Ассортиментная политика торговой организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 22:59, курсовая работа

Описание

В работе представлены основные направления ассортиментной политики, порядок формирования ассортимента, факторы, влияющие на формирование ассортимента.

Содержание

Введение
1 Теория управления ассортиментом
2 Направления и факторы формирования ассортимента
3 Ассортиментная политика «Торгового дома «На Немиге»
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

Курсовая. Товароведение.docx

— 122.96 Кб (Скачать документ)

Специализация торговой организации относится к наиболее значимым факторам формирования ассортимента товаров. Она определяется при создании или лицензировании, или аттестации организации. Руководство организации принимает решение о специализации, от которой зависит ее последующая деятельность, в том числе и формирование торгового ассортимента.

В период перехода к рыночным отношениям многие торговые организации, испытывая большие финансовые трудности, вносили изменения в свою ассортиментную политику путем включения в торговый ассортимент несвойственных товаров, не меняя при этом своего профиля. Многие специализированные магазины стали перепрофилироваться в магазины со смешанным ассортиментом. Однако, как показал опыт последних лет, большого успеха многим из них это не принесло. На современном этапе наблюдается тенденция возврата к специализации торговых организаций и формированию соответствующего ассортимента.

Каналы распределения товаров также имеют значение при формировании торгового ассортимента. Отлаженная система поставок через приемлемые для торговли каналы распределения, ритмичность доставки в нужные сроки и в необходимом объеме облегчают работу по формированию торгового ассортимента, обеспечивают предпочтение закупок товаров, для которых имеется налаженная система сбыта. Этим отличаются многие зарубежные или совместные фирмы, имеющие четко функционирующие каналы распределения товаров.

Методы стимулирования сбыта и формирования спроса, в частности рекламная поддержка товаров, в условиях насыщенного рынка также влияют на формирование торгового ассортимента. Это объясняется тем, что торговые организации освобождаются от дорогостоящих затрат на рекламу, за счет чего сокращаются издержки производства и возрастает прибыль.

Материально-техническая база торговой организации также может оказать определенное воздействие на формирование торгового ассортимента. Если у фирмы отсутствуют склады, обеспечивающие сохранность товаров в надлежащих условиях, или площади торгового зала для выкладки товаров сложного или развернутого ассортимента, то организация не должна и планировать формирование такого ассортимента. [2, с. 70-71]

Часто к факторам формирования ассортимента относят методы продажи, размещение и выкладку товаров в торговом зале, режим работы магазина.

Формирование ассортимента нельзя вести оторванно от зоны деятельности торговых предприятий, в зависимости от которой они подразделяются на:

  • предприятия, обслуживающие жилую зону в пределах пешеходной доступности. В городах пешеходная доступность принята в радиусе 0,5 км, в сельской местности — 2 км;
  • предприятия, обслуживающие город и сельский район в целом или его большие составные части в пределах общегородской (общерайонной) транспортной доступности.

Магазины «Товары повседневного  спроса», размещаясь преимущественно в жилой зоне, предназначены для снабжения населения основными продуктами и непродовольственными товарами повседневного спроса. Специализированные же магазины обслуживания население города, например, районного значения, должны иметь широкий внутригрупповой ассортимент, удовлетворяющий спрос населения во всем многообразии товаров — представителей той товарной группы, которую реализует данный специализированный магазин. [24, с. 160]

   Таким образом,  формирование ассортимента товаров  в магазинах с учётом перечисленных  выше основных факторов позволяет  обеспечить удовлетворение покупательского  спроса, повышение экономической  эффективности предприятия и  уровня торгового обслуживания  населения.

   Следует также  отметить, что указанные направления  формирования ассортимента товаров  действуют одновременно, имеют специфические  особенности для отдельных групп  и видов изделий. Они характеризуются  многогранным проявлением и превращают ассортимент в постоянно изменяющуюся систему товаров.

 

 

 

3 Ассортиментная политика «Торгового дома «На Немиге»

         

           «Торговый дом «На Немиге» - одно из самых крупных торговых предприятий в Республике Беларусь, успешно существующее на рынке розничной торговли.

