и возрастание конкуренции требуют глубоких и всесторонних знаний его основ в разрезе различных аспектов торговой деятельности.

     На современном этапе развития экономики Республики Беларусь особую роль играют вопросы улучшения управления ассортиментом товаров народного потребления. Между тем в настоящее время эта проблема решается далеко не в полной мере. Предприятия промышленности недостаточно учитывают изменения спроса при формировании своих производственных программ, а торговля в сложившихся условиях не оказывает должного воздействия на промышленность по совершенствованию производимого ассортимента товаров.

      Важную роль в управлении ассортиментом играет ассортиментная политика предприятия. Наиболее важное значение она приобретает в нынешних условиях перехода к рыночной экономике. Как свидетельствует мировой опыт, лидерство в конкурентной борьбе получает тот, кто наиболее компетентен в ассортиментной политике, владеет методами её реализации и может максимально эффективно ею управлять.

     В свою очередь, руководство многих предприятий недостаточно представляет все преимущества эффективной ассортиментной политики, и поэтому одним из направлений экономического роста страны является привлечение внимания к данной проблеме.

     Следовательно,  выбранная тема курсовой работы  актуальна, так как при  правильном управлении ассортиментом и выборе ассортиментной политики торговое предприятие будет максимальным образом удовлетворяться спрос его потребителей и получать максимальную прибыль с наименьшими затратами.

    Объектом курсовой  работы является ассортимент  товаров, предметом – ассортиментная  политика, направления и факторы  формирования ассортимента.

     Целью работы является  изучение теоретических основ  управления ассортиментом товаров,  анализ его применения на практике, а также определение ассортиментной  политики «Торгового дома «На  Немиге».

     Цель работы предопределила постановку и необходимость решения следующих взаимосвязанных задач:

  • дать основные понятия управления ассортиментом в торговом предприятии;
  • определить основные направления формирования ассортимента и факторы на них влияющие;
  • проанализировать ассортиментную политику «Торгового дома «На Немиге», выявить её особенности;
  • внести рекомендации по повышению эффективности ассортиментной политики на данном торговом предприятии.

     В процессе решения  вышеперечисленных задач применялись  аналитический метод и метод  сравнительного анализа.

     Структурно курсовая  работа состоит из трёх глав. Первая глава посвящена теоретическому  обзору выбранной темы: раскрывается  сущность управления ассортиментом,  определены понятия ассортимента, формирования ассортимента, ассортиментной  политики. Во второй главе рассмотрены  направления формирования ассортимента, а также факторы, которые на  это влияют. В третьей главе  проведён анализ ассортиментной  политики «Торгового дома «На  Немиге»: изучены работа с поставщиками, особенности формирования ассортимента.

     В курсовой работе  был использован ряд пособий  отечественных и зарубежных авторов,  а также различные электронные  источники.

     В основу написания  теоретической части данной работы, касающейся вопросов управления  ассортиментом, ассортиментной политики, направлений формирования ассортимента  была положена информация,  взятая  из учебника М.А. Николаевой  «Товароведение потребительских  товаров», Л.П. Дашкова « Коммерция  и технология торговли», Н.И.  Ильина «Товароведение хозяйственных  товаров», И.Л. Акулича «Маркетинг», А. Г. Роминой «Коммерческая деятельность». При написании практической части была использована информация и документы, полученные на предприятии, а также следующая литература: С.Н. Виноградова «Организация торговли», В.Снегирёва «Розничный магазин. Управление ассортиментом по товарным категориям».

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Теория управления  ассортиментом товаров

 

    Ассортимент товаров рассматривается во взаимосвязи с личными и общественными потребностями населения. До настоящего времени не сформировалось единого определения категории «ассортимент товаров». В источниках (в том числе учебных) можно встретить разное определение этого понятия. Некоторые авторы рассматривают ассортимент как номенклатуру или перечень товаров, другие — как их подбор или набор, третьи — как их совокупность. [1, с. 58]

    Так, в учебнике  М.А. Николаевой ассортимент представляет  набор товаров, формируемый по  определённым признакам и удовлетворяющий  разнообразные, аналогичные и  индивидуальные потребности. [2, с. 51]

    С точки зрения  маркетологов, ассортимент товаров – это совокупность всех ассортиментных групп товаров, изготовляемых фирмой. [3, с. 153]

    Учитывая огромное многообразие товаров, более правильным будет рассмотрение ассортимента товаров как совокупности. Важно также подчеркнуть, что эта совокупность целенаправленно сформирована, и в ней товары находятся в сложных взаимосвязях и соотношениях, т.е. представляют определенную систему. Кроме того, важно уяснить, что ассортимент товаров существует не вообще, а только конкретно. Нет вообще ассортимента безотносительно к объекту рассмотрения. Конкретность определяет тот или иной признак, указывающий на то, какой ассортимент рассматривается (на уровне общества или отдельного торгового предприятия). Таким образом, логично дать следующее определение ассортимента товаров. Ассортимент товаров — совокупность товаров, образующих систему в соответствии с каким-либо признаком. [1, с. 59]

   Ассортименту товаров присущи различные свойства.