     Предприятие  зарегистрировано 8 августа 1991 года  Государственным комитетом БССР  по внешним экономическим связям  как совместное советско-нидерландское  предприятие «РоденМинск», перед которым стояла основная задача - обеспечить высококачественными товарами всесторонне растущие потребности жителей города Минска и гостей столицы.                                     Участниками на момент создания являлись:

  • Мингорисполком;
  • Управление торговли Мингорисполкома;
  • Концерн «Белпроминвест»;
  • Фирма «Пианофортекс».

     14 мая 1993 года введён в эксплуатацию  универмаг "Торговый дом "На Немиге". 21 ноября 1996 года Министерство внешних экономических связей Республики Беларусь перерегистрировало предприятия под названием Белорусско-германское совместное предприятие «Торговый дом «На Немиге». 26 ноября 2004 года введены в эксплуатацию фирменные салоны по торговле технически сложными товарами: "Салон Телерадиотоваров" и "Салон Электротоваров". 29 июня 2006 года проведена государственная регистрация нового наименования предприятия - Общество с ограниченной ответственностью "Торговый дом "На Немиге".

      «Торговый дом «На Немиге» расположен в историческом и деловом центре города Минска по ул. Немига, 8. Возле него расположена остановка общественного транспорта (автобус, троллейбус) и станция метро «Немига».

       Режим работы магазина установлен таким образом, чтобы предоставить покупателю возможность в удобное для него время приобрести товар. Время работы предприятия: с 09-00 до 22-00 - с понедельника по субботу, 
без перерыва на обед; с 10-00 до  20-00 – в воскресенье, без перерыва на обед.

      «Торговый дом  «На Немиге» состоит из следующих  отделов: пешеходная платформа,  универсам и универмаг. Универмаг имеет торговую площадь 5500 м.кв. и включает такие секции как «Парфюмерия», «Одежда мужская», «Посуда из стекла и фарфора», «Канцтовары», «Товары для детей», «Товары для спорта и туризма», «Сувениры», «Трикотажные изделия «Серж», «Бельё мужское», «Верхний трикотаж, сорочки мужские», «Чулочно-носочные изделия», «Постельные принадлежности», «Обувь, бельё детские», «Галантерея», «Трикотаж женский верхний», «Ткани», «Ювелирные изделия, часы», «Одежда женская», «Бельё женское», «Корсетные изделия». Универсам площадью 1080 м.кв. состоит из отделов: «Продовольственные товары», «Кафетерий», «Кулинария». Пешеходная платформа включает салон «Телерадиотовары», салон «Электротовары», открытое мини-кафе, кафе «Встретимся на Немиге», салон обуви.

      В настоящее время  на предприятии работает 1135 человек.  Из них с высшим образованием  – 228, со средним специальным  образованием – 343. Всего обучается  175 человек, в том числе в  ВУЗах – 159, в колледжах –  16. Данная статистика свидетельствует  о достаточно высоком уровне  образования персонала. Средний  возраст работников предприятия  – 36 лет. Из всех работающих 957 женщин и 178 мужчин. Основными  требованиями, предъявляемыми к  кадрам, являются: наличие подготовки (образования) по соответствующей  должности, отсутствие вредных  привычек.

      Во главе организационной структуры управления предприятия стоит генеральный директор, которому в свою очередь подчиняются зам. генерального директора по торговле непродовольственными товарами, зам. генерального директора по торговле продовольственными товарами и общепитом,  а также заместители по идеологии, кадрам и соц. вопросам, строительству; главный бухгалтер [приложение А]. Данная структура управления характеризуется тем, что во главе каждого подразделения находится руководитель, наделённый всеми полномочиями и осуществляющий единоличное руководство подчиненными ему работниками. Функциональные подразделения находятся в подчинении директора. Свои решения они проводят в жизнь либо через директора, либо (в пределах своих полномочий) непосредственно через соответствующих руководителей.

     Трудовые отношения на предприятии регулируются коллективным договором, в котором предусмотрена повременно-премиальная форма оплаты труда для работников администрации, а для работников магазинов предусмотрена сдельно-премиальная.

     Режим работы персонала определяется правилами внутреннего трудового распорядка и общим режимом работы магазина. Графики выхода на работу разрабатываются заведующим секцией  исходя из годового фонда рабочего времени и на каждый месяц. Они согласовываются с профсоюзной организацией и доводятся до работника за две недели до их введения.

     В «Торговом доме «На Немиге» используется ленточный график. В этом случае предусматривается выход на работу группами в разные часы работы. В графике в обязательном порядке указываются фамилия, имя, отчество работника секции, его должность, количество выходных и отгулов.

     Целью предприятия является хозяйственная деятельность, направленная на получение прибыли для удовлетворения экономических и социальных интересов участников и работников предприятия.

     Предметом деятельности предприятия является осуществление хозяйственной и иных видов деятельности, не запрещенных законодательством РБ:

  • торговая и торгово-закупочная деятельность, включая оптовую, розничную и комиссионную торговлю отечественными и импортными товарами;
  • розничная торговля ювелирными изделиями из драгоценных металлов, драгоценных камней, жемчуга и янтаря;
  • рекламная деятельность;
  • организация общественного питания и бытовое обслуживание населения через сеть своих структурных подразделений.

     «Торговый дом «На Немиге» в своей деятельности руководствуется законодательством Республики Беларусь, в частности, законом Республики Беларусь " О предприятиях РБ", приказами и инструкциями Министерства торговли Республики Беларусь, Главного управления потребительского рынка Мингорисполкома, законом «О защите прав потребителей», а также Уставом, приказами и распоряжениями по предприятию. Закон Республики Беларусь "О торговле" определяет правовые основы осуществления торговли на территории РБ, государственного регулирования и контроля в области торговли и направлен на создание благоприятных условий для эффективного осуществления торговли в целях удовлетворения спроса, выполнения работ, оказания услуг. А также на предприятии действуют и должностные инструкции для персонала. Например, должностная инструкция продавца, в которой указывается общее положение, функции, должностные обязанности, права, ответственность.

     Одним из  приоритетных направлений деятельности  предприятия является проведение  ассортиментной политики. Главная  задача ассортиментной политики  «Торгового дома «На Немиге»  заключается в том, чтобы создать  максимально широкие возможности  выбора товаров, при соблюдении  обязательного условия: затраты  времени на совершение покупки  должны быть минимальными, а эффективность  торговой деятельности высокой.

     В области  формирования  ассортимента деятельность  «Торгового дома «На Немиге»  заключается в его развитии, комплексности  предложения населению, проведению  чёткой специализации для исключения  распыления ассортимента по многим  пунктам продаж и его концентрации, приближению товаров повседневного  спроса к потребителю, оперативном  обновлении ассортимента товаров.

    При изучении  стратегии потенциальных конкурентов  предприятие определило для себя  ассортиментную политику, которая  заключается в следующем:

  • сотрудничество в тесном контакте с промышленными предприятиями Республики Беларусь по формированию конкурентоспособного ассортимента;
  • гибкая политика в области ценообразования, дифференциальный подход к ценообразованию;
  • проведение сезонных и тематических распродаж со снижением торговых надбавок;
  • постоянное обеспечение размерно-ростовочной шкалы;
  • соответствие сезонности;
  • убеждение покупателей о доступности цен на товары в предприятии через средства массой информации.

    Общим фактором, влияющим на формирования ассортимента в «Торговом доме «На Немиге» является спрос. Чем больше тот или иной товар пользуется спросом, тем большее его количество представлено в ассортименте. Так, в салоне «Электротовары» в структуре ассортимента газовых плит преобладает марка «Gefest», так как она пользуются достаточно большим спросом у покупателей в силу высокого качества и приемлемой цены. Также при формировании ассортимента на предприятии учитывается спрос различных половозрастных категорий населения. Об этом свидетельствует большое количество секций и разнообразие их ассортимента, который ориентирован на детей, подростков, молодёжь, взрослых, людей пожилого возраста. Например, ассортимент секции «Игрушки» формируется под влиянием спроса детей и их родителей, которые при выборе той или игрушки руководствуются её эстетическими свойствами и безопасностью для ребёнка.

Информация о работе Ассортиментная политика торговой организации