   Свойство ассортимента - это особенность ассортимента, проявляющаяся при его формировании и реализации.

    Выделяют следующие свойства: широта, полнота, устойчивость, новизна, структура, ассортиментный минимум, рациональность, гармоничность. [2, с. 56-64]

    Все вышеперечисленные  свойства ассортимента учитываются  при его управлении. Управление ассортиментом товаров выступает как необходимое условие деятельности человека по формированию состава и структуры материальных благ в соответствии с потребностями и спросом населения.

   Существуют различные  определения управления ассортиментом,  отражающие суть этого понятия.

   Управление ассортиментом  – деятельность, направленная на  достижение требований рациональности  ассортимента. [2, с. 64]

   Управление ассортиментом  – разработка и применение  мер, направленных на формирование  оптимальной структуры ассортимента  товаров, наиболее полно соответствующей  потребностям населения и потребительскому  спросу. [4, с. 83]

    В маркетинге  управлять товарным ассортиментом  – значит постоянно предлагать  рынку такой ассортимент товаров,  который удовлетворяет покупателей  с точки зрения его широты, глубины, насыщенности, гармоничности.  [21, с. 25]

    На уровне общества в целом управление ассортиментом товаров осуществляется через определение приоритетов развития их производства и социальной политики; разработку нормативных актов в области хозяйственных отношений, определяющих формирование ассортимента; выявление рациональных норм потребления, минимального потребительского бюджета; регулирование экспорта и импорта.

    В сферах производства и торговли управление ассортиментом базируется на изучении, измерении и прогнозировании потребностей и спроса населения, формировании ассортимента товаров с учётом его оптимизации на основе использования достижений научно-технического прогресса. [1, с.68]

Управление ассортиментом  основывается на том, что спрос покупателей  и номенклатура товаров находятся  в тесной взаимосвязи: изменения в спросе сопровождаются изменениями в ассортименте товаров и отражаются на его сбалансированности. Поэтому целью управления ассортиментом является обеспечение устойчивого и своевременного предложения высококачественных товаров покупателям и эффективная работа организации.

Для эффективного управления ассортиментом товаров в организациях торговли необходимо:

  • наличие информационно-компьютерной системы, обеспечивающей коммерческих работников необходимой информацией для принятия своевременных управленческих решений;
  • систематическое изучение спроса покупателей и конъюнктуры торговли для оперативного внесения коррективов в ассортимент реализуемых товаров;
  • определение потребности в товарах;
  • выявление потенциальных поставщиков товаров номенклатуры организации и возможность установления с ними взаимовыгодных хозяйственных связей по поставкам;
  • создание оптимальных товарных запасов, способствующих устойчивой и ритмичной реализации товаров.

    Управление ассортиментом товаров в организациях торговли представляет собой систему, в которую входят следующие подсистемы: планирование, организация, контроль.

Подсистема «Планирование» предполагает разработку ассортиментной политики, направленной на создание конкурентоспособного ассортимента торговой организации. В процессе планирования решаются задачи, связанные со сбором информации о выбранном сегменте рынка, потребителях, товарах и их потребительских свойствах, конкурентах, возможностях торговой организации.

Подсистема «Организация» рассматривается как совокупность процессов формирования и реализация товаров.

Совершенствование процессов  формирования и реализации ассортимента позволяет подсистеме выполнить главную функцию — достичь единства формирования ассортимента товаров и его реализации.

Подсистема организации  предусматривает:

  • установление эффективных хозяйственных связей с поставщиками товаров;
  • определение макро- и микроструктуры ассортимента товаров;
  • наблюдение за реализацией каждой группы, подгруппы и разновидности товаров;
  • оперативное реагирование на изменения в спросе населения.

Реализация подсистемы «Организация» позволяет определить соответствие сформированного ассортимента спросу населения, рентабельность ассортимента товаров.

   Подсистема «Контроль и регулирование ассортимента товаров» направлена на поддержание сбалансированности между спросом населения и предложением товаров в торговой организации.

    Контроль даёт возможность коммерческим работникам оценить правильность выбранной ассортиментной политики и при необходимости своевременно внести коррективы в стратегию формирования ассортимента организации. В ходе контроля за состоянием ассортимента товаров необходимо выявить:

Информация о работе Ассортиментная политика торговой организации